Шпаргалка по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:26, шпаргалка

Описание работы

№1 Понятие туристско-рекреационного потенциала.
№2 Районы с положительным балансом туристских потоков.
№3 Районы с отрицательным балансом туристских потоков.
№4 Туристские ресурсы.
№5 Рекреационные ресурсы.

Файлы: 1 файл

1 Понятие туристско-рекреационного потенциала.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Европейские страны удобно расположены относительно друг друга — имеют общие

границы, которые  в основном проходят по легко преодолимым  природным рубежам.

Географическая  близость и густая сеть коммуникаций делают поездки из страны в страну удобными и доступными.

Европа —  основной туристский регион мира и  сохранит свое лидерство, несмотря на то, что ее доля в туристских прибытиях  неуклонно снижается: 1970 г. — 68,2 %; 2000 — 57,7 %; 2020 (прогноз) — 44,8 % (рис. 1). Подобная ситуация наблюдается и с доходами от туризма. Бурное развитие рынка непродолжительных поездок с невысокими душевыми затратами ведет к снижению удельного веса Европы в доходах от международного туризма: 1970 г — 61,5 %; 2001 г. — 49,8 %. При этом туризм в Европе носит ярко выраженный внутрирегиональный характер. В межрегиональном выездном туристском потоке выделяются США.

Для региона  характерна и самая высокая туристская активность. В прибытиях лидируют Южная и Западная Европа — более 60 прибытий на 100 человек. Для поездок за границу (убытия) — Северная и Западная Европа — более 70 человек.

Самая посещаемая страна не только Европы, но и мира —  Франция (каждый пятый

отдыхающий  на старом континенте приезжает в  эту страну). Большой популярностью  среди туристов пользуются Испания, Италия. Больше других путешествуют, в том числе и по Европе, немцы (на их долю приходится каждая 10 поездка в мире), англичане, подданные Бельгии и Нидерландов.

 

№17 Деление  территории Европы на туристско-рекреационные  зоны, с краткой характеристикой.

Лечебно-оздоровительный  туризм. Среди стран, в которых данное направление туризма получило развитие, лидирует Чехия. Бальнеологический курорт Карлови-Вари (бывший Карлсбад) ежегодно посещают около 50 тыс. чел. из 70 стран. Популярностью пользуются и другие чешские курорты: Теплице, Яхимов (первый в мире радоновый курорт), Марианске-Лазне, Франтишкови- Лазне, Лугацовице, Янске-Лазне. Многочисленные выходы минеральных вод превратили в мировой центр водолечебного купания маленькую Венгрию. Сейчас каждый третий, приезжающий в страну, едет на воды. Среди них много немцев, американцев, австрийцев, самих венгров. В Польше наиболее известны бальнеологические и бальнеогрязевые курорты

Балтийского побережья: Свиноуйсцье, Камень-Поморски, Колобжег. Лечебно-оздоровительный туризм развивается в Болгарии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. В России уникальные запасы и качество минеральных вод, развитые традиции курортного отдыха, но материальная база, как правило, низкого качества. Основной курортный район — Кавказские Минеральные Воды.

Деловой туризм. Большая часть деловых поездок мира приходится на Европу, которая

лидирует по расходам на деловой туризм. Основной поставщик деловых туристов —  Германия. Как центры делового туризма  выделяются: ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия. Растет посещение с деловыми целями стран Восточной и Центральной Европы. Популярна Европа для проведения различных международных выставок, ярмарок, конгрессов. Международные выставки и конгрессы наиболее часто проводят в Лондоне, Париже, Страсбуре, Ганновере, Давосе, Барселоне и др. При распаде мировой системы социализма образовались мощные туристские потоки между этими странами, а также с целью шопинга. На этой почве быстрое развитие получил въездной туризм в Польше, Венгрии; выездной в России. В настоящее время значение шоп- туризма снизилось.

Религиозный туризм. Европа — это в основном христианский мир, поэтому среди

многочисленных  мест, привлекающих паломников выделяются христианские святыни.

Крупнейшими центрами христианского паломничества являются Рим с Ватиканом, Иерусалим. Ежегодно большой наплыв туристов испытывают и другие известные центры: Турин, Париж, Лурд (Франция), Брюгге (Бельгия), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания).

