Транспортные преступления Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение комплексного научного анализа всех аспектов уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в Испании.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1) изучена транспортная инфраструктура Испании;
2) рассмотрены основные черты уголовного кодекса Испании;
3) проведен сравнительный анализ транспортных преступлений Испании и Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3-4
1. Транспортная характеристика Испании………………………………………….5-11
1.1. Воздушный транспорт Испании…………………………………………………5-7
1.2. Железнодорожный транспорт Испании………………………………………....7-8
1.3. Автомобильный транспорт Испании…………………………………………...8-10
1.4. Морской транспорт Испании……………………………………………….....10-11
2. Основные черты уголовного кодекса Испании………………………………...12-23
3. Сравнение уголовного кодекса Испании и Российской Федерации в сфере транспортных преступлений……………………………………………………….24-26
Заключение……………………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Реферат Чих Н.В..docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Большое значение в Испании уделено общественному  транспорту, в том числе и автомобильному. Автобусом можно добраться практически  до любого уголка страны. Современные  автобусы выполняют международные, междугородние, местные и городские  перевозки. Большое количество пассажирского  автотранспорта в Испании приспособлено  для перевозки инвалидов. Например, в Барселоне почти все автобусы оборудованы специальными средствами для заезда инвалидных колясок, а  внутри местами для инвалидов  и ремнями для фиксации инвалидных кресел.

Климатические условия Испании обуславливают  наличие мотоциклов на дорогах круглый  год. Условно можно выделить мотоциклистов, которые осуществляют дальние поездки  и тех, кто передвигается внутри городов. В городах преобладают  малолитражные мотоциклы, мопеды и  скутеры. Так, например, в Испании  для облегчения движения внутри крупных  городов, Управление Дорожного Движения несколько лет назад приняло  решение разрешить управлять  мотоциклами с объемом двигателя  до 125 см3 владельцам водительских удостоверений категории В, при наличии опыта вождения более 3 лет.

Основные  автомобильные магистрали Испании  расходятся от Мадрида, который расположен в центре Испании, соединяют между  собой столицы испанских провинций, а также пролегают по побережьям страны. Кроме того, вся Испания  покрыта сетью дорог местного значения.

Отдельно  следует отметить такую особенность, влияющую на систему дорог Испании, как рельеф. В Испании огромное количество извилистых горных дорог, мостов и виадуков, а также тоннелей и  тоннельных систем. В транспортную инфраструктуру, кроме автомобильных  дорог, входят автозаправочные станции, сервисные станции, паркинги для  автомобилей на дорогах, служебные  дороги, места для одевания цепей  на колеса и т.д.

1.4. Морской транспорт Испании

Большая часть периметра Испании омывается  водой, что оказало значительное влияние на развитие транспортной системы  Испании. Исторически Испания является одной из ведущих морских держав, и до настоящего времени морской  транспорт занимает значительное место  в испанской транспортной системе  и является ключевым звеном в общеевропейской  транспортной системе. Сейчас Испания  располагает мощной сетью морских  портов с самой современной портовой инфраструктурой. Это позволяет  ей не только удерживать одну из ключевых ролей в мировой морской транспортной системе, но и использовать этот фактор как основу развития других видов  транспорта и создавать дополнительные источники дохода в экономике8. Так Испания принимает большие объемы грузов перевозимых по морю, служит перевалочным пунктом и участвует в дальнейшем распределении грузов автомобильным и железнодорожным транспортом в страны Европы.

Таким образом, созданные самой природой морские  транспортные магистрали стимулируют  развитие других видов транспортной системы Испании. Кроме того не стоит  забывать о том, что морским транспортом  Испании осуществляется постоянный товарооборот и пассажирооборот  материковой части государства  с двумя группами испанских островов.

Испанские порты принимают грузы, как из отдаленных частей мира, так и из стран средиземноморья. Вокруг больших  портовых городов созданы целые  системы, включающие огромное количество складов, которые занимаются консолидацией  и расконсолидацией морских грузов.

Основные  морские порты Испании приспособлены  для принятия пассажирских судов, и  в сезоны эти порты заполнены  самыми престижными круизными лайнерами. Огромное количество туристов, прибывающих  в Испанию на круизных лайнерах и  постоянный рост этого количества, стимулируют развитие наземной инфраструктуры - пассажирского транспорта.

