ТО и ремонт тормозной системы ВАЗ-2107

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

В современном легковом автомобиле используется сразу несколько тормозных систем служащих для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до его остановки, а так же для удержания его на стоянке. По мере эксплуатации фрикционные накладки колодок истираются, возможно замасливание накладок колодок, а так же износ барабанов и тормозных дисков, износ тормозных шлангов, неправильная работа суппорта. При этом тормозной путь увеличивается, чтобы этого не произошло нужно своевременно выполнять ТО и ремонт.

Файлы: 1 файл

ТО и Ремонт тормозной системы ВАЗ-2107.doc

— 885.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном  легковом автомобиле используется сразу  несколько тормозных систем служащих для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до его остановки, а так же для удержания его на стоянке.

По  мере эксплуатации фрикционные накладки колодок истираются, возможно замасливание накладок колодок, а так же износ барабанов и тормозных дисков, износ тормозных шлангов, неправильная работа суппорта. При этом тормозной путь увеличивается, чтобы этого не произошло нужно своевременно выполнять ТО и ремонт.

В данной работе будет рассмотрено техническое  обслуживание и ремонт тормозной системы ВАЗ 21-07.

 

II. ТО И РЕМОНТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-21-07

2.1. Устройство  тормозной системы автомобиля ВАЗ – 21-07

 

На автомобиле ваз 2107 установлены две тормозные системы - рабочая тормозная система и стояночная тормозная система. Гидравлический привод рабочей тормозной системы на автомобиле ваз 2107 состоит из двух независимых контуров, приводящих в действие тормозные механизмы передних и задних колес. При нарушении в работе одного тормозного контура автомобиль ваз 2107 затормаживается вторым тормозным контуром, хотя и с увеличением хода педали тормоза и тормозного пути. Рабочая тормозная система автомобиля ваз 2107 состоит из педального узла, вакуумного усилителя, главного тормозного цилиндра, тормозного бачка с датчиком уровня тормозной жидкости, трубопроводов, тормозных механизмов передних и задних колес с рабочими цилиндрами и регулятора давления задних тормозов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. - Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ваз 2107

1 - направляющий палец колодок (2101-3501132); 2 - тормозная колодка (2101-3501089); 3 - рабочий цилиндр внутренний (2101-3501182/83); 4 - прижимная пружина колодок (2101-3501035); 5 - шланг тормозного механизма переднего колеса (21061-3506060); 6 - суппорт (2101-3501016/17); 7 - штуцер прокачки тормозного механизма переднего колеса (2101-1602591); 8 - соединительная трубка рабочих цилиндров (2101-3501086-01/85-01); 9 - рабочий цилиндр наружный (2101-3501180/81); 10 - тормозной диск (2101-3501070); 11- защитный кожух (2101-3501146/47)

 

 Педаль тормоза  закреплена на одной оси с  педалью сцепления и снабжена возвратной пружиной. Над педалью тормоза расположен выключатель стоп сигналов, буфер выключателя стоп сигналов при правильной регулировке должен касаться упора тормозной педали. При нажатии педали тормоза контакты выключателя замыкаются и у автомобиля ваз 2107 загораются лампы стоп сигналов задних фонарях.

Вакуумный усилитель  ваз 2107, установленный на перегородке моторного отсека, служит для снижения усилия на педаль тормоза за счет разрежения во впускном трубопроводе при работающем двигателе.

Главный тормозной цилиндр  ваз 2107 установлен на двух шпильках, ввернутых  в корпус вакуумного усилителя, и  крепится к нему гайками. В главном тормозном цилиндре ввернуты штуцеры тормозных трубок переднего и заднего контуров рабочей тормозной системы.

 На перегородке  моторного отсека автомобиля  ваз 2107 хомутом закреплен тормозной бачок, из которого тормозная жидкость по шлангам подводится к главному тормозному цилиндру. На тормозном бачке выполнены метки максимального и минимального уровней жидкости. В крышке тормозного бачка установлен датчик уровня тормозной жидкости с поплавком. При падении уровня тормозной жидкости в тормозном бачке ниже допустимого на панели приборов автомобиля ваз 2107 красным светом загорается сигнальная лампа.

