Тенденция развития российского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

Задачи: - характеристика существующего состояния туризма в Российской федерации; - выявление главных конкурентных преимуществ и недостатков отрасли.
Основная гипотеза состоит в том, что России присущ потенциал для формирования конкурентоспособного туристского рынка. Эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, позволит сделать туризм доходной составляющей всей экономики России.

Файлы: 1 файл

рыж-рыж.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3. Основные  проблемы туристического рынка.

 

Проблема

Содержание проблемы

Рейтинг проблемы (от 100% опрошенных), %

 

Низкое качество российского продукта

Отсутствие культуры обслуживания на российских курортах, не позволяющее эффективно продавать  российский турпродукт

84

 

Низкий профессионализм

Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень  подготовленности менеджеров туристских компаний

76

 

Недобросовестность  иностранных партнеров

Недобросовестное  отношение к российским туроператорам  со стороны иностранных партнеров

61

 

Отсутствие информации о ситуации в регионах России

Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей

60

 

Низкий уровень  рыночной культуры отношений

Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между турфирмами, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность)

59

 

Необъективность средств массовой информации

Очевидная ангажированность целого ряда специализированных туристских изданий отдельными операторами. Необъективная и недостоверная информация

44

 

Не прослеживается четкое позиционирование турфирм

Постоянная переориентация деятельности туроператоров на различные  клиентские сегменты. На рынке нет  четко обозначенной позиционной структуры предложения, когда известно, что данная фирма работает только в этом сегменте

37

 

Недостаточная проработанность нормативной и  законодательной базы

Отсутствие адекватной и законодательной базы на федеральном  уровне, оптимизирующей взаимоотношения между компаниями на рынке туруслуг

30

 
       

Рынок туризма  имеет уникальные факторы конкурентоспособности  в отличие от товарного рынка  и нуждается в дальнейших исследованиях;законодательным  органам РФ следует принять дополнения к существующим нормативным актам, регулирующим рынок туризма с учетом его особенностей.

В работе установлено, что в России начинает складываться сеть организаций, предоставляющих  туристские услуги в виде создания и продвижения турпродукта. Однако участие турфирм пока ограничивается лишь незначительной долей в организации туристских потоков. Важной проблемой турфирм являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма.

Туристские компании вынуждены жестко конкурировать между собой в межсезонье и для освоения больших потоков туристов в пик сезона должны иметь резервные мощности номерного фонда. Это приводит к созданию и функционированию крупных корпоративных структур - туристско-гостиничных комплексов (ТГК). В отличие от западных корпоративных структур подобного типа, персонал в ТГК не сезонно-наёмный, а постоянно работающий. Это обуславливает большие затраты на содержание персонала, которые в некоторых случаях превышают все допустимые пределы.

Отметим, что  на большинстве предприятий туристской отрасли как таковые логистические  системы отсутствуют.

Изучая особенности  функционирования логистики в туристских компаниях можно прейти к выводу о том, что в качестве основных сфер применения логистики в туризме выступают три основных направления деятельности компаний сферы туризма:

формирования  туристского продукта;

продвижения туристского  продукта;

реализации туристского  продукта.

Можно сделать  вывод о том, что с точки  зрения предоставления услуг туристам можно выделить такие категории потребителей: для первой группы важно качество вспомогательного обслуживания; для второй группы - качество конечного сервиса, и не важно качество вспомогательного сервиса компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тенденции  развития российского туристического  бизнеса. Существенное значение для развития национального туристического комплекса представляет осознание того факта, что современной реалией развития туризма является диспропорциональное развитие мотивационных интенций подавляющего большинства клиентов в сторону физической мотивации и мотивации межличностного общения (именуемое третьей туристической революцией). При этом, одной из доминант адекватного развития туристических национальных комплексов является соответствующее развитие туристической инфраструктуры, формируемое на международном, национальном и региональном уровнях.

Основным направлением развития туристической отрасли  в настоящее время является стандартизация туристических услуг во всех вовлекаемых в оборот туристического бизнеса регионах, опосредуемое эффектом экономической глобализации и культурной экспансии.

