Состояние и перспективы развития различных видов туризма в Калужской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 23:51, реферат

Описание работы

Целью исследования является поиск новых методов и главных направлений совершенствования механизма управления индустрией туризма и гостеприимства как единой целостной системы с учетом современных тенденций, требований и особенностей.
Проблемы становления и развития института гостеприимства, направленного на максимальное освобождение производителей туристических услуг от непрофильных видов деятельности по оказанию услуг гостеприимства и организацией доставки туристов к поставщикам услуг непосредственно связаны с логистикой туризма. В центре внимания при этом находится посредническая деятельность компаний и фирм, обеспечивающих необходимый уровень логистического сервиса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития регионального туризма
1.1. Понятие и сущность развития регионального туризма
1.2. Потенциал развития регионального туризма в РФ
Глава 2. Практика развития регионального туризма в Калужской области
2.1. Состояние регионального туризма в Калужской области
2.2. Перспективы развития различных видов туризма в Калужской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

обзор.docx

— 23.11 Кб (Скачать файл)

Состояние и перспективы развития различных видов туризма в Калужской области

 

План

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы развития регионального туризма

1.1. Понятие и сущность развития регионального туризма

1.2. Потенциал развития регионального туризма в РФ

Глава 2. Практика развития регионального туризма в Калужской области

2.1. Состояние регионального туризма в Калужской области

2.2. Перспективы развития различных видов туризма в Калужской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

В Калужской области на протяжении ряда лет осуществляется переход на программно-целевые методы формирования регионального и муниципальных бюджетов. Значительная часть расходов бюджета сформирована в виде комплекса областных целевых, долгосрочных, ведомственных и других программ. В программах предусматриваются целевые индикаторы и показатели, сроки и ожидаемый результат. Это предполагает прогнозирование доходов бюджетов на основе реального состояния экономики, оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных параметров и приведение расходов в соответствие с доходными источниками.

Данный метод позволит более эффективно, целенаправленно и результативно расходовать бюджетные средства, а также повысить ответственность конкретных исполнителей мероприятий программ. Оказание финансовой помощи из регионального бюджета рассматривается не как правило, а как временная мера. Намечено сокращение количества субсидий, не связанных с реализацией целевых программ. Продолжается работа по совершенствованию системы межбюджетных отношений, которая стимулирует активность в работе, исключает иждивенческие настроения и помогает тем, кто не на словах, а на деле решает задачи своего развития.

Проделанная работа позволила Калужской области занять лидирующие позиции по показателю роста промышленного производства среди регионов Центрального федерального округа. В среднесрочном периоде 2013–2015 годов прогнозируется рост объемов промышленного производства в среднем от 8% до 14% в год. Сегодня в области реализуется 647 инвестиционных проектов в различных отраслях — от промышленности до туризма. В экономику региона в течение 2014 года инвестировано свыше 28 миллиардов рублей и 513 миллионов долларов.

Доходы областного бюджета на 85% сформированы за счет налоговых доходов. Основную долю в налоговых доходах занимают налог на прибыль организаций (35,8%), налог на доходы физических лиц (31%), акцизы (26,2%). Наибольший прирост по итогам 2014 года планируется по налогу на прибыль организаций — более 2,5 миллиарда рублей, или на 44%, а также налогу на доходы физических лиц — более 1 миллиарда рублей, или на 12%. Прогнозируемые бюджетные поступления будут направлены на реализацию целевых программ «Комплексное развитие инновационной системы Калужской области», «Развитие малого и среднего предпринимательства в Калужской области» и еще свыше 80 программ.

Проводимая с 2006 года органами власти Калужской области политика, направленная на привлечение в область инвесторов, оказывает положительное влияние не только на поступление доходов в бюджет области, но и на повышение уровня жизни населения на основе нового качества экономики с точки зрения занятости и производительности труда.

За последние пять лет налоговые и неналоговые доходы области увеличились в 2,6 раза, а с 2007 года ежегодный темп роста собственных доходов опережает аналогичный показатель в целом по всем регионам России. В рамках инвестиционной деятельности создано более 12 тысяч новых рабочих мест. Фактически первой в стране Калужская область пошла по пути создания индустриальных парков.

Несмотря на отсутствие единства мнений в определении туризма, бесспорен факт превращения туризма в сложную социально-экономическую систему. В соответствии с определением Международной ассоциации научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система является совокупностью отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Система туризма подразумевает как воздействие экономики на туризм, так и обратное воздействие. Индустрия гостеприимства, которая тесно связана с системой туризма, является ее производной. Во взаимосвязи элементов и структур туризма и гостеприимства можно рассматривать как часть экономической системы.

