Спортивный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:56, лекция

Описание работы

Спортивный туризм — это спортивные путешествия в естественной природной среде, связанные с преодолением различных препятствий в дикой природе по определенному маршруту: для горного туризма — перевалы и вершины; для водного туризма — речные пороги, каньоны и т.д.
В отличие от обычного путешествия, преодолеваемые естественные препятствия спортивного туризма классифицируются по категориям сложности. Например, восхождение на конкретную горную вершину оценивается не как перемещение из пункта А в пункт Б, а как преодоление маршрута определенной категории сложности.

Файлы: 1 файл

спорт туризм.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Как-то один «палаточный мудрец» изрек: «Мы ищем то, чего не теряли!» В этом изречении можно усмотреть парадокс. С ним можно не согласиться как с серьезным доводом. Но в нем нельзя не увидеть романтики дальних дорог, порыва человеческой страсти, щемящего душу чувства неведомого и еще многого, что понимается каждым по-своему, но одинаково значимо. Такие поиски и находки обогащают и облагораживают человека. Все сказанное, конечно, относится к туризму в целом, но к лыжному, как мне кажется, - в наибольшей степени.

Ученые давно доказали, что по силе и разносторонности оздоровительного и эстетического воздействия на человека с лыжным спортом (и тем более лыжным туризмом) могут соперничать лишь немногие виды спорта.

Лыжные прогулки и походы - эликсир здоровья для всех. У зимнего отдыха немало преимуществ, прежде всего он обладает удивительным тонизирующим эффектом. Пребывание на морозе активизирует эндокринные и другие процессы жизнедеятельности организма. И все это происходит благодаря тому, что в морозном воздухе в несколько раз больше, чем в жарком, биологически более активных, отрицательных ионов, а сам воздух отличается чистотой в силу адсорбции снегом пыли и газовых примесей. Длительное пребывание на таком воздухе, сдобренном к тому же фитонцидами хвойного леса, оказывает исключительное оздоровительное воздействие на человека.

Лыжный туризм - одно из самых действенных и надежных средств развития выносливости сердечной мышцы и всего организма, прекрасный способ сохранения стройной талии и гибкости позвоночника. Ведь лыжник за три часа хода повторяет упражнения на гибкость и «для живота» около трех тысяч раз! (В. Сергеев. Плюсы морозных дней, «Турист», 1982, № 11) Морозный воздух и экзотические картины зимнего пейзажа снимают усталость и стрессовое напряжение, заряжают бодростью и хорошим настроением на всю трудовую неделю.

Зима, однако, не только легкий морозец в солнечный день, тишина и дым столбом, изукрашенные инеем деревья - эдакая умиляющая идиллия! Зима - это также сильный мороз, леденящий тело ветер, беспощадная пурга, резкие изменения погоды, неприглядный для непосвященного походный быт - факторы, определяющие специфику лыжного туризма, особенности подготовки и проведения походов зимой. Они накладывают на руководителя и группу множество дополнительных обязанностей, выполнение которых способствует успеху путешествия. Прежде всего это относится к подбору участников, осуществлению обширной программы физических тренировок и технического совершенствования, тщательной подготовке личного и общественного снаряжения, продуманному подбору высококалорийных продуктов питания. Планируя путешествие, приходится учитывать влияние короткого дня, расположения населенных пунктов, наличия лесов, сложных участков рельефа на выбор и протяженность маршрута, величину дневных переходов, темп движения и другие тактико-технические элементы путешествия.

По своей популярности и массовости лыжный туризм занимает одно из первых мест, приближаясь в этом отношении к туризму пешеходному. В походы на лыжах систематически отправляются только из туристских секций коллективов физкультуры свыше 1,2 миллиона человек.

Особая увлеченность лыжным туризмом проистекает из того, что на значительной части территории нашей страны снежный покров держится несколько месяцев, а в ряде мест зима - единственное время года, когда можно совершать туристские походы.

В течение каждого зимнего сезона туристы совершают десятки тысяч походов выходного дня и по местам революционной, боевой и трудовой славы. Правда, по числу зарегистрированных категорийных путешествий лыжный туризм чаще всего занимает третье или четвертое места. Но многое говорит за то, что в ближайшие годы лыжный туризм, по всей вероятности, поднимется на более высокое место. Основанием для столь оптимистических предположений служат данные о росте его массовости. А это, в свою очередь, открывает перспективы для увеличения объема категорийных путешествий. За последние годы, несмотря на ряд неблагоприятных обстоятельств, их число ежегодно увеличивалось более чем на 400 походов, а количество путешествий высших категорий сложности возросло вдвое.

Забота о росте числа многоопытных туристов продиктована не погоней за разрядами и званиями, как это утверждают некоторые оппоненты спортивного туризма, - без достаточного количества таких туристов немыслимо и развитие массовости, поскольку именно на их плечи ложится подготовка руководителей туристских секций низовых коллективов физкультуры.

