Санаторно-курортная собственность государства и инфраструктура рекреационного отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:58, реферат

Описание работы

Россия обладаетразнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны.
Наличие многообразныхприродных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную системусанаторно-курортного лечения и отдыха.
Санаторно-курортное делов России традиционно является составной частью государственной политики иважным разделом системы народного здравоохранения.

Содержание работы

Введение
1 Государственное регулирование санаторно-курортнойдеятельности
2 Финансовое обеспечениесанаторно-курортного лечения и отдыха
3 Инфраструктура рекреационногоотдыха
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Реферат: Санаторно-курортная собственность государства и инфраструктура рекреационного отдыха

Содержание

Введение

1 Государственное регулирование  санаторно-курортнойдеятельности

2 Финансовое обеспечениесанаторно-курортного  лечения и отдыха

3 Инфраструктура рекреационногоотдыха

Заключение

Список литературы 

 

 

Введение

Россия обладаетразнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны.

Наличие многообразныхприродных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную системусанаторно-курортного лечения и отдыха.

Санаторно-курортное делов России традиционно является составной частью государственной политики иважным разделом системы народного здравоохранения.

Независимо отформ собственности и ведомственной подчиненности, курортные учреждения России врешении общей задачи выступают как единый санаторно-курортный комплекс,требующий управления и организационно-методического обеспечения контроля повыполнению государственных гарантий различным контингентам населения,регламентированных рядом законодательных документов Российской Федерации.

 

1 Государственное  регулирование санаторно-курортнойдеятельности

Значимостьсанаторно-курортного лечения обусловлена продолжающимся процессомпреждевременного старения населения и высоким уровнем заболеваемости взрослогонаселения, подростков и детей.

Санаторно-курортное делов России традиционно является составной частью государственной политики иважным разделом системы народного здравоохранения. Наличие многообразныхприродных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную системусанаторно-курортного лечения и отдыха. Санаторно-куротная собственность государства и инфраструктурарекреационного отдыха.

Госуда́рственная со́бственность— форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продуктыпроизводства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой илисовместной собственности.

Установлено, что впоследнее десятилетие реформирование российской экономики привело к изменениюорганизационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительныхорганизаций. Прекратила существование общего государственная система реализациисанаторно-оздоровительных услуг.

Разрушилась существующая ранеецентрализованная система управления санаторно-курортным комплексом. Принятыерешения по переводу народного хозяйства на рыночные отношения по вопросамсобственности и правовым аспектам хозяйственной деятельности требовали пересмотрагосударственных подходов к перспективам развития санаторно-курортного комплекса,разработки новых подходов к организации и регулированию рынкасанаторно-оздоровительных услуг, в том числе совершенствования структурыуправления санаторно-курортным комплексом.

И если длягосударственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономикиможно обойтись универсальными методами, то регулирование и надзор засоблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе в силу специфики,связанной со здоровьем человека и его санаторно-оздоровительным лечением,требует формирования специальных подходов.

Государство несетответственность за состояние здоровья людей и поэтому, казалось бы, не должнотерять свои позиции в курортном деле. Ведь только инвалидов и лиц, имеющихправо на льготное санаторно-курортное обслуживание, насчитывается более 715,4тыс. человек. Однако, как показывает анализ материалов проверок, системасанаторно-курортной помощи населению разрушается, а государство, особенно впоследнее время, остается безучастным к ее судьбе, теряя тем самым важный рычагв решении проблем улучшения оздоровления населения.

Санаторно-курортное делов России традиционно является составной частью государственной политики иважным разделом системы народного здравоохранения. Россия обладает разнообразнымицелебными ресурсами, многие из которых уникальны. Среди них нарзаныКисловодска, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, термальные воды Кульдура,горячие газы курорта Янган-Тау, лечебные грязи Тамбуканского озера,сероводородные термальные источники Сочи, солнечное Черноморское побережье имногие другие.

Наличие многообразныхприродных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную системусанаторно-курортного лечения и отдыха.