Создание и развитие региональной системы индустрии туризма и гостеприимства (РСТИГ) как сложной социально-экономической системы требуют формирования современной обширной теоретической базы менеджмента, экономики, маркетинга, а также информационного, финансового, кадрового и нормативно-правового обеспечения индустрии туризма и гостеприимства.

Одним из системообразующих факторов создания РСТИГ является наличие и уровень развития в регионе соответствующей инфраструктуры, центральное место в которой занимают фирмы и предприятия (информационно-туристические центры, туристические фирмы и др.), предоставляющие услуги по приему и угощению людей.

Анализ последних исследований и публикаций показывает, что в настоящее время накоплен значительный научный и практический опыт изучения индустрии туризма на микро- и макроуровнях, в частности такими учеными-экономистами, как: М.Б. Биржаков, Дж. Боуэн, Г.М. Дуйсен, В.А. Квартальнов, Ф. Котлер, Е.С. Никитинский, А.Ш. Нургалиева, Г. А. Папирян, С.К. Сураганова, Дж. Уокер, Г.Н. Юльчиева и другие.

Изучением проблематики состояния и перспектив развития различных видов туризма занимались Арбузова И.Ю. (Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах, 2001), Биржаков М.Б. (Введение в туризм, 2000), Квартальнов А.А. (Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления, 2000), Котлер Ф. (Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок, 2010), Ю.П. Анискин (Менеджмент туризма. Туризм как объект управления, 2014), Папирян Г.А. (Менеджмент в индустрии гостеприимства, 2010), Романова М.М. (Формирование индустрии гостеприимства как механизм стратегического развития региона, 2014), Смирнова М.Н. (Энциклопедия гостеприимства, 2000).

Непосредственно изучали состояние и перспективы развития различных видов туризма в Калужской области В. К. Крутиков, Ю.В. Зайцев и др..

Вместе с тем работы исследователей зачастую ограничиваются изучением текущих проблем сферы гостеприимства и туризма и не направлены на формирование единой теоретико-методологической базы по созданию их интегрированной системы. Незначительное внимание уделяется и разработке методов, способов интеграции предприятий и организаций данной сферы с прочими составными элементами среды на территориальном и отраслевом уровнях. Поэтому проблемы функционирования и развития туризма как социально-экономической системы с точки зрения организации туризма и рынка услуг гостеприимства изучены недостаточно.

Целью исследования является поиск новых методов и главных направлений совершенствования механизма управления индустрией туризма и гостеприимства как единой целостной системы с учетом современных тенденций, требований и особенностей.

Проблемы становления и развития института гостеприимства, направленного на максимальное освобождение производителей туристических услуг от непрофильных видов деятельности по оказанию услуг гостеприимства и организацией доставки туристов к поставщикам услуг непосредственно связаны с логистикой туризма. В центре внимания при этом находится посредническая деятельность компаний и фирм, обеспечивающих необходимый уровень логистического сервиса. Основными системообразующими функциональными элементами РСТИГ являются региональные туристические центры (РТЦ) и региональные туристические информационные центры (РТИЦ), интегрирующие в себе большое количество основных и поддерживающих функций и обеспечивающих сбор и переработку информации, сервисное обслуживание, взаимосвязь участников туристических услуг.

Главная цель формирования стратегии создания и развития индустрии гостеприимства связана с долгосрочным периодом. Место, роль и положение структуры РСТИГ можно рассматривать как инструмент стратегии, который определяет целевой рынок. Исходя из общей теории менеджмента, формирование РСТИГ можно представить следующим образом.

На первом этапе создания системы туризма и индустрии гостеприимства по решению управляющей системы производится постановка проблемы исследования, то есть анализ и оценка проблемных ситуаций на объекте исследования и описание внешней среды. Определяются затраты и/или упущенные выгоды, связанные с несинхронностью туристических потоков, а также неиспользуемые резервы снижения стоимости оказываемых туристических услуг и резервы роста производительности труда. Важно то, что чем крупнее туристическое предприятие, многообразней характеристика туристических продуктов и номенклатура оказываемых услуг, внутрифирменных потоков, целей, этапов и операций, тем эффективнее применение логистики.

