Экскурсии в системе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.
Гипотеза исследования — выдвинуто предположение о том, что учебная экскурсия реально осуществляет географическое образование, создает педагогические предпосылки и благоприятные условия для формирования
географической культуры учащихся и осуществления ими географической деятельности в различных ее проявлениях, если:
- определены сущность, место и роль учебных экскурсий в системе школьного географического образования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………....7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………...…..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…....17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.
Заключение…………………………………………………………......32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..…….....…34 стр.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

В «портфель экскурсовода»  включаются: фотографии людей, имеющих  отношение к теме экскурсии, репродукции  картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные  события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

Важная задача наглядных  пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).

В качестве критериев  отбора наглядных пособий принимается  следующее:

  • необходимость и целесообразность их использования
  • познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными
  • необычность
  • выразительность
  • сохранность

Наглядные пособия «портфеля  экскурсовода» должны быть удобны для  использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Фотографии, карто-схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

 

10 этап: Определение  методических приемов проведения  экскурсии

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

- Отбора наиболее эффективных  методических приемов для освещения  подтем, методических приемов, которые  рекомендуются в зависимости  от экскурсионной аудитории; времени  проведения экскурсии (зима, лето, осень, весна), особенностей показа;

- Определения приемов  сохранения внимания экскурсантов  и активизации процесса восприятия  экскурсионного материала

- Выработка рекомендаций  по использованию выразительных  средств в речи экскурсовода

- Отбора правил техники  ведения экскурсии

 

11 этап: Определение  техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии  объединяет все организационные  вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

 

12 этап: Составление  методической разработки

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как  лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

- на титульном листе  располагаются данные: наименование  экскурсионного учреждения, название  темы экскурсии, вид экскурсии,  протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

- на следующей странице излагается  цель и задачи экскурсии, схема  маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

 Методическая разработка состоит  из трех разделов: вступления, основной  части и заключения.

2.1. Трудности проведения  экскурсии

h4 Проведение экскурсий в школе встречает значительные трудности. Учителю нужно осознать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:

1) Школа работает по  строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.

Для преодоления этой трудности надо двухчасовые экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий. В начальной школе, за редким исключением, один учитель в классе ведёт все предметы. Он легко может выделить время на экскурсии. Труднее находить время учителям, которые одновременно занимаются с несколькими классами.

2) Провести хорошую  экскурсию труднее, чем дать  обычный  
урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков.

Нужно на практике учиться  проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны. Потом будут приобретаться знания своего края и методическая экскурсоводческая сноровка; качество и эффективность экскурсий будут возрастать. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками.

3) Отсутствие в некоторых  школах необходимого оборудования.

Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов.

4) На экскурсии труднее  организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе.

Создание рабочего состояния  есть лучшее средство для поддержания  порядка. Нужно хорошо продумывать  план экскурсии и стремиться к  тому, чтобы все ученики были вовлечены  в учебную работу.

5) Для экскурсии приходится  выбирать день с хорошей погодой.  Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия.

Тут иного выхода нет, как только перенести экскурсию  на другой день

6) Проблема, связанная  с отсутствием транспортного  средства для дальних экскурсий.

2.2. Роль экскурсии в преподавании географии

Экскурсии применяются с большим успехом в преподавании разных школьных наук. Но едва ли можно указать другой школьный предмет, который в такой бы степени нуждался в использовании экскурсий, как география. Большинство географических объектов отличаются значительной протяжённостью, сложностью и многообразием. Их можно обозреть только на месте их обычного нахождения.         Ботаник, зоолог, минеролог могут принести образцы и изучать их в классе. Изучаемые географией объекты, например, рельеф местности, реку, предприятие и т. п., географ не может принести в класс. Для непосредственного ознакомления с ними учеников не обходимо проводить экскурсии.    Поэтому в обучении географии экскурсия является одним из важных средств для формирования у учеников географических представлений и реальных понятий.

