Формы и виды туристической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:26, реферат

Описание работы

Туристские путешествия проводятся путем формирования туристских групп в разнообразных организационных формах: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы.
Прогулка - самая простая форма туристско-краеведческой работы. Прогулки организуют в лес, на реку, в горы и т.д. Они не нуждаются в особенных расходах и специальном туристском снаряжении. Прогулки чаще всего проводят с учениками младших классов.

Файлы: 1 файл

форми и виды тур.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

 

                                            МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,  МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

                       ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ  ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

                   Кафедра ресторанно-отельного дела и туризма

 

 

 

 

 

Реферат

На тему:

        «Формы и виды туристической  деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнила: 

                                                          

 

 

 

 

 

                                                           Руководитель:

 

                           

 

 

 

 

 

 

 Формы туристских путешествий

 

Туристские  путешествия проводятся путем формирования туристских групп в разнообразных  организационных формах: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы.

Прогулка - самая простая форма туристско-краеведческой работы. Прогулки организуют в лес, на реку, в горы и т.д. Они не нуждаются в особенных расходах и специальном туристском снаряжении. Прогулки чаще всего проводят с учениками младших классов.

Экскурсия - это коллективное посещение выдающихся мест с образовательной, учебно-воспитательной, научной или развлекательной целью. Длятся экскурсии в среднем до одних суток. Они четко подразделяются на три типа: на природу, в сферу хозяйственной деятельности, в сферу культурной деятельности.

Учебные (программные) экскурсии - это запланированный программой кратковременный выход учащихся в окружающий мир для ознакомления с конкретными объектами, типичными явлениями и процессами, которые подтверждают теоретические положения, рассматриваемые на занятиях.

Краеведческие внепрограммные экскурсии – о0рганизованный выход или поездка группы учащихся с целью изучения своего края.

Общеобразовательные экскурсии - это выход или поездка на объекты культуры, природы или хозяйства самодеятельной группы учеников под руководством экскурсовода с целью расширения кругозора и поднятия общего культурного уровня экскурсантов.

Походы - это путешествие организованной группы учащейся и студенческой молодежи или взрослых туристов с использованием активных форм передвижения по определенному маршруту, во время прохождения которого возможно преодоление естественных препятствий: перевалов, порогов, пещер и т.п. разных категорий и степеней сложности. Туристский поход, как правило, преследует несколько целей, в которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, длительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья и другие условия. В свою очередь цель и условия путешествия определяются материальными возможностями, состоянием здоровья, возрастом и культурным уровнем, а также материально-технической базой группы.

В походе проявляется умение преодолевать трудности, люди учатся коллективизму  и взаимопомощи, в них возрастает дисциплинированность и напористость. Поход особенно ценен, поскольку  очень часто в походе люди раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе или на работе. Поход позволяет глубже понять натуру человека, наладить отношения.

Основное отличие туристского  похода от экскурсии заключается  в том, что в туристском походе проводятся наблюдения разнообразных объектов, явлений и процессов, которые встречаются на маршруте, по заранее составленному плану, тогда как экскурсия предусматривает изучение точно отобранных объектов по специальной программе

Экспедиция - это путешествие, которое проводятся с учащейся и студенческой молодежью с целью изучения истории родного края, окружающей среды, явлений социальной жизни, цивилизации, исследования географических, этнографических, исторических объектов с использованием технических средств передвижения или без них. Экспедиции в зависимости от цели и направления работы могут быть краеведческие, научные и т.п.

От походов экспедиции отличаются более комплексными учебно-воспитательными  задачами, а также длительностью. В системе краеведческой работы экспедиции выступают, как более сложный в сравнении с экскурсиями и походами вид путешествия. Поэтому в экспедициях из детей принимают участие только старшие подростки, уже имеющие опыт производственно-экскурсионных занятий и проявляющие повышенный интерес к исследованиям. Экспедиция дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами исследовательской работы в полевых условиях, развить инициативу и самодеятельность.

Во время проведения экспедиции возможно преодоление естественных препятствий (перевалов, порогов, пещер и др.). Участки маршрутов экспедиций, которые соответствуют требованиям к туристско-спортивным походам, рассматриваются как маршруты с активными способами передвижения. Категория сложности (к.с.) для таких маршрутов устанавливается, как и для туристско-спортивных походов.

