Шатунно-поршневая группа двигателя КаМАЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Основные неисправности КШМ: снижение мощности двигателя, повышенный расход масла, топлива, дымление и увеличение стуков при работе двигателя.
Признаки: двигатель не развивает полной мощности.
Причины: снижена компрессия из-за износа гильз цилиндров, поршней, поломки или пригорания поршневых колец.
Признаки: расход масла и топлива, дымление двигателя.
Причины: изнашивание деталей шатунно-поршневой группы, поломка поршневых колец, закоксование поршневых колец, в канавках, прорезей в малосъемных кольцах, отверстий в канавке под малосъемные кольца.
Признаки: стук коленчатого вала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ
ДВИГАТЕЛЕЙ КаМАЗ…………………………………………………….3
КОМПЛЕКТОВАНИЕ, СБОРКА И УСТАНОВКА ШАТУННО-
ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ КаМАЗ
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ………………………………....5
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ………………………………………....6
СБОРКА…………………………………………………………..….7
ПРОВЕРКА И УСТАНОВКА……………………………………....8
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ………………………………………………………...11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…….13

Файлы: 1 файл

шатун.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Поршень с кольцами и шатуном в сборе устанавливают в тиски и с помощью съемника И-801.08.000 снимают с поршня кольцо компрессионное верхнее, кольцо компрессионное и кольцо маслосъемное в сборе. При необходимости замены поршня или шатуна вынимают стопорное кольцо поршневого пальца из бобышек поршня и вынимают поршень с шатуном в сборе из тисков.

Поршень нагревают в масле до температуры 80...100 ° С, помещают в приспособление для сборки и соединяют с шатуном поршневым пальцем, установив шатун так, чтобы выточки под клапаны в поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне были расположены с одной стороны. Запрессовка поршневого пальца не допускается.

Перед сборкой сопрягаемые поверхности поршневого пальца и отверстий в поршне смазывают тонким слоем чистого моторного масла М10Г2К.

В канавки поршня устанавливают стопорные кольца поршневого пальца. На поршень с помощью приспособления для снятия и установки колец последовательно устанавливают маслосъемное и компрессионные кольца. При монтаже маслосъемного кольца в канавку поршня устанавливают расширитель и затем надевают маслосъемное кольцо так, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца. Компрессионные кольца устанавливают на поршень скошенной стороной и клеймом "верх" к днищу поршня. Замки соседних колец располагают под углом 120 ° . Перед установкой колец удаляют нагар из канавок поршня, а после установки проверяют легкость перемещения колец в канавках.

Шатун также должен свободно перемещаться вокруг оси поршневого пальца. При соблюдении этих требований поршень в сборе с шатуном снимают с приспособления и передают на сборку двигателя.

Рис. 3. Сборка шатунно-поршневой группы: а — установка гильзы цилиндра в блок двигателя; б — нагрев поршня в водяной ванне; в — сборка поршня с шатуном и кольцами; г — установка поршня с кольцами в гильзу цилиндра, размещенную в блоке двигателя; д – установка головки цилиндра и уплотнений головки в гильзе цилиндра и блоке; 1 — поршень; 2 — опорный бурт гильзы цилиндров; 3 — блок цилиндров; 4 — уплотнительное кольцо нижней части опорного бурта гильзы цилиндров; 5 — гильза цилиндров; 6 — уплотнительное кольцо головки цилиндров; 7 – прокладка головки цилиндров; 8 — уплотнительное кольцо гильзы цилиндров; 9 — головка цилиндров; 10 — приспособление для обжатия колец в поршне при установке его в гильзу цилиндра.

 

    1. Проверка и установка.

 

Перед установкой на поршень колец проверяют их упругость, величины зазоров в замке и между поршневой канавкой и кольцом, а также плотность прилегания колец к стенке гильзы.

Упругость компрессионных поршневых колец должна быть 6- 12 кГ, а маслосъемных - 3-7 кГ; она зависит от марки дизеля. Величину зазора в замке определяют щупом, установив поршневое кольцо в цилиндр или калибр. Если зазор меньше допустимого, его увеличивают до нормального, спиливая торец кольца в замке. Спиливать можно только один торец кольца, так как по другому проверяют параллельность плоскостей. Зазор в стыке колец должен быть равен от 0,4 мм для цилиндров диаметром 100-120 мм до 2 мм для цилиндров диаметром 425-450 мм.

