Туризм как экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучения туристического рынка России и мира, для решения проблем возникающих в туристической деятельности, и влияющих на развитие экономики страны и мира.
Задачи:
• рассмотреть туризм, как экономическое явление;
• рассмотреть подходы к определению «туризм»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Туризм как экономическое явление 7
1.1 Подходы к определению понятия «туризм» 7
1.2 Взаимодействие экономики и туризма 9
1.3 Туризм как социально-экономическое явление 10
1.4 Экономическая эффективность туризма 14
Глава 2. Анализ индустрии туризма 17
2.1 Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития 17
2.2 Въездной и выездной туризм РФ. 20
2.3 Исследование Астраханского туристского рынка. 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития туризма в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

kursovaya_ekonomika.docx

— 559.40 Кб (Скачать файл)
    1. Туризм как социально-экономическое явление

Туризм является фундаментальной  основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка  как в качественном, так и в  количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. В  последнее время в туризме  возрастает роль деловых поездок, а  также путешествий лиц пенсионного  возраста. Размер и степень влияния  международного туризма в мире можно  оценить по следующим показателям. В 1950 г. число международных туристов в мире было всего 25 млн человек, в 2000 г. количество международных прибытий составило 698 млн чел., 2010г, число туристов в 2012 году составило 896 млн человек,  а поступления от международного туризма достигли 478 млрд долл., при этом около 60% путешествующих - люди, проводящие свой отпуск.

 По данным ВТО (Всемирной Туристской Организации), вклад туризма в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл. (данные 2010 г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве)1. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл. (Рис.1) Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

 Растущий уровень жизни  в развитых индустриальных странах  мира ведет к росту продолжительности  отпусков работников и достаточно  высокому уровню пенсионного  обеспечения, что также оказывает  значительное влияние на развитие  туризма.

Спрос на путешествия и  туризм определяется одновременно и  рыночными механизмами (спросом  на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и  их распределением), и экзогенными  переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и  путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму  спроса на туристскую деятельность.

Рис. 1 Экономические показатели мировой индустрии туризма

Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение  безопасности путешествий.

 К демографическим  и социальным изменениям относятся:  старение населения, более ранний  выход на пенсию с достаточным  пенсионным обеспечением, возрастающее  число одиноких взрослых, увеличение  числа работающих женщин, семей  с двумя работающими членами  семьи, тенденция к более поздним  бракам, рост числа бездетных  семей, увеличивающийся срок оплачиваемого  отпуска, лучшее понимание возможностей  путешествия и забота об окружающей  среде. Таким образом, изменения,  происходящие в демографической  структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.

 Измерением уровня  жизни и дифференциации доходов  населения занимаются многие  международные организации, в  том числе и Совет организации  экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР).

В практике туристской деятельности различают страны-поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как  правило, принимающие туристов.

С точки зрения фундаментальной  экономики туризм представляет собой  экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется  мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор  экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку  выступает каналом перераспределения  валового национального продукта между  странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах  новые рабочие места.

Современный туризм, как  экономическое явление имеет  индустриальную форму. И, как следствие  выступает в виде туристского  продукта и услуг, которые не могут  накапливаться и транспортироваться; создает новые рабочие места  и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором  ускоренного развития национальной экономики; выступает как механизм перераспределения национального  дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме; является мультипликатором роста национального дохода, занятости  и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения; характеризуется высоким  уровнем эффективности и быстрой  окупаемостью инвестиций; выступает  как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы; совместим  практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.

Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику  региона (или страны), в котором  он развивается. А так же на его  хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.

1.4 Экономическая эффективность туризма

Эффективность в общем  понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность  результата.

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат  которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Экономическая эффективность  туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

    • организации туризма в масштабах государства;
    • туристского обслуживания населения региона;
    • производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

Экономическая эффективность  туризма является составным элементом  общей эффективности общественного  труда и выражается определенными  критериями и показателями.

Под критерием следует  понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает  потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить  к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего  общества, поэтому его эффективность  следует оценивать исходя из степени  достижения целей общества.