Купально-пляжный  туризм. В пределах Европейского региона сформировались

несколько рекреационных  районов приморского отдыха. Главный  из них — Средиземноморский. Для  него характерно: преобладание линейной формы рекреационного освоения территории (вдоль морского побережья), большая роль островов, выраженная сезонность туристских потоков с перевесом летнего (купального) сезона, создание преимущественно крупных комплексов с высокой концентрацией туристов. Из стран Средиземноморья по размаху туристской деятельности выделяются Испания, Италия, Франция, Греция. Главные районы международного туризма в Испании — побережье Средиземного моря,

Канарские и  Балеарские острова. Главный средиземноморский  туристский район Франции — Лазурный берег (Французская Ривьера) с широко известными морскими курортами Ницца, Канн, Антиб. В Италии главный район средиземноморского туризма — Итальянская Ривьера, являющаяся продолжением французской, в Греции — острова Эгейского моря. Помимо средиземноморского в Европе сформировались еще два приморских туристских района. Один из них — на черноморском побережье. Здесь построены крупные курортные комплексы. В Румынии: Мамайя, Эфория (окрестности Костанцы); в Болгарии — Златни Пясыцы, Дружба, Албена (окрестности Варны), Слынчев Бряг, Несебыр (окрестности Бургаса); на Украине — побережье Крыма (Евпатория, Ялта), в России — Большие Сочи, Геленджик. Еще один приморский курортный район — побережье Северного и Балтийского морей. Здесь сложились десятки курортов: Сопот (Польша), Кюлунгборн (Германия), Брайтон и Борнемут

(Великобритания), Сен-Мало (Франция).

Горный  туризм. Среди районов горного туризма первое место занимает Альпийский.

Ежегодно его  посещают до 150 млн человек. Среди  самых известных горно-спортивных и горно- климатических курортов: Шамони, Сен-Жерве (Франция), Давос (Швейцария), Кортина- д'Ампеццо (Италия), Инсбрук (Австрия). Второй крупный район горного туризма охватывает горы Центральной Европы — Карпаты, Судеты и Родопы. Самые известные здесь курорты: Оберхоф и Обервизенталь (ФРГ), Закопане (Польша), Штрбскерово (Болгария). Сложились в Европе и районы озерного туризма — Озерный край в центральной Финляндии, Кашубское и Мазурское поозерья в Польше, Мекленбургское поозерье в ФРГ, озеро Балатон в Венгрии. В Альпах (Австрия, Швейцария, Италия) популярен отдых на горных озерах. Речной круизный туризм получил наибольшее развитие на Дунае, Рейне, Эльбе, Волге.

 

№18 Современное  состояние туризма в Африке.

Африка относится  к молодым туристским регионам и  отличается в настоящее время  более высокими темпами прироста туристских потоков, чем в традиционных туристских регионах. Однако Африканский регион менее других устойчив в экономическом и политическом плане и это отрицательно сказывается на развитии туризма. Периоды его ускоренного роста сменяются стагнацией и спадами. Начало 80-х и середина 90-х — период застоя в туризме Африки из-за сокращения поездок в регион по причине боязни СПИДа. Африканские операторы вынуждены были для привлечения туристов снижать цены. Поэтому темпы доходности туризма отставали от

темпов прибытий. В целом Африка, будучи чрезвычайно  притягательной и перспективной  как регион туризма, пока еще мало освоена. Африка — континент контрастных  ландшафтов и имеет хорошую естественную основу для развития туризма. Но в  результате хозяйственной деятельности человека, природа континента

претерпела  сильные изменения, и некоторые  районы превратились в зоны экологического бедствия. Для сохранения природы  и ее рационального использования, в том числе и для развития туризма, правительства некоторых африканских государств (Кения, Танзания, Уганда, ЮАР, Намибия, Ботсвана) создают систему национальных парков. Среди африканских стран первое место по числу национальных парков принадлежит Кении, где они занимают 15 % всей территории. В южной части страны расположен самый большой по площади национальный парк Цаво.

Значительным  туристским ресурсом являются исторические и культурные памятники,

прежде всего  Северной Африки. Для европейцев и  американцев традиционная культура местных народов столь же экзотична, как и африканская природа. Этнографические особенности многочисленных народов открывают широкие перспективы для развития познавательного туризма.