Развитию массовой спортивности в лыжном туризме способствует расширение временных границ: кроме традиционного периода - февраль, март и часть апреля - лыжные походы стали совершать «на хвосте зимы», заканчивая их сплавом на катамаранах и байдарках.

А осенью, когда станет невмоготу от городской слякоти, никому не заказано отправиться на Кольский полуостров и в другие районы, где мороз сковал реки и озера, а снег выбелил землю. Нелегки эти походы - свирепой ярости наступающей зимы необходимо противопоставить высокую туристскую выучку и мужество, а уж экзотикой туристы обойдены не будут.

Недавно достоянием туристов стала полярная ночь, считавшаяся «мертвым сезоном» для лыжных путешествий. Походы в это время пока не частое явление. Но таинство северной ночи, сполохи на черном небе будоражат воображение и магически притягивают к себе смельчаков-путешественников.

Туристские путешествия осенью и в полярную ночь, комбинированные походы весной относятся к межсезонью. В них могут участвовать только высокоопытные и схоженные группы, в полной мере владеющие тактическими и техническими приемами действий в сложных и своеобразных погодных и климатических условиях межсезонья.

Расширяется география лыжного туризма: в Закарпатье и на Камчатке, в полярной тундре и на юге - везде, где земля даже не надолго покрывается снегом, туристы прокладывают лыжни. Особенно перспективны таежные и горные районы, прилегающие к Байкало-Амурской магистрали. Есть все основания предположить, что уже в ближайшие годы этот регион станет самым популярным у лыжных туристов (этому, кроме хороших подъездов, способствуют разнообразие физико-климатических условий и большая продолжительность зимнего сезона).

Все больше привлекают любителей лыжного туризма зимние путешествия в высокогорных районах. Лыжные походы в высокогорье относятся к самым трудным, поскольку к обычным сложностям зимних маршрутов прибавляются опасности заснеженного высокогорного рельефа. Такие походы невозможны без знания тактики и владения техникой горного туризма, наличия перевального и высотного опыта, а также без навыков горнолыжного спорта.

Заманчивые перспективы для лыжного туризма в тундровых районах и по замерзшим водоемам открывает использование лыжных и коньковых буеров, парусных нарт и индивидуальных парусов для туристов-лыжников. Облегчить вес рюкзаков в походе и решить проблему заброски продуктов в лыжных путешествиях большой протяженности помогут легкие разборные моторные колесные снегокаты. Конструируются и испытываются в зимних походах легкие аэросани и более удобные мотонарты.

Таким образом, лыжный туризм выходит за пределы обычных походов по залесенной местности. Уже в настоящее время он, как ни один другой вид туризма, обретает такое географическое и техническое многообразие, которое способно удовлетворить любые запросы.

Многое еще пока в перспективе. Но завтра лыжный туризм станет еще более разнообразным, эмоциональным, и в этом залог его дальнейшего развития как средства массового активного отдыха, сочетающего в себе познавательный элемент с высокой спортивностью.

В лыжном туризме прочно укоренилось совмещение спортивных целей похода с решением научных задач, с испытанием новых образцов снаряжения, рационов питания и др. Примечательно, что туристы-лыжники способны проводить такую работу в особо удаленных, труднодоступных, и редко посещаемых районах, в самых неблагоприятных условиях. Можно только пожалеть, что научные учреждения еще мало используют для этих целей туристов.

Развитие лыжного туризма в настоящее время сдерживает прежде всего недостаточное количество или отсутствие специального снаряжения и имущества (окантованных лыж, специальных лыжных ботинок, универсальных креплений, групповых спальных мешков и утепленных ветрозащитных костюмов из современных материалов, многоместных зимних палаток и т.п.), портативных средств связи, средств обеспечения безопасности и облегченного лавинного снаряжения. Совершенно очевидно, что эта проблема может быть решена только централизованно, в плановом порядке. Сюда же можно отнести и такие важные задачи, как создание постоянно действующих учебных центров по подготовке туристов-лыжников, постройку в наиболее популярных районах лыжного туризма приютов (где можно было бы пополнить запас продуктов и отправить сообщение с маршрута), обеспечение в необходимом количестве туристской литературой, учебными и наглядными пособиями.

Ко второй группе проблем относятся: дальнейшая разработка теории и практики лыжных походов, особенно мер по обеспечению безопасности, совершенствование системы и методов обучения и воспитания туристов, выработка объективных критериев оценки категорирования сложности лыжных маршрутов, классифицирование перевалов в среднегорье применительно к зимним условиям. Эти проблемы могут и должны решаться силами самих туристов в лице комиссий лыжного туризма и маршрутно-квалификационных комиссий.

Выбор лыж. Лыжи различаются по назначению, типам, материалу изготовления, размерам и, конечно, стоимости. Для прогулок нет необходимости приобретать пластиковые или «мастерские» лыжи высших сортов. Их дороговизна не единственный недостаток. Они узкие и при движении не только по целине, но и по свежей лыжне будут проваливаться; вероятность их поломки при спусках с гор очень велика. Пластиковые лыжи, кроме того, требуют особых технических навыков. Но не прельщайтесь также самыми дешевыми лыжами: их скользящая поверхность, особенно после увлажнения, быстро размочаливается, они искривляются и нередко ломаются.

