Виды и формы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Содержание работы

1. Виды культуры 3
1.1. Доминирующая культура 3
1.2. Субкультура и контркультура 5
1.3. Сельская культура 7
1.4. Городская культура 10
1.5. Обыденная и специализированная культура 12
2. Формы культуры 17
2.1. Высокая культура 17
2.2. Народная культура 17
2.3. Массовая культура 18
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)
     
Министерство  сельского хозяйства  РФ

Департамент кадровой политики и  образования

Волгоградская государственная  сельскохозяйственная академия

   
   
Кафедра «Философии, истории и политологии»
   
Факультет «Эколого-мелиоративный»
   
   
   
   
   
   
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По  дисциплине «Культурология»
   
«Виды и формы культуры»
   
   
   
   
   
   
   
   
  Выполнил: студент з/о Шабанов Р.А.

        группа  ЗУП – 12

        шифр – 09054

 
 
  Проверила: Рослякова Ж.В.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Волгоград 2009 год

Содержание

1. Виды культуры 3

1.1. Доминирующая культура 3

1.2. Субкультура и контркультура 5

1.3. Сельская культура 7

1.4. Городская культура 10

1.5. Обыденная и специализированная культура 12

2. Формы культуры 17

2.1. Высокая культура 17

2.2. Народная культура 17

2.3. Массовая культура 18

Список используемой литературы 22

 

  1. Виды  культуры
    1. Доминирующая  культура

     Совокупность  ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство  членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

     Доминирующая  культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

     Этническая  культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

     Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

     Этническая  культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

     Если  этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

     Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

     Национальная  культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет  нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители  всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

     В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих  на больших пространствах и необязательно  связанных кровнородственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый  тип социальной коммуникации, связанный  с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и  национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

     Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

     Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культураэтнографией и антропологией, имеющими дело, прежде всего с дописьменной литературой.

    1. Субкультура и контркультура

     Поскольку общество распадается на множество  групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная  культура, т. е. система ценностей  и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

     У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,—  субкультуры, группы, говорящие на разных языках,— различные культуры. Когда  люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют  общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

     Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

     Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

     Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

     Возникновение контркультуры на самом деле —  явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

     Иногда  провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или  невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

     Преступная  субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим  поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и  привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и советники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение статуса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.

    1. Сельская  культура

     Сельская  культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает различать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе горожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не являющиеся крестьянами, и т. д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе). Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, и только. Они — носители этой культуры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.

Информация о работе Виды и формы культуры