Устройство и техническое обслуживание коробки передач ЗИЛ-131

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надежности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям. На долю грузового автомобильного транспорта приходится около 70% объема грузовых перевозок. Перевозки осуществляют 175 тысяч организаций различных отраслей экономики и 170 тысяч индивидуальных владельцев автотранспортных средств. Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования составили 565,0 млн.т, а грузооборот – 23,0 млрд. т-км.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………3
1.1.Значение и развитие автомобильного транспорта в РФ
1.2. Значение и сущность техобслуживания и ремонта автомобиля
1.3.Планово-предупредительная система ремонта автомобиля и ее достоинства
2.Основная часть…………………………………………………………………..9
2.1. Устройство коробки переменных передач ЗИЛ-131
2.1. Назначение
2.1.2. Устройство
2.1.3. Принцип действия и основные характеристики. Эксплуатационные материалы
2.2. Техническое обслуживание коробки передач………………………………13
2.2.1. Перечень выполняемых работ при проведении ЕТО,ТО-1, ТО-2,СТО
Описание регулировочных работ
2.3. Ремонт коробки переменных передач ЗИЛ-131…………………………..15
2.3.1. Организация рабочего места автослесаря. Используемые инструменты, приспособления и оборудование, диагностические приборы
2.3.2. Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы устранения
2.3.3. Дефектовка деталей и узлов. Методы и способы восстановления работоспособности деталей, узлов, механизмов, систем
2.3.4. Сборочно-разборочные работы
2.3.5. Послеремонтные испытания. Диагностика. Регулировочные параметры
3. Техника безопасности при выполнении работ………………………………23
3.1. Пожарная безопасность
3.2.Заключение
4.Список литературы……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

коробка переда ч ЗИЛ-131.doc

— 2.36 Мб (Скачать файл)

Рис. 4 Схема агрегатного цеха

1 – стеллаж для деталей; 2 –  ларь для обтирочных материалов; 3 – станок для расточки тормозных  барабанов; 4 – слесарный верстак; 5 – радиально-сверлильный настольный станок; 6 – настенный шкаф для приборов и инструментов; 7 – стенд для разборки и регулировки сцеплений; 8 – гидравлический пресс 40 т;  9 – стеллаж для инструментов; 10 – настольно-верстачный пресс; 11 – стенд для ремонта карданных валов и рулевых механизмов;  12 – передвижная моечная ванна; 13 – заточный станок; 14 – вертикально-сверлильный станок; 15 – раковина для мытья; 16 – ларь для отходов; 17 – стенд для клепки тормозных накладок; 18 – стенд для ремонта редукторов задних мостов; 19 – стенд для ремонта коробок передач; 20 – стенд для ремонта передних и задних мостов; 21 – подвесная кран-балка; 22 – телефон и радио; 23 – электрический рукосушитель; 24 – тиски.

 

 

Технологическое оборудование для диагностики и технического обслуживания трансмиссии автомобилей

 

Наименование

Модель,

тип

Краткая техническая характеристика

Габаритные размеры, мм.

Прибор для определения окружных люфтов трансмиссии автомобилей

К-428А

Переносный

460х134х                                                                                                                                                                        57

Приспособление для поверки биения карданного вала

ПП-2

Переносный, состоит из индикатора и кронштейна

370х570х56

Устройство для проверки технического состояния карданной передачи

КИ-8902А

Предназначено для измерения прогиба карданных валов; переносное; пределы измерения 0…10 мм; работает от постоянного тока

 

 

2.3.2. Возможные неисправности. Причины  их возникновения и способы  устранения.

