Технологический процесс ремонта генератора автомобиля ЗИЛ 130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:28, дипломная работа

Описание работы

Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве и в Вооруженных Силах России. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воинской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта. Велико значение автомобиля в Вооруженных Силах России. Боевая и повседневная деятельность войск непрерывно связана с использованием автомобильной техники.

Содержание работы

Введение
3-4
1. Общая характеристика генератора автомобиля
5
1.1 Устройство генератора
5
1.2 Назначение и принцип работы генератора
6
2. Техническое обслуживание генератора
8
2.1 Значение и сущность технического обслуживания и ремонта генератора автомобиля
9-10
2.2 Возможные неисправности генератора
11-13
3. Ремонт генератора
14
3.1 Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта генератора
15
3.2 Дефекация деталей генератора
16
3.3 Методы и способы восстановления работоспособности генератора
17-18
3.4 Сборочные работы
19
3.5 Послеремонтные испытания
20
3.6 Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей
20-21
4. Охрана труда
22-24
Заключение
25-27
Список литературы
28

Файлы: 1 файл

дипломня робота.docx

— 222.32 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и  профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Свердловской области

«Каменск-Уральский агропромышленный техникум»

 

110800.04

(шифр профессии)

«Мастер по ТО

и ремонту МТП»

                                                                                                                              (название профессии НПО)

 

 

Пояснительная записка

к выпускной практической квалификационной работе

Тема:

«Технологический процесс ремонта 
генератора автомобиля ЗИЛ 130»


 

 

Выпускник:Черноскутов Дмитрий Степанович  Группа № 302

(ФИО)

 

Работа выполнена: «____» _________ 2013 г. ____________________

(подпись выпускника)

 

Руководитель работы: «___» __________ 2013 г. Мотовилов М.А_______

(ФИО, подпись)

 

Допущен (а) к защите: «___» __________ 2013 г.        Иванов В.А.   _________

(ФИО, подпись зам. директора по УПР

 

 

 

 

 

Каменск-Уральский

 

Введение

3-4

1. Общая характеристика  генератора автомобиля

5

1.1 Устройство генератора

5

1.2 Назначение и принцип работы генератора

6

2. Техническое обслуживание  генератора

8

2.1 Значение и сущность  технического обслуживания и  ремонта генератора автомобиля

9-10

2.2 Возможные неисправности генератора

11-13

3. Ремонт генератора

14

3.1 Разборочные работы, осуществляемые  в процессе ремонта генератора

15

3.2 Дефекация деталей генератора

16

3.3 Методы и способы  восстановления работоспособности  генератора

17-18

3.4 Сборочные работы

19

3.5 Послеремонтные испытания

20

3.6 Организация рабочего  места слесаря по ремонту автомобилей

20-21

4. Охрана труда

22-24

Заключение

25-27

Список литературы

28

   
   
   
   
   
   
   

 

 

Введение

Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве и в Вооруженных Силах России. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воинской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта.

Велико значение автомобиля в Вооруженных Силах России. Боевая и повседневная деятельность войск непрерывно связана с использованием автомобильной техники. От ее наличия и состояния зависят подвижность, маневренность частей, выполнение боевой задачи.

Автомобили классифицируют по назначению, проходимости и типу двигателя.

По назначению они делятся  на транспортные и специальные:

-транспортные автомобили  служат для перевозки различного  рода грузов и личного состава  (пассажиров); они подразделяются  на грузовые и пассажирские. Первые из них различаются по грузоподъемности и типу кузова, а пассажирские в зависимости от конструкции и вместимости кузова делятся на автобусы и легковые автомобили.

-специальные автомобили  предназначены для выполнения  специальных работ или приспособлены  для перевозки определенного  вида грузов. На них монтируются  оборудование, вооружение или устанавливается  специальный кузов. Сюда относятся  подвижные мастерские, радиостанции, топливозаправщики, краны и др.

К специальным относятся и спортивные автомобили, предназначенные для тренировки и соревнований.

По проходимости автомобили делятся на три группы:

- обычной (дорожной), повышенной  и высокой проходимости. Первые  из них (ЗИЛ-130) используются главным  образом на дорогах. 

- повышенной проходимости — ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 — могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог. Автомобили высокой проходимости — по дорогам и вне дорог, к ним относятся многоосные автомобили и специальные автопоезда.

Каждый автомобиль можно  разделить на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электро- и специальное оборудование.

Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Сейчас применяются в  основном поршневые двигатели внутреннего  сгорания, реже электрические (в качестве экспериментальных) и другие.

Шасси, состоящее из трансмиссии, ходовой части и систем управления, образуют агрегаты и механизмы, которые  служат для передачи усилия от двигателя  к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения.

Кузов служит для размещения водителя, личного состава и грузов. У грузовых автомобилей общетранспортного и многоцелевого назначения кузов состоит из кабины, грузовой платформы и оперения

Электрооборудование составляют узлы и приборы, предназначенные  для воспламенения рабочей смеси  в двигателе, освещения и сигнализации, пуска двигателя, питания контрольно-измерительных  приборов.