При проверке поршневых колец на просвет в гильзу сверху кольца вставляют диск, вырезанный из картона, или специальную крышку, диаметр которых меньше диаметра гильзы на 1-2 мм, а снизу дают подсвет от лампочки мощностью 60-100 вт. В местах зазора будет виден свет. Величина просвета должна быть не более 0,02-0,03 мм на дуге 60°. Просвет между кольцом и гильзой в зоне замка не допускается.

Затем поршневые кольца подбирают по канавкам поршня. Зазор между кольцом 3 (рис. 4.) и канавкой проверяют щупом 2 или прокатывают кольцо по канавке, следя за его утопанием в канавке. Кольца должны свободно и без качки прокатываться по канавкам. При вращении поршня в горизонтальном положении вокруг своей оси надетое кольцо под действием собственного веса должно погружаться в канавку. Нормальный зазор между кольцом и канавкой поршня по высоте должен соответствовать данным, приведенным в инструкции по уходу и обслуживанию этой марки дизеля. Если кольцо не входит в канавку или зазор меньше нормального, то кольцо шлифуют наждачной бумагой, причем только с одной стороны.

 

Рис. 4. Замер зазора между кольцом и канавкой: 1 - поршень, 2 - щуп, 3 – кольцо.

Поршни (без колец) в сборе с шатунами проверяют на перпендикулярность образующей цилиндрической поверхности поршня к оси отверстия нижней головки шатуна на специальном приспособлении, как показано на рис. 5 а. Сначала замеряют зазор между плитой 2 и, например, нижней частью поршня 1, а затем шатун переворачивают и еще раз измеряют зазор, но уже в верхней части поршня. Разность показаний при измерении будет соответствовать величине перекоса, которая не должна превышать 0,05 мм. Для дизелей большой мощности перпендикулярность проверяют на плите при горизонтальном положении поршня (рис. 5 б).

 

 
Рис. 5. Проверка перпендикулярности образующей цилиндрической поверхности поршня к оси отверстия нижней головки шатуна: а - при малых размерах шатунно-поршневого механизма, б - при больших размерах шатунно-порш-невого механизма; 1 - поршень, 2 - плита, 3 - призма, 4 - рейсмус, 5 - домкрат

 

Разность отклонения шатуна вверх и вниз должна быть 0,1- 0,15 мм на 1 м его длины. Если разность отклонений больше допустимой, поршень поворачивают и собирают с шатуном другой стороной. Не допускается правка шатуна в сборе с поршнем. Шатунно-поршневую группу, перекос которой больше допустимого, бракуют, а детали ремонтируют. Затем надевают поршневые кольца. При заводке колец на поршень пользуются специальными приспособлениями.

 Рис. 6. Приспособление для сжатия колец при установке шатунно-поршневой группы в цилиндр: 1 - гильза, 2 - приспособление, 3 - поршень

После сборки шатунно-поршневую группу устанавливают в блок-цилиндр. Для этого отвертывают гайки и снимают крышки шатунов, промывают и вытирают насухо шатуны с поршнями, вкладыши, гильзы и шейки коленчатого вала. Трущиеся поверхности деталей смазывают, а каналы в шатунах заполняют маслом.

Установка поршней и шатунов в блок цилиндров.

1) Стенки цилиндра смазать  моторным маслом.

2) Установить поршень  с шатуном в цилиндр сверху.

3) Обжать поршневые кольца  обжимкой и вместе с поршнем установить в цилиндр.

4) Осторожно выжать поршень  в цилиндр так, чтобы верхнее  поршневое кольцо оказалось в  цилиндре. Для того чтобы шатун  упёрся в шейку коленвала, коленвал слегка повернуть.

5) Вставить верхний вкладыш  подшипника в место его установки в шатуне и всё вместе опустить на шатунную шейку, которая должна находится в Н.М.Т.

6) Вставить нижний вкладыш  в крышку подшипника.

7) Уложить крышку со  вкладышем на основание шатуна  и пальцами затянуть до упора шатунные болты.

8) Затянуть шатунные болты с усилием установленным для крепежа крышки шатунного подшипника.

Шатунно-поршневую группу устанавливают на дизель при помощи приспособления, показанного на рис. 6. При установке обращают особое внимание на положение замков поршневых колец, поршней в цилиндрах и затяжку шатунных болтов. Замки колец должны располагаться через 60°. В двухтактных дизелях следят за тем, чтобы стыки не попали в продувочные окна. Перед установкой поршни и кольца обильно смазывают. Гайки шатунных болтов затягивают равномерно, после чего проверяют вращение коленчатого вала и шплинтуют болты.