Причина неисправности

Способ устранения

Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включается со скрежетом

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления

Большое усилие на рычаге переключения передач

Загрязнение опор тяг дистанционного управления. Отсутствие  или загустевание смазочного  материала

Промыть опоры и заполнить их свежей смазкой № 158

Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач с ударом и скрежетом

Износ конусных  колец синхронизатора, блокирующих фасок пальцев  и кареток. Снижение   усилия, необходимого для вывода кареток из нейтрального положения

Заменить синхронизатор

Износ сухарей вилки переключения передач делителя

Отсутствие вывода воздуха в окружающую среду при переключении передач   в делителе,  обусловленное загрязнением каналов и сапуна клапана включения делителя

Разобрать клапан и тщательно промыть все его детали, включая и сапун. При сборке клапана все трущиеся поверхности   смазать   смазкой   № 158

Отсутствие  зазора  между   кареткой синхронизатора  и сухарем вилки переключения передач

Отрегулировать зазор

Самовыключение передач при движении автомобиля

Неполное выключение передачи  из-за   неисправности   фиксаторов   механизма   переключения,    износа   лапок или сухарей вилок, ослабление крепления   вилок   и   рычагов,   нарушение регулировки дистанционного управления

Подтянуть детали  крепления, заменить   изношенные   детали, отрегулировать привод дистанционного управления

Отказ  в работе замка  шлицев  вторичного вала

Заменить    вал    и   соответствующий синхронизатор

Передачи не включаются в основной коробке

Износ деталей и нарушение регулировки дистанционного привода управления коробкой

Отрегулировать привод и заменить изношенные детали, подтянуть детали крепления

Разрушение подшипников зубчатых колес вторичного вала

Заменить   неисправные   детали

Повышенный уровень шума при работе коробки передач

Повышенный   износ   или   поломка зубьев   зубчатых   колес.   Разрушение подшипников    зубчатых    колес

Заменить   неисправные   детали

Разрушение   подшипников   валов

То же

Передачи не включаются в делителе

Заедание   поршней   воздухораспределителя

Разобрать,   промыть   и смазать  детали воздухораспределителя

Нарушение регулировки положения упора клапана   включения   делителя

Отрегулировать    положение   упора клапана

Поломка упора клапана

Заменить упор

Засорение   пневмосистемы   управления делителем

Промыть и продуть дросселирующие отверстия, воздухопроводы и клапаны

Обрыв троса крана управления делителем

Заменить трос

Течь масла из коробки передач

Износ манжет или потеря ими эластичности

Заменить манжеты

Повышенное давление в картере коробки передач

Промыть сапун

Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям

Подтянуть детали   крепления   или заменить прокладки

Износ латунных колец синхронизаторов основной коробки передач

Неполное выключение сцепления при переключении передач

Заменить синхронизаторы. Проверить работу сцепления и привода

Износ латунных колец синхронизаторов делителя передач

Нарушение регулировки упора клапана включения делителя

Заменить  синхронизаторы. Отрегулировать   положение   упора   клапана

Неполное  выключение сцепления

Проверить исправность работы сцепления и привода


 

2.3.3. Дефектовка деталей и узлов. Методы и способы восстановления работоспособности деталей, узлов, механизмов, систем.

Диагностируют коробки передач прибором КИ-4832, по которому определяют угловой зазор, и стетоскопом прослушивают работу коробки передач на автомобиле.

Угловые зазоры в зацеплении шестерен коробок передач определяют поочередно при включении каждой передачи. Допустимые их значения для автомобилей ЗИЛ-130: первая передача—2,5°, вторая —3,5, третья —4, четвертая — 6°, задний ход — 2,5° (указанные величины даны без учета люфта карданных передач).

Целостность деталей определяют визуально или магнитодефектоскопией.

Картеры коробки передач имеют основные дефекты (рис. 5): обломы и трещины 1; износ отверстий 2—5 под подшипники и 6 и 8 под шейки оси блока зубчатых колес заднего хода, внутренней торцовой поверхности 7 бобышек под блок зубчатых колес заднего хода.

Если обломы не распространены на тело картера или обломано только одно ушко, то места обломов наплавляют. Трещины, не проходящие через отверстия под подшипники и ось блока зубчатых колес заднего хода, заваривают дуговой сваркой. При других видах пробоин, обломов или трещин картер бракуют.

