Виды и формы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Содержание работы

1. Виды культуры 3
1.1. Доминирующая культура 3
1.2. Субкультура и контркультура 5
1.3. Сельская культура 7
1.4. Городская культура 10
1.5. Обыденная и специализированная культура 12
2. Формы культуры 17
2.1. Высокая культура 17
2.2. Народная культура 17
2.3. Массовая культура 18
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

     Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относится к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о святых и распространенных праздниках, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.

     Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т. е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.

 

  1. Формы культуры
    1. Высокая культура

     В зависимости от того, кто создает  культуру и каков ее уровень, социологи  различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

     Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Крут ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

    1. Народная  культура

     Народная  культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпивших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шумел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причитаниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.

     Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

     Авторы  народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это  высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни  и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы  анонимными народными творцами: «Народная  культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а  не отдельные профессионалы. Поэтому  функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о  народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные  травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в  пословицах, поговорках».

     По  исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

     Аудитория народной культуры — всегда большинство  общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

    1. Массовая  культура

     Массовая  культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

     Массовая  культура, как правило, обладает меньшей  художественной ценностью, чем элитарная  или народная культура. Но у нее  самая широкая аудитория и  она является авторской. Она удовлетворяет  сиюминутные запросы людей, реагирует  на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности  шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного  не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства  могут принадлежать высокой и  массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка —  массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины  Пикассо — высокой, а лубок  — массовой. Однако существуют такие  жанры литературы (фантастика, детективы  и комиксы), которые всегда относят  к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое  происходит с конкретными произведениями искусства.

     Органная  месса Баха относится к высокой  культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения  в соревнованиях по фигурному  катанию, то автоматически зачисляется  в разряд массовой культуры, не теряя  при этом своей принадлежности к  высокой культуре. Многочисленные оркестровки  произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

     Различие  между высокой и народной культурой  примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и  народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем  общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, т.е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры».

     Высокая и национальная культура создаются  не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая  культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые  применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно  поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. С таким опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое время.

     Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались  сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули  лозунг «Искусство должно быть понятно  народу», приписав его выдающемуся  немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула  предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного  крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.

     Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время  — творчески созреть. За 50 лет  любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой, чуть ли не на следующий день.

Список  используемой литературы

  1. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд. — М. Академический Проект, Трикста, 2003.
  2. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП, 2005.
  3. Викторов В.В. Культурология. – М.,2002.
  4. Розин В.М. Культурология. – М., 2000.
  5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2003.
  6. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2003.

Информация о работе Виды и формы культуры