Экскурсии в системе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.
Гипотеза исследования — выдвинуто предположение о том, что учебная экскурсия реально осуществляет географическое образование, создает педагогические предпосылки и благоприятные условия для формирования
географической культуры учащихся и осуществления ими географической деятельности в различных ее проявлениях, если:
- определены сущность, место и роль учебных экскурсий в системе школьного географического образования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………....7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………...…..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…....17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.
Заключение…………………………………………………………......32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..…….....…34 стр.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Материалы, составляющие виртуальную экскурсию

Для организации виртуальной  экскурсии так же, как и для  экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.    Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов (схематический план деревни, положение населенного пункта на карте России или региона и т.п.).  Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними и возможное размещение в Интернете. Поэтому мы рекомендуем опираться на материал в текстовой форме.            Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для фольклорного песенного материала. Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера.          Сказанное позволяет нам сформировать требования к техническому обеспечению работы над виртуальной экскурсией. Но прежде нужно определить, будет ли работа над экскурсией в основном выполняться в ходе экспедиции или же после нее.        Что необходимо учесть при подготовке методического сопровождения к цифровому ресурсу: 
- идея экскурсии; 
- цели и задачи экскурсии; 
- содержание экскурсии; 
- маршрут и оформление экскурсии; 
- техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность в т. ч.); 
-результаты и методические рекомендации по использованию ресурса.

Задачи и  инструменты

Практика показывает, что в процессе разработки виртуальной  экскурсии приходится решать следующие технологические задачи :

• составление схематического плана;

• фотосъемка объектов местности;

• панорамная фотосъемка (по возможности);

• копирование (фотосъемка) отдельных документов (хозяйственные  книги, рукописные и редкие печатные тексты);

• компьютерная обработка  фотоизображений (кадрирование, изменение  размеров, «склеивание» панорам, отрисовка  плана, улучшение изображений, сделанных  в условиях плохого освещения);

• составление и занесение  в компьютер сопровождающих и  дополнительных текстов;

• отбор и перевод  в компьютерную форму звуковых фрагментов (песни, разговор с информантами);

• компоновка гипертекста  из полученных материалов.

Эти задачи требуют безусловного наличия двух технических компонентов: переносного компьютера и цифрового фотоаппарата с соответствующим программным обеспечением. Сформулируем особые требования к техническим средствам, которые предъявляет экспедиционная работа.             Все что необходимо для создания виртуальной экскурсии это компьютер, цифровой фотоаппарат, средства аудиозаписи, другие технические средства (принтер, ксерокс, сканер, GPS). Так же немаловажным и ценным источником информации для создания виртуальной экскурсии являются Интернет ресурсы, вебкамеры, анимированные картинки, слайды шоу, презентации и многое другое. Существуют уже готовые сайты виртуальных экскурсий, вот некоторые из них www.world-heritage-tour.org, http://www.world-heritage-tour.org/earth/map.html (Виртуальные путешествия по Земле), http://www.beyondspaceandtime.org/FCBSTWeb/web/index.html#link, http://virtualspb.com/panoramas/65 (Виртуальный Санкт-Петербург), http://www.goodearthgraphics.com/virtcave/virtmap.html (Виртуальные пещеры. Путеводитель по карстовым, лавовым и прибрежным морским пещерам ), http://zooex.baikal.ru/ (Экскурсия по Байкалу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Среди различных форм и методов обучения географии  видное место занимает экскурсия.           Стоящие перед школой учебно-воспитательные задачи требуют применения активных методов преподавания. По этому методика географии уделяет большое внимание экскурсии.       Несмотря на давность применения экскурсии и на существование обширной, многообразной литературы по этому вопросу, всё-таки методика экскурсий пока ещё слабо разработана и не достигнуто общепризнанного понимания сущности этого вида школьной работы.      Самый термин «экскурсия» произошёл от латинского слова excurro (экскурро), что значит «выбегаю». Следовательно, само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы, а именно — выведение учащихся за пределы школы к изучаемому объекту.            Экскурсия есть один из видов учебно-воспитательной работы, которая проводится на основе непосредственного восприятия изучаемого объекта на месте его обычного нахождения и сопровождается выходом за пределы школы.             Таким образом, экскурсия характеризуется тремя существенными признаками: во-первых, на экскурсии обучение и воспитание проводятся на основе непосредственного восприятия учениками изучаемого объекта. Во-вторых, обучение увязывается с исследованием предмета на месте его нахождения, что, в-третьих, требует выхода за пределы школы и движения к изучаемому объекту.