И все же Африка уступает многим районам мира по уровню туристских прибытий

и размеру валютных поступлений от туризма. К числу факторов, которые затрудняют развитие туризма в регионе, относятся низкий экономический уровень большинства африканских стран, слабо развитые туристская инфраструктура и сухопутная транспортная сеть, отсутствие развитого внутреннего туризма, который «прокладывает дорогу» международному, наличие множества «горячих точек», территориальных притязаний и проблем между странами, что дестабилизирует обстановку и снижает уровень безопасности в туризме. В некоторых районах Африки на развитие туризма отрицательно влияют такие природные особенности, как чрезмерная жара или влажность воздуха. Наиболее представлены на рынке международного туризма страны Северной (Тунис, Марокко), Восточной (Кения) и Южной (ЮАР, Зимбабве) Африки. Тунис и Марокко специализируются на купально-пляжном, лечебно-оздоровительном и познавательном туризме. В национальных парках Восточной Африки традиционно организуются сафари, на берегу Индийского океана получили развитие климатические курорты. ЮАР имеет дифференцированную структуру туризма: купально-пляжный, лечебно-оздоровительный, деловой, познавательный, образовательный, охотничий туризм.

 

 

№19 Общая характеристика туристских районов Африки.

 

 

№20 Современное  состояние туризма в Северной Америке.

В Северной Америке  получила развитие густая речная сеть. Самая крупная речная

система — Миссисипи  — Миссури (длина 6420 км). Другие значительные реки: Святого Лаврентия, Маккензи, Юкон, Колумбия, Колорадо. Реки, текущие  на западе и севере материка имеют  горный характер — стремительны, изобилуют порогами, водопадами. Такие качества способствуют развитию сплавного спортивного туризма (рафтинга). В северной части материка множество озер: Великие озера (Верхнее, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри), Виннипег, Большое Невольничье, Большое Медвежье.

В Америке потоки туризма представлены как меридиональными, так и широтными

направлениями. Внутрирегиональные поездки имеют  меридиональное направление при

пересечении государственных  границ, но в дальнейшем они «веерами»  растекаются по территории принимающих стран и постепенно приобретают широтное направление. Широтности способствуют также туристские потоки из Европы, Японии и других стран Тихоокеанского бассейна. Америка занимает второе место по туристским прибытиям, но ее доля в мировых прибытиях снижается (рис. 1): 1970 г. — 25,5 %; 2000 — 18,5; 2020 (прогноз) — 17,7 %. В результате Америка в перспективе переместится на 3 место, уступив свой рейтинг Азиатско- Тихоокеанскому региону. Благодаря активной туристской политике США и интенсивному внутрирегиональному обмену между США, Канадой и Мексикой Америка в целом имеет стабильно высокие доходы от международного туризма. США — мировой лидер по туристским доходам (72,3 млрд долл), более чем в два раза опережая Испанию, занимающую второе место. Из 10 стран мира, лидирующих по прибытиям от туризма, три — американские: США (занимает третье место в мире — 45,5 млн ), Мексика (9 м.), Канада (10 м.).

Значительное  развитие в регионе получил и  выездной туризм. По туристским расходам

первое место  в Америке и мире занимают США (около 59 млрд долл.). Значительными расходами на международный туризм среди американских стран отличаются: Канада, Бразилия, Венесуэла. Рекреационно-ресурсный потенциал, спрос на различные виды туров и туристских услуг способствовали развитию в Америке разных видов туризма. Наибольшей популярностью для отдыха у моря и развлечений, связанных с водой (купально-пляжный, серфинг, яхтинг, дайвинг, круизный туризм) пользуются юго-восток США (побережье Мексиканского залива, Флорида) и островными государства и территории Карибского бассейна (Багамские острова, Ямайка, Куба, Барбадос и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№23 Современное  состояние туризма в странах  Азиатско-тихоокеанского региона.

Азиатско-Тихоокеанский  регион объединяет страны Восточной, Юго-Восточной Азии,

Океании и Австралию. Это самый обширный туристский регион мира. Его отдельные части (субрегионы) значительно удалены друг от друга, что осложняет развитие внутрирегиональных туристских поездок. Кроме того, АТР  удален и от основных туристских рынков мира — Европы и Америки. Однако обширность региона способствовала формированию здесь комплекса разнообразных природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов. В настоящее время отмечается слабый уровень их использования. Развитие туризма здесь началось относительно недавно. Однако темпы его развития — самые высокие в мире: в 1970 доля прибытий в АТР составила 3,2 %, в 2000 г. — 16,0 %, 2020 г. (оценка) — 27,3 %. Ныне регион занимает третье место в мировом туристском потоке, но по прогнозам менее чем через 10 лет обгонит Америку. Быстро растут и доходы, получаемые от туризма: в 1970 г. — 6,1 %, 2001 — 17,7 %. Удар по развитию туризма был нанесен экономическим кризисом 1997-98 гг., темпы развития снизились в целом по миру до 2 %, но в АТР

спад достигал 10 %. Наибольшими доходами от туризма выделяются КНР (в 2001 г. страна вышла на пятое место в мире по туристским доходам), Австралия, Сянган.

