Экономическая эффективность менеджмента туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической эффективности менеджмента туризма.
Поставленная цель выявляет следующие задачи:
ознакомиться с понятием эффективности менеджмента туризма;
изучить экономическую эффективность менеджмента туризма.
Объектом данной работы является экономическая эффективность менеджмента туризма
Предметом исследования является экономические аспекты деятельности в туризме и его взаимодействие с потребителями туристских услуг.

Содержание работы

Введение
1. Понятие эффективности менеджмента в туризме
2. Экономическая эффективность менеджмента туризма
2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания
2.2. Показатели экономической эффективности менеджмента туризма
2.3. Определение издержек, связанных с туризмом
2.4. Измерение экономической эффективности менеджмента туризма
3. Предложения по повышению эффективности менеджмента туризма
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.  Понятие эффективности менеджмента в туризме

2.  Экономическая эффективность менеджмента туризма

2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания  
2.2. Показатели экономической эффективности менеджмента туризма  
2.3. Определение издержек, связанных с туризмом  
2.4. Измерение экономической эффективности менеджмента туризма  
3.  Предложения по повышению эффективности менеджмента туризма  
Заключение 
Список используемой литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туризм — это такой вид деятельности, который непосредственно влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы всех государств, а также на их международно-экономические отношения.

  В силу все возрастающего воздействия туризма на общество возникает необходимость исследования его эффективности. Правильная оценка эффективности менеджмента в туризме позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений. Но следует иметь в виду, что механический перенос известных методик определения эффективности из других отраслей экономики не имеет смысла. Исходя из специфики туристской деятельности, нужно четко представлять, что надо измерять, чтобы вычислить ее эффективность. Ведь эффект от туризма определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический туристский продукт (туристское предложение).

  Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения. Это характерно, например, для промышленности (более просто и менее трудоемко).

  Во всех других отраслях коммерческие предприятия занимаются производством товаров и услуг. Но туризм нельзя сводить только к производству товаров (услуг), поскольку этот вид деятельности определяется не столько характером производимого товара (услуги), сколько особенностями и количеством потребителей туристского продукта. Это значит, что эффект в туристской индустрии зависит от конечного потребления любого ее продукта, что в большей степени зависит от типа потребителя и в меньшей — от типа продукта.

Определив потребителя туристского продукта как важнейший элемент эффективности, имеем в виду то, что его деньги обмениваются на туристский товар или услугу, а это ведет к «туристским расходам». Любые расходы, в том числе и в туризме, прямо влияют на эффективность функционирования отрасли. В связи с этим данные, относящиеся к туристским расходам, представляют собой главный компонент, положенный в основу управления туризмом. Он используется для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секторы туристской индустрии.

  Эффективность менеджмента охватывает различные сферы человеческой деятельности. В буквальном смысле эффективно вести дело означает действенно, результативно, производительно. Эффективность сродни целенаправленному воздействию, поэтому она носит управленческий характер и отражает степень достижения поставленных целей.

Это значит, что эффективность следует понимать как соотношение результата и целей либо результата и затрат на его получение. На такой исходной позиции и основано понимание эффективности управления туризмом. Речь идет об эффективной работе всех подсистем, объединенных понятием «туризм», которую в рыночной экономике обеспечивает управляющая система. В связи с этим под эффективностью менеджмента в туризме следует понимать такое управление, которое обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли.

Целью данной работы является изучение экономической эффективности менеджмента туризма.

Поставленная цель выявляет следующие задачи:

ознакомиться с понятием эффективности менеджмента туризма;

изучить экономическую эффективность менеджмента туризма.

Объектом данной работы является экономическая эффективность менеджмента туризма

Предметом исследования является экономические аспекты деятельности в туризме и его взаимодействие с потребителями туристских услуг.

Работа состоит с введения, трех разделов основной части, заключения, списка использованных источников  и приложения.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, таких как: Н.И. Кабушкин, В.К. Киптенко, А.Ю. Александрова и др.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие эффективности  менеджмента в туризме 

Рассматривая содержательную часть понятия «эффективность менеджмента в туризме» следует исходить из того, что туризм — это прежде всего важное социально-экономическое явление. Последствия его все более и более ощущает на себе как каждый житель, так и общество в целом. Таким образом туризм — это такой вид деятельности, который непосредственно влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы всех государств, а также на их международно-экономические отношения.