Этот сектор экономикисферы услуг выполняет важные социальные задачи, главными из которых являются:

— укрепление здоровьянаселения (индивидуального и общественного) на основе рациональногоиспользования природно-рекреационных ресурсов и отечественного курортногокомплекса (санаторно-курортной инфраструктуры и кадрового потенциала);

— восстановление трудовыхресурсов, занятости населения и развития курортов.

По степени лечебнойэффективности природных лечебных факторов, уровню их освоенности иблагоустройства курорты подразделяют на курорты и лечебно-оздоровительныеместности федерального, регионального и местного значения.

К курортам федеральногозначения относятся города-курорты Черноморского побережья Краснодарского края,Кавказских Минеральных Вод, Нальчик, Сергиевские Минеральные Воды, Белокуриха,курортная зона Санкт-Петербурга на побережье Финского залива, приморскиекурорты Калининградской области.

Курорты региональногозначения находятся в ведении органов государственной власти ' субъектаРоссийской Федерации. Курорты местного значения определяют органы местногосамоуправления в благоприятных ландшафтных и микроклиматических условиях вблизикрупных городов и промышленных зон.

Как показали проверки,для санаторно-курортной системы период 1990-2000 годов стал определяющим попереходу к рыночным отношениям и реализации государственной политики в сферекурортного дела, который в это время осуществлял Государственный комитет пофизической культуре, спорту и туризму.

Происходящие в это времяизменения форм собственности, децентрализация потоков финансирования предъявилиновые требования к государственной системе регулирования работысанаторно-курортных организаций.

За последние 10 лет,несмотря на рост общей заболеваемости населения, значительно сократилось числосанаторно-курортных организаций. В связи со стихийным процессом приватизации иакционирования санаториев в значительной степени разрушены системыфункционирования, а финансирование санаторно-курортного лечения снизилось.

Особую тревогу вызываетотмечаемое повсеместно сокращение числа учреждений летнего отдыха для детей иподростков.

В соответствии со статьей7 Федерального закона “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительныхместностях и курортах” специально уполномоченный Правительством РоссийскойФедерации федеральный орган исполнительной власти в сфере курортного деладолжен осуществлять:

— ведениегосударственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

— разработку икоординацию федеральных программ развития курортов;

— организацию научныхисследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации иповышения эффективности его использования;

— подготовку кадров всфере курортного лечения;

— контроль за исполнениемзаконодательства Российской Федерации об охране и использовании природныхлечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Однако, как показалапроверка, Минздравом России не выполняются в полном объеме вышеперечисленныетребования.

Санаторно-оздоровительныеуслуги являются социально значимыми услугами и направлены на поддержаниездоровья соответствующих слоев населения.

Всоответствии с Федеральным законом “О бюджете Фонда социального страхованияРоссийской Федерации на 2003 год”, принятым Федеральным Собранием РоссийскойФедерации отменяется финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровленияработников, членов их семей и участников Великой Отечественной войны.

Материальнаябаза курортов за годы экономического кризиса пришла в упадок.

Резкосократилось государственное финансирование, а число отдыхающих, особенно, во внесезонноевремя уменьшилось, примерно, в 10 раз.

Системасанаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточенамежду министерствами, ведомствами, общественными организациями и акционернымиобществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учетом интересов ивозможностей собственника.

Независимо отформ собственности и ведомственной подчиненности, курортные учреждения России врешении общей задачи выступают как единый санаторно-курортный комплекс,требующий управления и организационно-методического обеспечения контроля повыполнению государственных гарантий различным контингентам населения,регламентированных рядом законодательных документов Российской Федерации.

Основными трудностямифедеральных санаториев за последние годы явились: — недостаточное бюджетноефинансирование на капитальный ремонт, коммунальные расходы, приобретениемедицинского и бытового оборудования, питание,- низкая заработная платаперсонала.

Проведенныйанализ состояния курортного дела в стране позволяет сделать заключение оназревшей необходимости разработки и утверждения Правительством РоссийскойФедерации основных направлений государственной политики (Концепции) в сфере санаторно-курортнойдеятельности в России, где должны быть продуманы все звенья санаторно-курортнойсистемы — от центрального ведомства до муниципального санатория.