Туристское  развитие региона выразилось и в  росте путешествий, предпринимаемых

жителями стран  АТР. В настоящее время по расходам на туризм регион занимает 3 место, но в отдельные годы обгоняет Америку. Лидируют по расходам на туризм Япония, КНР, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия. Туристский расход высокоразвитых Австралии и Новой Зеландии имеет небольшие размеры из-за малой численности населения и выезжающих туристов. Однако эти страны, располагаясь далеко от основных центров туризма, лидируют по расходам в расчете на 1 поездку за границу. Поездка жителям Австралии обходится в более чем 2000 долл. (включая транспортные расходы), это в 3 раза больше, чем в среднем по миру.

Преобладают поездки  на близкие расстояния — более 76 % из стран АТР. Среди

субрегионов АТР  в прибытиях места распределяются так: Восточная Азия — 58 %, Юго- Восточная  Азия — 34, около 9 — Австралазия и Океания. В межрегиональных поездках выделяются туристы из Европы и Америки. Очень мало из других регионов. Почти 33 % всех, прибывающих в АТР устремляются в КНР. Учитывая территории Сянгана, Макао и Тайваня — 50 %. Состояние международного туризма в АТР во многом определяется ситуацией в КНР. По прибытиям (33 млн в 2001 г.) и туристским доходам (17,8 млрд) он вошел в первую пятерку стран. По оценкам, к 2020 г. по этому показателю он будет лидировать уже не только в АТР, но и в мире (196 млн прибытий).

 

 

№22 Современное  состояние туризма в Австралии  и Океании.

Сейчас Австралия имеет высокоразвитую экономику, по своему уровню сопоставимую с экономикой западноевропейских стран. Имея развитую обрабатывающую и горнодобывающую промышленность, Австралия одновременно является и самым крупным экспортером в мире говядины и шерсти. В последние годы к одному из перспективных секторов экономики Австралии можно отнести туризм. Развитию туризма способствует идеальный для отдыха климат. Здесь никогда не бывает холода и жары. Средняя температура лета - плюс 26°С, а зимы - плюс 18°С. К туристическим центрам Австралии причисляют деловую столицу - город Сидней, культурную столицу - город Мельбурн и административную столицу - город Канберру» Наиболее известным международным курортом Австралии является Золотой Берег, расположенный 173 на восточном побережье. Золотой Берег - это золотистые пляжи, прохладные эвкалиптовые леса, бесконечные песчаные дюны. Золотой Берег протянулся на 80 км вдоль восточного побережья Австралии. В этом курортном месте находятся тематические парки «Мир Кино», «Мир Грез», «Мир Моря». К туристическим достопримечательностям относится также Большой Барьерный риф, простирающийся на 2500 км вдоль побережья в виде коралловых рифов и островов, самый крупный коралловый риф на планете. При желании туристы могут совершить круизы на острова Большого Барьерного рифа, заняться подводным плаванием, искупаться в водопадах среди диких джунглей. Соотношение внутреннего и международного (въездного) туризма составляет примерно 4:1. Одной из самых последних тенденций в развитии внутреннего туризма является склонность к исследованию диких, не тронутых цивилизацией территорий. Туристов, путешествующих на автомобиле, все больше привлекают удаленные и малоисследованные районы. Так, популярным является эксклюзивный тур в Центральную Австралию, где можно увидеть скалу Айрес Рок, сложенную из особых геологических пород красного цвета. К заповедным местам Австралии, кроме Большого Барьерного рифа, относятся Национальный парк Какаду, Акулий залив у западных берегов Австралии, влажные тропики на северо-востоке страны, Западная Тасманийская пустыня, остров Фрейзера, центрально- восточный тропический лес Австралии и др.К популярным видам отдыха в Австралии можно отнести путешествия на близлежащие острова Тихого океана, например, на острова Гамильтон и Хайман. Здесь имеется развитая туристическая инфраструктура: первоклассные теннисные корты, тренажерные залы, поля для игры в гольф и т.п. Значительная часть иностранных туристов, а это главным образом японцы и выходцы из других стран Азиатско-Тихоокеанского 174 региона, приезжает в Австралию посмотреть на уникальных животных, обитающих на этом континенте: кенгуру, коалу и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Туризму"