На втором этапе необходима постановка цели и задачи создания системы индустрии туризма и гостеприимства и управления ею. Определяются приоритетные целевые функции управления, например, стандарты качества обслуживания потребителей, качество управления, а также второстепенные функции и ограничения, например, минимизация совокупных издержек.

Цель и задачи индустрии гостеприимства необходимо рассматривать с точки зрения интересов выделенных нами категорий потребителей, которые заинтересованы в функционировании структуры и оказывают влияние на характер и содержание её деятельности. Если нельзя охватить все категории потребителей, то «необходимо объединить свои усилия в одной области знаний или на одном рынке». С другой стороны, требуется разнообразие областей, чтобы обеспечить гибкость и возможность выживания.

Стремление к устойчивому развитию индустрии туризма требует координации деятельности всех участвующих сторон. Правительство и органы, занимающиеся вопросами управления на различных уровнях; общественные организации, координирующие деятельность различных представителей данного бизнеса и общественности; посетители и местные жители несут ответственность за организацию и развитие данной предпринимательской сферы. К целям регулирования и развития рынка индустрии туризма в регионе, по нашему мнению, можно отнести повышение эффективности деятельности предприятий и организаций данной отрасли; рациональное распределение ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных) по стадиям, проектам; создание сбалансированной системы с учетом оптимального взаимодействия между территориями, экологическими нормативами и интересами местных жителей.

После определения цели можно выделить задачи развития, на которых базируется система мотивации и точка отсчета в процессе контроля и оценки результатов. В связи с поставленными целями задачи развития индустрии туризма рассматриваются по следующим направлениям:

- доходы фирм и организаций, создающих продукт в индустрии туризма;

- удовлетворённость потребностей различных категорий клиентов;

- социальная ответственность (перед обществом, государством).

С учетом показателей конкурентоспособности фирм определены ключевые факторы успеха в индустрии туризма:

- технологические (высокий научно-исследовательский потенциал, инновационная деятельность);

- производственные (использование эффекта масштаба и освоения, высокое качество, высококвалифицированные кадры и т.д.);

- управленческие (умение эффективно организовать работу, способность оперативно реагировать на изменения внешней среды, управленческий опыт);

- маркетинговые (использование маркетинговых исследований, широкий ассортимент, удачное оформление, реклама услуг);

- другие (развитая информационная система, выгодное территориальное расположение, доступ к финансовым ресурсам).

Эти факторы в индустрии туризма могут быть в комбинации, что характерно, прежде всего, для качества услуг и их ассортимента. Принимая стратегическое решение о развитии, наряду с анализом внешней среды и конкуренции, необходимо исследовать собственные силы и оценить текущее положение в вышеуказанной индустрии.

Результаты анализа среды дают возможность сформировать возможные стратегии развития индустрии туризма в регионе. По мнению М.М. Романовой1, нельзя однобоко рассматривать развитие какого-либо региона – только с точки зрения его привлекательности для туристов. Индустрия гостеприимства работает для различных категорий потребителей. Существующие естественные, ресурсные, промышленные и культурные, а также потенциальные факторы необходимо использовать разумно с максимальной выгодой для региона. Изучение и анализ имеющейся литературы позволил выделить следующие традиционные варианты развития мест туристического назначения:

- стратегия I – развитие центров с исторически сложившимися культурными достопримечательностями;

- стратегия II – целенаправленное строительство и развитие зоны для туристов;

- стратегия III – постепенное развитие нового центра туризма вблизи известных туристических мест;

- стратегия IV – развитие зоны при активных контактах туристов с местными жителями.

Рассмотренные выше стратегии изначально предполагают либо наличие привлекательных культурно-исторических мест, либо требуют больших первоначальных капиталовложений. Применительно к РФ они не подходят, несмотря на наличие экологически чистых территорий и богатых природных ресурсов. Существуют случаи, когда некоторые места туристического назначения появились без каких-либо действий и усилий со стороны частных лиц или организаций в связи с интересом к живописному району, месту, к примеру, богатому минеральными, термальными источниками, обладающими лечебными свойствами.

В связи с этим целесообразно выделить дополнительную стратегию V – развитие зоны как места туристического назначения и как инвестиционно привлекательной территории. В отличие от предыдущих моделей, этот вариант не требует больших первоначальных капиталовложений, а предусматривает постепенное вливание финансовых средств по мере развития предпринимательства в регионе. Именно по этой модели могут развиваться отдельные регионы РФ, в частности, в Калужская область, имеющая значительные природные и туристические ресурсы.

Информация о работе Состояние и перспективы развития различных видов туризма в Калужской области