Транспортное право,предмет и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Транспортное право – комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативно-правовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативно-правовых актов фундаментальных отраслей права.

Содержание работы

1.Предмет и принципы транспортного права 2
2.Предоставление транспортных средств и предъявление груза при перевозке железнодорожным транспортом 4
3.Права и обязанности сторон перевозки грузов автомобильным транспортом 7
4. Задача 14
5.Список литературы 18

Файлы: 1 файл

транс право.docx

— 34.66 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1.Предмет  и принципы транспортного права 2

2.Предоставление  транспортных средств и предъявление  груза при перевозке железнодорожным  транспортом 4

3.Права  и обязанности сторон перевозки  грузов автомобильным транспортом 7

4. Задача 14

5.Список  литературы 18

 

 

 

1.Предмет и  принципы транспортного права

 
Транспортное право – комплексная  отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения  в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе  нормативно-правовых актов специального транспортного законодательства и  входят в состав нормативно-правовых актов фундаментальных отраслей права. 
 
Предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса:  

  • оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и различных грузов, багажа, почты, как в коммерческих, так и некоммерческих целях;
  • выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств;
  • эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;
  • эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования транспортных средств, находящихся в их пользовании.

Принципы транспортного  права — это основополагающие, руководящие начала, положения, которые  определяют его сущностные стороны, наиболее характерные черты регулирования им общественных отношений, связанных с транспортной деятельностью.

Опираясь на указанные  два критерия, к числу принципов  транспортного права можно отнести  принципы:

• свободного перемещения  грузов, багажа, передвижения пассажиров;

• свободы транспортного  договора;

• сочетания общегосударственных интересов с интересами транспортных предприятий и клиентов;

• сочетания централизованного  регулирования перевозки с ведомственной  регламентацией порядка ее осуществления;

• осуществления перевозок на базе организационноправовых предпосылок;

• обеспечения повышения  эффективности и качества транспортной деятельности;

• законности при осуществлении  перевозок;

• контроля и укрепления дисциплины на транспорте.

 

2.Предоставление  транспортных средств и предъявление  груза при перевозке железнодорожным  транспортом

Перевозка грузов по железным дорогам  – один из самых распространенных видов перевозок в РФ. Железнодорожные  перевозки осуществляются в соответствии с заявками на перевозку грузов, которые предоставляются грузоотправителями в управление железных дорог.

Грузоотправители и железная дорога при регулярном осуществлении перевозок  грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договорах об организации перевозок  определяются:

1) объемы перевозок;

2) сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок;

3) порядок расчетов;

4) иные условия организации перевозок.

В соответствии с договорами железнодорожной  перевозки грузов, железные дороги обязуются в установленные сроки  принимать грузы в обусловленном  объеме, грузоотправители обязуются  предъявить их для перевозок.

При подготовке к принятию груза  железная дорога обязана подать к  погрузке вагоны в следующем состоянии:

1) исправные;

2) очищенные внутри и снаружи;

3) в необходимых случаях промытые и продезинфицированные;

4) годные для перевозки конкретных грузов;

5) контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных.

Пригодность в коммерческом отношении  вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодное  для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них  постороннего запаха, других неблагоприятных  факторов, влияющих на состояние груза  при погрузке, выгрузке и в пути следования; особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров (ст. 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»)) для перевозки конкретных грузов определяется грузоотправителями.

О времени подачи вагонов, контейнеров  под погрузку, осуществляемую грузоотправителями, работники железнодорожных станций  уведомляют грузоотправителей не позднее, чем за 2 ч до подачи вагонов, контейнеров под погрузку. Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры (ст. 20 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).

Грузоотправитель обязан:

1) подготовить грузы для перевозок так, чтобы обеспечить безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров;

2) представить на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную и другие документы.

Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы железными дорогами, если грузы погружены железными  дорогами, или грузоотправителями, если грузы погружены грузоотправителями. Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных нужд должны быть опломбированы железными дорогами или транспортно-экспедиторскими организациями по усмотрению и за счет грузоотправителей (ст. 28 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).

