Трубопроводный транспорт в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:00, доклад

Описание работы

Второй год подряд в мире многие инвестиционные проекты по развитию трубопроводного транспорта корректируются вследствие негативного воздействия глобального финансово-экономического кризиса и изменения природоохранного законодательства. Однако процессы глобализации рынков природного газа (несмотря на временное снижение спроса на данный энергоноситель) предполагают дальнейшее развитие трубопроводной инфраструктуры как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективах.

Содержание работы

Развитие трубопроводного транспорта.
История формирования и современное развитие трубопровода Казахстана.
Проблемы и перспектива решений.

Файлы: 1 файл

truboprovodny_transport.docx

— 49.46 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  трубопровод закачивается нефть  с месторождения Тенгиз. ЗАО «Тургай  Петролеум» и ЛУКойл также подали заявку на получение доли пропускной способности трубопровода для транспортировки нефти с месторождения Северный Кумколь. ЛУКОйл, имея долю в СП «Тенгизшевройл», и Роснефть, которая пока не ведет добычу в Казахстане, также могут обратиться с просьбой о предоставлении им долей в пропускной способности. Для того чтобы проект оказался прибыльным, инвесторы КТК приняли обязательства о полной загрузке трубопровода нефтью.

Однако казахстанские  специалисты полагают, что в следующем  году КТК не достигнет своей проектной  мощности. Хотя по данному вопросу  и существуют различные прогнозы, все же эксперты считают, что до 2003 г. Аджип и Бритиш Газ не смогут завершить строительство нефтепровода с месторождения Карачаганак. Поэтому доля этих компаний, составляющая 6 млн. т, не будет до этого времени транспортироваться по КТК. Не ясно и то, насколько другие участники проекта воспользуются своими квотами.

 

Газопроводы

Большинство газопроводов (как  и нефтепроводов) расположено на западе республики. Благодаря нескольким трубопроводам, которые, начинаясь  в Туркменистане и Узбекистане, проходят через Западный Казахстан  в Россию, казахстанские города Актюбинск, Уральск, Кустанай и Рудный сегодня  снабжаются узбекским газом. Эти  транспортные магистрали, в частности  трубопроводы из Туркменистана, не эксплуатируются  на полную мощность и поэтому потенциально также могут быть использованы казахстанскими производителями для экспорта газа в Россию и Европу. Основной объем  газа, поставляемого по этим двум магистралям, поступает в систему Газпрома. Следовательно, любой проект, предусматривающий  экспорт казахстанского газа на мировой  рынок, Казахстан будет, скорее всего, обсуждать с Газпромом до тех  пор, пока не будут разработаны альтернативные маршруты.

Внутренняя газопроводная  система Казахстана поставляет газ  только в некоторые регионы республики. По этим трубопроводам газ из Узбекистана  транспортируется в южный Казахстан (города Шымкент, Тараз и Алматы). В то же время большая часть страны (включая города Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, Астану, Караганду и Талдыкурган) по-прежнему не имеет газопроводной инфраструктуры и вынуждена полагаться на иные источники энергии.

Существующие казахстанские  газопроводы нуждаются в значительном ремонте. По сообщениям компании «КазТрансГаз», на ближайшее будущее запланировано начало реконструкции основного газопровода «Средняя Азия – Центр», которая будет финансироваться как из текущих тарифных поступлений, так и из внешних источников. Газопровод «Средняя Азия – Центр» общей протяженностью 4495 км является магистральным и соединяет государства региона с Россией.

Учитывая потребность  в газе северных областей и столицы, КазТрансГаз также планирует строительство трубопровода, который был бы соединен с системой Газпрома и обеспечил транспортировку газа в Петропавловск, Кокчетав, Астану и, возможно, Караганду и Темиртау.

Безусловно, что для разработки своих газовых месторождений  Казахстану необходимо дальнейшее развитие газопроводной инфраструктуры. Поэтому  газопроводы относятся к приоритетным секторам экономики Казахстана, для которых предусмотрены специальные налоговые льготы и преференции.

 

Наземные трубопроводы

Правовой режим функционирования нефтегазовых трубопроводов Казахстана находится в постоянном развитии. И хотя в республике не существует специального закона, посвященного трубопроводному  транспорту, правовую основу для регулирования  связанных с ним вопросов можно  найти в Законе о нефти1. В августе 1999 г. в даный закон были внесены изменения и дополнения, которые отражали динамичные процессы в развитии Каспийского региона за последние несколько лет.

1 Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу закона, «О Нефти» № 2350 от 28 июня 1995 г., измененный и дополненный Указом  Президента Республики Казахстан,  имеющим силу закона, «О внесении  изменений и дополнений в центральные  законодательные акты Республики  Казахстан по вопросам недропользования  и ведения нефтяных операций  в Республике Казахстан» №  467 от 11 августа 1999 г. 