Тематика школьных краеведческих экспедиций разнообразна и зависит, главным образом, от потребностей местных научных и хозяйственных  учреждений в материалах краеведческого характера, от связей школы с организациями, уровня научной подготовки учителя  и старшеклассников. Умело поставленное краеведческо-экспедиционное дело приносит юным исследователям удовольствие от общественной значимости и полезности выполненной работы. Осознание этого повышает чувство ответственности за порученное дело, развивает активность, инициативу и самостоятельность, укрепляет дисциплину.

 

5.2. Организационные  формы туристско-краеведческой деятельности

Основными видами деятельности самодеятельной туристской организации являются:

- подготовка  и проведение туристских походов,  экспедиций, путешествий, экскурсий по разным видам туризма;

- учебно-тренировочная  работа по спортивному туризму  в секциях, группах, кружках;

- подготовка, повышение  квалификации и аттестация общественных  туристских кадров, спортсменов-разрядников  по спортивному туризму;

- подготовка  и проведение спортивных туристских  соревнований и слетов по разным  видам спортивного туризма; 

- организация  работы туристско-спортивных, оздоровительных  лагерей и баз;

- развитие и  пропаганда туристско-краеведческих  и туристско-спортивных возможностей родного края посредством выставок, ярмарок, публичных выступлений, распространения литературы;

- проведение  организационных, учебно-методических  и консультационных мероприятий  по развитию туризма;

- работа по  профилактике и предупреждению  аварийности, травматизма и несчастных случаев в туризме;

- осуществление  мероприятий по массовому привлечению  к активным занятиям спортивным  туризмом разных социальных и  вековых групп населения, организация  средствами туризма содержательного  досуга граждан;

- создание в  местных (региональных) учреждениях,  организациях, на предприятиях первичных  туристско-спортивных коллективов,  туристско-краеведческих секций и клубов.

Формы туристско-краеведческой  работы делятся на стационарные и  туристские, массовые, групповые и индивидуальные.

Туристские  формы - это прогулки, загородные тренировки, экскурсии, однодневные и многодневные походы, путешествия на разных видах  транспорта, экспедиции, туристские слеты (школьные, районные, городские, областные, республиканские), которые связаны с выездом за пределы населенного пункта.

Стационарные  формы - это физическая, учебно-методическая, техническая, географическая и другая необходимая подготовка, работа на географической площадке, фенологические наблюдения, встречи со знатными земляками, воображаемые путешествия по стране, краеведческие олимпиады, конференции, лектории, школьные краеведческие эстафеты, конкурсы, выставки, викторины, выпуск краеведческого журнала, радиогазеты и стенгазеты, переписка и обмен краеведческой литературой, издание альманахов и другие мероприятия, которые проводятся в условиях школы, на улицах населенного пункта.

Массовые формы  работы проводятся с большим составом участников: олимпиады, КВН, тематические вечера, научно-практические конференции, диспуты, игровая деятельность, встречи с интересными людьми, «воскресенья географии» и т.п.;

Групповые формы  охватывают группы людей до 30–35 человек: кружки, секции, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, оформители и хранители  туристско-краеведческих музеев, уголков и выставок и т.д.;

Индивидуальные  формы работы рассчитаны на конкретных людей и отличаются от групповой  тем, что это, во-первых, работа исполнительного  характера (подготовка доклада, изготовление пособий или инвентаря, составление  альбомов, коллекций, гербариев и др.); во-вторых, индивидуальная работа чаще имеет творческий, исследовательский характер.

Все формы работы можно разбить на четыре группы:

а) теоретическая работа (кружки, факультативы, конференции);

б) краеведческая деятельность (экскурсии, походы, экспедиции);

в) творческая самодеятельность (культурно-массовые мероприятия и  игровая деятельность);

г) общественно полезная работа (оборудование географического  кабинета или площадки, выставок и  музеев, проведения природоохранных  мероприятий и т.п.).

Эстафета - это такая форма  детского туризма, которая предусматривает  изучение определенного района или  всей страны не одной группой, а несколькими, которые на определенных отрезках маршрута сменяют друг друга. Заблаговременно  трассу туристского путешествия разделяют на участки. Пройдя свой участок и выполнив поставленные перед ней задания, туристская группа передает эстафету следующей, и т.д. На районном или областном туристском слете все материалы эстафеты обобщаются и подводятся итоги.

Слеты имеют целью обмен опытом и подведение итогов туристско-краеведческой работы. Они предусматривают также соревнование по туристскому многоборью или спортивному ориентированию, смотр художественной самодеятельности.

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы и виды туристической деятельности