В свете решения данныхвопросов, полагали бы целесообразным, предложить Правительству РоссийскойФедерации:

— определить рольгосударства в регулировании рынка санаторно-курортных услуг,

разработки механизма ихфинансирования, предоставления и потребления;

— предусмотретьразработку:

1)        предложений посовершенствованию системы управления природопользованием на курортах, порядка икритериев лицензирования медицинской деятельности и аккредитации санаторно-курортныхучреждений,

2)        обязательнойсертификации санаторно-курортных услуг,

3)        критериевформирования государственного заказа на санаторно-курортное лечение граждан

4)        установлениепредельной стоимости социальных путевок,

5)        научно-обоснованныхнормативов обеспечения санаторно-курортной помощью для различных категорийнаселения,

6)        фундаментальныхисследований по изучению механизма действия естественных и преформированныхкурортных факторов при лечении различных заболеваний.

Чаще всего средств,выделяемых на строительство и капитальный ремонт санаторно-курортных учреждений,крайне недостаточно и распределяются они неравномерно, в результате чего многиеобъекты санаторно-курортных учреждений находятся в неудовлетворительномсостоянии.

2 Финансовое обеспечение  санаторно-курортного лечения иотдыха  

 

Внимание к проблемефинансирования санаторно-курортной помощи обусловлено, прежде всего,отсутствием единой политики в данной сфере, а так же наличием множества децентрализованныхисточников, не позволяющих составить достоверную картину.

В настоящее времяпотребность в средствах федерального бюджета санаторно-курортных учреждений,как показали проверки, определяется на основе фактически сложившихся данных загоды, предшествующие планируемому периоду, а не по нормативной иметодологической базе по формированию расходных статей, предусматривающейобоснованную потребность конкретного учреждения в этих средствах.

В Минздраве Россииотсутствуют нормативные документы, определяющие порядок финансированиясанаторных учреждений.

Федеральным бюджетом настроительство новых объектов и реконструкцию в санаторно-курортных учрежденияхМинздрава России было предусмотрено в 2000 году -17,8 млн. рублей (6 объектов),в 2001 году — 11 млн. рублей (7 объектов) и на 2002 год выделено 36,5 млн.рублей (10 объектов).

В то же время фактическиезатраты на строительство и реконструкцию санаторно-курортных учреждений Фондасоциального страхования в 2000 году составили 464,9 млн. рублей, или 100,9 % кплану, в 2001 году — 550,0 млн. рублей, или 100 процентов.

В первом полугодии 2002года на строительство и реконструкцию санаторно-курортных учреждений Фондаизрасходовано 155,6 млн. рублей, или 47,6 % от выделенных на полугодие средств.

Ранее государствоосуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, которыйбыл рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошоотработанной системой финансирования.

Финансирование развитиясанаторно-курортного комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и за счетфондов предприятий и других нецентрализованных источников. Структура управлениясанаторно-курортным комплексом сложилась с учетом наличия общегосударственногорынка санаторно-оздоровительных услуг, функционировала отраслевая системареализации санаторно-курортных путевок, планово-распределительный методреализации санаторно-оздоровительных услуг обеспечивал оптимальную загрузкуздравниц.

Установлено, что впоследнее десятилетие реформирование российской экономики привело к изменениюорганизационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительныхорганизаций. Прекратила существование общегосударственная система реализациисанаторно-оздоровительных услуг. Разрушилась существующая ранеецентрализованная система управления санаторно-курортным комплексом.

Принятые решения попереводу народного хозяйства на рыночные отношения, по вопросам собственности,правовым аспектам хозяйственной деятельности требовали пересмотрагосударственных подходов к перспективам развития санаторно-курортногокомплекса, разработки новых подходов к организации и регулированию рынкасанаторно-оздоровительных услуг, в том числе, совершенствование структурыуправления санаторно-курортным комплексом.

Информация о работе Санаторно-курортная собственность государства и инфраструктура рекреационного отдыха