Государственная туристкая политика как механизм регулирования туристской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать государственную политику в сфере туризма в нашей стране на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели в данной работе были выделены следующие задачи:
исследовать понятие и содержание туризма как объекта государственного управления;
выявить цели, функции, механизм реализации государственной политики в сфере туризма;
рассмотреть государственную туристскую политику в Кемеровской области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Политика государства в сфере туризма………………………..…….…….6
Туризм как объект государственного управления……………………...6
Сущность политики государства в индустрии туризма….………….....9
Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма………………...…………………………………………………………15
Государственная туристская политика в Кемеровской области…19
Заключение…………………………………………………………………...…24
Список использованных источников……………………………………..…26

Файлы: 1 файл

новый.docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

 

РОСЖЕЛДОР

 

ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА  «Мировая экономика и туризм»

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине «Управление в  СКС и Т»

  

 

 

 

Выполнила студентка СКС-411

Шерина У.В.

 

 

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                    д.б.н., профессор

Феденева  И.Н.                                                               

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….3

  1. Политика государства в сфере туризма………………………..…….…….6
    1. Туризм как объект государственного управления……………………...6
    2. Сущность политики государства в индустрии туризма….………….....9
    3. Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма………………...…………………………………………………………15
  2. Государственная туристская политика в Кемеровской области…19

Заключение…………………………………………………………………...…24

Список использованных источников……………………………………..…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие  и усложнение экономических отношений  в обществе требует определенного  участия государства в регулировании  этих отношений. Одной из перспективных  отраслей экономики сегодня признают туризм во всех его формах и видах. Мультипликативный эффект туризма  огромный: доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денежных средств, израсходованных им в месте  пребывания на покупку услуг и  товаров в пределах от 1,2 до 4 раз.

Туризм  оказывает огромное влияние на сохранение и развитие природного, исторического  и культурного потенциала страны, гармонизацию отношений между странами и народами, является важным средством  физического развития и духовного  воспитания населения, особенно молодежи. Страны, известные как мировые центры туризма, сделали его своей государственной политикой, взяв на себя функции прогнозирования, координирования и контроля.

В Российской Федерации при огромном туристском потенциале практически отсутствует  государственная поддержка развития туризма. Конкурентоспособность российских организаций в сфере туризма  напрямую зависит от государственного подхода к этому вопросу.

Требуется теоретическое осмысление новых  форм и принципов взаимодействия, как между органами исполнительной власти различных уровней, так и их взаимодействия с организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма.

Степень разработанности законодательства о туризме не отвечает современным требованиям: действующие принципы государственного управления устарели, и не учитываются в практической деятельности. Органы власти всех уровней на практике выполняют только представительские и рекламные функции, что не позволяет в должной мере участвовать им в общественных отношениях, складывающихся в сфере туризма.

Несмотря  на то, что туризм является деятельностью, поддерживаемой преимущественно частной инициативой, государство традиционно играло существенную роль в его развитии. Общество нуждается в государстве как институте для поддержания порядка и разрешения внутренних споров и конфликтов, для разработки законов и обеспечения их исполнения, решения социальных проблем и т.д.

Эффективное функционирование туристского комплекса невозможно без вмешательства государственных структур, ответственных за его развитие и осуществляющих планирование, регулирование, координацию и контроль. Для этого разрабатывается и реализуется туристская политика.

Туристская  политика является одним из направлений социально-экономической политики государства, она нацелена на укрепление экономики туризма и повышение экономической эффективности этой отрасли народно-хозяйственного комплекса. Государство также обеспечивает доступ к финансовым средствам, земле и квалифицированному персоналу и гарантирует при этом, что туризм развивается в интересах всего общества.

Подытоживая все вышесказанное, следует признать, что тема данной работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать государственную политику в сфере туризма в нашей стране на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Для достижения поставленной цели в данной работе были выделены следующие задачи:

  • исследовать понятие и содержание туризма как объекта государственного управления;
  • выявить цели, функции, механизм реализации государственной политики в сфере туризма;
  • рассмотреть государственную туристскую политику в Кемеровской области.

Объектом  исследования данной работы является государственная политика в сфере туризма, предметом исследования – методологии, закономерности и тенденции развития государственной политики в сфере туризма.

Успешность  выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит  от выбранных методов исследования. В работе использовались следующие  методы исследования: анализ, сравнение.

Информационной  базой работы послужили методические материалы, учебная литература таких авторов, как Калинина Л.Е.,  Феденева И.Н., Зорин И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политика государства в сфере  туризма

1.1 Туризм как объект государственного управления

 

      Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных, культурных, спортивных и других целях. Для представителей туристской отрасли - это сфера предпринимательской деятельности, необходимая для получения прибыли от своей деятельности.

