Туристские улуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Содержание работы

Ведение......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА………..5
1.1. Четыре этапа развития мирового туризма…………………………………..5
1.2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности…….15
1.2.1. Путешествие………………………………………………………………...15
1.2.2. Туризм……………………………………………………………………….17
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОЙ УСЛУГИ….……………………...19
2.1. Туристская услуга……………………………………………………………..19
2.1.1. Особенные свойства услуги как товара……………………………………21
2.1.2. Состав туристских услуг……………………………………………………23
2.2. Факторы, влияющие на развитие туризма…………………………………..26
2.3. Особенности туризма как объекта управления……………………………..36
Заключение…………………………………………………………………………4
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Ведение......................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ТУРИСТСКОГО  БИЗНЕСА………..5

1.1. Четыре этапа развития  мирового туризма…………………………………..5

1.2. Основные понятия  и определения туризма как  сферы деятельности…….15

1.2.1. Путешествие………………………………………………………………...15

1.2.2. Туризм……………………………………………………………………….17

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОЙ УСЛУГИ….……………………...19

2.1. Туристская услуга……………………………………………………………..19

2.1.1. Особенные свойства  услуги как товара……………………………………21

2.1.2. Состав туристских  услуг……………………………………………………23

2.2.  Факторы,  влияющие на развитие туризма…………………………………..26

2.3.  Особенности туризма как объекта управления……………………………..36

Заключение…………………………………………………………………………4

Список литературы…………………………………………………………………48  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Введение   

 Туризм является  одной из ведущих и наиболее  динамично развивающихся отраслей  мировой экономики. За быстрые  темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.   

 Как известно, данная  отрасль хозяйства является фундаментальной  основой многих развитых и  развивающихся стран мира. И по  данным все той же 
ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 1993 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.  

 Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.  

 В наши дни передвижение  людей в туристских целях охватило  все страны земного шара, и  благодаря этому контакты между  людьми из разных стран стали  повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.  

 Естественно, что  для высокой эффективности этого  вида бизнеса, его рентабельности  и прибыльности от занятых  в нем людей требуются ,прежде  всего, компетентность и глубокое  понимание международного туризма  в целом.  

 Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг.  

 И именно поэтому на рубеже веков вопросы о будущем туризма, о спросе на туристические услуги в третьем тысячелетии являются столь волнующими и актуальными. Кто он, турист ХХI века? Каковы его особенности? Каковы факторы и тенденции развития спроса на рынке туризма? И каковы же в целом особенности туризма грядущего тысячелетия?  

 Безусловно, эти вопросы волновали  и волнуют сейчас очень многих, и, конечно же, они не остались  без внимания. Они отражены в  различных исследованиях специалистов  и ученых-футурологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОГО  БИЗНЕСА.       

1.1. . Четыре этапа развития  мирового туризма.      

 Туризм (как национальный, так и международный) - продукт  длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат  в глубокой древности.

В истории развития туризма  различают четыре этапа:       

 • до начала XIX века - предыстория туризма;       

 • начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение  специализированных предприятий  по производству туристических  услуг;       

 • начало XX века - до начала  Второй мировой войны - начало  становления социального туризма;        

 • после второй  мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование  туристской индустрии как межотраслевого  комплекса по производству товаров  и услуг для туризма.

В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические  предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития. 

Рассмотрим кратко особенности  развития туризма на каждом этапе.

Первый этап - предыстория туризма.      

 Современный туризм - явление, с одной стороны,  так как массовым он стал  всего лишь после Второй мировой  войны; с другой стороны, туризм  имеет глубокие исторические  корни, ибо путешествия известны  человечеству с древнейших времен. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях.

В античные времена основными  мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение.

Для развития обмена и  торговых связей требовались достоверные  и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших  и прочных кораблях уходили в  открытое море финикийцы. Прокладывая  пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.      

 С целью изучения  новых территорий отправлялись  в далекие путешествия древнегреческие  ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи других стран  (Пифей - IV век до н.э.).      

 Можно сказать, что в Древней  Греции зародились и спортивные  поездки: ежегодно на Олимпийские  игры стекались тысячи спортсменов,  любителей спорта и почитателей  искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья.  К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместиться и отдохнуть атлеты и зрители.      

 Накопившиеся к  началу нашей эры географические  данные о различных странах  наиболее полно были изложены  Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168г. н.э.).      

 Большая подвижность  была характерна для населения  Древнего Рима. Зачастую для римлянина  из богатой семьи поездка в  Грецию была связана с необходимостью  пополнить свое образование. В  период расцвета Римской империи  путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха.       

 Еще в первом  века до нашей эры в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть  до Малой Азии и Галлии.      

 Огромная заслуга  в дальнейшем расширении познания  человеком окружающего мира принадлежит  также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее  известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и  других странах.      

 В средние века  усиливается религиозный фактор  путешествия - поклонение святыням  христианства и мусульманства.  Однако, несмотря на различные  цели походов, и путешествий,  все они объективно расширяли  географические познания человека. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с  крестовыми походами, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных.      

 Эпоха Ренессанса  и Просвещения  ослабевает,  религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители  привелигерованных  классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.      

 Однако, несмотря на  различные цели походов, и путешествий,  все они объективно расширяли  географические и научные познания  человека. Создавались предпосылки  для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.      

 Отличительными характерами  путешествий до середины XIX века  были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не  самоцелью, а необходимым условием  и средством к достижению собственно  цели, как то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе. "Маленький человек" оставался в стороне.

Второй этап - элитарный  туризм и зарождение массового туризма.      

 Важнейшую роль  в развитии туризма сыграли  революционные изменения в развитии  транспорта: изобретение парохода  Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом  в 1814г., совершенствование постовой  связи, сопровождавшееся расширением  сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.     

 Научно-технический  прогресс и социальная борьба  трудящихся, а также растущее  благосостояние общества обусловили  постепенное уменьшение рабочего  времени в пользу свободного (см. схему 1): введение гарантированных  неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).      

 Повышение качества  и надежности транспортных перевозок  в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для госте" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.      

 Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет  сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие  570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.      

 Интересно, что  Т.Кук преследовал при этом  скорее социальные, чем коммерческие  цели. Будучи председателем местного  союза трезвенников, он стремился  подобной акцией привлечь внимание  к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.      

 В Германии первое  бюро путешествий - "Райзебюро  Штанген" - было основано в Бреслау  в 1863г. Фирма имела тесные  контакты с пароходными компаниями  и в начале ХХ века активно  рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее, постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.      

Информация о работе Туристские улуги