 

 

  1. Правила техники безопасности и Пожарной безопасности.

В целях предупреждения производственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся до сведения каждого работающего соответствующие правила техники безопасности и пожарной безопасности.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по безопасности труда и производственной санитарии, который является первым этапом обучения безопасности труда на данном предприятии. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать.

Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях, поражении током до прибытия скорой медицинской помощи или доставки пострадавшего в медицинское учреждение.

Производственный травматизм возникает вследствие недостатков в организации труда, пренебрежения правилами безопасности и отсутствия должного контроля за их выполнением.

Техническое обслуживание и ремонт необходимо выполнять в специально предназначенных для этой цели местах (постах) с применением устройств, приспособлений, оборудования и слесарно-монтажного инструмента, предусмотренных для конкретного вида работы. Рабочие, имеющие дело с этилированным бензином, должны быть обеспечены спецодеждой и резиновыми перчатками. Запрещается класть инструменты на оборудование и на ограждения. По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места

Инструменты, применяемые на постах ТО и ТР, должны быть исправными. Не допускается использование гаечных ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов для увеличения усилий затягивания резьбовых соединений, а также зубила и молотка в этих целях. Рукоятки отверток, напильников, ножовок должны быть изготовлены из пластмассы или дерева, на их поверхностях не должно быть сколов. Деревянные рукоятки во избежание раскалывания должны иметь металлические скрепляющие кольца.

Для осмотра автомобилей необходимо применять только безопасные переносные лампы напряжением 36В с предохранительными сетками. При работе в осмотровых канавах напряжение ламп не должно превышать 12В.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО или ремонта, необходимо надежно закрепить установкой не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с карбюраторным двигателем или с газобаллонной установкой следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем – перекрыть подачу топлива.

ТО и ТР автомобиля следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением тех случаев, когда работа двигателя необходима по технологическому процессу данной операции (например, для регулировки угла опережения зажигания).

При разборке автомобиля снимать, транспортировать тяжелые агрегаты следует с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватами, гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать и вывешивать автомобиль за буксирные крюки. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков). Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму, исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата).

Ознакомимся с мерами пожарной безопасности. Чтобы не создавать условий для возникновения пожара на автомобиле, нельзя:

- допускать загрязнений двигателя топливом и маслом;

- допускать течь в  топливопроводах, баках и приборах  системы питания;

- мыть двигатель бензином;

- курить вблизи баков  и приборов системы питания;

- подогревать двигатель  открытым пламенем.

В гаражах – стоянках и помещениях для технического обслуживания автомобилей запрещается:

- пользоваться открытым  огнем, паяльными лампами там, где  хранятся легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

- мыть или протирать  бензином кузов, детали или агрегаты, а также мыть руки и чистить одежду бензином, курить;

- хранить горючие жидкости  в больших количествах, чем требуется;

- держать открытыми горловины  топливных баков;

- загромождать проходы;

Своевременное обнаружение загорания и быстрое уведомление пожарной команды является главным условием успешной борьбы с возникшим пожаром.

 

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Аймасов Н.У., Гатауллин Н.И. Двигатели  автомобилей КамАЗ. – Набережные Челны, 2002 г.

2. Барун В.Н., Азаматов Р.А. Техническое  обслуживание и ремонт Автомобилей КамАЗ. – 2-е изд. перераб и допол. – М.: Транспорт, 1987.

3. Карагодин В.И., Карагодин Д.В. Автомобили КамАЗ: устройство, техническое  обслуживание и ремонт. - М.: Транспорт, 2001. - 342 с.

4. Медведков В.И., Билык С.Т. Автомобили  КамАЗ – 5320: Учебное пособие. – М.: Издательство ДОСААФ, 1999.

5. Руководство по эксплуатации  и техническому обслуживанию  двигателей КамАЗ серии В: Бюллетень, 1996.

6. Карагодин В.И. Слесарь по ремонту автомобилей: практическое пособие / Карагодин В.И., Шестопалов С.К. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 239 с.

7. Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. - М.: Высшая школа, 1995. - 304 с.

 

 

 


Информация о работе Шатунно-поршневая группа двигателя КаМАЗ