<

2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> 2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий

Каково учебно-воспитательное значение экскурсий? Искупают ли полученные от них результаты те дополнительные усилия учи теля, которые требуются на преодоление трудностей их проведения?    Педагогическая теория и практика подтверждают, что экскурсионная форма школьной работы обладает большой учебно-воспитательной эффективностью, а в преподавании географии применение её прямо необходимо. Без экскурсий преподавание географии неизбежно приобретает словесно-книжный схоластический характер. Экскурсии являются одним из средств преодоления формализма в обучении географии.      За применение экскурсии в учебно-воспитательной работе высказывались выдающиеся педагоги.           Борец за народное образование, Н. И. Новиков (1744—1818) так говорил об обучении школьников: «Водите их в домы и житницы крестьянина, в работные домы художников и рукодельцев, показывайте им там, как обрабатываются многоразличные богатства земли»... «Это даёт обильный материал для размышлений, для развития разума и воображения».    Д. Д. Семёнов, учитель географии, соратник К- Д- Ушинского, писал в 1864 г.: «Без экскурсии рациональное преподавание отчизноведения невозможно». И он широко использовал экскурсии в преподавании географии. Основоположник русской педагогики К.. Д. Ушинский (1824—1870) писал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога... что день, проведённый ребёнком посреди рощ и полей... стоит многих недель, проведённых на учебной скамье»...        Советские методисты горячо рекомендуют школьные географические экскурсии.              В объяснительной записке к первой советской программе по географии в I ступени указывалось, что «выполнение программы без экскурсий совершенно невозможно» . Тогда был признан «основным принципом» преподавания в школе принцип непосредственного изучения предметов и явлений природы: «изучаются самые предметы и явления, а не слова и не книги о них» .    В 1932 г. ЦК ВКП(б) в своём постановлении указал на необходимость наряду с основными методами широко применять... «экскурсии (на завод, в музей, в поле, в лес и т. п.)».          Важнейшая положительная сторона экскурсионной формы школьной работы заключается в том, что созданные на экскурсиях представления и понятия служат основой в изучении географии далёких стран. Посредством экскурсии возможно обучение географии построить в согласии с формулой В. И. Ленина о диалектическом пути познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».      Благодаря экскурсии достигается высшая форма наглядности преподавания географии.         Экскурсия создаёт условия для развёртывания учебной само деятельности учащихся. Правильно организованная экскурсия должна сопровождаться посильным самостоятельным исследованием географического объекта самими учениками. Это активизирует педагогический процесс.      Ещё К- Д. Ушинский порицал школу за то, что она заставляет детей целыми часами неподвижно сидеть, сложа руки, «требующие деятельности». Неподвижное сидение в классе угнетающе действует на психику учеников. Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение.       Давно отмечалось, что ничто так не сближает учителя с учениками, как экскурсия. Она разбивает лёд отчуждённости, робости учеников в отношениях к учителю и в то же время предоставляет учителю возможность познакомиться с учениками в других условиях, отличных от классной обстановки. Экскурсия укрепляет любовь учителя к ученикам и располагает, привязывает их к учителю.             Всё это создаёт весьма благоприятные условия для проведения учебно-воспитательной работы. Передвижения учащихся на экскурсии стимулируют их познавательную деятельность.        Экскурсия оживляет, усиливает познавательный процесс у детей, развивает их наблюдательность.        Экскурсия знакомит детей с природой, с окружающей действительностью. Она сближает их с жизнью, прививает им навыки к научному исследованию реального мира, связей и взаимозависимостей объективных явлений.            По словам Н. К. Крупской, школа должна научить детей читать не только печатные книги, но также и книгу жизни. Экскурсия помогает достижению этой цели.             Научное объяснение явлений природы и обыденной жизни на экскурсии, раскрытие их причинных связей закладывает в сознании учащихся основы диалектико-материалистического мировоззрения.    Экскурсия даёт учителю большие возможности для идейно- политического воспитания учащихся. Дорогой у учеников развивается общительность, чувство товарищества. Экскурсирование требует труда. Школьная экскурсия приближается к трудовому воспитанию.   Экскурсия знакомит детей со своим краем, с его разнообразными природными богатствами и с красотой отдельных ландшафтов. На экскурсиях учащиеся получают возможность собственными глазами видеть преобразующее воздействие коллективного труда на природу, использование социалистическим обществом сил природы, полезных ископаемых, земельных угодий.            Экскурсии на сельскохозяйственные и промышленные предприятия позволяют показать учащимся трудовые подвиги рабочих и колхозников, яркие факты построения демократии.       Непосредственное ознакомление учеников со своей социалистической родиной развивает в них любовь к ней, культивирует советский патриотизм и советскую национальную гордость.        Таким образом, экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы.      Экскурсия много даёт и самому учителю для повышения его педагогической и научной квалификации. Она обеспечивает ему овладение научно-исследовательскими методами, приобретение навыков к изучению окружающей действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Географические экскурсии и их подразделение