Традиционно в нашей стране обеспечение различных  видов туристской деятельности сводилось  к организации туристских маршрутов  и нормальному функционированию инфраструктуры обслуживания путешествующих.

По сути своей туризм отделен от государства. В нашей стране государство лишь определяет политику в туристской сфере. Государство, согласно действующего законодательства [2], признает туристскую деятельность как одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации; содействует  туристской деятельности и создает  благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление  о России как стране, благоприятной  для туризма; осуществляет поддержку  и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Как видим, государство подчеркивает роли внутреннего, социального и самодеятельного  туризмов как приоритетных, тем самым  признает туризм в целом как социально  значимым явлением в современный  период, доступным для широких  слоев населения к национальным и культурным достояниям страны.

Принятый 24 ноября 1996 года Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" предписал, что законодательство Российской Федерации  о туристской деятельности состоит  из названного закона, принимаемых  в соответствии с ним федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также  законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такое решение законодателя вызвало  ряд противоречивых суждений среди  юристов и практических работников сферы туризма, которые не согласны с этим предписанием. [1]

Предметный  состав туризма в Российской Федерации, в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, находится в четырех группах (жилищно-коммунальные услуги, услуги учреждений культуры, туристские и экскурсионные услуги, медицинские  и санаторно-оздоровительные услуги). Это позволяет говорить о комплексности  рассматриваемой сферы и необходимости  комплексного правового регулирования.

Чтобы туризм, как межотраслевая сфера экономики, развивался в государстве, являлся  хорошим источником доходов бюджетов и стимулом развития определенных регионов, должна быть сформирована государственная  политика.

Государственная политика в сфере туризма - это  деятельность органов государственной  власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.

На исполнительную власть ложатся функции государственного управления, основными из которых  являются регулирование, стимулирование и контроль.

Государственное управление туризмом использует такие  методы и формы, как:

  • программно-целевое планирование;
  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • заключение государственных контрактов;
  • координация экономической деятельности в туристской сфере;
  • управление государственной собственностью; определение приоритетов в структурной политике;
  • обеспечение государственной защиты прав и законных интересов равноправных участников гражданского оборота;
  • антимонопольное регулирование;
  • обеспечение информационного обслуживания на базе внедрения новых средств информационной технологии;
  • сертификация;
  • осуществление государственного надзора.

Субъекты  Российской Федерации "не вправе создавать законы, регулирующие туристскую деятельность, тем самым вторгаясь в сферу гражданско-правового регулирования" [3].

В современный  период законодательство о туристской деятельности активно развивается  в субъектах Российской Федерации. По данным Федерального агентства по туризму Российской Федерации в 48 субъектах существуют специальные  законы, регулирующие общественные отношения  в сфере туризма [9]. Эти законы в разных субъектах названы по-разному: "О туризме", "О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации", "О поддержке развития туризма", "О развитии внутреннего  и въездного туризма".

Во многом именно поэтому у нас в индустрии  туризма пока не сложилась эффективная  система рыночных отношений. Налицо существенное отставание туристской отрасли  области от других регионов России, от мировых стандартов в сфере  управления, организационных и производственных технологий, нормативно-правового обеспечения  туристской деятельности

Причинами, сдерживающими это развитие, являются:

  • низкая платежеспособность массового отдыхающего и соответственно доступность отдыха, и лечение на курортах;
  • сезонность загрузки;
  • несоответствие цены и качества предоставляемых услуг;
  • высокая стоимость проезда на курорты, как авиа, так и железнодорожным транспортом.

Здесь отражены все беды российской индустрии туризма: и недостаток инвестиций, и неумелое пользование рыночными инструментами, и незнание реальных ресурсов отрасли, и недостаток квалифицированных  кадров, и отсутствие серьезного научного обеспечения, и наконец, несовершенная  законодательная база. Причина заключается  в том, что ни политическая элита, ни органы исполнительной и законодательной  власти не воспринимают туризм как  крупную отрасль экономики, способную  весьма существенно пополнять бюджеты  всех уровней и решающим образом  влиять на воспроизводство живых  сил человека, главного элемента производительных сил общества [9].

Туризм  в России в целом и, особенно в  регионах все еще развивающийся  комплекс. Поэтому закономерно ведение  поиска новых форм работ на рынке  туристских услуг, путей решения  возникающих в данной ситуации проблем.     

 

    1.  Сущность политики государства в индустрии туризма

Информация о работе Государственная туристкая политика как механизм регулирования туристской деятельности