Контроль и защита информации на ж/д транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий на транспорте является внедрение автоматизированных информационных систем, в основе которых лежат информационно–управляющие системы ориентированные на работу в подразделениях и службах аппарата управления.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1 Теоретическая часть
§ 1 Понятие «Защищаемая информация» 4
§ 2 Классификация защищаемой информации и ее носителей 10
§ 3 Определение понятия «Защита информации» и ее цели 15
§ 4 Направления защиты информации 20
§ 5 Правовые принципы защиты информации 39
§ 6 Организационные принципы защиты информации 42
§ 7 Принципы, используемые при защите информации от технических средств разведки 46
§ 8 Методы защиты информации 48
§ 9 Теоретические основы создания и опыт внедрения автоматизированной подсистемы планирования и регулирования пассажирских перевозок АСУ «ЭКСПРЕСС-3» 55
§ 10 ДИСПАРК 66
Раздел 2 Практическая часть
1. Таблицы 69
2. Схема данных 75
3. Запросы 76
4. Формы 82
5. Отчеты 85
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

Полная версия Курсовой Ощепкова.doc

— 5.61 Мб (Скачать файл)

Кодирование - метод защиты информации, преследующий цель скрыть от соперника содержание защищаемой информации и заключающийся в преобразовании с помощью кодов открытого текста в условный при передаче информации по каналам связи, направлении письменного сообщения, когда есть угроза, что оно может попасть в руки соперника, а также при обработке и хранении информации в СВТ.

Для кодирования используются обычно совокупность знаков (символов, цифр и др.) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть преобразована (закодирована) таким образом, что прочесть ее можно будет, если потребитель ее располагает соответствующим ключом (кодом) для ее раскодирования. Кодирование информации может производиться с использованием технических средств или вручную.

Шифрование - метод защиты информации, используемый чаще при передаче сообщений с помощью различной радиоаппаратуры, направлении письменных сообщений и в других случаях, когда есть опасность перехвата этих сообщений соперником. Шифрование заключается в преобразовании открытой информации в вид, исключающий понимание его содержания, если перехвативший не имеет сведений (ключа) для раскрытия шифра.

Шифрование может быть предварительное (шифруется текст документа) и линейное (шифруется разговор). Для шифрования информации может использоваться специальная аппаратура.

Средства защиты информации и их классификация.

Средства защиты информации - это совокупность инженерно-технических, электрических, электронных, оптических и других устройств и приспособлений, приборов и технических систем, а также иных вещных элементов, используемых для решения различных задач по защите информации, в том числе предупреждения утечки и обеспечения безопасности защищаемой информации.

Практикой использования технических средств защиты информации выработаны основные требования к ним, независимо от технических возможностей и сфер применения:

— состояние постоянной боеготовности;

— высокая степень вероятности обнаружения попыток несанкционированного проникновения на объект, к носителям защищаемой информации;

  • высокая живучесть и аппаратная надежность;
  • малое энергопотребление;

— габаритные характеристики, обеспечивающие маскируемость и малозаметность технических средств защиты информации;

— минимальные затраты на техническое обслуживание.

В качестве основания классификации средств защиты информации перечислим основные группы задач, решаемые с помощью технических средств:

  1. Создание физических (механических) препятствий на путях проникновения злоумышленника к носителям информации (решетки, сейфы, замки и т.д.).
  2. Выявление попыток проникновения на объект охраны, к местам сосредоточения носителей защищаемой информации (электронные и электронно-оптические сигнализаторы).
  3. Предупреждение о возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение и т.п.) и ликвидация ЧП (средства пожаротушения и т.д).
  4. Поддержание связи с различными подразделениями, помещениями и другими точками объекта охраны.
  5. Нейтрализация, поглощение или отражение излучения эксплуатируемых или испытываемых изделий (экраны, защитные фильтры, разделительные устройства в сетях электроснабжения и т.п.).
  6. Введение технических разведок в заблуждение (дезинформация) относительно истинной дислокации объекта защиты и его функционального назначения.
  7. Комплексная проверка технического средства обработки информации и выделенного помещения на соответствие требованиям безопасности обрабатываемой речевой информации установленным нормам.
  8. Комплексная защита информации в автоматизированных системах обработки данных с помощью фильтров, электронных замков и ключей в целях предотвращения несанкционированного доступа, копирования или искажения информации.

Знание возможностей рассмотренных методов и средств защиты информации позволяет активно и комплексно применять их при рассмотрении и использовании правовых, организационных и инженерно-технических мер защиты секретной и конфиденциальной информации.

 

§ 9 Теоретические основы создания и опыт внедрения автоматизированной подсистемы планирования и регулирования пассажирских перевозок АСУ «ЭКСПРЕСС-3»

 

Общая характеристика АСУ «Экспресс»

Система «Экспресс» была разработана как автоматизированная система управления продажей билетов и бронированием мест на поезда дальнего следования. Первая ее модификация введена в эксплуатацию в 1972 г. на базе Московского железнодорожного узла. Основные функции, выполняемые системой, состояли в централизованном учете мест, печатании проездных документов, составлении финансовой и статистической отчетности о работе касс. В 1982 г. началось внедрение типовой АСУ «Экспресс-2». На Российских железных дорогах функционировало 14 взаимодействующих между собой вычислительных комплексов «Экспресс», а всего в странах СНГ и Балтии действовало 27 центров. В соответствии с Программой информатизации железнодорожной отрасли осуществлен поэтапный переход железных дорог на более производительную АСУ «Экспресс-3», который был закончен в 2005 г.