Важной характерной  чертой развития национального туризма  является диспропорциональное и  фрагментарное развитие его выездной части по сравнению с въездным и внутренним туризмом, что, в свою очередь, обусловливает наличие негативных тенденций в развитии экономики (бегство капиталов за рубеж, недостаточное развитие рынка труда в национальном туристическом секторе, отсутствие профессиональных кадров).

Обобщая реалии туристического бизнеса  сделаны следующие выводы: ему  не присуща высокая степень монополизации; нет застойных явлений в отрасли; отрасли свойственна высокая  прибыльность. Все это обусловливает  развитие и активизацию значимой конкуренции на межнациональном, национальном и региональном уровнях.

В туристической отрасли  все более значимой тенденцией современного развития конкуренции является перевес  в сторону ее коммуникационной составляющей, как наиболее эффективной и наименее затратной формы конкурентной борьбы на основе использования маркетингового инструментария.

В настоящее время деловое  сообщество в сфере туристического бизнеса находимся в том положении, когда никто ещё ясно не понимает тех глубинных процессов в  сфере туристического бизнеса, которые  несут в себе необходимость ломки  и трансформации сложившихся  условий на мировом рынке туристических  услуг. Никто, пока ещё, не имеет возможности  определённо сказать, какие направления  в развитии туристического бизнеса  будут наиболее перспективны ближайшее  время и потому их следует развивать  и в них следует инвестировать  соответствующие ресурсы сегодня.

 

 

 На  сегодняшний день туристический  бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом. Россия располагает колоссальными природными ресурсами и культурно – историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма.

Однако несмотря на поддержку  со стороны государства, данная отрасль  является недостаточно развитой при  всевозрастающим спросе на туристические услуги.  
Развитие туристического бизнеса можно отнести на период 2002-2005 гг., это был период спроса на рынке туристических услуг, который был связан с преодолением кризисных явлений в российской экономике и повышении уровня жизни населения.

Доля туристических  услуг, эластичных по доходам, увеличивалось  даже в условиях небольшого повышения  реальных располагаемых доходов  населения. Постепенно рос внешнеторговый оборот этих услуг, замедляя оборот цен, увеличивалось инвестирование в туристический сектор. В целом же направление туристического бизнеса было ориентировано на выездной сектор.

Непопулярность рекреационных  зон была предопределена отсутствием  полноценной современной структуры оздоровления и развлечений, высокими ценами, а также «нераскрученностью» различных туристических программ и гидов.  
Именно в этот период завершился процесс перераспределения коллективной собственности, а именно после 2002 года — основную группу составили объекты частной собственности.

Развитие дорогих гостиниц и пансионатов находилось в совместной собственности как российской так  и иностранной, в это же время  развивались маркетинговые услуги и данный товар успешно продвигался  на рынок.

В 2005 – 2007 гг. наступил период насыщения потребительского спроса на рынке туристических услуг. Однако доля выездных туров остается довольно высокой, что свидетельствует о большей привлекательности для российских туристов зарубежных туров и о недостаточной популярности российских туристических зон для иностранцев.

Уровень цен на многие туристические программы внутренних направлений сравнялся и даже превысил аналогичные предложения  по выездному туризму. Представляется, что именно этот фактор сдерживает развитие внутреннего туризма и делает его не конкурентоспособным с международным. Здесь нужно, в частности, разработать наиболее эффективную ценовую политику.

Для сравнения можно  привести следующие данные.

Ситуация на рынке  туристических услуг такова: средняя  цена путевки на курорты Турции в июле 2008 г. составляла 15918 руб. (8дней/7 ночей); цена аналогичного пляжного тура в Испанию на побережье Средиземного моря и Канарские острова – 23 786 руб. За пять предыдущих лет средняя стоимость тура в Турцию возросла на 15 %, в Испанию – на 35 %, отдых в российском санатории – в 2 раза. В среднем день пребывания в России на полном пансионе с экскурсионной программой и проживанием в отеле категории три – четыре «звезды» сегодня обходится не дешевле 200-250 евро.