В силу все возрастающего воздействия туризма на общество возникает необходимость исследования его эффективности. Правильная оценка эффективности менеджмента в туризме позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений. Но следует иметь в виду, что механический перенос известных методик определения эффективности из других отраслей экономики не имеет смысла. Исходя из специфики туристской деятельности, нужно четко представлять, что надо измерять, чтобы вычислить ее эффективность. Ведь эффект от туризма определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический туристский продукт (туристское предложение). [3, c. 338]

  Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности (на основе чего есть несколько классификаций туризма), то фактически выходит за пределы понимания его как обычного отдыха, эффект от него необходимо рассматривать с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с позиций предложения, что более характерно для промышленности. 
Специфика производства в туризме состоит в том, что этот вид деятельности определяется не столько характером продукта (услуги), сколько количеством потребителей туристского продукта. Конечное потребление в этой сфере зависит от типа потребителя и значительно меньше - от типа продукта. 
 Потребитель считается важнейшим элементом эффективности: его деньги обмениваются на туристический товар или услугу, таким образом создаются "туристические расходы". Любые расходы прямо влияют на эффективность и их используют для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику, отдельные секторы туристской индустрии конкретны предприятия. 
 Эффективность менеджмента в туризме - такое качество управления, которая обеспечивает успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена. 
 Успешность любой организации определяется несколькими составляющими. Хотя часто не фиксируется письменно, выживание, возможность существовать как можно дольше является главной задачей большинства организаций. Однако для того, чтобы оставаться сильными, выжить большинство организаций вынуждены периодически менять свои цели в соответствии с изменениями во внешней среде. 
 Наиболее четко сущность таких составляющих успеха организации, как результативность и эффективность определил известный специалист по менеджменту П. Друкер: результативность является следствием того, что "создаются правильные вещи" (doing the right things), а эффективность - того, что "правильно создаются именно эти вещи "(doing things right). Очевидно, что в туризме как первое, так и второе одинаково важны. 
 Опыт практической деятельности свидетельствует, что в индустрии туризма результативность труда зависит: 
- От государственной поддержки  туризма; 
- Условий жизни и благосостояния населения; 
- Обеспечение нормального экономического развития фирм-туроператоров, турагентств, гостиниц и ресторанов (в частности, потребность в персонале - экономистах, менеджерах, специалистах по маркетингу); 
- Открытости государства международному сообществу; 
- Управление отлаженной экономической структурой (административным персоналом, управляющими службами, турфирмами, отелями, ресторанами); 
- Обеспечение работой сервисных служб в контактной зоне с туристами; 
- Обеспечения и поддержания требуемого качества предоставления рекламных, туристических и гостиничных услуг, а также безопасности путешествий туристов и экскурсантов (работа управленческого и производственного персонала); 
- Эффективности рекламной деятельности компаний. 
 Количественным выражением эффективности считают производительность. Этот показатель включают в отчеты, различных типов анализа деятельности организации. В широком смысле производительность - это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.  Однако, если при увеличении объема продукции она низкое качество, то констатируют снижение производительности, последствия которой усиливаются ростом конкуренции приобретает глобальный характер. Итак, важнейшей составляющей производительности является качество. От менеджеров в этом случае зависит, какие должны быть цели в области производительности организации, методы будут использованы для их реализации, формы стимулирования труда будут применены. 
 Одним из важнейших аспектов в управлении, направленном на успех, является то, что управленческие решения, несмотря на уровень их теоретического обоснования и практических исследований, является лишь мыслями, идеями. А цель управления - это выполнение реальной работы людьми. Успешным считается такое решение, которое реализуется практически воплощается в жизнь, а значит, является результативным и эффективным. 
 Подход управления, направленного на успех, определяется тремя главными принципами. 
1. Обобщения. Выявление общих, присущих всем организациям характеристик помогает упростить задачи управления в сложных организациях. Обобщение позволяет оценить работу руководителя в целом и взаимодействие компонентов этой работы. Поскольку можно определить общие черты деятельности организаций в определенной сфере хозяйствования, создаются условия для разработки моделей и диаграмм факторов, влияющих на успех. С помощью моделирования определяют закономерности сложного взаимодействия элементов в самой организации и организации с внешней средой. 
2. Необходимость ситуационного подхода. Обобщенная концепция, несмотря на ее полезность и правомерность, слишком неточная, чтобы принять ее за единственно. Существенные различия между организациями, которые называются ситуационными переменными, делятся на две основные категории: внутренние и внешние. Все эти изменения разной степени можно проконтролировать, и именно это в основном результатом управленческих решений. 
3. Необходимость интегрированного подхода. Выявление переменных, которые наиболее влияют на успех организации, недостаточно. Трудность состоит в том, что все многочисленные ситуационные переменные и функции управленческого процесса взаимосвязаны. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешней среды и оценивается успех организации. Кроме того, ни одно решение не может быть принято как окончательно правильное, ведь у него всегда найдутся недостатки. [4]

