Транспортная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.
В работе использованы монографии таких авторов, как Ковалев В.П. [11], Ходош М.С [22] и ряда других авторов. При написании работы использовались также различные справочники и периодические издания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы Республики Беларусь…………………………………………6
Структура организации грузовых перевозок………………………..14
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

В 2003 году основной задачей Программы является привлечение не менее 20 млн. долларов США в виде прямых и портфельных инвестиций, зарубежных кредитных ресурсов.

Достижение этого результата возможно через осуществление дополнительного комплекса мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата, реализацию  всех установленных заданий департаментами «Белавтодор», автомобильного и водного транспорта министерства, подведомственными организациями Министерства и открытыми акционерными обществами, в которых Министерство осуществляет владельческий надзор, а также оказание соответствующей государственной поддержки по конкретным инвестиционным проектам.

Еще одним направлением совершенствования организационной структуры автомобильных грузоперевозок является применение логистики.

Задачи, решаемые логистической системой, и выработка по ним стратегии можно разделить на три группы:

1. Задачи, связанные с  формированием рыночных зон обслуживания, прогнозом материалопотока, его  обработкой в обслуживающей системе (склад поставщика/потребителя, предприятия  оптовой торговли) и другими работами  по оперативному управлению и  регулированию материального потока.

2. Задачи, включающие разработку  системы организации транспортного  процесса (план перевозок, план распределения  вида деятельности, план формирования  грузопотоков, график движения транспортных  средств и др.).

3. Задачи, связанные с  управлением запасами на предприятиях, фирмах, складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными средствами, информационными системами.

Решение этих задач особенно актуально в условиях рынка.

Оптимизация и решение этих задач зависит от конкретной ситуации, исходных данных, условий и требований к эффективной работе логистической системы, а также проблем, связанных с обеспечением производства сырьем и полуфабрикатами, с устранением узких мест в технологии доставки различных видов продукции в пункты производства, складирования и сбыта. Необходимо учитывать, что на предприятиях с конвейерной системой технологического процесса, установленный темп производства сохраняется при условии, если на входе сырье подается на поточную линию постоянно в нужном количестве и отсутствуют сбои в транспортировке, которые могут быть вызваны скоплением готовой продукции на выходе. Здесь примером могут служить заводы фирмы TOYOTA, на которых запас комплектующих позволяет проработать 2 часа при возможных сбоях. На предприятиях, работающих в дискретном режиме необходимо также учитывать колебания поставок, создавая гарантийный запас для сглаживания этих колебаний.

Основой решения всех этих задач является разработка стратегии и логистической концепции построения модели транспортного обслуживания потребителей и фирм, которая основывается на рациональных маршрутах перевозки и составления графиков доставки продукции потребителям, т.е. маршрутизация перевозок.

Маршрутизация перевозок — это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов с предприятий оптовой торговли, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при рациональном и эффективном его использовании.

Создание маршрутов позволит точно определить объем перевозок грузов со снабженческо-сбытовых предприятий, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под загрузкой и разгрузкой, эффективному использования подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация позволяет повысить производительность автомобилей при одновременном снижении количества подвижного состава, поступающего на предприятие при том же объеме перевозок.

Если маршруты созданы, определены и соблюдаются сроки поставки, то производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5-2 раза, снижая тем самым затраты на складирование.

Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем, что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов перевозок.

Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов перевозок будут способствовать своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции и эффективному взаимодействию снабсбытовых и автотранспортных организаций.

 

 

3.2. Совершенствование  транспортной инфраструктуры (дороги и др.)

 

Техническое качество автомобильной дороги зависит от ее значения в республиканском масштабе: чем больше транспортный поток на дороге, тем выше требования к ее техническому качеству. Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), называется интенсивностью движения. Она не является постоянной по всей длине дороги, в течение года и суток, поэтому для расчетов используют среднегодовую суточную интенсивность.

Основными транспортно-эксплуатационными показателями автомобильных дорог являются: расчетная скорость движения автомобилей, расчетная нагрузка, габариты мостов и тоннелей пропускная и провозная способность, проезжаемость дороги а также показатели безопасности движения.

Расчетная скорость — это наибольшая скорость, с которой автомобили могут двигаться на всем протяжении дороги безаварийно.

Расчетная нагрузка необходима для расчетов прочности дорожных покрытий и инженерных сооружений, а также проверки устойчивости земляного полотна. Она характеризуется нагрузкой на ось и массой расчетного автомобиля.

Пропускная способность дороги предопределяет число автомобилей, которые могут пройти по ней с заданной скоростью. Для безопасности движения расстояние между идущими друг за другом автомобилями должно быть выдержано с учетом аварийных ситуаций. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

1 категория: более 7000 автомобилей  в сутки;

2 категория: от 3000 до7000 автомобилей  в сутки;

3 категория: от 1000 до 3000 автомобилей в сутки;

4 категория: от 200 до 1000 автомобилей  в сутки;

5 категория: до 200 автомобилей в  сутки.

Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране.

В Беларуси 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог — грунтовые, 1/3 дорог, имеющих твердое покрытие, — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.