Повышение цен - крайне негативная тенденция, которая наблюдается в течение многих лет. Это обусловлено стремлением туристических фирм максимизировать потенциальный доход, не учитывается платежеспособный спрос, кроме этого имеет место переоценка своих возможностей.

Рост туристических  потоков также сдерживается диспропорциями в развитии коллективных средств  размещения по экономическим регионам России и острой нехваткой недорогих  гостиниц.

Хотя в последнее время темпы гостиничного строительства, например, в Москве и Санкт–Петербурге, как и в целом по России, возросли, в основном преобладает строительство дорогостоящих гостиниц и пансионатов, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов. Хотя российские гостиницы даже высшей категории не отвечают мировым стандартам обслуживания туристов.

Важной тенденцией российского  туристического бизнеса является процесс  консолидации, в первую очередь, организаторов  туризма и авиаперевозчиков. Количество независимых туристических фирм неуклонно сокращается, увеличиваются темпы роста туристических сетей. На каждом направлении работают три – пять компаний, контролирующих до 50 % рынка. Появились так называемые «чартерные пулы», позволяющие объединять в одну программу несколько туроператоров.

Все же представляется, что  туристический бизнес в России можно  и нужно развивать, учитывая рекреационные  ресурсы нашей страны, что будет  довольно доходной статьей доходов  в бюджете. Необходимо работать над  ценовой политикой, усовершенствованием гостиничного, сервисного обслуживания, разработкой культурно – оздоровительных программ и отзывов туристов, отели. 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, сформулируем основные результаты, к которым мы пришли в ходе обсуждения темы нашей курсовой работы.

Туристический бизнес является очень доходным и очень многогранным бизнесом, важным сегментом мировой  экономики. Его деятельность охватывает ряд отраслей производства и почти весь спектр сервисных услуг, существующих на мировом рынке в настоящее время. Туристический бизнес развивается на основе разносторонних интересов людей и охватывает различные временные срезы в истории человеческого общества от следов доисторических эпох развития земли и следов пребывания первобытнообщинного общества, до самых последних достижений современной науки и техники.

Многие государства  формируют основу национального  бюджета за счёт доходов от туристической  деятельности национального рынка  туристических услуг. Какие широчайшие возможности предоставляет современный туристический бизнес всем желающим отдыхать и путешествовать. Профессионалы и аналитики от туристического бизнеса ясно понимают, что то, что представлено в настоящее время на рынке этих специализированных услуг, является только началом развития настоящего туризма, туризма нового тысячелетия.

Туристический бизнес не так давно начал по-настоящему объединяться и принимать удобные  и взаимовыгодные формы международных  отношений. И только в последнее десятилетие туризм стал по-настоящему доступным, по-настоящему межнациональным и межконтинентальным бизнесом.

В настоящее время  деловое сообщество в сфере туристического бизнеса находимся в том положении, когда никто ещё ясно не понимает тех глубинных процессов в сфере туристического бизнеса, которые несут в себе необходимость ломки и трансформации сложившихся условий на мировом рынке туристических услуг. Нет возможности определённо сказать, какие направления в развитии туристического бизнеса будут наиболее перспективны ближайшее время и потому их следует развивать и в них следует инвестировать соответствующие ресурсы сегодня. Подавляющее большинство участников рынка туристических услуг будет гибко и своевременно приспосабливаться к быстро меняющимся условиям деятельности, особо не задумываясь о перспективах и тенденциях его развития.

Глобальные тенденции  в развитии туристического бизнеса  сформировались в последнее десятилетие, а особенно в последние годы таким  образом, что ряд далёких от тёплых морей и песчаных пляжей регионов мира получили, наконец, возможность развивать национальные рынки туристических услуг и эти рынки имеют шансы быть даже очень востребованными. Это не только такие виды современного туризма, которые, например, исторически сформированы в Швейцарии, Австрии и Франции. В настоящее время появляются гораздо более широкие возможности, которые в полной мере могут быть использованы в настоящее время и в России.

Информация о работе Тенденция развития российского туризма