Характер экскурсии, её методы, оборудование во многом зависят  от особенностей изучаемой науки и от содержания отдельных тем. Географические экскурсии имеют свои специфические особенности. Они отличаются от экскурсий по иным предметам тем же, чем отличается география от всех других наук, а именно, локальностью и комплексностью. Географические школьные экскурсии подразделяются по месту, по возрасту учеников, по цели, по содержанию, по методам.       Экскурсии можно проводить как в то время, которое отведено для уроков, так и в порядке внеклассной работы. Они могут быть близкими и сравнительно кратковременными, а также могут быть дальними и длительными. Дальние и продолжительные экскурсии, связанные со спортом, называют туристическими походами.             Важно деление экскурсий по методу их проведения. В этом отношении экскурсии могут быть:            а) демонстративными, имеющими целью показ объекта экскурсии, сопровождаемый пояснениями (например, экскурсия  
школы на известковый карьер);          б) иллюстративными, на которых учитель объясняет какой-  
либо вопрос ученикам, иллюстрируя свой рассказ объектом  
экскурсии. Так, учитель объясняет ученикам программную тему  
«Реки» и для наглядности показывает им местную реку;      в) исследовательскими экскурсиями, на которых ученики в  
той или другой степени самостоятельно выполняют исследовательские задания.

Методы экскурсии определяются целями её, темой, возрастом и подготовкой  учеников и прочими конкретными  условиями. Разумеется, разных способов и приёмов обучения требуют экскурсии  на реку и в поле для ознакомления с формами земной поверхности.

2.5. Экскурсии по изучению родного края

Тема: «Изучение  холма»

Цель данной экскурсии  — закрепление знаний об особенностях рельефа своей местности, о слагающих  его породах.

Оборудование: школьный эклиметр, школьный нивелир, рулетки, колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, компас или ручные часы, бумажные пакеты для образцов, дневники.

Существенно также, что  к этому времени учащиеся уже  подготовлены к выполнению упражнений по ориентированию и к работе с  планом местности.

Задачи экскурсии </h4>

  1. Закрепить на местном материале представления о горизонте, открытой и закрытой местности, формах рельефа своей местности, относительной и абсолютной местности и др.
  2. Ознакомить учащихся с приемами определения крутизны склонов с помощью эклиметра и на глаз, определения высоты холма с помощью школьного нивелира, ориентирования на местности по плану.
  3. Рассмотреть, как используется рельеф в хозяйственной деятельности; как осуществляется их охрана; наметить меры борьбы с оврагами и промоинами в своей местности. [9, с.42]

Подготовка к экскурсии 

Главные объекты на экскурсии  — холм, склон речной долины и  т.д. Исходя из этого, учитель намечает основные остановки: у холма или  на склоне речной долины и т.д.

Особенно тщательно  следует продумать организацию практической работы по нивелированию холма и определению крутизны его склонов, с тем чтобы ее результаты можно было использовать на уроках. Учитель должен определить форму записи и расставить группы так, чтобы результаты нивелирования дали возможность узнать не только относительную высоту холма или глубину оврага, но и изобразить холм с помощью горизонталей — линий, соединяющих точки с одинаковой высотой. Для этого все ходы должны быть привязаны друг к другу или к какой-нибудь точке на местности, а отсчеты высот все группы должны вести от единой условной отметки, которую учитель определяет заранее. При съемке холма ходы могут пересекать его с севера на юг и с запада на восток.

Выбрав способ расстановки  бригад, наиболее подходящий для той  формы, где будет проводиться нивелирование, учитель заранее определяет на местности положение начальной и конечной точек хода каждой группы.

При подготовке к экскурсии  ученикам дается задание повторить  материал:

а) как определять стороны горизонта по Солнцу, по Солнцу и ручным часам, по компасу;

б) что такое азимут, а также выполнить упражнения в определении азимутов на различные  объекты;

в) подготовить оборудование для экскурсии: бумага и этикетки для образцов горных пород, часы, компас, рулетка или мерная лента, школьный нивелир, эклиметр, планшеты, карандаши, резинки, линейки, 10 колышков, бумага для записей, форматки для выполнения чертежей.

Ход экскурсии 

Перед экскурсией учитель  сообщает тему, задачи экскурсии, основные сведения о поверхности района экскурсии, о проблемах охраны природы и рациональном использовании. Напоминает правила поведения при движении к месту экскурсии и на экскурсии.

Остановка у холма 

Содержание работы:

  1. Ориентирование по компасу или ручным часам.
  2. Повторение: «Холм и его части».
  3. Практическая работа: «Описание обнажения».
  4. Практическая работа: «Определение крутизны склона с помощью эклиметра».
  5. Практическая работа: «Нивелирование холма».
  6. Понятие об относительной и абсолютной высоте и о горизонталях.
  7. Практическая работа: «Обозначение горизонталей на местности».

Информация о работе Экскурсии в системе общего образования