Наиболее  крупные порты Испании - порт в  Альхесирас, Аликанте, Альмерии, Арресифе, Авилес, Барселоне, Бильбао, Кадисе, Картахене, Кастельоне де ла Плана, Сеуте, Дении, Ферроле, Карруса, Хихоне, Уэльве, порт на Ибице, порт в Ла Корунье, Лас Пальмас  на Гран Канарии, Лос Кристьянос, Маоне, Малаге, Марине, Мелилье, Мортиле, Пальма де Мальорка, Пасахес, Росарио, Сагунто, Сан Себастьян в Ла Гомера, Санта  Крус в Ла Пальме, Санта Крус на Тенерифе, Сантандере, Севилье, Тарифа, Таррагоне, Валенсии, Виго и порт в Рекехада9.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные черты уголовного кодекса  Испании

Уголовный кодекс Испании 1995 г. является итогом длительного  развития испанского уголовного законодательства на протяжении столетий. В то же время  он - непосредственный результат вступления Испании на путь глубоких демократических  социально-экономических и политических преобразований после кончины в 1975 г. диктатора Франко и крушения фашистского режима.

Основы  современной правовой системы Испании  сложились в XIX в., когда после  освобождения страны от французской  оккупации (1808-1814) на протяжении нескольких десятилетий были приняты кодексы  законов по отдельным отраслям права. В этих кодексах нашло отражение  влияние права Франции и отчасти  других европейских стран, опередивших  Испанию в экономическом развитии. Однако в целом формирование современного права происходило на базе богатой  истории собственного законодательства, насчитывающего много столетий.

Самым важным документом в истории испанского права было собрание правовых норм, составленное в одной из испанских  провинций - Кастилии - в середине XIII в. и получившее название "Семь партид" (частей). Каждая такая часть была посвящена определенной сфере правового  регулирования, в частности, вопросы  судопроизводства были изложены в части 3, преступлений и наказаний - в частях 6 и 7. Со временем "Партиды" не только оказали существенное влияние на развитие собственно испанского законодательства, но и долгое время непосредственно  применялись как основной источник права сначала в испанских  колониях в Латинской Америке, а  затем в возникших там независимых  государствах10.

Следующим важным этапом стало появление в 1567 г. огромного по своим размерам девятитомного собрания испанских  законов, получившего название "Новый  свод", составители которого безуспешно пытались охватить в нем все правовые проблемы (по некоторым вопросам продолжали применяться нормы "Партид"). В 1805 г. был издан еще более объемистый, чем предыдущее собрание, "Новейший свод" в 12 томах (последний том  посвящен вопросам уголовного права  и процесса), после чего развитие законодательства в Испании пошло  уже по пути составления не всеобъемлющих сводов законов, а кодексов, охватывающих определенные отрасли права и дополняющих их, либо самостоятельных по своему значению законов, регулирующих отдельные правовые институты.

Принятый  в 1822 г. первый испанский Уголовный  кодекс, в котором отразились идеи революционной эпохи, был отменен  уже в 1823 г., когда в стране победила монархическая реакция и были восстановлены нормы прежнего уголовного законодательства: соответствующие  разделы "Партид", "Нового свода" и "Новейшего свода". И все  же УК 1822 г. оказал заметное влияние  на законодательство ряда добившихся независимости латиноамериканских государств, где в 1820-1830 гг. развернулась подготовка собственных уголовных  кодексов (УК Бразилии 1830 г., УК Боливии 1834 г. и др.). В самой же Испании  лишь в 1848 г. был издан новый Уголовный  кодекс, положенный в основу действующего законодательства. В нем были выражены идеи "классической" школы уголовного права так же, как и в УК Франции 1810 г. Однако испанский УК 1848 г. выделялся  более казуистичным описанием отдельных  правовых институтов.

Следующий испанский кодекс - УК 1870 г. - по существу, представлял собой прежний кодекс с некоторыми изменениями и дополнениями в духе либеральной "неоклассической" школы в уголовном праве, допускавшей  возможности смягчения наказания, провозглашавшей цели исправления  осужденного и т. п. В 1928 г., в период господства реакционной диктатуры  Примо де Риверы, был издан уголовный  кодекс, отличавшийся неоправданной  жестокостью и вместе с тем  техническим несовершенством. После  свержения диктатуры он был отменен (в 1930 г.), и было возобновлено действие УК 1870 г. Установившаяся в Испании  после гражданской войны 1936-1938 гг. фашистская диктатура Франко не отказалась от УК 1870 г., лишь заменила его новой  редакцией в 1944 г. В дальнейшем текст  УК не раз подвергался изменениям (в 1963, 1971, 1980, 1983 гг.).

В период франкизма был издан ряд специальных  законов, направленных на подавление демократических  сил и нередко предусматривающих  абсолютную меру наказания - смертную казнь (законы о масонстве и коммунизме 1940 г., о вооруженном мятеже, бандитизме и терроризме 1943 г. и др.), а также  законы о применении "мер ресоциализации" к бродягам и другим "социально  опасным" лицам (1970 г.).