Рис.   5.   Основные   дефекты  картера   коробки   передач

 

Изношенные отверстия под подшипники восстанавливают железнением, гальваническим натиранием или постановкой втулок с буртиком. Соосные отверстия предварительно растачивают с одной установки борштангой. После наращивания одним из рассмотренных выше способов вновь растачивают борштангой до размера по рабочему чертежу. Аналогичным образом восстанавливают отверстия оси заднего хода.

Изношенные торцовые поверхности бобышек под блок зубчатых колес заднего хода фрезеруют. Увеличение размера а компенсируют постановкой шайб или синтетическими материалами.

Валы коробок передач подвергают ремонту при износе посадочных шеек 2 и 10 и под подшипники, отверстия 4 под роликовый подшипник, шлицев по толщине 8, при износе и выкрашивании рабочей поверхности зубьев 3, 5 — 7 и 9, обломах и трещинах 1 (рис.6 ).

Изношенные посадочные шейки восстанавливают вибродуговой наплавкой, хромированием или железнением с последующим шлифованием до размера по рабочему чертежу.

При износе зубьев по толщине более предельного и при выкрашивании рабочей поверхности зубьев деталь бракуют. Изношенные по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под слоем флюса, в углекислом газе или дуговой наплавкой. После наплавки вал протачивают до требуемого размера, подрезают наплывы с торца, снимают фаску, обрабатывают шлицы.

Рис.   6.   Основные  дефекты   ведущего   вала  коробки   передач   

Рис. 7.   Пятна   контактов   на   зубьях  зубчатой   пары   при   контроле с   помощью   краски:

а — правильное зацепление;  б — межцентровое расстояние увеличено; в — межцентровое расстояние уменьшено; г и д — оси валов перекошены

 Небольшие обломы  и отколы на торцах зубьев  зачищают, а при значительных  повреждениях деталь бракуют.

 

2.3.4. Сборочно-разборочные работы.

Сборку коробок передач осуществляют с учетом общих правил выполнения сборочных работ.

Перед разборкой коробку передач очищают от грязи и производят наружную мойку, затем снимают ее верхнюю крышку и выполняют мойку в частично разобранном виде.

 Особенностями  основных операций сборки узлов  коробок передач являются установка подшипников на шейки валов и сборка зубчатых пар.

Для проверки редукционного клапана делителя снимите клапан с коробки передач и установите на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха 588...686 кПa (6...7 кгс/см2), которое подается на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен манометр для контроля давления, обеспечивающий точность замера не менее 4,9 кПa (0,05 кгс/см2). Проверьте давление выходящего воздуха, которое должно быть 387...436 кПa (3,95...4,45 кгс/см2). IIpи несоответствии давления указанной величине снимите пломбу, выверните пробку и, подбирая необходимое количество шайб, отрегулируйте клапан и запломбируйте.

Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте выверните болты крепления трех воздуховодов, отсоедините кран  управления делителем от кронштейна опоры, выверните винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач, выньте резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, выверните винты крепления крышки переключателя крана управления, осторожно снимите крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность шариков, и отсоедините трос от рычага переключателя. Снимите кран управления делителем в сборе и разберите его.

Соберите кран управления. Смажьте трос, залив в оплетку троса с помощью масленки 10...15 г масла ТСп-15К. При обрыве троса кран полностью разберите и замените трос, для этого отсоедините трос крана с крышкой 3 в сборе, отверните накидную гайку 6 и вытяните трос с золотником в сборе из оплетки троса, далее отверните контргайку 1, выверните наконечник 3 троса из золотника 6. Изготовьте новый трос из винтового многожильного каната (сталь 65ГА ГОСТ 3062—80) диаметром 1,6 мм по размерам, вставьте новый трос в золотник, вверните наконечник троса, обеспечив осевое перемещение троса относительно золотника 0,1...0,3 мм и надежно законтрите гайкой 1. Золотник 6 крана после сборки должен свободно вращаться относительно троса от руки. Соберите кран управления.

