Методы обследования пассажиропотока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 01:09, реферат

Описание работы

Каждый вид пассажирского транспорта имеет характерные особенности и специфику условий, осуществляемых перевозок, рациональные области и сферы своего применения.
Работа пассажирского транспорта характеризуется количеством перевозимых пассажиров (объёмами перевозок ), расстоянием их перевозки в километрах (дальностью поездки ), уровнем и качеством обслуживания пассажиров.
Объём перевозок пассажиров с учётом расстояний, на которые они были перевезены, определяет транспортную работу.

Содержание работы

Введение
Основные понятия о пассажиропотоке. Подвижность населения
Колебания пассажиропотоков
Методы обследования пассажиропотоков
Обеспечение оптимального наполнения подвижного состава
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат методы обследования пассажиропотоков.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

  1. Основные понятия о пассажиропотоке. Подвижность населения
  2. Колебания пассажиропотоков 
  3. Методы обследования пассажиропотоков
  4. Обеспечение оптимального наполнения подвижного состава

Заключение

Список литературы

 

Каждый вид  пассажирского транспорта имеет  характерные особенности и специфику условий, осуществляемых перевозок, рациональные области и сферы своего применения.

Работа пассажирского транспорта характеризуется количеством перевозимых пассажиров (объёмами перевозок ), расстоянием их перевозки в километрах (дальностью поездки ), уровнем и качеством обслуживания пассажиров.

Объём перевозок пассажиров с учётом расстояний, на которые они были перевезены, определяет транспортную работу.

К числу важнейших отраслей жизнеобеспечения городов относится пассажирский транспорт, от функционирования которого зависит как работа хозяйственного комплекса, так и качество жизни населения. За последние годы экономический кризис отразился на работе городского пассажирского транспорта (ГПТ), следствием этого стало уменьшение финансирования отрасли, снижение объемов и качеств пассажирских перевозок, существенное сокращение подвижного состава. Все это привело к тому, что развитие ГПТ существенно отстает от потребностей населения в передвижениях, что вызывает социально-экономические проблемы и негативно сказывается на работе других отраслей экономики города.

Наибольший спрос на транспортные передвижения формируется в городах с численностью населения более 1 млн. человек, где возникает необходимость  внедрения нескольких видов пассажирского транспорта.  В настоящее время 13 городов России имеют численность населения более 1 млн. человек. Из проживающих в городских поселениях России  107,3 млн. чел. (73 % от общей численности населения страны),  около 60 % регулярно пользуется городским пассажирским транспортом. Именно в крупнейших городах особенно остро проявляются транспортные проблемы. Функционирование пассажирского транспорта во многом определяет социально-экономический потенциал, через фактор транспортной доступности влияет на формирование цен на рынке недвижимости, способствует повышению экономической активности,

 

1. Основные понятия о пассажиропотоке.

Подвижность населения

Основой для разработки мероприятий по совершенствованию процесса транспортного обслуживания населения является информация об особенностях формирования общей и транспортной подвижности населения, о величине и направлениях пассажиропотоков, их изменения в пространстве и времени.

Подвижностью населения называют количество поездок, приходящихся на одного жителя в год:

b = Q : N

где: Q – количество перевезенных пассажиров за год

N – численность населения города.

Существуют понятия потенциальной, реализуемой, абсолютной, пешеходной и транспортной подвижности.

При этом под подвижностью понимают число передвижений, которые приходятся на одного человека за определенный промежуток времени (год, сутки, час «пик»). Передвижение людей представляет собой сложное социальное явление, формирующееся под влиянием множества разнообразных факторов. Существенное влияние на передвижение людей оказывают: уровень развития общественного производства, социальная структура общества; уклад жизни; географическая среда и характер расселения; развитие техники; информации и связи; бюджет свободного времени; культурно-бытовые и общественные запросы людей.

Исследования показали, что подвижность населения как количественная мера передвижений зависит: от социально-культурного уровня перемещающихся жителей, от пространственно-временных характеристик, зон их проживания и работы. В каждых конкретно-исторических условиях существуют определенные факторы, влияющие на формирование показателя подвижности населения, приводящие к его росту или снижению. Это, прежде всего изменение территориальных размеров населенного пункта, колебания доступности сообщений, совершенствование конструкций транспортных средств, изменения стоимости проезда.

В городах поездки населения подразделяются на следующие виды:

  • Трудовые поездки, связанные с трудовой деятельностью населения
  • Культурно-бытовые поездки, связанные с отдыхом, культурными развлечениями и бытовыми нуждами.
  • В пригородном сообщении добавляются поездки в загородную зону (на дачи, природу и т.д.)
  • Междугородние автобусные перевозки призваны обеспечить:
  • Потребность городского населения в бытовых поездках на дальние расстояния (переезд на новое место жительство, посещение родных, поездки на ярмарки и т.д.)
  • Поездки населения в курортные места
  • Поездки служебного характера (командировки)
  • Поездки молодежи на соревнования и студентов к местам жительства и учебы в период каникул
  • Прочие поездки.

Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.

