Современные методы обеспечения безопасности транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:23, доклад

Описание работы

Концепция транспортной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в транспортной сфере. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в этой сфере жизнедеятельности. Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса от этих угроз.

Файлы: 1 файл

доклад по транс.без..docx

— 24.12 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ "МИИТ"

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине

Транспортная  безопасность  на тему:

Современные методы обеспечения безопасности транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. УЭМ-212 Терентьев  В.В.

Проверил:

Медведев Ю.




 

 

 

2013

Введение

   Концепция транспортной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в транспортной сфере. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в этой сфере жизнедеятельности. Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса от этих угроз. Концепция транспортной безопасности Российской Федерации включает в себя: определения национальных интересов в транспортной сфере, выявление факторов, создающих угрозу этим интересам, формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере, определение комплекса мер способных качественно повысить уровень транспортной безопасности Российской Федерации, привести его в соответствие с мировыми стандартами.

   Тема транспортной  безопасности актульна по той простой причине, что косается не просто всех людуй в целом, но и каждого в отдельности и конкретно меня. Ведь каждый день каждый человек тем или иным образом сталкивается с транспортом и, я считаю, вопрос безопасности должна интересовать всех в первую очередь.

 

 

Можно выделить три основных направления работы для обеспечения  безопасности на транспорте – досмотр  грузов (больших, средних и малогабаритных, вплоть до ручной клади), персональный досмотр пассажиров, а также обеспечение  безопасности объектов транспортной инфраструктуры (аэропортов, вокзалов, контроль ж.-д. путей, контроль периметров и т.п.).

 
Досмотр грузов постоянно и быстро совершенствуется. Задача облегчается  тем, что с объектом контроля можно  особенно не церемониться, это не люди, а вещи. Сейчас в основном применяется  высокоэнергетическое рентгеновское  просвечивание.    
Гораздо более сложной задачей является досмотр пассажиров. На большинстве видов транспорта он не производится вообще или, в лучшем случае, сводится к применению металлодетекторов.

 

 

 

 

Металлообнаружитель "Признак" на службе безопасности

Область применения металлообнаружителей, позволяющих регистрировать запрещенные и опасные металлические предметы, постоянно расширяется. Так, в последнее время актуальной стала задача оснащения металлообнаружителями таких сугубо гражданских объектов, как школы, больницы, театры и т.п. Одновременно с расширением области применения происходит процесс уточнения предъявляемых к изделиям требований. В настоящее время наиболее востребованными на рынке являются металлообнаружители, обеспечивающие:

  • способность обнаруживать металлы любого типа (ферромагнитные и неферромагнитные) с чувствительностью, достаточной для регистрации малых количеств металла;
  • высокую селективность, помехозащищенность и пропускную способность;
  • соответствие требованиям заказчика по типу конструкции, дизайну и условиям эксплуатации, то есть возможность выбора устройства из широкого модельного ряда.

В полной мере данным требованиям  отвечают разработанные и серийно  выпускаемые ГУП "Дедал" металлообнаружители семейства "Признак", имеющие широкую область применения и предназначенные в первую очередь для использования в составе систем контроля и управления доступом (СКУД).

Металлообнаружитель "Признак" относится к классу стационарных технических средств обнаружения, применяемых на проходных и контрольно-пропускных пунктах (КПП) различных гражданских и военных объектов. "Признак" имеет два физических канала регистрации: канал обнаружения металлических предметов и инфракрасный канал для определения присутствия человека в контролируемой зоне. В устройстве реализована гибкая структура управления, предоставляющая пользователю удобный интерфейс с возможностью установки требуемых значений рабочих параметров непосредственно на месте эксплуатации. Настройка рабочих параметров осуществляется с помощью пульта управления и индикации, который выполнен в виде отдельной составной части МО.

МО в типовом исполнении конструктивно представляет собой  арку П-образной формы. Контролируемая зона расположена в проеме (проходе) арки, размеры которого по ширине и  высоте составляют 760x2000 мм.

"Признак" обеспечивает  регистрацию металлов любого  типа - как черных (ферромагнитных), так и цветных (неферромагнитных). Его чувствительность может регулироваться в широком диапазоне (40 дБ), способен выполнить практически любую задачу по обнаружению металлических предметов, запрещенных для проноса через КПП. Он позволяет предупредить малейшую возможность проноса огнестрельного или холодного оружия, в том числе перочинных ножей, заточек и других колющих и режущих предметов, а также взрывных устройств. МО гарантированно обнаруживает небольшие металлические предметы (например, патрон ПМ) при их проносе в любом положении и на любой высоте. Требуемая чувствительность устанавливается на месте эксплуатации путем ввода соответствующей команды с пульта управления.

Селективность металлообнаружителя тесно связана с его чувствительностью. Эта техническая характеристика отражает различия в чувствительности, с одной стороны, к потенциально опасным металлическим объектам, определяемым как предметы поиска, и, с другой стороны, к предметам личного пользования (ключам, кольцам, цепочкам, часам и т.п). При использовании устройств с низкой селективностью предметы личного пользования вызывают большое количество ложных срабатываний, снижая эффективность работы прибора. В металлообнаружителе "Признак" применяются антенные системы (генераторная и приемная), оптимизированные по критерию обеспечения наилучшей однородности. Кроме того, используются самые передовые алгоритмы цифровой обработки сигналов. Все это обеспечивает высокую селективность, в полной мере удовлетворяющую эксплуатационным требованиям.

