Государственная туристкая политика как механизм регулирования туристской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать государственную политику в сфере туризма в нашей стране на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели в данной работе были выделены следующие задачи:
исследовать понятие и содержание туризма как объекта государственного управления;
выявить цели, функции, механизм реализации государственной политики в сфере туризма;
рассмотреть государственную туристскую политику в Кемеровской области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Политика государства в сфере туризма………………………..…….…….6
Туризм как объект государственного управления……………………...6
Сущность политики государства в индустрии туризма….………….....9
Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма………………...…………………………………………………………15
Государственная туристская политика в Кемеровской области…19
Заключение…………………………………………………………………...…24
Список использованных источников……………………………………..…26

Файлы: 1 файл

новый.docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

 

Туристская политика государства — это деятельность государства по развитию туристской индустрии, рациональному использованию туристских ресурсов, повышению эффективности функционирования туристской отрасли и укреплению на этой основе политического, экономического и социального потенциала страны.[8]

Туристская  политика определяет действия государства в области развития туризма на текущий момент и на длительный период времени. Поэтому она представляет собой комплекс направлений текущей и долговременной политики. Текущая туристская политика заключается в оперативном регулировании туристского рынка. Долговременная туристская политика направлена прежде всего на решение крупномасштабных задач по развитию туристской индустрии, требующих немалых затрат времени и капитала.

Туристская  политика государства базируется на стратегии и тактике.

Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.

Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Ответственность государства за развитие индустрии  туризма обусловлена следующими основными причинами: [8]

  • необходим контроль за процессом развития туристской деятельности, основанный на концепции планомерного развития страны, что невозможно без определения национальных приоритетов, обозначенных на уровне государства;
  • основой любой социально-экономической деятельности, в том числе туризма, является развитие инфраструктуры;
  • вмешательство государства необходимо в определенных случаях, например, при выпуске оборудования для тех видов деятельности, где частный сектор не сможет рассчитывать на высокие прибыли, следовательно, не будет заинтересован в инвестициях, например, для социального, молодежного, культурного туризма;
  • при принятии решений об инвестициях требуется государственная поддержка туризма, а также экономическое и юридическое регулирование этой сферы государством.

Туристская  политика государства обладает всеми характерными чертами его общей политики. Однако она имеет и свои особенности, сформированные под влиянием определенных специфических факторов. К ним относятся:

  • природные условия страны, сказывающиеся на туристской политике в зависимости от наличия или отсутствия каких-либо объектов, явлений или факторов, представляющих потенциальный интерес для туристов, от рационального или нерационального их использования в целях туризма;
  • транспортные условия, определяющие доступность объектов, привлекающих туристов;
  • социальные, экономические и правовые условия развития туризма.

Вместе  с тем, следует отметить, что туристская политика государства не может строиться, исходя исключительно из его внутренних условий. Любое государство, выходящее  на международный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурентных отношений с другими государствами, а также целыми мировыми регионами. От того, насколько правильно и  эффективно построена и реализована  туристская политика, зависит роль и место конкретного государства в мировом туристском рынке.

Туристскую  политику принято рассматривать  в двух аспектах как национальную и международную. Содержание национальной туристской политики включает мероприятия, определяемы государством самостоятельно и реализуемые в его пределах. Международная туристская политика включает так называемые конвенциональные воздействия и мероприятия, которые страна осуществляет согласованно с одним или несколькими государствами. Она основывается на договорах и других видах соглашений, регламентирующих взаимоотношения, возникающие в процессе развития международного туризма, и не ущемляющих суверенные права договаривающихся сторон.