В настоящее время, на стадии рассмотрения специальной рабочей  группы Министерства энергетики и минеральных  ресурсов РК (МЭМР) находятся новые  изменения и дополнения в законодательство о нефти и недропользовании. Однако в проекте закона не планируются  какие-либо изменения, относящиеся  к трубопроводам. И хотя ряд законодательных  актов также регулирует отдельные  аспекты, касающиеся нефтегазопроводов, включая Закон об иностранных инвестициях2, Указ о лицензировании3, Закон о земле4, Закон об охране окружающей среды5 и пр., все же правовая система требует дальнейшего развития.

2 Закон Республики Казахстан  «Об иностранных инвестициях»  от 27 декабря 1994 г.

3 Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу закона, «О лицензировании» от 17 апреля 1995 г.

4 Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу закона, «О земле» от 22 декабря 1995 г.

5 Закон Республики Казахстан  «Об охране окружающей среды»  от 15 июля 1997 г. См. также: «Правила охраны магистральных трубопроводов», утвержденные Министерством нефтегазовой промышленности Республики Казахстан 19 сентября 1994 г.; Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил безопасности и охраны окружающей природной среды при строительстве, прокладке, эксплуатации и ремонте подводных трубопроводов и подводных кабельных линий электропередачи и связи, связанных с нефтяными операциями» № 732 от 13 июня 1996 г.; Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Положений о порядке и условиях выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию искусственных островов, дамб, сооружений и установок при проведении нефтяных операций в Республике Казахстан» № 772 от 24 июня 1996 г.

Закон о нефти дает следующее  определение «нефтегазопровода»:

трубопроводы, предназначенные  для транспортировки нефти, в  том числе магистральные трубопроводы6, трубопроводы, работающие в режиме сборного коллектора, а также оборудование и механизмы по очистке, сепарации и сжижению веществ, транспортируемых через систему трубопроводов либо ее отдельных частей, системы контроля и изоляции, системы электрохимической защиты и иное оборудование, предназначенное для обслуживания таких трубопроводов7.

6 В законе о нефти магистральный трубопровод определяется как «инженерное сооружение, состоящие из линейной части и сопряженных с ним наземных объектов, коммуникаций, телеуправления и связи, предназначенное для транспортировки нефти от мест добычи (переработки) до мест перевалки на другой вид транспорта, переработки или потребления. К магистральному трубопроводу не относится трубопровод, работающий в режиме сборного коллектора».

7 Закон о нефти,  ст. 1.

По Закону о нефти трубопровод  в Казахстане может находиться как  в частной, так и в государственной  собственности, а управление магистральным  трубопроводом должно осуществляться его собственником. Однако 28 июля 2000 г. Президент республики Н.А.Назарбаев  подписал Указ «О перечне государственной  собственности, не подлежащей приватизации», в соответствии с которым магистральный  нефтегазопровод не может находится в частной собственности. Закон о нефти запрещает местным государственным органам вмешиваться в оперативную деятельность магистрального трубопровода по перекачиванию, хранению и распределению нефти.

Казахстанское законодательство обычно ограничивает ведение монопольной  деятельности и недобросовестную конкуренцию. Тем не менее, существование естественных монополий разрешено Законом «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г. По данному закону естественная монополия определяется как состояние рынка услуг (работ), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг (работ) невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (работ).

Закон о естественных монополиях предусматривает, что транспортировка  нефти и нефтепродуктов, газа и  газоконденсата по магистральному трубопроводу считается естественной монополией и регулируется уполномоченным государственным органом. Однако в соответствии со ст. 2.3 данного Закона, его действие не распространяется на юридические лица, осуществляющие деятельность, отнесенную к сфере естественной монополии (например, транспортировка сырой нефти), но связанную с сооружением и эксплуатацией объектов, предназначенных исключительно для собственных нужд.

Подводя итог, можно сказать, что рассмотрение проекта в качестве естественной монополии зависит  от двух факторов: (1) наличия условий  для естественной монополии; (2) того факта, будет ли трубопровод строиться  для собственных нужд отдельного юридического лица.

И все же, существует несколько  ограничений, налагаемых на владение и  управление трубопроводом. Например, трубопровод  должен быть доступен на недискриминационной  основе. Это означает, что когда  имеется резерв в пропускной способности магистрального трубопровода, владелец трубопровода не может отказать в транспортировке нефти третьему лицу. Третьему лицу должны быть предоставлены равные права на транспортные услуги по тем же тарифам. Более того, Закон о нефти констатирует, что эксплуатация магистрального трубопровода должна осуществляться в соответствии с Правилами технического обслуживания, техники безопасности и безопасности магистрального трубопровода (далее «Правила»). Кроме того, предприятиям, поставляющим электроэнергию, запрещено предпринимать какие-либо меры, направленные на ограничение установленных лимитов потребления электроэнергии без одобрения владельца магистрального трубопровода. Строительство и эксплуатация трубопроводов также подлежат лицензированию.