"Признак" обладает  повышенной помехозащищенностью:  на его работу не оказывают  влияния различные электротехнические  устройства, расположенные на КПП.  Изделие имеет высокую пропускную  способность, составляющую не  менее 600 чел/ч. Это достигается за счет комплексной оптимизации всех влияющих на пропускную способность параметров изделия. Во многих случаях его пропускная способность может быть существенно увеличена с помощью инфракрасного канала, использование которого предоставляет возможность досмотра потока людей, движущихся в одном выбранном направлении. При этом встречный поток людей проходит через контролируемую зону без досмотра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   На воздушном транспорте персональный предполетный досмотр выполняется, но эта процедура (раздевание, разувание, ощупывание) совершенно неэффективна и в основном создает неудобства обычным пассажирам. Его надо срочно менять на: а) профайлинг; б) «раздевающие» сканеры (backscattering systems); в) «просвечивающие» сканеры (transmission systems). Эти методы уже используются в аэропортах разных стран для предполетного досмотра пассажиров. Подробнее об этих методах:   
а) профайлинг, то есть наблюдение за поведением пассажиров, выделение подозрительных лиц и лиц с неадекватным поведением, а также сбор о них всей доступной информации, требует участия в досмотре квалифицированных психологов. Этот метод применяется в Израиле и США;   
б) «раздевающие» сканеры, то есть установки, «ощупывающие» поверхность человека узким лучом (радиоволн или «мягкого» рентгена) и регистрирующие отраженное (рассеянное) излучение. При этом человек должен снять плотную верхнюю одежду, обувь, ремень и встать в позу, когда возможен досмотр закрытых мест поверхности тела (между ног, подмышки). Примеры – SafeScout 100 (США), Secure 1000 (США);   
в) «просвечивающие» сканеры, то есть установки, использующие проникающее (рентгеновское) излучение. При этом человеку не нужно раздеваться, разуваться, снимать ремень. Стоять можно в «вольной» позе. При этом нет скрытых для досмотра мест, даже внутри тела. Примеры – СРК «Сибскан-М1» (Россия), BS16HR FB (Германия).

 
Досмотр должен быть: эффективным, безопасным, быстрым (высокая пропускная способность), не доставлять дискомфорта, и не быть унизительным. Целью досмотра является обнаружение любых подозрительных (в том числе и неметаллических) предметов и веществ, наличие  которых незаконно и человек  пытается их скрыть (в одежде, обуви, на теле, внутри тела). Желательна возможность  досмотра и в особых случаях: человек  с протезом, в гипсе и т.п.   
Организационно досмотр может быть сплошным или выборочным. Соответственно, и реализация различна.

 
Сплошной досмотр необходим и  возможен на воздушном транспорте. Количество пассажиров ограничено, ошибки недопустимы и смертельно опасны, необходимое для досмотра время  может быть выделено. Совершенно очевидно, что только «просвечивающие» установки  могут обеспечить эффективный, удобный  и быстрый сплошной досмотр. Проблема в том, что для их применения необходимо дозу облучения сделать пренебрежимо малой, даже в сравнении с естественным природным фоном. Эту проблему удалось  успешно решить, и в 2004 г. в Российской Федерации была создана СРК «Сибскан», которая и сейчас по своим параметрам (качеству изображения, безвредности процедуры досмотра для пассажиров и персонала, удобству досмотра) является лучшей в мире. Именно только сканер этого типа может обнаружить бомбу или другое оружие где угодно – на теле смертника, внутри тела, в его одежде или обуви.   
Выборочный досмотр в современных условиях, когда угроза терактов существует, должен быть организован на всех остальных видах транспорта, и прежде всего, конечно, на метрополитене. Такой досмотр целесообразно строить как сочетание профайлинга и технических средств, предназначенных для «просвечивания» подозрительных лиц, выхваченных из толпы пассажиров, и их ручной клади. 

 
Использование «просвечивающих» сканеров высокого разрешения при сплошном и  выборочном досмотре открывает новые  и довольно неожиданные перспективы  в борьбе с терроризмом:   
а) возможно опознание на снимке опасных предметов с помощью специальных программ, что уменьшит влияние «человеческого фактора» и ускорит процесс анализа снимка, то есть процесс досмотра;   
б) возможна идентификация лиц, находящихся в розыске, по особенностям скелета (своеобразный бертильонаж на современном уровне).

 
Кроме названной выше аппаратуры, при  досмотре багажа и личном досмотре могут применяться и другие высокотехнологичные  устройства:

  • система подавления любого радиосигнала с необходимым радиусом действия. Это препятствует дистанционному подрыву спрятанной в багаже или на теле смертника бомбы;
  • анализаторы запаха взрывчатых веществ. Они могут быть стационарными или переносными (ручными). В Новосибирском аэропорту Толмачево «электронный нос» обнюхивает паспорта пассажиров при входе в зону досмотра;
  • детекторы радиоэлектронных устройств любого типа. С их помощью можно обнаружить, например, электронный взрыватель у спрятанной в теле человека взрывчатки или внутри емкости с жидким горючим и т.п.;
  • датчики радиоактивности, которые срабатывают при попытке пронести радиоактивные материалы.

Для выделения лиц с  неадекватным поведением (или просто подозрительных лиц) при выборочном досмотре необходимо готовить профессионально  подготовленных психологов.   
Наряду с подготовкой перечисленных выше специалистов предстоит сокращение низкоквалифицированных сотрудников.   
Модернизация кадровой политики должна коснуться и верхних эшелонов. Лицам, ответственным за заказ разработок и закупку соответствующей техники, необходимо осознать, что не все отечественное хуже, чем заграничное.   
Подводя итоги, можно сказать, что впереди – большая и сложная работа. Ее стимулируют новые вызовы терроризма, с одной стороны, и внимание и поддержка Президента РФ и Правительства РФ – с другой.

 

 


Информация о работе Современные методы обеспечения безопасности транспорта