Экологический туризм в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследовать экологический туризм и его развитие в Республике Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задач:
– охарактеризовать экологический туризм как сектор современной туриндустрии;
– изучить территории республики Башкортостан, привлекательные для развития экологического туризма;
– разработать экологический тур по БГПЗ Республики Башкортостан.

Файлы: 1 файл

экотур 100612 (2).doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Безопасность туризма должна быть основана на тщательно продуманной, целенаправленной и комплексной системе мер в целях создания таких условий, при которых любое происшествие с туристом заведомо не могло бы произойти. Безопасность туризма можно подразделить на ряд уровней, начиная с безопасности средств размещения и транспорта, гостиничных и рекреационных комплексов, туристских центров, а также страны в целом. При этом вводимые меры безопасности не должны наносить ущерб интересам, ущемлять права и свободы, как самих туристов, так и местных жителей [8].

Нами был разработан пеший  экологический маршрут на 6 дней. Трансфер к месту назначения осуществлялся на автомашине КамАЗ – Торос. Рассмотрим рекомендации по обеспечению безопасности на автотранспорте.

Водитель транспортного средства во всех случаях несет личную ответственность за отклонение от указанного в путевом листе маршрута и установленного графика движения.

При перевозке количество пассажиров в транспорте не должно превышать числа мест для сидения.

Допустимая протяженность транспортных маршрутов определяется исходя из положения о рабочем времени и времени отдыха водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и установленной технологии перевозок.

Запрещается организация автотранспортных перевозок одним водителем на маршрутах протяженностью более 500 км, а также выполнение ночных рейсов.

Расписания (графики) движения при  осуществлении всех видов автотранспортных перевозок должны составляться службой эксплуатации АТП на основе нормативных значений скорости движения на отдельных этапах маршрута при условии, что эти значения соответствуют разрешенным правилами движения или знаками.

Водители автотранспорта при работе на линии должны иметь график движения с указанием в нем времени прохождения остановок, времени и места обеда, отдыха, а также схему маршрута с обозначением на ней опасных участков.

В графике движения указывается  место и время ночлега, а также  время прохождения населенных пунктов  и других ориентиров.

 При возникновении неисправностей, угрожающих безопасности движения, а также при ухудшении самочувствия водителя движение автобуса должно быть немедленно прекращено. Информация об этом передается диспетчеру владельца автотранспортного средства, который обязан принять меры к замене автотранспорта или водителя, обеспечению выполнения перевозки [31].

Безопасность движения в первую очередь обеспечивается исправностью и хорошим техническим состоянием автотранспортного средства, квалификацией и состоянием здоровья водителя, знанием и соблюдением правил дорожного движения той страны, в которой проходит путешествие. В целях облегчения работы водителей автотранспортных средств и обеспечения безопасности перевозок туристов Ассоциацией экспедиторов Российской Федерации были разработаны ГОСТ Р 52298-2004 Услуги транспортно-экспедиторские Общие требования, ГОСТ Р 52297-2004. Услуги транспортно-экспедиторские,  ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества [14-16]. Эти документы устанавливает классификацию транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых на транспорте всех видов грузоотправителям и грузополучателям, общие требования к качеству этих услуг и методы их контроля. Они были приняты с целью обеспечения порядка и безопасности на российских маршрутах автомобильных путешествий. Эти документы обязательно должны находиться на борту автобуса во время перевозки туристов по маршрутам.

Водители автотранспортного средства должны знать содержание данных документов, включающего информацию по обеспечению организованного движения и по безопасности на маршруте [13]:

- маршрут поездки;

- графическую схему маршрута;

- наличие дорожных и линейных сооружений по маршруту;

- остановочные пункты, расстояния между ними;

- расчет времени движения автобуса;

- виды и состояние дорог;

- другие сведения.

Требования, предъявляемые к водителям

Допуск водителей к управлению автобусами осуществляется в соответствии с положением о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, при наличии водительских удостоверений соответствующих категорий.

На заданный маршрут, который является междугородным, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех лет.

К управлению автотранспортными средствами на туристских маршрутах должны допускаться зрелые, опытные водители, которые должны тщательно изучить схему маршрута, знать трассу движения и ее участки, требующие особой осторожности (затяжные подъемы и спуски, крутые повороты, железнодорожные переезды и т.д.) [17].

