Ценообразование в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:59, реферат

Описание работы

Все производители туристских услуг стали понимать, что их прибыль оказалась в жестких тисках конкуренции за лучшую цену и лучшее качество. Цена выполняет исключительно важную функцию, которая состоит в получении выручки от реализации. Именно от ценовой стратегии в конечном счете зависят достигнутые коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая политика оказывает долговременное и решающее значение как на конкурентоспособность туристских продуктов, так и на деятельность предприятия в целом.

Файлы: 1 файл

Ценообразование в туризме .docx

— 30.66 Кб (Скачать файл)

Издержки и  процесс формирования туристской ренты

В экономической системе  современной России существуют три  основные формы факторного дохода:  
а) зарплата как плата за труд;  
б) процент как плата за наемный капитал;  
в) земельная рента как плата за аренду и пользование землей.  
 
Однако в современной экономике пока не учитывается особый факторный доход - туристская рента как форма дохода от использования туристских ресурсов.  
 
Туристские ресурсы - это природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрации и изучения, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности людей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил.  
 
По своей экономической природе туристская рента - это факторный доход от использования туристских ресурсов.  
 
Количественная ограниченность и качественная дифференцированность туристских ресурсов в условиях рыночной экономики порождают различия в затратах и результатах хозяйственной деятельности туристских организаций. Это выражается в том, что себестоимость варьируется в достаточно широких пределах.  
 
Колебание себестоимости в различных туристских организациях приводит к различиям индивидуальных стоимостей туристских услуг при затратном методе ценообразования.  
 
На рынке предприятия продают турпродукт не по индивидуальным, а по рыночным ценам, ориентируемым на уровень затрат предприятий, которые используют относительно худшие туристские ресурсы.  
 
При этом предприятия, использующие ресурсы лучшего и среднего качества, получают добавочную прибыль, которая и является основой для получения туристской ренты (монопольной или дифференциальной). Но и худший туристский ресурс, обладая дополнительной полезностью (оздоровительной, экологической, исторической и т. д.), имеет условия для образования абсолютной туристской ренты.  
 
В туризме имеются все условия для образования монопольной, дифференциальной и абсолютной ренты на чисто экономической, рыночной основе, которые в совокупности и образуют интегральную, или совокупную, туристскую ренту.  
 
Экономическое назначение туристской ренты в современных условиях могло бы иметь два аспекта: во-первых, эта рента могла бы стать источником финансирования внутреннего и въездного туризма; во-вторых, эта рента могла бы решить проблему внешних эффектов на туристском рынке.  
 
Известно, что источником финансирования туристских ресурсов ныне являются амортизация и накапливаемая часть проблем. Ни первый, ни второй источник сегодня в России нереален в силу инфляции и хозяйственного механизма, который побуждает предприятия скрывать прибыль или стремиться к нулевой прибыли. В этих условиях одним из источников финансирования туризма как раз могла бы стать туристская рента (наряду с указанными выше двумя традиционными источниками).  
 
Особую роль туристская рента могла бы выполнить при решении вопроса учета в издержках внешних эффектов.  
 
Непосредственные участники рынка туристских услуг - как продавец (туристская организация), так и покупатели (туристы, путешественники) - сталкиваются с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями).  
 
Внешние эффекты возникают тогда, когда не все выгоды или издержки отражены в существующей системе цен, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении принципа оптимальности размещения ресурсов, а значит, об их неэффективном использовании.  
 
По своей природе и по последствиям внешние эффекты подразделяются на положительные и отрицательные.  
 
Положительные (позитивные) внешние эффекты создают различия между общественными и частными выгодами. К положительным внешним эффектам в туризме относятся: рост государственных доходов за счет налогов и сбора пошлин; поступления нетто в иностранной валюте; рост доходов нетуристских организаций в связи с развитием инфраструктуры региона; увеличение числа рабочих мест и вакансий в связи с увеличением потребительского спроса на дополнительные услуги, непосредственно не входящие в турпродукт; развитие образования, медицинских услуг; развитие и реализация духовных потребностей; взаимообогащение различных культур.  
 
Отрицательные внешние эффекты создают различия между частными и общественными издержками. К отрицательным внешним эффектам в туризме относятся: болезни, преступность, загрязнение и уничтожение живой природы, разрушение вековых устоев, традиций, социально-культурного наследия и т. д.  
 
В рыночные цены на турпродукт не включены социальные издержки по компенсации отрицательных внешних эффектов, поэтому каждый участник рынка туристских услуг стремится затраты переложить на других, третьих лиц, которые могут не являться непосредственными участниками рынка, а выгоды присваивать себе.  
 
Наличие внешних эффектов показывает, что истинная предельная полезность туристских услуг с точки зрения как общества, так и рынка различна, так как в себестоимости турпродукта не отражены полностью экономические издержки, которые реально несет общество с учетом внешних эффектов.  
 
Проблема внешних эффектов еще ждет полного рассмотрения и отражения в отечественной экономической теории.  
 
Рассмотрение данной проблемы началось с анализа ситуации, когда один хозяйствующий экономический агент оказал вредное воздействие на другого экономического агента, вредное воздействие было побочным результатом его основной производительной деятельности.  
 
Для восстановления принципа справедливости требовалось вмешательство государства, например предлагали ввести налог на производителя вредного влияния на других, величина которого бы зависела от объема произведенного вредного воздействия.  
 
Поскольку вредное воздействие является побочным результатом его основной деятельности, то возможно построение функциональной зависимости ответственности за ущерб на основе выпуска основного продукта (или услуги).  
 
Выбор воздействия, т. е. преимущество той или иной формы реакции на возникновение внешнего эффекта, зависит от сложившейся ситуации и от воспринимаемых основными действующими лицами альтернативных издержек.  


Информация о работе Ценообразование в туризме