Основные цели туристской политики:[7]

  • эффективное использование имеющегося туристского потенциала;
  • улучшение оснащения объектов туристкой индустрии;
  • развитие туризма с учетом особенностей природных условий;
  • разработка концепций развития регионального туризма;
  • установление правил землепользования и охраны рекреационных угодий;
  • повышение надежности, безопасности и рентабельности сети туристских транспортных парков;
  • принятие правил туристского обслуживания и контроль за качеством туристских услуг;
  • предоставление льгот с целью стимулирования частных инвестиций в социально значимые виды туризма;
  • увеличение доли занятых мест, повышение рентабельности предприятий туристской индустрии в «мертвые» сезоны;
  • поощрение сотрудничества организаций, занимающихся туризмом;
  • организация системы туристского образования и профессиональной подготовки лиц, желающих работать в сфере туризма;
  • содействие в развитии сферы рекламы, организации ярмарок, фестивалей, спортивных и зрелищных шоу и других мероприятий.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются  локальные цели, которые реализуются на уровне определенных регионов: увеличение туристской привлекательности региона; сохранение окружающей среды; рост продолжительности пребывания туристов в регионе; увеличение денежных поступлений от туризма; улучшение использования материально-технической базы и туристской инфраструктуры и т.д.[7]

Механизм  реализации туристской политики государства включает в себя выработку концепций развития туризма; разработку целевых программ по развитию туризма, как на уровне всей страны, так и на уровне отдельного региона; разработку конкретных мер для достижения поставленной цели; государственное регулирование туристской деятельности.

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет  ряд функций, обеспечивающих соблюдение общественных интересов и жизнедеятельность системы туризма в целом, к которым относятся: [8]

Координация - одна из наиболее важных функций, исполняемых государством при осуществлении туристской политики. Специфика туризма, многообразие его проявлений, вовлечение организаций, занимающихся самыми разнообразными видами деятельности, в его структуру, необходимость сочетания деятельности предпринимательских структур и государства, обеспечение партнерства государственных структур с частным бизнесом - вот лишь небольшой перечень причин, выводящих функцию координации на первый план. В Гаагской декларации по туризму отмечается «существуют определенные границы, дальше которых процесс децентрализации и деконцентрации идти не может. Как бы там ни было, без национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики государства на национальном и региональном уровнях, не обойтись». Именно поэтому государство должно предусматривать меры, сдерживающие стихийное развитие туризма и направляющие его цивилизованное русло.

Планирование - направлено достижение экономических, социальных и иных целей, поставленных государством. Планирование в туризме производится по разным направлениям деятельности, охватывает многие структуры, вовлеченные в этот процесс, а также уровни. Свое конкретное выражение функция находит, прежде всего, в программах развития туризма.

Регулирование - это функция, в процессе реализации которой туристская политика государства проявляется особенно четко. Государственное регулирование туризма осуществляется, как правило, на основе соответствующей законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование туристского рынка, доступ к ресурсам и их использование в целях туризма, соблюдение и защиту прав и интересов субъектов туристской деятельности, установление правил въезда, выезда и пребывания на территории страны с учетом интересов развития туризма и т.д.

Маркетинг национального туристского продукта - также является одной из важнейших функций государства, которую оно выполняет в рамках реализации туристской политики. Он направлен на формирование, продвижение и позитивное развитие туристского имиджа страны, что является неотъемлемым условием привлечения иностранных туристов. Национальный туристский продукт — это совокупность, во-первых, имеющихся природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, привлекаемых и используемых в туристской деятельности; во-вторых, туристской и сопутствующей инфраструктур; в-третьих, деятельности туристских предприятий по созданию, продвижению и реализации конкретных туристских продуктов, предназначенных для привлечения туристов из других стран и регионов мира.[4]

Функция стимулирования обеспечивает государству рычаги воздействия на систему туризма, что достигается одним из трех способов (или их сочетанием):

  • финансовым стимулированием;
  • поддержкой исследований и инноваций;
  • применением маркетинга с целью привлечения туристов.

Система стимулирования направлена на развитие тех или иных составляющих туристской индустрии, регионов, продуктов или отдельных услуг.

Поддержка развития социального туризма, обеспечение его доступности социально незащищенным слоям населения является следующей важной функцией государства в реализации туристской политики. При этом применяются масштабные программы по обеспечению возможности путешествий инвалидов, детей, молодежи и других категорий населения.