Тормозной механизм переднего  колеса автомобиля ваз 2107 - дисковый и состоит из чугунного, невентилируемого тормозного диска, тормозного суппорта с двумя рабочими цилиндрами и двух тормозных колодок. Тормозной диск заменяют при износе его рабочей поверхности до толщины менее 9,5 мм. Рабочие тормозные цилиндры правого и левого тормозных механизмов на автомобиле ваз 2107 - невзаимозаменяемые. Минимально допустимая толщина накладки колодки тормозного механизма переднего колеса 1,5 мм.

Тормозной механизм заднего  колеса автомобиля ваз 2107 - барабанный и состоит из тормозного барабана, рабочего тормозного цилиндра, двух тормозных колодок со стяжными пружинами и распорного рычага привода стояночного тормоза. Тормозной барабан - алюминиевый с чугунной вставкой. Наибольший допустимый внутренний диаметр тормозного барабана ваз 2107 при износе или после расточки - 251 мм.

Рабочий тормозной цилиндр автомобиля ваз 2107 - двухпоршневой, с механизмом автоматической регулировки зазора между тормозным барабаном и тормозными колодками. Основным элементом механизма автоматической регулировки зазора являются два упругих стальных разрезных кольца, установленных на поршнях в рабочем тормозном цилиндре с осевым зазором 1,25-1,65 мм. Упорные кольца установлены в тормозном цилиндре с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу тормозного цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие от стяжных пружин тормозных колодок. По мере износа накладок тормозных колодок поршни при торможении перемещают кольца в тормозном цилиндре, благодаря чему поддерживается постоянный зазор между тормозным барабаном и тормозными колодками.

 Для снижения тормозного  усилия в автомобиле ваз 2107 на задней оси в гидропривод тормозных механизмов задних колес включен регулятор давления тормозов. Регулятор давления тормозов предотвращает занос автомобиля ваз 2107 при торможении, ограничивая давление в тормозных рабочих цилиндрах, в зависимости от положения задней части кузова автомобиля ваз 2107 относительно балки заднего моста.

Привод стояночной тормозной  системы автомобиля ваз 2107 - механический, тросовый, на тормозные механизмы задних колес. Ручной тормоз на автомобиле ваз 2107 состоит из рычага ручного тормоза, переднего троса, направляющей, заднего троса и распорного рычага ручного тормоза. При перемещении рычага ручного тормоза в верхнее положение, распорные рычаги установленные на колодках поворачиваются и воздействуют на распорные планки. Колодки тормозных механизмов задних колес раздвигаются и фиксируют от вращения тормозные барабаны.

 В процессе эксплуатации  стояночная тормозная система  требует периодической регулировки. Это связано с износом накладок колодок и вытягиванием тросов привода.

 

Рис. 2 - Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ваз 2107

1 — задний трос  привода стояночного тормоза  (2101-3508180); 2 — распорный рычаг стояночного  тормоза (2101-3507034/35); 3 — чашка наружная опорной стойки (2101-3502104); 4 — тормозная колодка (2101-3502090-01); 5 - рабочий цилиндр (2105-3502040); 6 - верхняя стяжная пружина (2101-3502035); 7 — распорная планка (2101-3507036); 8 — нижняя стяжная пружина (2101-3502038)

 

 

2.2. ТО тормозной системы

 

 К основным признакам неисправности этой системы относятся: слабое действие рабочего тормоза; неравномерное действие колесных тормозных механизмов одной оси; неполное растормаживание или заклинивание колес при торможении; увеличение усилия, прилагаемого к педали тормоза; занос автомобиля при резком торможении. 

Слабое действие рабочего тормоза обнаруживается по возрастанию  тормозного пути. В соответствии с Правилами дорожного движения рабочий тормоз легкового автомобиля при однократном нажатии на педаль его привода должен обеспечивать равномерное затормаживание всех колес на сухом горизонтальном участке дороги с цементным или асфальтобетонным покрытием на пути не более 16,2 (14,5) *м и при начальной скорости 40 км/ч. При этом не допускается разворот автомобиля, требующий от водителя исправления траектории движения. 

Причинами слабого действия тормозов могут быть: подтекание жидкости из гидравлического привода или  попадание в него воздуха; попадание  масла или смазки на тормозные  диски или колодки через сальники ступиц колес вследствие их износа или переполнения смазкой ступиц колес; попадание на накладки тормозной жидкости из колесных цилиндров; нарушение зазоров в колесных тормозных механизмах вследствие большого износа фрикционных накладок. 