Начавшийся  в Испании в середине 70-х годов  нашего столетия процесс демократических  преобразований нашел свое воплощение в одном из важнейших юридических  документов современной европейской  истории - в Конституции 1978 г. Последняя  стала законодательной базой  реформ во всех областях жизни: экономической, социальной, политической и правовой. Наряду с провозглашением фундаментальных  прав и свобод личности в этой Конституции  содержится целый ряд положений, непосредственно регулирующих вопросы  уголовной ответственности.

В частности, в Конституции закреплен принцип: «Никто не может быть осужден или  подвергнут наказанию за действие или  бездействие, которое в момент совершения не квалифицировалось законодательством  как преступление, проступок или  административное правонарушение»11. Записано также, что никто и никогда не может быть подвергнут пыткам либо негуманным или унизительным наказаниям. Смертная казнь отменяется, за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами во время войны12. В Конституции Испании сформулированы положения, относящиеся к лишению свободы как к наиболее суровому из уголовных наказаний: «Лишение свободы и иные меры социальной защиты имеют целью перевоспитание и возвращение осужденного к общественной жизни, и эти меры не могут заключаться в принудительном труде. Приговоренный к тюремному заключению в период его отбывания пользуется основными правами... за исключением тех, ограничение которых определено приговором, содержанием наказания и пенитенциарным законом»13. Наконец, в Конституции 1978 г. оговорено, что гражданская администрация не может налагать санкции, которые прямо или косвенно приводят к лишению свободы14.

Точно и  определенно, с учетом реальных условий  испанской действительности и прежде всего потребностей борьбы с баскскими  и другими сепаратистами, в Конституции 1978 г. сформулированы положения о  выдаче преступников: «Выдача преступников допускается только во исполнение договора с соблюдением принципа взаимности. Не подлежат выдаче лица, совершившие  политические преступления; террористические акты политическими преступлениями не являются»15.

После издания  Конституции 1978 г. на ее базе появились  дополняющие Уголовный кодекс законодательные  акты, гарантирующие защиту прав граждан: законы о преступлениях, состоящих  в посягательствах на свободу  слова, собраний и ассоциаций (1980 г.), о наказаниях за незаконное подслушивание  телефонных переговоров (1984 г.) и др. Также в Испании было издано несколько  законов, направленных на борьбу с вооруженными бандами и террористическими  элементами, которые своими действиями подрывают конституционные основы общества (важнейший из них был  принят в 1984 г.).

Одновременно  с принятием новой Конституции  в Испании развернулись и работы над подготовкой нового Уголовного кодекса. Его первый проект был составлен  в 1980 г., а в 1991 г. Министерство юстиции  внесло в парламент официальный  проект нового УК. Окончательный текст  нового испанского Уголовного кодекса  был одобрен Генеральными кортесами, подписан королем Хуаном Карлосом и  опубликован в «Официальном бюллетене  Испании» 24 ноября 1995 г. В соответствии с Конституцией УК вступил в силу через полгода - 24 мая 1996 г.

Новый испанский  Уголовный кодекс отразил глубокие демократические преобразования в  государстве и обществе. На первый план в нем поставлена задача защиты прав и свобод личности, в том  числе и в социальной сфере. Не случайно один из разделов Особенной  части Кодекса озаглавлен «Преступления  против прав трудящихся». Помимо этого  составители Кодекса ставили  в качестве цели стремление свести к минимуму вмешательство государства  в жизнь и поведение людей  и максимально обеспечить неприкосновенность «частной жизни». Разработчики нового испанского УК постарались включить в него основной массив уголовно - правовых запретов, что отличает его от большинства  уголовных кодексов, действующих  ныне на Западе. Однако, в отличие  от традиции российского законодательства, нашедшей отражение в УК 1996 г., согласно которой все уголовно - правовые нормы должны охватываться уголовным  кодексом, позиция составителей нового испанского УК была несколько иной. Они, излагая мотивы, которыми они руководствовались в работе над проектом, указали на то, что, на их взгляд, имеются такие вопросы (например, генетические исследования, новейшие изменения в экономике), которые целесообразно первоначально регулировать в текущем законодательстве и лишь со временем включать соответствующие нормы в уголовный кодекс16.

Следует отметить, что в новом испанском  УК имеются положения, которые в  уголовном праве других стран  чаще всего остаются за пределами  кодексов, хотя их законодательное  регулирование представляется совершенно необходимым. Так, в ст. 8 УК Испании  говорится: если деяние подпадает под  действие двух или более норм УК, то должны применяться правила, согласно которым специальная норма имеет  приоритет перед общей нормой, дополнительная норма применяется  только при отсутствии главной нормы, норма, предусматривающая более  строгое наказание, исключает необходимость  одновременного применения нормы с  менее суровой санкцией.

Система УК Испании исходит из деления  преступных деяний на преступления и  проступки в зависимости от предусмотренных  за них по закону наказаний (в свою очередь по тому же принципу преступления делятся на тяжкие и менее тяжкие).

Информация о работе Транспортные преступления Испании