К специальному оборудованию относятся лебедка, система регулирования  давления воздуха в шинах, подъемник  запасного колеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая характеристика генератора

Напряжение, В 14

Максимальный выпрямленный ток, А 90

Мощность, Вт 1260

Частота вращения вала, об/мин / при токе, А 5000/80

Длина, мм 230

Диаметр, мм 174

Вес, кг 10

Применяемость а/м Урал 375, ЗиЛ 131, 137 с двигат. ЗиЛ 130, 131

Описание Трехфазный, синхронный генератор переменного тока Г287Б.3701 со встроенным выпрямительным блоком, предназначен для работы в качестве источника электрической энергии паралельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей УралАЗ 375, ЗиЛ 131, 137 и их модификации с двигателем ЗиЛ 130, 131.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройства  генератора

 

 

1, 4 - шарикоподшипники; 2 - щеткодержатель; 3 -статор; 5 - шкив; 6 - вентилятор; 7, 9 - крышки; 8 - ротор; 10 - выпрямительный блок

Генератор двумя лапами крепится к  кронштейнам двигателя, а третьей  лапой - к натяжной планке. Натяжение  ремня производится перемещением генератора при помощи натяжной планки. Для обеспечения надёжной и безотказной роботы, генератор нужно содержать в чистоте.

 

 

 

1. Крышка генератора со  стороны контактных колец; 

2. Выпрямительный блок;

3. Болт крепления выпрямительного  блока и фазных выводов обмотки  статора;

4. Контактные кольца;

5. Контактные кольца;

6. Шарикоподшипник вала  ротора со стороны контактных  колец;

7. Вал ротора;

8. Изолирующая втулка;

9. Винт крепления щеткодержателя;

10. Плюсовой клеммовый болт (вывод "30");

11. Изолирующая втулка  контактного болта;

12. Штекер центрального  вывода обмотки статора;

13. Щеткодержатель;

14. Отрицательная щетка;

15. Положительная щетка;

16. Шпилька для крепления  генератора к натяжной планке;

17. Крыльчатка шкива;

18. Клювообразный полюсный  наконечник ротора со стороны  привода;

19. Шкив привода генератора;

20. Гайка крепления шкива;

21. Дистанционное кольцо  подшипника;

22. Шарикоподшипник вала  ротора со стороны привода;

23. Крышка генератора со  стороны привода;

24. Каркас обмотки ротора;

25. Обмотка ротора;

26. Изоляция паза статора;

27. Статор;

28. Клин обмотки статора;

29. Обмотка статора;

30. Клювообразный полюсный  наконечник ротора со стороны  контактных колец;

31. Стяжной болт;

32. Буферная втулка;

33. Втулка;

34. Отрицательный диод;

35. Изолирующая пластина;

36. Провод фазного вывода  обмотки статора;

37. Положительный диод;

38. Держатель положительных  диодов;

39. Изолирующая втулка;

40. Держатель отрицательных  диодов.

 