К управлению автотранспортными средствами водители могут допускаться только при условии:

- обязательного прохождения предварительной стажировки на таких маршрутах;

- регулярного прохождения предрейсового и послерейсового медицинского контроля;

- выполнения требований положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, других документов, регламентирующих режим труда и отдыха водителей;

- обязательного прохождения предрейсового инструктажа, обеспечения водителя схемой маршрута с указанием опасных участков, пунктов медицинской помощи, больниц, телефонов автохозяйства, где водителям может быть оказана техническая помощь.

Непосредственно перед выездом  на маршрут автобус должен быть тщательно  проверен на предмет исправности  всех его узлов и механизмов. Исправность  автобуса перед выездом на маршрут  подтверждается подписью водителя в  путевом листе.

В целях обеспечения безопасности на автобусных турах водителю запрещается:

- выезжать в рейс в болезненном или утомленном состоянии;

- управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;

- самовольно отклоняться от маршрута, указанного в графике движения, путевом листе, если это не вызвано ухудшением дородных или климатических условий;

- передавать управление автобусом другим лицам, не вписанным в путевые документы;

- отдыхать или спать в кабине или салоне автобуса во время стоянки при работающем двигателе.

При разработке туристского маршрута необходимо составлять график движения автобуса с учетом скорости движения не более 70 км/час. В случаях стихийных  явлений или изменений дорожно-климатических условий на маршруте движение туристских автобусов может быть временно прекращено. Правилами дорожного движения установлен Перечень особо опасных гидрометеорологических явлений (туман, ливень, град, пыльная буря, гололед и др.).

Комплектование аптечки.

Комплектуя медицинскую аптечку для туристической поездки, следует учитывать такие факторы, как достаточное количество медикаментов, их высокую эффективность и быстродействие, наличие в аптеках и легкую заменяемость, минимум побочных эффектов и т.д.

Лучше комплектовать аптечку лекарствами, с которыми уже приходилось сталкиваться прежде. Желательно выбирать лекарства  с минимальным списком побочных эффектов. Необходимо так же выяснить возможные противопоказания и аллергические реакции на определенные препараты у всех участников группы и по возможности заменить  другими лекарствами.

Важно так же во время поездки не забывать пополнять запасы израсходованных медикаментов при ближайшей возможности. Если в аптеке нет какого-то конкретного лекарства, его необходимо заменить аналогом, пользуясь рекомендацией фармацевта или посоветовавшись с врачом.

Для того чтобы правильно рассчитать необходимое количество препаратов, нужно выделить самую отдаленную точку маршрута и просчитать количество медикаментов для двух больных, которое потребуется для их лечения на протяжении всего пути до ближайшего медпункта.

Наибольшее внимание следует уделить  медикаментам необходимым для лечения  желудочно-кишечных заболеваний и  различных видов травм.  Важно также не забывать о том, что зачастую неправильно назначенные лекарства способны причинить едва ли не больший вред здоровью, чем само заболевание.

Принимая во внимание все рекомендации по комплектованию медицинской аптечки, нами была составлена аптечка первой медицинской помощи для междугородних автобусов:

Жгуты кровоостанавливающие, бинты стерильные, салфетки кровоостанавливающие, пакеты перевязочные стерильные, анальгин, аспирин, портативный гипотермический (охлаждающий) пакет – контейнер «Льдинка», раствор сульфацила натрия, жгут, бинт стерильный 10х5, бинт нестерильный 10х5, бинт нестерильный 5х5, атравматическая повязка, МАГ с диоксидом или нитратом серебра 8х10 для перевязки грязных ран или «Альтек-X» или салфетка атравматическая антимикробная с фурагином, лейкопластырь бактерицидный, вата, раствор йода спиртовой 5%, бинт эластичный, раствор пероксида водорода, нитроглицерин, валидол, устройство для проведения искусственного дыхания «рот-в-рот», нашатырный спирт, уголь активированный, корвалол, ножницы.

Особенности обеспечения безопасности в пешеходном туризме.

1. Перед выходом на маршрут  туристы должны ознакомиться  с правилами соблюдения природоохранных  законов, пожарной безопасности  и предупреждения травматизма,  умением оказывать первую медицинскую  помощь, пройти медицинский осмотр, а в отдельных случаях сделать необходимые профилактические прививки.

