Стратегический менеджмент на предприятии индустрии гостеприимства и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического менеджмента достаточно индивидуальна, поэтому его трудно изучать и преподавать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Стратегический менеджмент……………………………………………….5
1.1 Функции и определение стратегического менеджмента…………………...5-13
1.2 Основные принципы и тенденции стратегического менеджмента….........14-18
2. Модель и методология стратегического менеджмента ……………..18-21
3. Школы стратегического менеджмента…………………………………22-23
4. Основные элементы и этапы стратегического менеджмента ……....23-32
Заключение………………………………………………………………………....33
Список литературы………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая работа, гр. 7442 Чистякова Т..docx

— 179.17 Кб (Скачать файл)

Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук — социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования.

Оптимизация использования  ресурсов. Исследование возможностей организации и выбор стратегии, обеспечивающей эффективное использование ресурсов в долговременной перспективе, — определяющий фактор планирования, выбора и осуществления стратегии.

Осуществление стратегии  и контроль. Значительное внимание в стратегическом менеджменте уделяется человеческому фактору реализации стратегии. Успешная реализация стратегии возможна, когда менеджеры владеют навыками управления организационными инновациями, умеют преодолевать сопротивление изменениям, формировать инновационные команды и управлять ожиданиями людей, вовлеченных в процесс стратегических изменений42.

Понимание задач и методов  стратегического менеджмента можно  углубить, если использовать ранее  проведенное сопоставление стратегического  и оперативного менеджмента. Между  этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное  из которых состоит в том, что  стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный  менеджмент сосредотачивается на специфике  управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в той специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент — эта область господства «мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провалам. Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент.

Какие преимущества дает управленцам (прежде всего высшего звена) знание стратегического менеджмента? Кроме  того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о  будущем организации, он позволяет43:

• формулировать на рациональной основе возможные стратегии и  определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;

• находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать  оптимальный из них;

• развивать умение ориентироваться  в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий  тех или иных решений;

• более эффективно и  грамотно размещать ресурсы организации;

• понимать природу и  значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;

• использовать методологию  системного подхода в решении  организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное  управление;

• связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов  процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;

• стимулировать мотивацию  и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание  значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;

• преодолевать сопротивление  переменам, формировать инновационную  организационную культуру.

Стратегический менеджмент развивает широту управленческого  мышления руководителей, делает их более  полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.

 

 

3. Школы стратегического менеджмента

Как и во всякой научной  дисциплине, в стратегическом менеджменте  существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие  базисные принципы дисциплины, приведенные  выше, но, тем не менее, по-разному  расставляют исследовательские  акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления — школами стратегического менеджмента. В литературе последних лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997). Авторы выделяют десять научных школ, называя их в следующей последовательности (табл. 1).

Таблица 1. 44

Школа стратегического менеджмента

(Г. Минцберг, Б. Олстрэнд, Дж. Лэмпел, 1997)

 

Название школы

Процесс формирования стратегии

1

дизайна

осмысление

2

планирования

формальный

3

позиционирования

аналитический

4

предпринимательства

предвидение

5

когнитивная

ментальный

6

обучения

развивающийся

7

власти

ведения переговоров

8

организационной культуры

коллективный процесс

9

внешней среды

реактивный

10

конфигурации

трансформации


Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер — их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие возникли на ее основе), рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет которой пришелся на 1970-е годы, рассматривала стратегию как относительно независимый процесс формального планирования45. Сторонники третьей школы, заявившей о себе в 1980-е, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содержании. Наименование «школы позиционирования» она получила потому, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием фирмы на рынке.

Следующие шесть школ рассматривают  специфические аспекты процесса  формулирования стратегии. Их последователи  делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск. Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега46.