Автомобильная дорога состоит из комплекса сооружений, обеспечивающих безопасное движение транспортных средств с расчетной скоростью на всем протяжении в течение всего года при любых погодных условиях. Дорога и дорожные сооружения размещаются в пределах полосы отвода.

Комплексы вспомогательных сооружений на дорогах предназначены: для обслуживания подвижного состава — автозаправочные станции и станции технического обслуживания; для отдыха пассажиров и автотуристов — мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы; на перегонах между ними — остановочные пункты, станции, площадки отдыха.

Протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для Беларуси одной из наиболее актуальных.

В настоящее время транспортная инфраструктура Республики Беларусь развита недостаточно. Европейский Союз профинансировал программу строительства автомагистрали Брест – Москва. На данный момент состояние этой магистрали находится на достаточно высоком уровне. Однако, не все дороги в Республике на таком уровне. Магистраль Брест – Москва – образец для всех остальных дорог Республики Беларусь. [17, стр. 43]

Организация транзитных грузовых перевозок - очень сложный логистический процесс, затрагивающий множество ключевых аспектов деятельности не только самих перевозчиков, но и других субъектов, обеспечивающих их организацию и контроль за выполнением. Реализация каждого функционального этапа этого процесса приводит к возникновению материальных, информационных и финансовых потоков, и, как следствие, к затратам, которые, в конечном итоге, и определяют уровни цен на товары. По оценке специалистов, транспортные издержки составляют от 40 до 60% от общей цены. Снижение этих издержек - важнейшая задача транспортной логистики, занимающейся решением оптимизационных задач перемещения требуемого количества товара в нужную точку, лучшим маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. При этом, одним из ключевых факторов в формировании цены перевозки являются моменты пересечения государственных границ. Время и деньги, потраченные на погранично-таможенных переходах, являются немаловажным фактором привлекательности или непривлекательности транзитных маршрутов. Усилия таможенного комитета Республики Беларусь на совершенствование информационных таможенных технологий будут иметь смысл только при условии совершенствования околотаможенной инфраструктуры, повышения ее информатизации.

Основная функциональная задача таможенных органов на границе - это проверка достоверности сведений, представляемых в таможенных документах, сведениям в оригинальных товаросопроводительных документах и соответствие их реальным грузам. Ускорение процесса документального контроля может дать только предварительное информирование таможенных органов о предполагаемых перевозках.

Важным направлением в развитии транспортной инфраструктуры является внедрение на пограничных переходах современных технологий. Предложим описание одной из них.

Этот механизм обеспечивает организацию таможенного оформления и таможенного контроля с использованием электронного обмена информацией между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности в рамках осуществления международных грузовых перевозок и разрабатывается в целях получения прибыли за счет совершенствования таможенного контроля и ускорения таможенного оформления товаров на основе использования информационных технологий и определяет экспериментальный порядок таможенного контроля и оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, с использованием предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах и транспортных средствах.

Поставленная цель достигается за счет разработки согласованной модели автоматизированного обмена данными (базирующейся на международных нормах и рекомендациях) между участниками ВЭД и таможенными властями, основанной на стандартизованных принципах организации массивов данных и передачи стандартных сообщений.

 

 

 

 

3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых перевозок.

 

Научно-технический прогресс и совершенствование управления экономикой страны требуют решения ряда проблем транспортного законодательства, которое должно отвечать уровню новых требований хозяйственного механизма управления производством и транспортом. Транспорт все большее влияние оказывает на экономику не только отдельных предприятий, но и целых отраслей хозяйства и всю экономику страны, способствуя ее подъему, а в отдельных случаях тормозя ее развитие и повышение эффективности.

Порядок взаимоотношений между грузоотправителями, перевозчиками и грузополучателями при осуществлении международных перевозок грузов регулируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, аббревиатура - CMR, от Convention Merchandises Routiers; международная товарно-транспортная накладная, разработанная в соответствии с конвенцией КДПГ, также называется CMR - накладная) 1956 года, выработанной в рамках Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Конвенция определяет правовой механизм и устанавливает единообразие в условиях договора международной автомобильной перевозки грузов, способствующее более рациональному и эффективному их осуществлению.

Положениями Конвенции КДПГ руководствуются европейские страны при заключении двусторонних соглашений о международных автомобильных перевозках. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 5 апреля 1993 года.

Сфера действия Конвенции - заключение и исполнение договора перевозки, ответственность перевозчика и отправителя грузов, претензии и иски, осуществление перевозки последовательно несколькими перевозчиками, заключительные положения.

Необходимо отметить, что Конвенция носит открытый характер, т.е. ее положения распространяются на перевозки грузов за вознаграждение, когда места принятия груза и сдачи находятся в двух странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции, независимо от места жительства и национальности сторон договора. На практике это означает, что положения Конвенции будут применяться к ответчикам - юридическим лицам стран, не являющихся членами данного соглашения. При этом устанавливается, что договор перевозчика определяется международной товарно-транспортной накладной (СМR), которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. [7, стр. 35]

В конвенции подробно определены права отправителя и получателя по распоряжению транспортируемым грузом и порядок действий в случае возникновения препятствий к перевозке и выдаче груза.

Информация о работе Транспортная система Республики Беларусь