 

3.Права и обязанности  сторон перевозки грузов автомобильным  транспортом

 

Права и обязанности перевозчика  груза

Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном  с грузоотправителем, в обусловленный  срок и в определенном месте. В  установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем  количестве, чем указано в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном  порядке. Условия и порядок подачи перевозочных средств устанавливаются  специальными правилами.

Первоначально установленное время  подачи перевозочных средств может  быть изменено по соглашению сторон. Место  подачи транспортных средств зависит  от особенностей их эксплуатации и  технических возможностей перевозчика  и отправителя. На автомобильном  транспорте, технические возможности  которого позволяют подавать перевозочные средства непосредственно к складам  клиентуры, местом их подачи обычно является склад грузоотправителя или иной пункт, указанный в договоре.

В соответствии со ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать грузоотправителю исправные  транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Исправность и пригодность  перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза  в процессе транспортировки. Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и  продезинфицированным и т. п. При  этом отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Напротив, проверка коммерческой пригодности транспортного средства является обязанностью отправителя, который  в отличие от перевозчика лучше  знает свойства конкретного груза.

Доставка груза — основная обязанность  перевозчика. Ее исполнение требует  не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности  перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента  принятия его к перевозке и  до выдачи получателю. Он обязан принимать  все возможные и зависящие  от него меры по обеспечению сохранности  груза. После принятия к перевозке  груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки  бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока  приема его к перевозке. После  прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение  времени, установленного правилами  или соглашением сторон, а затем  за плату.

Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном  договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между  участниками обязательства перевозки  в зависимости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах     общего доступа. В иных местах погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. 

Транспортная организация может  принять на себя выполнение этих работ  по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или  специальные приспособления предоставляются  грузоотправителем, если иное не установлено  правилами перевозок или соглашением  сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя  по погрузке.

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ). В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки.

Если погрузка или выгрузка не закончены  в установленные сроки, наступает  простой перевозочных средств, за который  с отправителя или получателя взыскивается штраф. При досрочной  погрузке (выгрузке), напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия. В целях предупреждения доступа  к грузу и обеспечения его  сохранности в процессе перевозки  обособленные помещения и емкости  должны быть опломбированы.

Перевозчик наделен правом удержания  груза (ст. 359, 360 ГК РФ) в целях обеспечения  причитающихся ему провозной  платы и других платежей. Однако право удержания может быть ослаблено  или отменено законом, иными правовыми  актами, договором или не применяться  ввиду его несоответствия существу возникшего обязательства.

В ходе транспортировки договор  может подвергнуться изменениям двух видов. Во-первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной  грузополучателя без изменения  пункта назначения.

Во-вторых, допускается изменение  пункта назначения груза, т. е. его переадресовка.

Заявление о переадресовке груза  может быть подано грузоотправителем, грузополучателем, а также иными  лицами, уполномоченными на то надлежащим образом. Переадресовка разрешается  лишь с согласия перевозчика. Перевозка  грузов после переадресовки оформляется  новой накладной, составляемой станцией переадресовки. Срок доставки груза  при этом меняется. Организация, по заявлению которой произведено  изменение грузополучателя или  места назначения груза, отвечает перед  первоначальным адресатом за последствия  этих изменений и обязана урегулировать расчеты между отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза.

Совершение операций по выдаче и  приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Прибывший в  адрес получателя груз должен быть принят получателем. Такая обязанность  лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное  хранение и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получатель вправе отказаться от получения груза  только при том условии, если качество груза вследствие порчи или повреждения  изменилось настолько, что исключается  возможность использования груза  по прямому назначению.

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной. При автомобильных перевозках, которые  обеспечивают доставку груза прямо  на склад получателя, не всегда возникает  необходимость в уведомлении  последнего о прибытии груза. Нарушение  этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя  плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом  случаях получатель вправе требовать  проверки количества, веса и состояния  прибывшего груза.

Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом общей формы, записями в грузосопроводительных документах.

Информация о работе Транспортное право,предмет и принципы