 Перед установкой  подшипников на валы их промывают в керосине, беговые дорожки просушивают, а затем шарики или ролики покрывают маслом. Для напрессовки подшипника на шейку вала применяют пресс с различными, оправками или винтовые устройства, которые обеспечивают равномерную посадку подшипника на шейке вала и предотвращают перекосы при установке. Для ускорения сборки шариковые и роликовые подшипники больших размеров, устанавливаемые со значительным натягом, предварительно нагревают в масле до 80 – 100°С и в горячем состоянии свободно насаживают на вал. Перед запрессовкой наружного кольца подшипника нагревают корпус. Плотность прилегания подшипника к буртику вала проверяют щупом. Правильно установленный подшипник должен легко и плавно вращаться от руки без заметного торможения.

Зубчатые колеса напрессовывают на вал после нагрева в масле или керосине и  контролируют радиальное биение по начальной окружности и торцовое биение.

Для достижения правильного зацепления зубчатой пары при сборке коробки передач необходимо обеспечить требуемое положение осей валов. Подбор и проверку пары на зацепление перед сборкой выполняют на специальном приборе или по пятну контакта поверхностей зубьев. Для определения пятна контакта зубья большего зубчатого колеса покрывают тонким слоем смеси сурика в масле. После поворота малого колеса на 360° на его зубьях остаются отпечатки краски, по которым оценивают правильность зацепления.

2.3.5. Послеремонтные испытания. Диагностика. Регулировочные параметры.

Перед испытанием и во время него коробку передач проверяют на правильность сборки.

Испытание коробок передач проводят для осуществления приработки трущихся поверхностей и проверки работы зубчатых пар на всех передачах, легкости включения и отсутствия самопроизвольного их выключения. Для испытания коробок передач под нагрузкой применяют стенды с замкнутым силовым контуром или стенды с электрическим,  механическим или гидравлическим тормозом.

 Коробки передач  испытывают в течение 20 ... 25 мин, в  том числе под нагрузкой 12 ... 15 мин. При проверке работы коробок передач недопустимы следующие неисправности заедания при переключении передач: самопроизвольное выключение и включение зубчатой пары; задевания вилок о стенки пазов зубчатых колес и фланцев синхронизатора; стуки и удары от неправильного зацепления зубьев; подтекание масла в местах соединений. Приработку и испытания проводят ее смазочным материалом пониженной вязкости для лучшего удаления из картера механических примесей при их сливе после испытаний.

3. Техника безопасности при выполнении  работ.

  1. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения.
  2. Запрещается техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем.
  3. Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.
  4. Во время работы запрещается оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля.
  5. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.
  6. Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами.

  1. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала следует смочить керосином, а затем отвернуть ключом, запрещается отвертывать гайки зубилом или молотком.
  2. Запрещается загромождать проходы между рабочими местами, деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.
  3. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными клапанами.
  4. Рабочий инструмент должен находиться в исправном состоянии.

Требования к производственным помещениям.

Помещения, в которых рабочий должен находиться под автомобилем, должны быть  оборудованы осмотровыми канавами, эстакадами с направляющими предохранительными ребордами или подъемниками.

Приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать  удаление выделяемых паров и газов и приток свежего воздуха.

Рабочие места должны быть обеспечены естественным и искусственным освещением, достаточным для безопасности выполнения работ.

Важным условием безопасного и высокопроизводительного труда является устранение воздействия производственных вредностей:

    • загрязнение воздушной среды;
    • шумов и вибраций;
    • ненормального теплового режима (сквозняки, низкая или высокая температура на местах).

Под воздействием производственных вредностей могут возникнуть профессиональные заболевания.

Информация о работе Устройство и техническое обслуживание коробки передач ЗИЛ-131