Экскурсия по улице Сретенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 07:36, реферат

Описание работы

Пешеходная зона, создание которой запланировано на 2013 год, охватит две московские улицы — Большую Лубянку, проходящую от Лубянской площади до площади Сретенские ворота, и Сретенку, которая тянется от площади Сретенские Ворота до площадей Большой и Малой Сухаревской.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. История улицы Сретенка………………………………………...5
Глава 2. Достопримечательности улицы Сретенка……………………...7
2.1. Сретенский монастырь………………………………………………..7
2.2. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатника……………….8
2.3. Храм Живоначальной Троицы в Листах…………………………...10
Заключение ……………………………………………………………….15
Список литературы ………………………………………………………16
Приложение 1……………………………………………………………..17
Приложение 2……………………………………………………………..18
Приложение 3…………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

орг. экскурсий.docx

— 567.43 Кб (Скачать файл)

 Хотя Сретенка и была продолжением Никольской - "улицы просвещения", особой аристократичностью она не славилась, а стала ремесленно-торговым центром Москвы. Оттого В. И. Немирович-Данченко и называл ее московским Монмартром. Здесь селились мясники, плотники, ветошники, сапожники, пушкари, скорняки и представители прочих трудовых профессий, густо покрывая Сретенку паутинкой ее знаменитых переулков. Кстати, в одном из них, Колокольниковом, находился колокольный завод Ф. Д. Моторина - того самого, что делал кремлевский Царь-колокол. Однако прославленный мастер не только лил здесь свои колокола, но и торговал квасом в собственной лавочке на Сретенке. Видимо, торг как-то особо вписывался в эту местность.

Стрелецкие истории

В том же XVII веке скромная Троицкая церковь переживала свои самые судьбоносные времена. С 1651 года здесь жили московские стрельцы под началом полковника Василия Пушечникова. Стрельцов  тогда селили около Земляного  вала для охраны рубежей Москвы и  проездных ворот в город. Так  стрельцы этого полка стали прихожанами  местной Троицкой церкви, и эта  деревянная церквушка получила официальный  статус полкового храма. Конечно, ратные прихожане хотели иметь каменный храм. Тогда Москва была деревянной, и получить собственный каменный храм было хотя и почетным, но трудным  делом. Камень для своего храма сретенские стрельцы добывали военными подвигами: отличившись в Смоленском походе, они получили более 100 тысяч царских  кирпичей, клейменых двуглавым орлом. Их не хватило, строительство затянулось на годы, пока не случилось событие, потрясшее Россию, и эхо этого  потрясения отозвалось в Москве. В 1671 году стрельцы Пушечникова отправились  в поход на Волгу подавлять  бунт Степана Разина и вернулись  вместе с плененным атаманом. За поимку и привод в Москву ненавистного Стеньки царь Алексей Михайлович выдал стрельцам еще 150 тысяч кирпичей - их них сложили стены храма, который  стал памятником этой победы. Наконец, за очередную доблесть, проявленную  в Чигиринском походе 1678 года, стрельцы получили возможность устроить придел в честь Покрова Пресвятой  Богородицы, а государь одарил стрелецкий храм иконами и утварью. 
Дальше произошла знаменательная история. Храм сооружался в период запрета шатрового зодчества, когда патриарх Никон повелел вернуться к традиционной византийской архитектуре. Стрельцы добросовестно возвели свою полковую церковь старинным способом, в форме пятиглавого крестово-купольного храма, как и требовал Никон. Тем не менее, даже этот вполне традиционный храм вызвал неудовольствие патриарха. Дело в том, что он сам выдал храмозданую грамоту на строительство, где были указаны точные размеры храма, но стрельцы отступили от заданной нормы, чтобы храм вышел просторнее. Разгневанный патриарх приказал "разметать" фундамент, а старосту вместе с семьей отлучить на 10 лет от Церкви. Может быть, патриарх Никон так утверждал приоритет духовной власти над светской, ведь это был полковой храм государевых стрельцов. Так или иначе, староста вскоре пал смертью храбрых в бою, и с семьи героя отлучение сняли. А стрельцы пошли на невинную техническую хитрость - для "законного" храма все-таки использовали старый, уже заложенный фундамент, сумев возвести на его основе меньшее по размеру здание.

 А потом у каменных стен Троицкого храма разыгралась новая драма русской истории, снова благосклонно повлиявшая на его судьбу: Петр I тоже благодарил своих верных служивых обновлением этой церкви. В 1689 году после пожара треснула глава храма и опять понадобился дорогой ремонт. Местный стрелецкий полк уже возглавлял новый начальник - полковник Лаврентий Сухарев. Это он построил в тех краях церковь во имя святого Панкратия, небесного покровителя своего отца, от которой теперь осталось лишь имя местного Панкратьевского переулка. В тот 1689 год разрыв государя Петра с царевной Софьей достиг своего апогея. В августе Софья подготовила новый стрелецкий бунт, мечтая свергнуть младшего брата с престола, и привлекла на свою сторону начальника Стрелецкого приказа Федора Шакловитого. От имени царевны он объявил стрелецким полковникам, будто Петр намерен онемечить Русь, переменить веру, убить своего брата-соправителя Иоанна и всех стрельцов, верных Отечеству. В итоге стрелецкие силы решили идти на Преображенское. И только несколько стрельцов предупредили Петра, тайком отправив к нему гонцов, и ночью государь успел ускакать в Троицкую лавру. На следующий день туда же прибыли его мать и жена, стянулись потешные полки и все верные Петру силы, среди которых и был единственный стрелецкий полк Сухарева, прибывший в лавру в полном составе. А потом сухаревцы помогли поймать изменника Федора Шакловитого.