В соответствии с теорией  оптимального функционирования экономики  эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций  общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать  глобальному критерию, "вытекать" из него.

Общий критерий эффективности  общественного производства заключается  в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности  туризма целесообразно рассматривать  с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и  показателей для разных уровней  управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев  эффективности.

Организационная структура  управления туризмом состоит из ряда звеньев:

    • системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
    • отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;
    • туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).

Поэтому проблему определения  народнохозяйственного критерия эффективности  туризма следует рассматривать  в трех аспектах:

    • на уровне общества (народного хозяйства в целом),
    • отрасли,
    • отдельной туристской фирмы.

Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности  туризма, необходимо показать, как общая  цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, называемый "дерево целей и критериев", где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью которой можно судить об успешности достижения цели.

Положительное влияние туризма  на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма  предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно  с другими отраслями народнохозяйственного  комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ индустрии  туризма

2.1  Современное состояние  мирового туристического рынка  и долгосрочные перспективы его  развития

За послевоенные годы международный  туризм приобрел широкие масштабы. Международные туристские связи  стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических  отношений. К настоящему времени  во многих странах сформировалась и  довольно стабильно развивается  индустрия туризма.

Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций  участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций выделяются туроператоры, занимающиеся производством  туристского продукта, а затем  реализующие его через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли.

Возникновение бизнеса туроператоров  связано с тем, что при увеличивающихся  возможностях предложения гостинично-ресторанного обслуживания, а также в связи  со строительством новых крупных  туристских и курортных центров  турист, купив тур? включающий только размещение и питание, не имеет возможности  отдохнуть полноценно. Очевидно, что  более значительные суммы денег  расходуются туристами на досугово- развлекательные мероприятия. Кроме  того, туристы не прочь заняться спортом, получить дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение организаций, предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в  сферу туристского обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным набором  услуг - одна из основных задач туристского  предпринимательства. В международном  туризме действует множество  туроператоров. В настоящее время  такие фирмы представлены на рынке  в виде мелких, средних предприятий, а также в виде крупных корпораций.          

В настоящее время наблюдается  активное проникновение капитала отдельных  компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка  Европы, предусматривающего свободное  движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок  процент иностранного участия в  туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив, французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание пускать  на свой рынок «чужих».

В настоящее время среднее  соотношение количества турагентств  к количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс. жителей - одно туристское бюро. Например, в  Великобритании этот показатель составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в  Бельгии - 1:10 тыс., в Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с одной стороны, достаточно широкая сеть турагенств делает рынок  туристских продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно жесткая, все же не принимает  слишком сложные формы.

Еще одной характерной  особенностью туристского рынка  на современном этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных  производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического объединения  большого числа предприятий.

 Примером концентрации  производства в туризме является  возникновение гостиничных цепей.  Образование гостиничных цепей  играет свою определенную роль, оно позволяет продвигать на  мировой рынок гостиничных услуг  высокие стандарты обслуживания, а также способствует поддержке  гостиничного обслуживания туристов. 

Большое количество международных  гостиничных цепей принадлежит  США. Например, цепи класса люкс: «Hyatt», «Hilton», «West Inn», и цепи среднего класса: «Holiday Inn», «Marriott», «Sheraton», «Ramada».

 Кроме американских  гостиничных цепей в мире известны  такие цепи, как «Ассог» (Франция), «Transthousc Fort» (Великобритания), «Club Meditrans»  (Франция), «Gionp Sol» (Испания).

 Концентрация производства  в туристской индустрии способствовала  применению электронно-вычислительной  техники и внедрению автоматизации  в управление. Сегодня автоматизированные  системы используются при бронировании  гостиничных номеров, авиационных  и железнодорожных билетов, прокате  автомобилей и других услуг,  необходимых во время путешествия.  Использование автоматизированных  систем управления привело к  снижению себестоимости за счет  сокращения административных и  управленческих расходов, а также  упрощения процедуры бронирования.

Информация о работе Туризм как экономическое явление