Согласно Правилам, владелец магистрального трубопровода, по соглашению с местными государственными органами и другими заинтересованными  лицами, должен предпринимать совместные усилия по обеспечению безопасных условий работы магистрального трубопровода и предотвращению возможных аварий и чрезвычайных ситуаций. Владелец магистрального трубопровода несет ответственность за соблюдение упомянутых Правил. Что же касается безопасности магистрального трубопровода, то никакая работа или деятельность не разрешены без согласия владельца. Кроме того, запрещено строительство каких-либо объектов, не связанных с магистральным трубопроводом, на минимальном расстоянии, установленном стандартами в строительстве и Правилами для обеспечения техники безопасности.

Тарифы

 Тарифы на нефтепроводы, которые считаются естественными  монополиями, устанавливаются КазТрансОйлом и утверждаются совместным решением Агентства по регулированию естественных монополий и развитию конкуренции и МЭМР. Единственным исключением является КТК, которому постановлением Правительства Казахстана разрешено устанавливать и взимать тарифы за транспортировку нефти, прокаченную по трубопроводу в Казахстане.

В апреле 2000 г. КазТрансОйл увеличил транспортные тарифы на сырую нефть, которые в отдельных случаях возросли на60 %. В настоящее время тариф за транспортировку нефти через западную часть трубопроводной системы составляет около $15 за тонну на тысячу километров. Непрозрачность в отношении процедуры выработки тарифов (например, в нарушение нормативно- правовых актов 1998 г. не были проведены публичные слушания) и оснований для их увеличения вызвала критику. Есть мнение, что для регулирования тарифов необходим независимый орган по нефти и газу (не антимонопольный комитет или КазТрансОйл), поскольку значительное увеличение транспортных тарифов напрямую влияет на экономику проектов.

 

Морские трубопроводы

Строительство морского трубопровода является одним из нескольких проектов, находящихся сегодня на стадии оценки казахстанскими властями. Хотя до внесения изменений и дополнений в Закон  о нефти ни один законодательный  акт в Казахстане, включая упомянутый, в действительности не регулировал деятельность морских трубопроводов. Изменения и дополнения направлены на устранение данного пробела.

Права на строительство морского нефтегазопровода могут быть предоставлены государственным органом путем выдачи разрешений. Компетентный орган8 соответственно предоставляет права на эксплуатацию морского нефтегазопровода. Необходимо отметить, что Закон о нефти не ясен в отношении того, какой государственный орган должен функционировать в качестве Компетентного органа. Хотя данный закон и определяет Компетентный орган как исполнительный орган, которому непосредственно делегированы права по заключению и исполнению контрактов, он все же не указывает на конкретный государственный орган.

8 Компетентным органом  в настоящее время является  Министерство энергетики и минеральных  ресурсов Республики Казахстан.

Предоставленные права на строительство и эксплуатацию морского трубопровода не могут быть переданы. Ведение деятельности на особых территориях, известных как морские природные  заказники (такие как северный Каспий), требует исключительного использования  трубопровода для транспортировки  нефти на сушу9. Данное требование также распространяется на ведение работ в любой акватории и прибрежной зоне Казахстана, после проведения начальных этапов испытания скважин и разработки месторождений10. Это означает, что вся нефть, добытая на морских месторождениях, должна транспортироваться по трубопроводу на сушу для ее дальнейшей транспортировки как на внутренний, так и на международный рынок.

9 Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу закона, «О нефти» № 2350 от 28 июня 1995 г.

10 Инструкции по соблюдению  норм экологической безопасности  при проектировании и проведении  нефтяных операций в акваториях  и прибрежных зонах морей и  внутренних водоемов.

 

Трубопроводы  Казахстана

Нефтепровод Тенгиз — Новороссийск

 

Протяжённость нефтепровода — 1510 км.

 

Мощность первой очереди  — 28,2 млн тонн нефти в год, в том числе 22 млн тонн по нефти каспийского происхождения. Полная пропускная способность была достигнута к середине 2004 г. В ноябре 2004 года КТК начал принимать российскую нефть на Кропоткинской НПС в Краснодарском крае. Изначально проект разрабатывался с тем расчётом, что его первоначальная пропускная способность будет увеличена до 67 млн тонн нефти в год.

Информация о работе Трубопроводный транспорт в РК