 Жестоко расправившись со всеми заговорщиками, Петр щедро возблагодарил верного полковника и его доблестных стрельцов двумя деяниями. Во-первых, он выдал 700 рублей на ремонт Троицкой церкви, а в 1699 году она сделалась ружной, то есть получала содержание из казны. Этим царские милости не исчерпались. В ознаменование и увековечение подвига стрелецкого полка Петр приказал возвести знаменитую Сухареву башню. Теперь историки несколько сомневаются в этой традиционной версии. В числе других возможных причин ее возведения называют и такую: спасшись в Свято-Троицкой обители, Петр решил таким образом ознаменовать свое избавление от грозившей ему опасности, и сделать на московской дороге, которая вела в лавру, роскошный монументальный въезд в город на голландский манер. Огромная высота башни (более 60 м) подчеркивала статус русской столицы и была в ту пору крупнейшим произведением гражданского зодчества в Москве. Москвичи прозвали ее невестой Ивана Великого - и за "родственную" высоту, и за то, что в нее был, словно в подарок, перенесен глобус царя Алексея Михайловича, прежде хранившийся в главной кремлевской колокольне. Однако близкой "родственницей" башня стала именно храму Троицы в Листах. 
Башня стала называться Сухаревой позднее, а в то время именовалась Сретенской. С самого начала своего появления она породила множество разных преданий. Одно из них гласит, что архитектурный чертеж знаменитой башни составил сам Петр I, хотя ее действительным автором был Михаил Чоглоков, возможно строивший по указаниям Петра и по государевым наброскам. Как считают ученые, башня была устроена не просто по образцу западноевропейских ратуш, а наподобие символического корабля с мачтой: ее восточная сторона означала корабельный нос, западная - корму, все это вполне могло исходить из петровского замысла. Как и кремлевские башни (Спасская и Троицкая), она была украшена часами, и ее главу венчал двуглавый орел, только не традиционный: его мощные лапы окружали стрелы, возможно, означавшие молнии. По легенде, за день до вступления Наполеона в Москву над Сухаревой башней откуда-то появился ястреб с опутанными веревками лапами: он зацепился за крылья орла, долго бился, пытаясь освободиться, но, обессиленный, умер. Народ истолковал это как знамение, что также и Бонапарт запутается в крыльях русского орла. 
Но до этого было еще далеко. А пока Петр I определил новую участь и Троицкому храму. Судьбы церкви и Сухаревой башни оказались переплетены самым непредвиденным образом.

 

 

 

 

 

Заключение

У любого места есть своя энергетическая память, и любое событие, когда-либо совершенное здесь, будет влиять на дальнейшую его историю. 
К сожалению треугольник московских улиц Большая Лубянка -Сретенка – Сухаревка и Мясницкая имеет не очень хорошую энергетику.

Все памятники культуры этих улиц, связанные со свободомыслием, образованием, духовным развитием человека были либо перестроены, либо разрушены. Сохранились  лишь те здания, которые являются казенными  учреждениями и выполняют функцию  сторожей существующего государственного порядка. 

С помощью опроса специалистов, ведущих  экскурсии в данном районе, а также  методов анализа, синтеза и обобщения  информации, полученной из различных  источников, мы пришли к интересным выводам и новому решению. Любое  событие истории, а также любой  объект социального познания рассматривается, как правило, через призму собственного «Я» человека. В связи с этим, он будет вычленять только те элементы, которые соотносятся с его  мировоззрением и житейскими принципами. Если человек верит в паранормальные явления - он сможет найти достаточное количество информации, подтверждающую его точку зрения. Если нет - он найдет огромное количество фактов, опровергающих данные сведения. Тем не менее, изучение истории заставляет и тех и других задуматься о том, что судьба как страны, так и отдельного человека - следствие жизни предыдущих поколений. И если мы будем стараться увидеть призраки прошлого в современной жизни, то наверняка убережем себя от несчастных случаев и неожиданных поворотов судьбы в настоящем. Необычная тема экскурсии должна иметь и необычную форму ее проведения. В этом мире нет ничего вечного: идолы всегда будут повержены, земли отобраны, деньги потеряны, лучшие помыслы либо не поняты, либо опорочены. Стремление к излишнему богатству погубило Меншикова, Кусовниковых, а излишняя идеализация абсолютной власти погубила масонов.

Список  литературы

  1. Баранов Е. – Московские Легенды. – М.: Литература и политика 1993.
  2. Букин А. Любимая игрушка светлейшего князя.// http://www.gazetanv.ru/article/?id=417
  3. Бурлаева Г.Н. Москва средневековая. – М.: УЦ Перспектива, 1998.
  4. Бурлак В.Н. Москва таинственная: история, легенды, предания. - М.:Вече,2008.
  5. Осетров Е. Мое открытие Москвы. – М.: Московский рабочий, 1987.
  6. Кафтан Л. Кто в России ходит в масонах //http://www.interfax-religion.ru/atheism/?act=news&div=20059
  7. Козлов В.Ф., А.В. Святославский А.В. Москва в экскурсиях – М.: АНО ИЦ
  8. Преображенский А.А.Наша древняя Москва – просвещение, 1997.
  9. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – М.: Московский рабочий, 1990.
  10. Колодный Л. Москва в улицах и лицах – голос-пресс, 2002.
  11. Молева Н. Московская мозаика. – М.:Московский рабочий, 1971.
  12. Москва незнакомая. – М.: Стройиздат, 1993.
  13. Москвоведение. – М.: АО Московские учебники, 2003.
  14. Московская старина – М.: Правда, 1998.
  15. С любовью и тревогой. Сборник. – М.: Советский писатель, 1990

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Сретенский  бульвар

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Храм Успения  Пресвятой Богородицы в Печатниках

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Храм Живоначальной Троицы в Листах

 

 


Информация о работе Экскурсия по улице Сретенка