Как видим, эффективность менеджмента охватывает различные сферы человеческой деятельности. В буквальном смысле эффективно вести дело означает действенно, результативно, производительно. Эффективность сродни целенаправленному воздействию, поэтому она носит управленческий характер и отражает степень достижения поставленных целей. Это значит, что эффективность следует понимать как соотношение результата и целей либо результата и затрат на его получение. На такой исходной позиции и основано понимание эффективности управления туризмом. Речь идет об эффективной работе всех подсистем, объединенных понятием «туризм», которую в рыночной экономике обеспечивает управляющая система. В связи с этим под эффективностью менеджмента в туризме следует понимать такое управление, которое обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. Эффективность управления туризмом рассматривается нами в двух направлениях: экономическом и социальном. [3, c. 339]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Экономическая эффективность  менеджмента туризма

  Экономическая эффективность - это показатель, который выражается выгодой, достигнутой при определенных затрат - денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы. 
 Экономическая эффективность туризма является частью общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями. Поскольку общественное производство функционирует в интересах всего общества, то его эффективность следует оценивать на основе достигнутых целей общества. Соответственно, общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы в интересах общества. Итак, определение хозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли и отдельной фирмы. 
 Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой экономических показателей, отражающих количественный объем реализации туристических услуг и их качественный аспект, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристических субъектов хозяйствования. Эта система включает: величину туристического потока (общее количество туристов, организованных и самодеятельных; количество туродней, средняя продолжительность пребывания туристов в стране, регионе), состояние и развитие материально-технической базы туризма (коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев т.д., а также количество мест, которые предоставляют местные жители, количество мест для туристов в торговых залах предприятий питания, количество мест, отведенных для туристов в театрах, кинотеатрах и т.д., количество ванн, посещенных туристами в водных лечебных учреждениях и др..). 
 Состояние и развитие международного туризма характеризуют: 
- Количество туристов, посетивших другие страны (определяется по числу пересечений государственной границы); 
- Количество туродней иностранных туристов; 
- Суммарные денежные затраты, осуществленные туристами во время зарубежных поездок. 
 Сущность управленческого влияния в экономическом аспекте управления туризмом состоит в том, чтобы минимизировать расходы на туристическую деятельность, их оценка основывается на определении объемов потребления в туризме, оценивая стоимость товаров и услуг, необходимых для удовлетворения спроса туристов. Таким образом, туристические расходы определяются как общая сумма потребительских расходов туриста при подготовке, во время его путешествия и пребывания в месте назначения. [4] 
 Экономика туризма как отдельная дисциплина имеет наработанный арсенал методов определения расходов на путешествия во время отпуска. Как базовые определяют следующие показатели:

  • частоту поездок. Она показывает, сколько путешествий предпринимает человек в среднем за определенный период времени:

 

 

где Чп — частота поездок; Кп — количество поездок и Чв — период времени.

  • интенсивность путешествий. При определении этого показателя принимают во внимание не отдельного человека, а все население региона. Интенсивность путешествий показывает, какая часть людей, занятых в народном хозяйстве, совершила путешествия в течение года. Это отношение путешествующих к численности всего населения региона (например, республики), выраженное в процентах:

 

где Ип — интенсивность путешествий; Кт — количество туристов; Чн — численность населения.

  • среднюю продолжительность поездок. Она рассчитывается путем деления общего количества ночевок на число поездок.

Различные компоненты, составляющие туристские расходы, могут быть разделены на три большие группы:

  • предварительные расходы, необходимые для подготовки и осуществления поездки;
  • расходы, возникающие во время путешествия и в посещаемых туристами местах;
  • расходы, производимые в стране выезда после возвращения из заграничной поездки (например, проявление фотопленки, ремонт автомобиля, поврежденного во время путешествия и др.).

Как видно, туристские расходы включают в себя довольно много составляющих — от приобретения потребительских товаров и услуг, являющихся неотъемлемым элементом путешествий, до покупки товаров длительного пользования и подарков для родственников и знакомых. [3, c. 339]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Характеристика  расходов посетителей в стране  пребывания

  Туристские расходы - это общая сумма потребительских расходов, которые несет посетитель или от его имени любое другое лицо при подготовке и в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения. 
 Расходы посетителя определяются стоимостью товаров и услуг, приобретаемых им для удовлетворения потребностей. Как и сами запросы, они чрезвычайно разнообразны: от услуг по перевозке, размещению и питанию до небольших предметов длительного пользования, товаров текущего туристского потребления и сувениров. Все они потребляются лично посетителем, за исключением подарков. Однако и в этом случае, несмотря на то что их обладателем становится другое, не путешествующее лицо, понесенные расходы относятся к туристским. 
 Объем туристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и пр., вне зависимости от формы их оплаты - наличными деньгами, дорожными чеками, по кредитным карточкам и иным способом. [1, c. 167]

Информация о работе Экономическая эффективность менеджмента туризма