Этапы разработки экскурсионной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

4. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

Главное правило работы с такими вопросами – не следует прерывать  рассказ и давать немедленный  ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно содержать дискуссионный характер.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод  не должен говорить непрерывно. Между  отдельными частями рассказа, рассказом  и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом  об объекте и событиях, с ним  связанных, должны быть небольшие перерывы.

 

Паузы преследуют следующие задачи:

1.         смысловая - когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке.

2.         дать кратковременный  отдых экскурсантам. Она не несет  какой-либо смысловой нагрузки. Это  особенно важно для тех, кто  еще не привык к такой активной  форме культурно-просветительной  работы, как экскурсия.

Пауза в загородных экскурсиях совмещается  с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется  экскурсоводу: 15 минут по истечении  каждого часа работы. Этот отдых  может быть суммирован и использован  экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях также могут быть паузы – свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также  для санитарных остановок в продолжительных  экскурсиях.

Техника использования «портфеля  экскурсовода». Содержание портфеля экскурсовода, его значение и роль в использовании  методических приемов показа имеет  отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан  экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность  аппаратуры, наличие необходимых  записей, обеспечить слышимость для  всех участников экскурсии. Экскурсовод  должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий  используются элементы ритуала. Экскурсанты  в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного  караула, участвуют в шествиях и  митингах. Экскурсоводу необходимо знать  порядок возложения цветов, прохождения  экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия  в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного  огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной  войны. Перед началом экскурсии  экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая  значение соблюдения ритуала при  посещении исторических мест.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформирование общественно-политического  строя и социально-экономические  преобразования в нашей стране, появление  платежеспособной части населения  обусловили возникновение спроса на экскурсионные услуги. Экскурсионную  деятельность характеризуют два  основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния  на общественную жизнь. С одной стороны, с помощью экскурсий можно  сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных  регионах, так и в отдельных  городах. С другой стороны, велико воспитательное значение экскурсии, основанное на использовании  ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной  культуры.

Возможности использования богатства  нравственного, эстетического содержания экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни  имеет большую популярность и  оказывает положительное влияние  на сферы общества.

В целом обновленный формат экскурсионной  деятельности позволяет открыть  рабочие места, обеспечить - занятость  населения, способствовать подъему  образовательного и культурного  уровня населения, изменить к лучшему  быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу, придать  своим домам, улицам, паркам красивый, привлекательный облик.

Экскурсионный туризм, который в  недалеком прошлом был ведущей  отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными  темпами развития, в настоящее  время, как и вся туристическая  сфера, переживает глубокий кризис.

Для него стали характерны следующие  особенности, которые раньше не наблюдались:

- ярко, выраженная сезонность, обусловленная  тем, что основным потребителем  экскурсионных услуг как внутри  страны, так и за ее пределами  стали школьники;

- резкое сокращение тематики  экскурсий;

- дефицит квалифицированных экскурсоводов  и гидов-переводчиков, способных  обеспечить высокое качество  экскурсии;

- растет число «подпольных»  экскурсоводов. 

Еще одна серьезная проблема в развитии Российского экскурсионного туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг. Спрос на экскурсионно-туристическое обслуживание формирует всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительских  стоимостей, способных удовлетворить  запросу экскурсантов и туристов, и классифицируются как категория  потребительского спроса.

Реализация развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых:

- перспективное планирование развития  и размещения материально-технической  базы как целостного комплекса  туристско-экскурсионного обслуживания;

- создание единой методики статистического  учета всего контингента туристов  и экскурсантов;

- ориентация финансово-хозяйственной  деятельности туристско-экскурсионных  организаций на повышение экономической  эффективности функционирования  материально-технической базы посредством  дифференцированных нормативов  фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи.

- кооперирование инвестиционных  потенциалов организаций, ведомств  и частных лиц, заинтересованных  в развитии материально- технической  базы туризма.

В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время  создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий  спросам самых различных категорий  потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта – культурно исторический потенциал. Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта, - наличие кадров, способных решить эту задачу. Однако только наличие этих важных условий не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буяльский Б. А.. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учебное пособие. – Москва: ЦРИБ "Туризм", 1980

2.  Васильев А. Л. Туризм  – понятия и сущность. В справоч. "Турфирмы", вып. 15 – С. – Петербург: Олбис, 1998

3. Гуляев В. Г. Организация  туристской деятельности: Учебное  пособие. – Москва: НОЛИДЖ, 1996;

4.Дехтярь Г. М. Лицензирование  и сертификация в туризме. –  Москва: Финансы и статистика, 2003;

5. Емельянов Б. П. Организация  работы экскурсионного учреждения. – Москва: ЦРИБ "Турист", 1987;

6. Емельянов Б. П. Экскурсоведение: Учебник. – Москва: Советский спорт, 2000;

7. Емельянов Б. П. Профессиональное  мастерство экскурсовода: Учебное  пособие. – Москва: ЦРИБ "Турист", 1986

8. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. – Минск: БГЭУ, 1999;

9. Карпова Г.А. Сфера туризма:  Этапы развития, экономика и управление. – Москва: Пресс – сервис, 1998

10.Квартальнов В. А. Туризм  как объект управления. – Москва: Финансы и статистика, 2002;

11. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник.  – Москва: Финансы и статистика, 2000;

12. Квартальнов В. А. Стратегический  менеджмент в туризме: Современный  опыт управления. – Москва: Финансы  и статистика, 1999

13. Зорин И. В., Квартальнов В.  А. Энциклопедия туризма: Справочник. – Москва: Финансы и статистика, 2000

14  Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004. – 96 с.

15.  Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. – М.: Турист, 1989. – 118 с.

16. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.

17. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.


Информация о работе Этапы разработки экскурсионной программы