Четыре последующие школы  пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Представители школы власти рассматривали стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой. Согласно взглядам сторонников школы культуры, стратегия зависит от культуры организации, а процесс ее выработки является коллективным процессом. Теоретики школы внешней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный процесс и определяется как реакция на изменения во внешней среде. Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими «школой конфигурации», представляет собой подход, который стремится объединить задачи всех предшествующих — процесс выработки стратегии, ее содержание, организационную структуру и ее окружение. Она опирается на принципы и методы организационного развития, выводя из них закономерности стратегических изменений: стратегия рассматривается как процесс трансформации47.

Современное значение этих школ различается. Одни из них хорошо  зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа деятельности компаний, принадлежащих к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных организациях или организациях муниципального управления и т.д. Поэтому вряд ли было бы продуктивно пытаться ранжировать школы и направления стратегического менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие48. Важнее научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.

4. Основные элементы и этапы стратегического менеджмента

Философия современного стратегического менеджмента (в отличие от технократического  рационализма) основана на системном  и ситуационном подходах. Деловая  организация рассматривается как  “открытая” система. Главные предпосылки  успеха изыскиваются не внутри, а вне  ее, т.е. успех деятельности связывается  с тем, насколько быстро и удачно фирма приспосабливается к экономическому, социально-политическому, социально-культурному  окружению.  Стратегия представляет собой обобщенную модель  совокупности норм, ориентиров, направлений действий организации, необходимых для достижения поставленных целей обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность  организации повышающих способность  к выживанию в конкретной ситуации49.

Стратегия в той или иной форме  присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа и выступает  средством связи предприятия  с внешней рыночной средой.

 Основной акцент при разработке  стратегии любой организации  делается на анализе конкретных  сегментов рынка для оценки  благоприятного проникновения в  намеченные сферы, их использования  для укрепления своих позиций,  а также конкурентоспособности.  Овладение инструментарием системного анализа становится острой необходимостью для многих видов бизнеса50.

Вместе с тем, как и любой быстро развивающийся  организм, современные российские организации  подвержены “болезням роста”. Наиболее серьезная из них - неравномерность развития: в первую очередь развиваются те органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу, такие, например, как реклама, рисковые финансовые операции расширение спектра предлагаемых услуг51. И существенно уступают, а порой и отсутствуют в работе предприятий и организаций такие виды деятельности, как системный анализ, диагностика, прогнозирование внешней и внутренней среды организации, разработка гибких стратегий, создание адаптивных структур, вовлечение персонала в процесс управления - все то, что относится к сфере современного менеджмента.

Безопасность  функционирования трактуется в зависимости  от ситуации с разной степенью расширения. Одна из существующих трактовок предполагает, что обеспечение безопасности достигается  путем формирования и использования  системы стратегического управления, которая получает, например, такое  определение – “это технология управления организацией в условиях повышенной нестабильности внешней среды и ее неопределенности”52.

Сказанное позволяет утверждать, что одним  из направлений повышения уровня безопасности деятельности является овладение  суммой знаний, необходимых для построения системы стратегического управления. Стратегический менеджмент  дает возможность  проследить весь комплекс процессов, явлений  и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность  решений и действий, предвидение  будущего.

По  мнению ряда исследователей, сущность стратегического менеджмента заключается  в ответе на три важнейших вопроса:

• где сейчас находится организация;

• в каком  направлении, по мнению высшего, руководства, она должна развиваться в будущем;

• как она  собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.

Ответы  на эти вопросы дают стратегический анализ, стратегический выбор (или собственно стратегическое планирование) и реализация стратегии (принятого стратегического  решения), как показано на рисунке.

Стратегический  анализ требует четкого понимания  со стороны руководства того, на какой стадии развития находится  предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше.

Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для  анализа прошлых, настоящих и  будущих ситуаций. С появлением интернет – технологий  значительно увеличился объем информации, и организации  на прямую могут анализировать сложившуюся ситуацию во внешней среде это можно назвать отправной точкой разработки стратегии53. Анализ внешней среды осуществляется в семи областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих:

• правильно  выработанных долгосрочных целях;

• глубоком понимании внешнего конкурентного окружения;

• реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.

Информация о работе Стратегический менеджмент на предприятии индустрии гостеприимства и туризма