 Географические экскурсии с точки зрения экологического образования и воспитания  — это ориентация на познание природы и, что особенно важно, сохранение посещаемых природных уголков в первозданном виде. Помимо обязательного бережного отношения к природе, любая такая экскурсия включает в себя познавательные элементы и подразумевает погружение в местные традиции и культуру. А еще географические экскурсии — это встречи с интересными людьми.

Географические экскурсии, проводимые со школьниками, обладают специфическими возможностями, позволяющими создать условия для образования населения, расширения кругозора, культурного воспитания.</h4>

Географическая экскурсия даёт возможность соприкоснуться с миром природы, стать его частью, почувствовать его красоту и многообразие.

Формирование географической культуры отношения к окружающей среде осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для осуществления грамотных и социально значимых поступков.

Обеспечение единства всех сторон воспитания – социально-политической, нравственно-эстетической и трудовой – предполагает формирование отношения к природе в тесной связи с отношением к людям, к труду, к материальным и духовным ценностям общества.

Практический вклад  школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является показателем эффективности географического образования и воспитания.

 

<h4>Список использованной литературы

  1. Апресян Г. 3. Ораторское искусство. Изд-во Моск. ун-та, 1969. Воспитание в экскурсиях на трудовых традициях. Методические рекомендации. М., 1999.
  2. Галиченко И.М., Криворучко М.Г. Методика подготовки и проведения экскурсий по городу. В кн.: "Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев". М., 2000.
  3. Гейнике Н. А. Методы и практика экскурсионного дела. М., 2000.
  4. Герд В. А. Экскурсионное дело. М.-Л., Госиздат, 2000.
  5. Городская литературная экскурсия. Методические рекомендации. М., 2000.
  6. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 2000.
  7. Ердаков Л.Н., Довбня С.Е., Чернышова О.Н. Растения и животные водоемов. Пособие для проведения экологических экскурсий. Новосибирск: Книжица, 2001.
  8. Злацен Н. Н., Курлат Ф. Л. Городские экскурсии по исторической и историко-революционной тематике. В кн.: "Вопросы экскурсионной работы музеев". М., 1999.
  9. Ионов Б. П. Организация экскурсионной работы по советскому периоду в Музее истории Ленинграда. В кн.: "Труды Научно-исследовательского института культуры", том 4. М., 2000.
  10. Методика партийного образования. М., Политиздат, 1999.
  11. Методические рекомендации по .проведению природоведческих Экскурсий. М., 2000.
  12. Некоторые советы экскурсоводам. Методика подготовки и проведения экскурсий на архитектурно-градостроительные темы. М., 1999.
  13. Организация и методика экскурсионной работы, части I, II. М., 2000.
  14. Пашкевич В.Ю., Юдин В.С. Водные растения и жизнь животных. Новосибирск: Наука СО, 1999.
  15. Плавильщиков Н.Н. Жизнь пруда. М.: Детгиз, 1999. </h4>
  16. Подготовка и проведение экскурсий на военно-исторические темы. Методические рекомендации. М., 1999.
  17. Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий. М.-Л., Госиздат, 2000.
  18. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории. М., "Просвещение", 2001.
  19. Савин Н. В. Педагогика. М., "Просвещение", 2000.
  20. Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсий. М., Профиздат, 1999.
  21. Экскурсии на историко-революционные темы. Методические рекомендации. М., 1999.
  22. Экскурсии. Организация и методика проведения- М., Профиздат, 2000.

 

 


Информация о работе Экскурсии в системе общего образования