Через отверстия в ушках  крышек 1 и 23 генератор крепится болтом к кронштейну двигателя и шпилькой к натяжной планке. Чтобы при затяжке  болта не обломились ушки крышек, в  отверстии крышки 1 имеется резиновая  буферная втулка 32. Под действием  усилия затяжки поджимая стальная втулка (на рисунке она расположена слева от буферной) смещается, выбирая зазор между ушком и кронштейном крепления генератора, буферная втулка 32 сжимается между стальными втулками и осевое усилие затяжки не передается на ушко. Основные части генератора это ротор, статор 27 и крышки 1 и 23, отлитые из алюминиевого сплава. Ротор состоит из вала 7, на рифленую поверхность которого напрессована стальная втулка и стальные клювообразные полюсы 18 и 30 и образующие вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. На втулке между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 25 ротора, называемая обмоткой возбуждения. Концы обмотки выведены через отверстия в полюсе 30 и припаяны к медным контактным кольцам 4 и 5, установленным на пластмассовой втулке. Ротор вращается в двух шарикоподшипниках 6 и 22 закрытого типа. Смазка закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует. Внутренняя обойма переднего подшипника 25 свободно посажена на вал ротора и вместе с дистанционным кольцом 21 зажата гайкой крепления шкива между ступицей шкива и буртиком вала. Наружная обойма этого подшипника запрессована в крышку и закреплена между двумя стальными шайбами, стянутыми четырьмя винтами. После затяжки гаек концы винтов раскернивают, чтобы исключить самоотвинчивание гаек. Внутренняя обойма заднего подшипника 6 напрессована на вал ротора, а наружная входит в гнездо крышки 1 и поджимается резиновым кольцом. На валу ротора с помощью сегментной шпонки и гайки закреплен шкив 19 с крыльчаткой 17 вентилятора, служащего для охлаждения выпрямителя и внутренних частей генератора. Воздух засасывается в окна крышки 1. проходит между статором и ротором и через окна крышки 23 крыльчаткой вентилятора выбрасывается наружу. Между ступицей шкива и гайкой установлена пружинная коническая шайба, обращенная выпуклой стороной к гайке. Шкив и вентилятор изготовлены из тонколистовой стали и соединены электросваркой. Сердечник статора 27 набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм. В четырех местах по наружной поверхности пластины соединены сваркой. На внутренней поверхности статора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированные картоном. В пазах уложена трехфазная обмотка статора, закрепленная от выпадения клиньями 28, в качестве которых используются пластмассовые трубки. Каждая фазная обмотка состоит из шести последовательно соединенных катушек. Фазные обмотки соединены а звезду с выводом нулевой точки на штекер 12 (без маркировки). Этот вывод используется для подключения реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Для повышения электрической прочности и теплопроводности обмотки статор пропитан лаком. На крышке -1 генератора винтом закреплен щеткодержатель 13 со щетками 14 и 15. Через щетки, изготовленные из меднографитовой смеси и прижатые пружинами к контактным кольцам ротора, подводится ток к обмотке возбуждения. Щетка 14 через пластину соединена с "массой" генератора, а щетка 15 - со штекером "67". Детали выпрямителя также прикреплены к крышке 1 генератора. Выпрямитель преобразовывает переменный ток, вырабатываемый генератором, в постоянный, которым питаются потребители электрической энергии автомобиля. Выпрямитель собран по трехфазной мостовой схеме из шести кремниевых диодов типа ВА20 - полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одном направлении. Диоды находятся в специальном выпрямительном блоке, состоящем из двух алюминиевых держателей 38 и 40 с диодами. С целью упрощения конструкции выпрямителя три диода имеют на корпусе "плюс" выпрямленного тока ("положительные" диоды). Они запрессованы в держатель 38, соединенный с выводом "30" генератора. Другие три диода создают на корпусе "минус" выпрямленного тока ("отрицательные" диоды). Они запрессованы в соединенный с "массой" держатель 40 выпрямительного блока, соединенный с "массой". Диоды запрессованы в алюминиевые держатели для того, чтобы обеспечить эффективный отвод тепла от их корпуса к держателям, которые для охлаждения продуваются воздухом. В случае выхода диодов из строя их нельзя заменять по отдельности надо заменять целиком выпрямительный блок. На генераторах выпуска до 1977г. отрицательные диоды были запрессованы в крышку 1, а положительные - в алюминиевый держатель, соединенный с выводом "30" и прикрепленный вместо выпрямительного блока к крышке 1. У этих генераторов можно было заменять отдельные поврежденные отрицательные диоды, аккуратно впрессовывая и запрессовывая их на прессе. Если выходил из строя положительный диод, то необходимо было заменять целиком держатель с положительными диодами. Работает генератор следующим образом. Когда ключ выключателя зажигания находится в положении 1 (зажигание), через обмотку возбуждения генератора проходит электрический ток, создающий вокруг полюсов ротора магнитный поток. При вращении ротора под каждым зубцом статора проходит то южный, то северный клювообразный полюс ротора и магнитный поток, проходящий через обмотку статора, меняется по величине и направлению. Этот переменна магнитный поток создает в обмотке статора электродвижущую силу. Клювообразная форма полюсов ротора подобрана таким образом, чтобы получить форму кривой электродвижущей силы, близкую к синусоидальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 При эксплуатации, обслуживании и ремонте генератора следует соблюдать нижеприведенные правила, нарушение которых может привести к повреждению регулятора напряжения или вентилей выпрямителя. Вывод “минус” аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а “плюс” - подключаться к зажиму генератора.

 

Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет  повышенный ток через вентили  генератора и отказ их в работе. Не допускается работа генератора с  отсоединенными от зажима проводами  потребителей (особенно с отсоединенной  аккумуляторной батареей).

 

Это вызовет опасное  повышение напряжения на вентилях, и они могут быть повреждены. Запрещается  проверка работоспособности генератора “на искру” даже кратковременным  соединением зажима генератора с  массой или штекером .При этом через вентили протекает значительный ток, и они пробиваются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Запрещается проверка цепей зарядного тока мегоомметром или лампой, питаемой напряжением более 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора и регулятора напряжения.

 

Проверять качество изоляции статора повышенным напряжением  следует только на стенде и обязательно  с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток. При электросварке  узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода  от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи. ние и принцип работы генератора

 

При эксплуатации, обслуживании и ремонте  генератора следует соблюдать нижеприведенные  правила, нарушение которых может  привести к повреждению регулятора напряжения или вентилей выпрямителя. Вывод “минус” аккумуляторной батареи  всегда должен соединяться с массой, а “плюс” - подключаться к зажиму генератора.

 

Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через  вентили генератора и отказ их в работе. Не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима проводами потребителей (особенно с  отсоединенной аккумуляторной батареей).

 

Это вызовет опасное повышение напряжения на вентилях, и они могут быть повреждены. Запрещается проверка работоспособности  генератора “на искру” даже кратковременным  соединением зажима генератора с  массой или штекером .При этом через вентили протекает значительный ток, и они пробиваются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Запрещается проверка цепей зарядного тока мегоомметром или лампой, питаемой напряжением более 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора и регулятора напряжения.

Информация о работе Технологический процесс ремонта генератора автомобиля ЗИЛ 130