Таблица 1

Причина неисправности

Метод устранения

1.1. Увеличенный  рабочий ход педали тормоза

  1. Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров 

 

 

2. Воздух в тормозной  системе 
3. Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов 
4. Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм)

1. Заменить вышедшие из строя детали колесных цилиндров, промыть и просушить колодки, диски, прокачать систему гидропривода 
2. Удалить воздух из системы 
3. Замените шланги и прокачайте систему 
4. Прошлифуйте диск; если толщина диска менее  17,8 и замените его

1.2. Недостаточная эффективность торможения

1. Заклинивание поршней  в колесных цилиндрах

 

2. Перегрев тормозных  механизмов 
 
3. Применение колодок с несоответствующими накладками 
 
4. Потеря герметичности одного из контуров (сопровождается частичным провалом педали тормоза)

1. Устраните причины  заклинивания, поврежденные детали  замените, прокачайте систему 
2. Немедленно остановитесь и дайте остынуть тормозным механизмам 
3. Применяйте колодки, только рекомендуемые заводом, изготовителем 
 
4. Замените поврежденные детали, прокачайте систему.

 
1.3. Неполное растормаживание  всех колес

 
1. Отсутствует свободный ход педали  тормоза 
 
 
 
2. Заклинивание поршня главного цилиндра

 
1. Отрегулируйте свободный ход  педали 
 
 
 
2. Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр, прокачайте систему

 
1.4. Притормаживание одного  колеса при отпущенной педали  тормоза

 
1. Заедание поршня в колесном  цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса цилиндра 
2. Разбухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. 
3. Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку

 
1. Разберите цилиндр, очистите  и промойте детали, поврежденные  замените, прокачайте систему 
2. Замените кольца, промойте тормозной жидкостью систему гидропривода тормозов, прокачайте систему 
3. Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали 
 
 

 
1.5. Занос или увод  автомобиля в сторону при торможении

 
1. Заклинивание поршня колесного  цилиндра 
 
 
 
 
 
2. Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения 
3. Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок 
4. Нарушены углы установки колес 
 
 
 
5. Разное давление в шинах 
6. Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается ухудшением эффективности торможения и увеличенным ходом педали)

 
1. Проверьте и устраните заедание  поршня в цилиндре, при необходимости замените поврежденные детали, прокачайте систему 

 

2. Замените трубку или прочистите ее и прокачайте систему

 
3. Очистите детали тормозных механизмов 
4. Отрегулируйте углы установки колес

 
5. Установите нормальное давление

 
6. Замените поврежденные детали  и прокачайте систему

 
1.6. Увеличенное усилие  на педали тормоза при торможении

 
1. Разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п.

 
1. Тщательно промойте всю систему,  замените резиновые детали, прокачайте систему

 
1.7. Писк или вибрация  тормозов

 
1. Замасливание фрикционных накладок 
 
 
 
 
2. Износ накладок или включение в них инородных тел 
3. Чрезмерное биение тормозного диска или его неравномерный износ (ощущается по вибрации тормозной педали)

 
1. Зачистите накладки металлической  щеткой, применяя теплую воду  с моющими средствами. Устраните причину попадания жидкости или смазки на тормозные колодки

 
2. Замените колодки

 
3. Прошлифуйте диск, при толщине  менее 17,8 мм замените его


 

 

 

 

Технологическая карта на

Техническое Обслуживание тормозных систем ВАЗ-2107

Таблица 2

 
Наименование работ

 
Содержание работ и  технические требования

 
Приборы, инструменты, приспособления и материалы, необходимые для выполнение работ


 
Ежедневное техническое  обслуживание

 
1)Проверить уровень жидкости в бачке. 
 
2)Проверить действие тормозной педали. 
3)Проверить состояние и крепления тормозного цилиндра (обратить особое внимание на подтекание жидкости).

 
1) По метке

 

 
2) Свободный ход тормозной педали (не более 15мм) 
3) Подтекание жидкости не допускается

 
1)Визуально

 

 
2) Линейка

 

3) Гаечные ключи

S= 12, S=14.


 
Техническое обслуживание №1

 
1)Очистить от пыли  и грязи диски 
2)Проверить уровень тормозной жидкости в бачке 

3) Удаление воздуха  системы гидропривода тормозов

 
1)Исправность, комплектность 
2) Уровень жидкости в бачке, должен находиться между метками MIN и MAX

3) Пока не прекратится  выход воздуха из шланга.