Вам подойдут клееные прогулочные лыжи, не тяжелые, надежные, достаточно широкие; на них без особого напряжения можно двигаться по снежной целине, при необходимости прокладывая любой маршрут.

По длине лыжи подбираются в зависимости от роста и веса лыжника так, чтобы запястье вытянутой вверх руки доставало их носков. Однако это правило больше подходит при выборе гоночных лыж. Для прогулок, особенно по пересеченной и лесной местности, удобнее лыжи на 10-15 см короче: на них легче проходить заросли кустарника и густой подлесок, изменять направление движения на склонах и при спусках.

Необходимо внимательно, не торопясь, осмотреть лыжи, обратив внимание на такие возможные изъяны, как трещины и расслоения, искривления скользящей поверхности и самих лыж. Трещины и расслоения чаще всего бывают на запятниках, носках и носковом изгибе. Затем проверьте, нет ли «пропеллера» - искривления лыжи вокруг продольной оси. Для наглядности положите на скользящую поверхность у носка и запятника граненые карандаши .

Важное значение имеют величина прогиба и жесткость лыж. Прогулочные лыжи должны иметь весовой прогиб 5-7 см. Для определения их жесткости необходимо сложить лыжи скользящими поверхностями и сжать. Если это удается сделать одной рукой и остается зазор 2-4 мм, то эти лыжи вам подходят: они средней жест кости, будут хорошо вписываться в изгибы рельефа, а не утыкаться на крутом выкате, приводя к падениям и нередко к поломке лыж.

 

Лыжные крепления. Для прогулок и непродолжительных походов лучше всего подходят жесткие крепления «ротофелло». Особенно удобны целиковые, которые следует подбирать по размерам обуви. Они легко устанавливаются, а в случае поломки лыжи переставляются без дополнительной подгонки ботинок.

Выбирать по длине палки - дело нехитрое: воткнутые штырьками в снег, они должны другими концами доставать до подмышечных впадин. Палки такой длины позволяют делать динамичные толчки при наиболее удобной и неутомительной позе. Очень важно для эффективности толчка правильное положение темляка палки на кисти.

Лыжные ботинки. Промышленность выпускает различные образцы ботинок, пригодные для жестких креплений. Ботинки из плотной и даже грубоватой кожи с высокими голенищами хорошо фиксируют голеностопный сустав, что имеет значение при спусках с гор. Они более ноские и лучше предохраняют ноги от сырости.

Ботинки надо брать на два размера больше обычно носимых, чтобы нога в шерстяных носках не была стеснена, а пальцы могли свободно шевелиться (рис. 3). В поход нельзя идти в новых, неразношенных ботинках. Особо тщательно следует удалить гвозди, выступающие на внутренней стороне подошвы. Для теплоты, а также для предохранения ступни внутрь ботинка кладется войлочная стелька. Важно, чтобы стелька не была больше подошвы, иначе образовавшиеся складки приведут к потертости ног.

Шнурки ботинок желательны из капроновой тесьмы или плетеного шнурка с оплавленными концами. Длина подбирается с таким расчетом, чтобы при полностью расшнурованном ботинке концы шнурков не выскакивали из верхних люверсов. Особенно тщательно следует сточить заусеницы на люверсах, что предохранит шнурки от перетирания. Правильно зашнурованный ботинок хорошо фиксирует ногу: она не сжата, и движения ее в голеностопе не стеснены.

От промокания верха ботинок предохраняет пропитка кожи народными средствами (деготь) или специальными составами, например силиконовым кремом. Однако делать это нужно заблаговременно, летом, многократно смазывая обувь жиром и просушивая на солнце.

Нередко для сохранения подошвы на ее носок снизу прикрепляют металлическую пластину, в которой просверливают отверстия для шипов креплений. Это увеличивает срок использования ботинок без ремонта. Однако нельзя забывать следующее: при неудачном падении нога в этом случае оказывается настолько жестко зафиксированной, что становятся возможными серьезные травмы. Когда отверстия в подошве увеличатся, а нога начнет «вихлять» в креплении, следует сходить в мастерскую, поставить кожаную набойку на носок и просверлить новые дырки для шипов.

Бахилы - обязательный предмет снаряжения не только для многодневных лыжных походов, но и для прогулок. Они предохраняют ботинки от снега и увлажнения и способствуют сохранению тепла. Самый простой вариант бахил для ботинок с жесткими креплениями - старые капроновые чулки, надетые в два слоя. Предпочтительнее все же бахилы типа «фонарики» (рис. 4). В бахилах, сшитых из капрона в виде сапожка, отверстия для шипов креплений лучше всего проделать раскаленным гвоздем: оплавленные края не разрушатся.

Информация о работе Спортивный туризм