Государственная собственность на природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и отраслевые федеральные законы основаны на признании существования различных форм собственности на землю и иные природные ресурсы. Конституция РФ определяет, что природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности в зависимости от их предназначения (п. 2 ст. 9). В соответствии со ст. 8 Конституции РФ все формы собственности признаются и защищаются равным образом.

Файлы: 1 файл

15.docx

— 21.89 Кб (Скачать файл)

15. Государственная  собственность на  природные ресурсы.

Для современной  экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Именно собственность  в зависимости от ее формы определяет характер общества, его экономические, социальные, правовые, политические основы.

Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и отраслевые федеральные законы основаны на признании  существования различных форм собственности  на землю и иные природные ресурсы. Конституция РФ определяет, что природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности в зависимости  от их предназначения (п. 2 ст. 9). В соответствии со ст. 8 Конституции РФ все формы  собственности признаются и защищаются равным образом.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что государственной  собственностью в Российской Федерации  является имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве  собственности субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам  федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность  субъектов РФ) (п. 1 ст. 214). Земля и  другие природные ресурсы, не находящиеся  в собственности граждан, юридических  лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Природные ресурсы  в отличие от иных объектов собственности  имеют достаточно специфические  свойства, что не могло не отразиться на формировании права собственности  на них. Некоторые природные объекты  не имеют непосредственного потребительского значения, их полезные свойства заключаются  в самом факте их существования. Природные ресурсы, являясь собственностью, должны иметь характеристики, присущие имуществу, а именно: иметь оценочную  стоимость и государственную  регистрацию в качестве объектов собственности.

В ст. 129 ГК указано, что земля и другие природные  ресурсы могут отчуждаться или  переходить от одного лица к другому  иными способами в той мере, в какой их оборот допускается  законами о земле и других природных  ресурсах. Это означает, что соответствующими законами в области природопользования те или иные виды природных ресурсов или их части могут быть выведены из гражданского оборота или ограничены в нем, введены ограничения в  реализации этого права собственниками.

Государственная собственность на природные ресурсы  в России всегда была определяющей. Государству принадлежала вся полнота  и исключительность прав по владению, пользованию и распоряжению природными богатствами, которая определяла целевое  и хозяйственное назначение объектов природы, устанавливала условия и порядок пользования ими, а также распределение и перераспределение природных объектов среди пользователей.

одный кодекс РФ, который вступает в действие с 1 января 2007 г., предусматривает, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 8). В собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Водный кодекс РФ в прежней редакции устанавливал в Российской Федерации государственную  собственность, а муниципальная  и частная собственность допускалась  только на обособленные водные объекты (ст. 34). Поэтому расширение видов  искусственных водных объектов, которые  могут находиться в частной собственности, можно назвать среди основных новаций Закона.

Указанные объекты  могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством  и земельным законодательством  вместе с земельным участком, в  границах которого они расположены. При этом не допускается раздел земельных  участков, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности  на данные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности  на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Находящиеся в  государственной или муниципальной  собственности объекты относятся  к объектам общего пользования: любой  гражданин вправе бесплатно пользоваться ими для личных и бытовых нужд, передвижения, пребывания, любительского  и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Можно сказать, что в основном превалирует государственная  собственность на природные ресурсы. Поэтому государство как легитимный представитель интересов общества обязано выполнять полномочия, возложенные  на него обществом, в том числе  по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами в его интересах. Использование природных ресурсов с целью получения большего дохода в бюджет не является исключением  и для государства - как субъекта права собственности. В настоящее  время для России продажа природных  ресурсов, в основном на внешний  рынок, является определяющим фактором развития экономики государства  и выполнения его социальных функций. Поэтому с целью сохранения природно-ресурсного потенциала страны и обеспечения  экологической безопасности необходимо законодательное ограничение полномочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, в том числе  и государством.

19. Специальное природопользование.

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит  целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром ( дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

 Право специального  природопользования - право пользования  природными ресурсами, связанное  с удовлетворением экономических  интересов общества, юридических  и физических лиц, осуществляемого  в соответствии с разрешительной  системой и требующего выделения  отдельных частей природных объектов  в обособленное пользование юридическим  или физическим лицам. Оно реализуется  в формах: комплексного природопользования; специального пользования водами, недрами, объектами животного  мира, другими природными ресурсами. 

Субъектами права  специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают  в двух качествах: как государственные  или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной  и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

Субъекты права  специального природопользования - юридические  лица и граждане-предприниматели, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В порядке специального природопользования природополь-зователю за плату передаются в пользование или аренду природные ресурсы на основе договора и разрешения ( лицензии) на пользование для осуществления хозяйственной деятельности.

Специальное пользование  землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как  правило, с удовлетворением экономических  интересов общества, юридических  и физических лиц. Оно сопряжено  с более значительными, чем при  общем природопользовании, воздействиями  на приро-ду. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешитель-ной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных час-тей природных объектов в обособленное пользование юридических и физиче-ских лиц.

 Специальное  природопользование реализуется  в формах:

 • комплексного  природопользования,

 • специального  пользования водами, недрами, объектами  животного мира, другими природными  ресурсами. Разновидностью права  специального водо-пользования является особое водопользование.

 Обратим внимание  на некоторые характеристики  права специального при-родопользования.

 Право комплексного природопользования регулируется ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» и Временным положением о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование, утвержденным прика-зом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. Необходимость введения данного вида природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или мень-шей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Под ком-плексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъя-тие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим при-родным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

 Хотя в  земельном законодательстве отсутствует  понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных  законодательством случаев права  общего, пользования землями, землепользование  является специ-альным. Земли предоставляются в пользование либо на основании акта, выда-ваемого специально уполномоченным государственным органом, либо догово-ра.

 Специальное  водопользование представляет собой  использование водных объектов  с применением сооружений, технических  средств и устройств. Оно осуществляется  гражданами и юридическими лицами  только при наличии ли-цензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 Водного кодекса РФ). При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне спе-циально уполномоченным государственным органом управления использовани-ем и охраной водного фонда.

 Разновидностью  специального водопользования является  особое водо-пользование, регулируемое ст. 87 Водного кодекса РФ. Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, на-ходящиеся в федеральной собственности, по решению Правительства РФ могут предоставляться в особое пользование. Водные объекты, находящиеся в собст-венности субъектов РФ, могут предоставляться для государственных и муници-пальных нужд в особое пользование по решению органов исполнительной вла-сти субъектов РФ. В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объ-ектов.

 Особой разновидностью  права специального водопользования,  пользова-ния атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребле-ния. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. 144 Водного кодекса РФ, атмосферой – для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками– ст. 15–22 Закона «Об охране атмосферного воздуха».

 Право специального  природопользования возникает на  основании разре-шений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законода-тельстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.)

14. Частная собственность  на природные ресурсы.

Как предусмотрено  статьей 213 ГК РФ, в собственности  граждан и юридических лиц  может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов  имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан  и их объединений иметь землю  в частной собственности закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено  также, что условия и порядок  пользования землей определяются на основе федерального закона.

Законодательство  содержит и соответствующие нормативные  положения о праве частной  собственности на другие природные  ресурсы, хотя и не всегда достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах»  вопрос о праве собственности  на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  «О недрах» он нашел вполне определенное решение. В статье 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра  в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной  собственностью. Участки недр не могут  быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться  в иной форме. Что же касается права  пользования недрами, то они могут  отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в  какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной  государственной собственности, собственности  субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Информация о работе Государственная собственность на природные ресурсы