Этапы разработки экскурсионной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

4. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

Для разработки новой экскурсионной  темы создается творческая группа экскурсоводов  в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.

Наиболее целесообразно обязанности  в процессе подготовки экскурсии  распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен  подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.

 

Выделяют несколько этапов создания экскурсии:

1 этап: Определение цели и задач  экскурсии

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения  ее цели. Это помогает авторам экскурсии  более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии –  это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

Целями экскурсии могут быть:

- воспитание патриотизма

- интернациональное воспитание

- трудовое воспитание

- эстетическое воспитание

- экологическое воспитание

- показ достижений города в  экономике страны

- показ исторической роли города

- знакомство с творчеством выдающегося  архитектора

- знакомство с особенностями  природы края

- воспитание любви и уважения  к родине,

- расширение кругозора

- получение дополнительных знаний  в различных областях науки  и культуры.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.

Задачи экскурсии – достичь  целей путем раскрытия ее темы.

Цели и задачи определяют окончательный  отбор экскурсионных объектов, маршрут  экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий  из «портфеля экскурсовода», эмоциональный  настрой экскурсии и отдельных  ее частей.

 

2 этап: Выбор темы экскурсии

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ  и рассказ. Она является критерием  для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых  объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в  несколько различных экскурсий.

Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные  памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного  создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который  объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных  ассоциаций, содержательный смысл.

 

3 этап: Отбор литературы и составление  библиографии

В ходе разработки новой экскурсии  составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы  предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам  в использовании необходимого фактического и теоретического материала при  подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах  для удобства в работе группы и  тех экскурсоводов, которые в  будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

 

4 этап: Определение других источников  материала

Помимо публикаций в печати, могут  быть использованы другие источники. Автор  экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные  архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где  содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно  проверенные факты и сведения.

 

5 этап: Отбор и изучение экскурсионных  объектов

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

 

В качестве объектов могут быть:

ü   Памятные места, связанные  с историческими событиями в  жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы).

ü   Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и  деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и  другие постройки

ü   Природные объекты –  леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники  и заказники, а также отдельные  деревья, реликтовые растения.

ü   Экспозиции государственных  и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок

ü   Памятники археологии –  городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы.

ü   Памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

ü   По содержанию – одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города)

ü   По функциональному назначению – основные, которые служат основой  для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе

ü   По степени сохранности  – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные

Перед экскурсионными работниками  при создании экскурсии стоит  задача – отобрать из множества  объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую  они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит  зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие  темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность – связь  объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля  науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность  их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения (например, Красная  площадь, Останкинская телевизионная  башня).

Необычность объекта. Имеется в  виду особенность, неповторимость памятника  истории и культуры, здания, сооружения.

Выразительность объекта, то есть внешняя  выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовительности к показу.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту  экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие  места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости  или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена  большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает  ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес  при этом ослабевают. Оптимальная  продолжительность городской экскурсии  составляет 2 -4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом  воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно  разрабатываемой темы, так и для  будущих экскурсий.

 

В карточку объектов вносятся следующие  данные:

1.          наименование  объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым  памятник известен у населения

2.         историческое  событие, с которым связан памятник, дата события

3.         местонахождение  объекта, его почтовый адрес,  на чьей территории памятник  расположен (город, поселок, промышленное  предприятие)

4.         описание  памятника (подъезд к нему, его  автор, дата сооружения, из каких  материалов изготовлен, текст мемориальной  надписи)

5.         источник  сведений о памятнике (литература, где описывается памятник и  события, связанные с ним, архивные  данные, устные предания, основные  печатные работы и места хранения  неопубликованных работ)

6.         сохранность  памятника (состояние памятника  и территории, на которой он  находится, дата последнего ремонта,  реставрации)

7.         охрана  памятника

8.         в каких  экскурсиях памятник используется

9.         дата составления  карточки, фамилия и должность  составителя

В карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды. В карточке на архитектурные, природные, археологические  объекты могут быть включены и  другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры включаются сведения о наличии скульптуры, стенописи  в декоративном убранстве памятника. Наличие карточек на все экскурсионные  объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет  разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным.

6 этап: Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой  наиболее удобный путь следования экскурсионной  группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии  последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения  безопасности экскурсантов. Одна из задач  маршрута - способствовать наиболее полному  раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в  логической последовательности и обеспечение  зрительной основы для раскрытия  темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

- Хронологический. Примером хронологического  маршрута могут служить экскурсии,  посвященные жизни и деятельности  выдающихся людей.

- Тематический. По тематическому  принципу построения экскурсии  можно отметить экскурсии, связанные  с раскрытием определенной темы  в жизни города.

- Тематико-хронологический. Все  обзорные городские экскурсии  построены по тематико-хронологическому  принципу.

Разработка маршрута – сложная  многоступенчатая процедура, требующая  достаточно высокой квалификации и  являющаяся одним из основных элементов  технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра  объектов и намечается с учетом следующих  требований:

- показ объектов следует проводить  в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных  проездов по одному и тому  же участку маршрута

- наличие доступности объекта

- переезд или переход между  объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком  длительных пауз в показе и  рассказе

- наличие благоустроенных остановок,  в том числе санитарных, и мест  парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов  движения группы. Необходимость изменения  маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при  создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и  утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени  использования автотранспорта.

7 этап: Объезд (обход) маршрута

Объезд маршрута является одним  из важных этапов разработки новой  экскурсионной темы. При организации  объезда маршрута ставятся задачи:

ü   ознакомиться с планировкой  трассы, улицами, площадями, по которым  проложен маршрут

ü   уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы

ü   освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок

ü   провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность  экскурсии в целом

Информация о работе Этапы разработки экскурсионной программы