Стратегический менеджмент на предприятии индустрии гостеприимства и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического менеджмента достаточно индивидуальна, поэтому его трудно изучать и преподавать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Стратегический менеджмент……………………………………………….5
1.1 Функции и определение стратегического менеджмента…………………...5-13
1.2 Основные принципы и тенденции стратегического менеджмента….........14-18
2. Модель и методология стратегического менеджмента ……………..18-21
3. Школы стратегического менеджмента…………………………………22-23
4. Основные элементы и этапы стратегического менеджмента ……....23-32
Заключение………………………………………………………………………....33
Список литературы………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая работа, гр. 7442 Чистякова Т..docx

— 179.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Г. В. Плеханова»

 

 

 

Курсовой  проект по дисциплине

 

«Управление гостиничным, ресторанным  и туристическим бизнесом»

 

на тему: «Стратегический менеджмент на предприятии индустрии гостеприимства и туризма».

 

 

 

 

Выполнила:

студент (ка) 4-го курса

 

 

Проверила: к.э.н., доцент

Кафедры гостиничного и туристического бизнеса 

Дедусенко Е.А.

 

 

 

 

 

 

Москва 2013г.

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3-4

  1. Стратегический менеджмент……………………………………………….5
    1. Функции и определение стратегического менеджмента…………………...5-13
    2. Основные принципы и тенденции стратегического менеджмента….........14-18
  2. Модель и методология стратегического менеджмента ……………..18-21
  3. Школы стратегического менеджмента…………………………………22-23
  4. Основные элементы и этапы стратегического менеджмента ……....23-32

Заключение………………………………………………………………………....33

Список литературы………………………………………………………………..34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды  российских предприятий, связанные  с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса  и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Стратегический  менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию  как на единое целое, объяснить с  общесистемных позиций, почему некоторые  фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или  им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей  основных участников рынка.

Стратегический  менеджмент является интегрирующим  курсом, который объединяет различные  разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно  развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического  менеджмента достаточно индивидуальна, поэтому его трудно изучать и  преподавать.

Стратегический  менеджмент есть процесс планирования, определения и осуществления  деятельности организации в долговременной перспективе. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало  неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Она была реализована в стратегическом менеджменте.

Становление стратегического  менеджмента как самостоятельной  области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти. XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Так, например, диаграммы Г. Гантта (полосовые диаграммы) и в паши дни являются одним из самых распространенных методов планирования. Основная посылка бюджетирования и контроля — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения — это гак называемые «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками. Позже, в 70-е годы, в методологии менеджмента широкое распространение получил взгляд, согласно которому «жесткие» проблемы не исчерпывают все проблемное поле менеджмента и должны быть дополнены «мягкими» проблемами, которые характеризуются неустранимыми (по крайней мере, без использования специальных процедур) неопределенностями в исходных параметрах ситуаций, рассматриваемых как управленческие задачи.

2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

4. Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избегания угроз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

 

1.1 Функции и определение стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент -  обоснование   и   выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей1.

Самыми главными, перспективными вопросами  должен заниматься непосредственно  генеральный  директор  или  хозяин  фирмы,  которому могут  помогать  референты  (штаб).  В  противном  случае  ему  придется  в конце концов  уступить место другому лицу,  фактически  выполняющему  данные  функции.

 

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций2:

а)  определение  целей  фирмы  с  учетом  рыночной  ситуации;

б)  определение  средств  достижение  этих  целей;

в)  сегментация,  то  есть  разделение  общей  цели  на  подцели;

г)  разработка  соответствующих  перспективных  планов  и  программ.

 

Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует  в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия  и  тем  более  индивидуальный  предприниматель  сам выполняет все или большинство  функций. Лишь с увеличением размеров фирмы  появляется  возможность  закрепить  их  за  разными  сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно  различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них  характерны   особые   средства   и   методы   управления,   навыки  и  приемы.

Автор книги «Стратегический менеджмент»  Маркова В.Д. даёт краткое и ясное  понятие стратегического менеджмента: стратегический менеджмент - основа управления предприятием3. Установление  целей развития  и средств их  достижения  определяет задачи  всех  видов  менеджмента.

 Автор зарубежной литературы  даёт такое определение, стратегический  менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников4.

 

Функция управления - обособленное направление управленческой деятельности.

Анри Файоль - разработчик этой концепции, считал, что существует пять исходных функций5:

- планирование 
- организация 
- распорядительство 
- координация 
- контроль.

В современной литературе наиболее распространенными функциями стратегического менеджмента являются:

- планирование 
- организация 
- распорядительство (командование) 
- мотивация 
- руководство 
- координация 
- контроль 
- коммуникация 
- исследование 
- оценка 
- принятие решений 
- подбор персонала 
- представительство 
- ведение переговоров (заключение сделок).

Рассмотрим четыре основных из них - взаимосвязанные функции  стратегического менеджмента:

- планирование 
- организация 
- мотивация 
- контроль.

Планирование.

Функция планирования предполагает решение  о том, какими должны быть цели организации  и что должны делать члены организации, чтобы достичь их.

По  своей сути планирование отвечает на три основных вопроса6:

  1. Где мы находимся в настоящее время? 
    (оценка руководством сильных и слабых сторон организации в областях финансов, маркетинга, производства, научных исследований и разработок, трудовых ресурсов для определения перспектив)
  2. Куда мы хотим двигаться? 
    (руководство определяет цели организации и что может помешать достичь, их оценивая возможности и угрозы в окружающей среде - конкуренция -клиенты, законы, политические факторы и т.д.)
  3. Как мы собираемся это сделать? 
    (руководство решает в общих чертах и конкретно, что должны делать сотрудники организации для достижения конкретных целей).

Итак, посредством планирования руководство  устанавливает основные направления  усилий и принятия решений для  достижения общих целей организации.

Планирование  в организации не представляет собой  отдельного однообразного события  в силу того, что:

- некоторые  организации прекращают своё  существование после достижения  цели, ради которой они создавались,  поэтому цели пересматриваются; 
 - непрерывность планирования обусловливается постоянной неопределенностью перспектив, так как события могут разворачиваться не так как они планировались, поэтому планы пересматриваются.

Организация.

Организовать - значит создать некую структуру.

- Для  того чтобы организация могла  выполнять свои планы и тем  самым достигать намеченной цели, необходимо структурировать большое  количество различных элементов.  

- Поскольку  всякую работу выполняют люди, важным аспектом функции организации  выступает определение, кто именно  должен выполнять каждое конкретное  задание из общего количества  заданий, существующих в рамках  организации7.

Мотивация.

Задача  функции мотивации - выявление побудительных  мотивов деятельности каждого члена  организации с целью адресного  делегирования конкретных заданий.

Контроль.

Контроль  обеспечивает организации действительное достижение своих целей.

Выделяют  три этапа управленческого контроля8:

  1. Установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах.
  2. Измерение того, что было в действительности достигнуто.
  3. Сравнений достигнутого с ожидаемым результатом.
  4. Действие, если есть необходимость по корректировке отклонений от первоначального плана.

 

 Для реализации всех четырёх функций  стратегического менеджмента требуются  следующие связующие процессы:

- Принятия решений (чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных решений, выбрав оптимальный вариант из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из возможностей и есть решение). 
 - Коммуникация - способность передавать абстрактные идеи; процесс обмена информацией, её смысловым содержанием между двумя или более людьми.

Информация о работе Стратегический менеджмент на предприятии индустрии гостеприимства и туризма