 
1)Щетка, ветошь

 

2) визуально 

 

3) шланг, сосуд для  жидкости, ключ S=8.


 
Техническое обслуживание №2

 
1)Проверить эффективность действия  тормозов 

 

2)Проверить износ накладок  дисков

 
1)Разность между передними и  задними колёсами не должна  превышать 20%  
 
2)Минимальная толщина диска = 10 мм 

 
1)Стенд K-208 и KU-4998 

 

2)Штангенциркуль или  л


2.3. Ремонт тормозной системы ВАЗ-21-07

 

Ремонт дисковых тормозных систем автомобиля ВАЗ-2107

Для устранения неисправностей заменяют изношенные детали, подтягивают соединения, доводят до нормы количество жидкости в системе, прокачивают ее. Попадание в систему гидропривода воздуха вызывает снижение усилия нажатия на педаль при торможении ("мягкая педаль"), педаль при этом опускается до упора при легком нажатии на нее. Эффективность торможения увеличивается только при двух-, трехкратном нажатии на педаль.

Для удаления воздуха  из гидравлического привода нужно: проверить и при необходимости  добавить жидкость в питательный бачок главного тормозного цилиндра, очистить от грязи и снять резиновые защитные колпачки с клапанов для выпуска воздуха на всех колесных тормозных цилиндрах; на клапан для выпуска воздуха одного из передних колес надеть резиновый шланг длиной 350...400 мм и опустить свободный конец шланга в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью; отвернуть клапан для выпуска воздуха на 1/2...3/4 оборота; после этого помощник должен быстро нажимать на тормозную педаль и медленно ее отпускать (при том жидкость вместе с воздухом будет вытесняться из системы через шланг в сосуд); процесс этот следует повторять до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха и из шланга начнет поступать чистая жидкость; задержать педаль в нажатом состоянии и плотно завернуть клапан для выпуска воздуха; снять шланг и надеть резиновый колпачок. В таком же порядке произвести прокачивание привода к тормозному механизму второго переднего колеса, а затем поочередно обоих задних колес. Затем следует удалить воздух из полостей вакуумного усилителя, для чего необходимо повторить все рассмотренные операции, но только при работающем двигателе. В процессе прокачивания необходимо наблюдать за уровнем жидкости в питательном бачке, периодически производя доливку.

 
Настройка и регулировка рабочих томозных систем Ваз 2107 
Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен составлять 3—5 мм. 

Регулировку осуществляют перемещением выключателя 7 стоп-сигнала  при отпущенной гайке 6. 

Выключатель установить так, чтобы его буфер упирался в упор педали, а свободный ход педали равнялся 3—5 мм. В этом положении выключателя затянуть гайку 6.(см рис.3)

 

 
Рис. 3. - Привод тормозов

 
1 — главный цилиндр;  
2 — бачок;  
3 — вакуумный усилитель;  
4 — кронштейн педали тормоза;  
5 — буфер выключателя стоп-сигнала;  
6 — гайка крепления стоп-сигнала;  
7 — выключатель стоп-сигнала;  
8 — педаль тормоза  
 

 

 

 

Рис 4 - Схема  прокачки тормозов

 
4. Инструменты и приспособления 
1.Ключи: S=8, S=10, S=13, S=15, S=17, S=19.  
2.Подъемник 
3.Приспособление для прокачки тормозов 
4.Пассатижи 
5.Линейка 
6.Молоток 
7.Тормозная жидкость

 

 

III. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ  ПРИ ТО И РЕМОНТЕ

 

Операции по техническому обслуживанию автомобилей нужно  выполнять в специально отведенных, оборудованных, огражденных, и обозначенных местах (постах.) Рабочие места и посты, в помещениях для ремонта автомобилей должны обеспечиваться безопасными условиями труда для работающих и быть соответствующим образом ограждены. На одного рабочего положено не менее 45 квадратных метра и объемом помещения не менее 15 кубических метров. Ворота рабочих помещений должны открываться наружу, иметь фиксаторы, тепловые завесы, тамбуры. Выезды из производственных помещений выполняются с уклоном 5%. Они не должны иметь порогов, ступенек, выступов.

Информация о работе ТО и ремонт тормозной системы ВАЗ-2107