2. На маршруте на каждый ходовой  день по указанию руководителя  назначается направляющий и замыкающий. Роль направляющего состоит в  умении вести по маршруту группу в подходящем для всех темпе, выбирать удобный, а в отдельных случаях безопасных путь, следить за тем, чтобы никто из туристов не отставал, группа шла, компактно, не растягивалась, через установленное время или по просьбе участника останавливаясь на короткий привал. При выходе к сложному участку пути направляющий должен остановиться, собрать всю группу во главе с руководителем, совместно наметить путь дальнейшего прохождения, если необходимо, то провести разведку и сообща навести страхующие средства. После преодоления препятствия последним участником группа по команде направляющего продолжает путь.

Замыкающий следит за тем, чтобы  участники не растягивались, не сходили  с тропы. В случае вынужденной  остановки одного из участников обязан дождаться его, а если остановка требует определенного времени, предупредить направляющего, сбавить темп или остановиться.

3. На маршруте туристы должны  быть дисциплинированы, выполнять  указания и команды руководителя, доброжелательно относиться друг  к другу, на сложных участках оказывать помощь, не преодолевать их без разведки, не пренебрегать страховкой и самостраховкой, не проявлять лихачества и не паниковать в сложных, экстремальных условиях.

4. Причины, вызывающие аварийную  ситуацию, следующие:

- недостаточная подготовка к походу;

- недостаточный туристический опыт;

- невыполнение команд руководителя;

- отсутствия дисциплины;

- неумение владеть страховкой;

- слабая физическая подготовка;

- недостаточная техническая и тактическая подготовленность;

- отставание от группы;

- самовольный уход на разведку;

- самостоятельное преодоление сложного участка;

- самостоятельный выход на опасный участок;

- пренебрежение страховкой и самостраховкой;

- лихачество на маршруте;

- несогласие с решением руководителя;

- конфликт среди участников;

- страх, паника, смятение в сложной ситуации;

- отсутствие навыков в оказания первой помощи при заболевании и травматизме.

5. Ошибки, допускаемые руководителем  в управлении группой на маршруте:

- выход на маршрут в измененном составе, разделение группы;

- включение в начальную часть маршрута сложных участков, изменение маршрута в сторону усложнения за счёт прохождения отдельных сложных участков пути (подвалов, вершин в среднегорье, хребтов, каньонов, водных преград и т.п.);

- неверные команды и действия руководителя на сложных участках пути;

- отсутствие четкого руководства действиями туристов и требовательности при прохождении расстановки сил при прохождении сложного участка пути, отсутствие наблюдательного и спасательного постов перехвата;

- отсутствие предварительной разведки сложного участка;

- отсутствие контроля при применении страховки и самостраховки;

- отсутствие контроля за ориентировкой на маршруте;

- поздний выход группы на маршрут;

- неравномерное движение на маршруте, нарушение графика движения;

- неверный выбор места привала, ночевки;

- отсутствие дисциплины в группе, конфликт с группой;

- недостаточной отдых участников, ослабление контроля за состоянием и самочувствием участников;

- недостатки в руководстве, связанные с грубостью, несправедливостью, неумелостью, неопытностью, нечетностью, и черствостью.

6. Основные правила безопасности  при ориентировании на местности:

- наметить на карте и местности ориентиры и снять азимуты в начало пути;

- при определение азимутов учитывать угол магнитного склонения;

- следить за направлением, постоянно проверять свое местонахождение при спусках с хребта, перевала, при развилке дорог, пересечении троп и просек, слиянии ручьев и рек и т.д.;

- не доверять приблизительному совпадению местности с картой без проверки.

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Анализ состояния развития экологического туризма в республике Башкортостан показал, что в республике имеются огромные ресурсы для развития экологического туризма, но они не востребованы. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы исследовать рынок экологического туризма.

 Сравнительный анализ экологического рейтинга городов и районов республики Башкортостан за период с 1992 г. по 2012 г. показал, что ухудшился экологический рейтинг городов Бирск, Нефтекамск, Ишимбай, Уфа; улучшился для городов Октябрьский, Янаул; незначительно изменился в городах Салават, Стерлитамак, Сибай, Кумертау, Учалы, Туймазы, Дюртюли, Давлеканово, Баймак. По результатам произведенной нами группировки, к I группе городов с характеристикой «очень сильное воздействие» относятся Уфа, Салават, Стерлитамак, а в IV, экологически наиболее привлекательную группу с характеристикой «слабое воздействие» – Агидель, Баймак, Октябрьский, Давлеканово, Янаул.

Информация о работе Экологический туризм в Республике Башкортостан