Типы кузовов автомобилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:16, доклад

Описание работы

Что такое кузов?
Кузов автомобиля можно определить как принятую форму для перемещения людей, грузов или средств обслуживания. Форма кузова — отражение существующего уровня развития техники, организации и уровня жизни, а также взглядов на функции автомобиля.

Файлы: 1 файл

эргономика.docx

— 93.64 Кб (Скачать файл)

        Типы кузовов автомобилей

 

Что такое кузов?

Кузов автомобиля можно определить как принятую форму для перемещения  людей, грузов или средств обслуживания. Форма кузова — отражение существующего  уровня развития техники, организации  и уровня жизни, а также взглядов на функции автомобиля.

Разнообразие  форм

Еще недавно на наших дорогах  можно было встретить всего две  разновидности автомобильных кузовов  — седан (четырехдверная «Волга», «Москвич» или «Жигули») и его пятидверный вариант — универсал. Лишь теперь можно по достоинству оценить великое множество форм автомобильных кузовов. Ведь ныне любая крупная фирма выпускает практически каждую модель не с одним-двумя, как раньше, а с тремя, пятью, шестью и больше различных кузовов.

Функциональное  назначение

Попробуйте дать определение кузову «Запорожца» ЗАЗ-968 или его предшественника  ЗАЗ-966. Или, например, можно ли назвать  кузов «Нивы» универсалом?

С точки зрения функциональной принадлежности универсал — это грузопассажирский  кузов с 3 или 5 дверями и, как правило, вагонной компоновкой задней части. А много ли в «Ниву» войдет груза? Поэтому всем известный вазовский  вездеход можно определить скорее как  купе. То есть кузов с одним основным рядом сидений или одним основным и одним дополнительным и двумя  или тремя дверями. А как же вагонная задняя часть машины? Для  нее в 70-е годы придумали название —хэтчбек, то есть с дверцей в задней стенке.

В России принято называть хетчбеком пятидверную легковую машину с покатой задней стенкой. Но с функциональной точки зрения такой кузов называется седан — конструкция с двумя основными рядами сидений. Седан может быть двух-, трех-, четырех- и пятидверным, с выступающим сзади багажником (то есть трехобъемным) или покатой задней стенкой (двухобъемным), и даже с вагонной компоновкой. В первом случае мы назовем его седан-нотчбек (notch — по-английски «выемка», «зарубка», «вырез»), во втором — фастбек (2 или 4, как у «Победы», двери) или хэтчбек (3 или 5, как у « Иж-Комби»).

Вот почему ЗАЗ-968 правильнее назвать  седаном. Ведь покупали его для целой  семьи, и, значит, второй ряд сидений, несмотря на неудобный к нему доступ, был все-таки основным, а не дополнительным.

Впрочем, сколько людей — столько  и мнений. Так что молодая супружеская  пара, не обремененная детьми, вполне может  назвать свою «Таврию» трехдверным седаном-хэтчбек, купе, просто хэтчбеком или даже универсалом.

Кузов по ОСТу

С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных  работ Министерства автомобильной  промышленности СССР был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения  типов кузовов легковых автомобилей.

Нельзя сказать, что он идеально сочетал в себе особенности классификаций  «по форме» и «по содержанию». Да и союзного министерства, диктовавшего всем заводам и потребителям свою волю, давно не существует. Тем не менее ознакомиться с трактовкой единственного в своем роде документа, думаем, будет не лишне. Мы также сопроводим официальную точку зрения собственным комментарием и сравним отраслевой стандарт с некоторыми зарубежными классификациями.

Далее по тексту: USA — Соединенные  Штаты Америки, GB — Великобритания, F — Франция, D — Германия, I — Италия.

Седан

(USA — Sedan, GB — Saloon, F — Berline, D — Limousine, I — Berlina)

Трехобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя (шестью) боковыми дверями.

Седан-нотчбек c двумя основными рядами сидений стал классическим в конце 40-х годов.

Купе

(Coupe, Gran Turismo)

Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений.

Несколько нечеткую формулировку относительно «стесненных размеров» гораздо  проще и понятнее можно изложить так: «2—7-местный кузов с одним  основным или одним основным и  одним дополнительным рядами сидений».

Хардтоп-седан

(Hardtop Sedan, Sport Sedan)

Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.

Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время  они встречаются достаточно редко  — у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при  опрокидывании машины.

 

 

Хардтоп-купе

(Hardtop Coupe)

Кузов купе (двух-, трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.

Фастбек

(Fastback, D — Fliessheck)

Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей.

Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным  увлечением аэродинамическими формами  в 30-е годы. В настоящее время  практически не используется.

Лимузин

(D — Pullman)

Пассажирский кузов, имеющий перегородку  с открывающимся окном за первым рядом сидений.

Ландо

(Landaulet, Landaulette)

Пассажирский кузов с открывающейся  частью крыши над задними рядами сидений.

 

Кабриолет

(Cabriolet)

Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися  боковыми окнами.

По общепринятой международной  классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами, торпедо — без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между боковыми окнами.

Фаэтон

(Phaeton, Convertible)

Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами.

В данном случае произошла некоторая  путаница. Немцы называли фаэтоном 6-местную версию кабриолета — 4—6-местный  кузов со складной крышей и съемными стойками боковых окон.

Фаэтон-универсал

(D — Universal Mehrzweck Fahrzeug)

Грузопассажирский кузов, предназначенный  для перевозки пассажиров или  грузов, с мягким складывающимся или  съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей).

Яркими представителями этого  типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли  на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью  пользуются «пляжные» открытые джипы-пикапы и им подобные «помеси».

 

 

Бескапотный кузов

Однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля.

Многочисленные дешевые японские и корейские «малыши» вагонной компоновки подходят под это определение.

Фургон

(USA, GB — Van, D — Kastenwagen, F — Fourgonette)

Закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов.

В 80—90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение.

Комби

(Hatchback, D — Heckklappenlimousine)

Двухобъемный кузов, имеющий заднюю дверь, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов (при сложенных задних сиденьях).

Название, ясно указывающее на происхождение  и назначение (комбинированный из седана и универсала, сочетающий их качества), у нас не привилось, даже несмотря на продолжавшийся много лет  выпуск модели «ИЖ-Комби». Гораздо большее распространение получило иностранное слово «хэтчбек», дословно — «дверца сзади».

 

 

 

Универсал

(USA — Station Wagon, GB — Estate car, F — Break, D — Kombi, I — Giardinera)

Двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задние ряды сидений — складывающиеся).

Жесткое определение «двухобъемный» представляется в данном случае лишним — что будет, когда передняя часть кузова станет такой же плавной линией, как задняя у фастбека? Пример — «Рено-Эспас» или «Мицубиси-Спейс Гир», самые настоящие однообъемные универсалы.

Кабриолет-хардтоп

(Hardtop Cabriolet)

Пассажирский кузов со съемной  жесткой крышей.

Родстер

(Roadster, Spider)

Пассажирский двухместный кузов  cо складывающимся мягким тентом.

Брогам

(Brougham, Coupe de Ville)

Пассажирский кузов с открывающейся  частью крыши над передним рядом  сидений.

 

Тарга

(Targa)

Пассажирский кузов со съемной  средней частью крыши.

Пикап

(Pick-up)

Грузопассажирский кузов с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отделенной от грузовой платформы стационарной перегородкой.

Чаще всего этот кузов путают с фургоном. Чтобы не ошибаться, достаточно запомнить, что Pick-up по-английски означает в том числе и «подбирать», «подхватить».


Информация о работе Типы кузовов автомобилей