Функция защиты интересов может принимать самые разные выражения в силу того, что туризм представляет собой многогранное явление. Реализуя эту функцию, государство выступает в роли защитника различных общественно важных интересов: потребителей, национальных производителей отдельных секторов туризма, регионов, туристских центров и т.д. Особое место в рамках данной функции имеет защита прав безопасности. Реализация государством функции защиты интересов приобретает особое значение в условиях возрастающей международной конкуренции и общей глобализации туристского рынка.

Так же одной  из функций туристской политики является информационное обеспечение туристской деятельности, и подготовка кадров [7].

 

    1.  Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма

 

Государственная политика Российской Федерации в  сфере туризма (туристская политика Российской Федерации) является составной  частью социально-экономической политики Российской Федерации и включает в себя совокупность принципов норм, целей, задач, методов и приоритетов, которыми руководствуется государство  в своей деятельности по развитию туризма и туристской индустрии  в Российской Федерации, а также  сама деятельность государства в  области туризма и туристской индустрии.[5]

Целью туристской политики Российской Федерации является обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации в области туризма, посредством создания в Российской Федерации современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной удовлетворить потребности граждан в разнообразных и качественных услугах.

Туристская  политика Российской Федерации строится на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, законодательства РФ, а также социальных и экономических показателей и исследований российского и зарубежного туристских рынков.

Основные принципы государственной туристской политики в РФ:[8]

  • конституционное обеспечение и соблюдение «права на туризм»;
  • стимулирование органами государственной власти и местного самоуправления развития социального, внутреннего и въездного туризма;
  • обеспечение безопасности туризма;
  • доступность туризма для социально незащищенных слоев Населения Российской Федерации;
  • свобода доступа к туристским ресурсам на всей территории РФ;
  • упрощение туристских формальностей;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;
  • стимулирование развития конкурентных отношений и недопущение монополизма на туристском рынке;
  • поддержка профессионального образования и научных исследований в сфере туризма;
  • учет мнения общественных туристских организаций и туристов при принятии государством наиболее значимых решений в области туризма

Туристская  политика Российской Федерации реализуется  с использованием методов государственного регулирования туризма, а также  иных методов, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

    Задачи туристской политики России можно разделить на следующие группы:[5]

  • социальные, к которым относятся: защита прав и интересов путешественников и отдыхающих; создание новых рабочих мест, повышение занятости и жизненного уровня россиян, проживающих в местах временного пребывания туристов; обеспечение эффективного функционирования системы социального туризма; стимулирование работодателей; возрождение традиционных и создание новых центров туризма, в том числе в малых и средних городах России, расширение их географии и многообразия;
  • экономические, к которым относятся: увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, повышение доходов государства и муниципальных образований; развитие национальной туристской индустрии, других смежных отраслей экономики, связанных с туризмом; развитие транспортной инфраструктуры; развитие предпринимательства в сфере туризма; поощрение инновационной деятельности в сфере туризма; создание особых экономических зон туристско-рекреационного тина на территории РФ с благоприятными условиями для развития туризма; создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения российских и зарубежных инвестиций в инфраструктуру туристских регионов; вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность; создание в России конкурентоспособных турпродуктов путем консолидации возможностей государства и туриндустрии; интеграция России в систему мирового туристского рынка;
  • культурно-идеологические и образовательные, к которым относятся: формирование представления о России как о стране, благоприятной для развития туризма; защита художественного, археологического и культурного наследия России в целях его сохранения для будущих поколений; создание единой системы информационного обеспечения и проведение рекламно-пропагандистской деятельности для продвижения национального «бренда» туристских центров России как на внутреннем, так и на международном уровне; подготовка квалифицированных специалистов в сфере туризма; поддержка научно-исследовательских работ и маркетинговых исследований, составления прогнозов развития российского и мирового туристских рынков;
  • организационные, к которым относятся: формирование эффективно действующей системы управления туристской деятельностью на государственном и местном уровнях и т.д.
  • экологические, включающие рациональное использование природного наследия, развитие устойчивых форм туризма с использованием особо охраняемых природных территорий, экологическое воспитание населения и др.

Информация о работе Государственная туристкая политика как механизм регулирования туристской деятельности