Пассажиропотоки характеризуются:

  • Мощностью, т.е. количеством пассажиров, проезжающих в определенное время через конкретное сечение маршрута или всей транспортной сети населенного пункта в одном направлении. Только имея данные о размере, направлении и распределении по территории пассажиропотоков можно выбрать: трассу маршрутов, подобрать вид транспорта и тип подвижного состава, а также определить число транспортных средств.
  • Напряженностью по отдельным участкам маршрута или в целом по его длине, а также количеством перевезенных пассажиров по каждому участку маршрута в единицу времени, в прямом и обратном направлениях движения автобусов.
  • Объемом перевозок (Q), т.е. количеством перевезенных пассажиров в целом по маршруту или маршрутной сети в единицу времени в прямом и обратном направлениях.
  • Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или фиксируют в таблицах.

Рис. Изменение пассажиропотоков

Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в различные часы суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам маршрутам и направлениям движения автобусов. Эпюры пассажиропотоков на транспортной сети города позволяют подобрать и рассчитать необходимое число транспортных средств по направлению движения.

2. Колебания пассажиропотоков

Колебания пассажиропотоков по времени специфичны для различных видов автобусных перевозок:

  • На внутригородских перевозках – пассажиропотоки резко колеблются по часам суток (возрастают в часы поездок населения на работу и с работы и уменьшаются в утренние, дневные и вечерние «не пиковые» часы)
  • Для пригородных перевозок – характерны колебания пассажиропоток по дням недели, сезонам года (возрастание объема перевозок в субботние и вечерние дни, в летний период)
  • Для междугородных перевозок – наиболее характерно увеличение пассажиропотока в весенне-летний период и спад в осенне-зимний периоды года.

Показателями изменения пассажиропотока являются коэффициенты неравномерности:

коэффициент неравномерности пассажиропотока по времени:

К в = Q тах : Q ср

Где: Q тах – максимальный часовой пассажиропоток (суммарный по направлениям), пасс.

Q ср – среднечасовой пассажиропоток (суммарный по направлениям), пасс.

Для средних городов К в = 1,5 2,0.

коэффициент неравномерности пассажиропотока по участкам маршрута:

К уч = Q тах : Q ср,

Где: Q тах – максимальный пассажиропоток наиболее загруженного участка маршрута или группы участков, пасс.

Q ср – средняя напряженность пассажиропотока, пасс.

коэффициент неравномерности пассажиропотока по направлениям:

К н = Q ср.max : Q ср.min,

Где: Q ср.max– максимальный средний пассажиропоток за час в наиболее загруженном направлении, пасс.

Q ср.min – минимальный средний пассажиропоток в обратном направлении, К н = 1,3 1,6.

Соотношение длины маршрута (L м) и средней дальности поездки пассажира (l ср), определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэффициентом сменности пассажиров, предназначенным для анализа эффективности использования автобусов на маршруте.

К см = L м : l ср

Где: lср – средняя дальность поездки пассажира

L м – длина маршрута.

Средняя дальность поездки пассажиров изменяется и зависит от многих факторов:

Ø Размера и планировки города

Ø Протяженности и конфигурации автобусной сети

Ø Распределение маршрутов по сети

Ø Системы тарифов и др.

Различают среднюю дальность поездки как по видам перевозок (городские, пригородные, междугородные), так и по отдельным маршрутам, она может быть определена путем обработки материалов обследования пассажиропотоков.

 

3. Методы обследования пассажиропотоков

Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования.

Методы обследования классифицируются по ряду признаков:

Ø По длительности охватываемого периода: систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.), разовые (кратковременные).

Ø По ширине охвата: сплошные (одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года; выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал.

Ø По виду:

а) анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет)

б) отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах

в) талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов разных цветов)

г) табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц)

д) визуальный или глазомерный метод (путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирообменом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов). Им могут пользоваться водители или кондуктора.

е) силуэтный метод – разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов)

ж) опросный метод – путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров.

Корреспонденция поездок пассажиров - распределение поездок перевозимых пассажиров между начальными и конечными отправлениями и прибытиями к месту назначения. Она позволяет установить пункт формирования пассажиропотока.

Ø Методы автоматизированного обследования:

а) неконтактный метод основывается на использовании фотоэлементов, эффективен только при строке раздельном входе-выходе пассажиров

б) контактный метод основан по учету входящих и выходящих пассажиров по их воздействию на контактные ступеньки, связанные с дешифраторами.

Результаты обследования пассажиропотоков используют как для улучшения организации перевозок пассажиров на действующих маршрутах, так и для организации транспортной сети в целом. По материалам обследования можно установить и основные технико-эксплуатационные показатели работы автобусов: объем перевозок, пассажирооборот, среднюю дальность поездки пассажиров, наполнение автобусов и их число на маршруте, время рейса, пробег за время в наряде.

 

4. Обеспечение оптимального  наполнения подвижного состава

Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниями пассажирских потоков, должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети.

Организация транспортного процесса заключается, в первую очередь, в рациональном назначении числа работающих на маршруте автобусов (А м), их пассажировместимости (qвм), режима и продолжительности работы автобуса на маршруте (Т н).

Количественный состав автомобильного парка определяется исходя из плана перевозок и производительности различных типов автобусов применительно к характеру перевозок как:

Информация о работе Методы обследования пассажиропотока