АСУ «Экспресс-3» является человеко-машинной системой коллективного пользования, включающей совокупность административных, технологических, программных и технических средств, позволяющих производить в реальном масштабе времени как обслуживание пассажиров, так и управление пассажирскими перевозками, и относится к информационно-управляющей системе. В структурном плане система представлена Головным региональным центром и региональными центрами «Экспресс».

Региональный центр «Экспресс» Московской железной дороги является Головным центром системы «Экспресс-3». Он выполняет задачи по обслуживанию поездов своего региона, а также обеспечивает создание и ведение аналитической базы данных по пассажирским перевозкам в масштабе всей сети РЖД.

Каждый региональный центр системы «Экспресс» хранит информацию о поездах, отправляющихся с региона. При необходимости получить информацию о поездах других дорог происходит взаимодействие систем «Экспресс» между собой, что обеспечивает выдачу клиенту требуемой информации.

Система «Экспресс-З» должна решить проблему автоматизации основных технологических процессов пассажирского хозяйства и создать в конечном итоге на дорогах механизм управления пассажирскими перевозками. В соответствии с функциональной направленностью деятельности технологических звеньев пассажирского комплекса в АСУ «Экспресс» созданы, внедрены и развиваются восемь подсистем.

В рамках системы «Экспресс» создана и функционирует аналитическая база данных (АБД), отражающая в масштабе времени близком к реальному информацию о процессах продажи проездных документов и нормативно-справочные данные по поездам дальнего следования. Использование АБД в практической деятельности железных дорог позволяет на качественно новом уровне планировать работу пассажирского комплекса, организовывать процесс перевозочной работы и осуществлять контроль за эффективностью использования пассажирского подвижного состава.

 

Идеология создания и этапы внедрения АСУ-Л

Подсистема планирования и регулирования пассажирских перевозок (АСУ-Л) начала разрабатываться в рамках системы АСУ «Экспресс-2». Для сетевого и дорожного уровня управления за отчетный месяц система «Экспресс» формировала справки, позволяющие определять динамику эксплуатационных показателей и доходных поступлении по местному и прямому видам сообщений. Характеристика эксплуатационной работы поездов дальнего следования была представлена в АРМах «Автоматизированная система учета и контроля населенности поездов» и «Система показателей, связанных с перевозкой пассажиров в поездах дальнего следования».

Переход России на рыночные принципы хозяйствования поставил перед пассажирским транспортом новые задачи, решить которые без коренного изменения в системе информатизации отрасли было невозможным. Значение и области применения информационных технологий стали намного шире, увеличились требования к объемам информации, необходимым для выработки управленческих решений. Нацеленность на увеличение доходности пассажирского комплекса за счет роста конкурентоспособности с другими видами транспорта и необходимость снижения эксплуатационных расходов обусловили принципиальное изменение идеологии формирования базы данных АСУ «Экспресс». Был осуществлен поэтапный переход дорог на новые технические средства АСУ «Экспресс-3», и введена в действие аналитическая база данных, позволяющая на качественно новом уровне разрабатывать информационные технологии в сфере управления пассажирскими перевозками. На современном этапе АСУ-Л является системой поддержки принятия решений и выполняет задачи накопления, анализа, обработки, контроля и оценки эксплуатационных и экономических показателей перевозок пассажиров и работы подвижного состава.

На третьем этапе АСУ-Л должна стать информационно-управляющей системой пассажирских перевозок и обеспечивать выполнение функций проведения причинно-следственного анализа убыточности работы поездов, прогноза пассажиропотока для оперативного и долгосрочного планирования, моделирования работы подвижного состава.

На современном этапе информационные технологии АСУ-Л:

- обеспечили оперативный доступ пользователей к информации АБД, характеризующей качество использования подвижного состава и объемы выполненной эксплуатационной работы по железнодорожным направлениям, железным дорогам, поездам, группам и типам вагонов;

- создали информационную базу проведения маркетингового анализа рынка пассажирских перевозок;

- обеспечили процессы контроля за использованием производственного потенциала пассажирского комплекса;

- решили вопросы оперативного отслеживания экономической эффективности назначения пассажирских поездов дальнего следования.

Интегральный эффект от внедрения новых информационных технологий АСУ-Л на РЖД выражается через экономическую, научно-техническую, социальные составляющие. Создание новых технологий направлено на повышение степени автоматизации процессов управления пассажирскими перевозками, обеспечение функционирования единого аналитического центра сбора информации о состоянии транспортного рынка и использовании перевозочных средств, интенсификацию процедур обработки первичных данных и организацию доступа пользователей всех уровней управления пассажирского комплекса к информации АБД АСУ «Экспресс».

Социальный эффект выражается через систему качественных характеристик. Во-первых, комплексы задач АСУ-Л позволяют проводить конъюнктурный и статистический анализ реализованного спроса на услуги пассажирского транспорта в сетевом и локальном масштабах и на их базе принимать обоснованные решения, направленные на максимальное удовлетворение требовании пассажиров к поездке. Во-вторых, квалификация специалистов пассажирского комплекса, их опыт, знание рыночной ситуации во многом зависят от степени компьютеризации и технического оснащения их рабочих мест. Информационные технологии АСУ-Л решили задачу информационно-аналитического обеспечения оперативно-диспетчерского аппарата и маркетинговых отделов, потенциально обусловили переориентацию деятельности этих структур на современные принципы менеджмента, к которым относятся:

    • мобильность, т.е. проведение принятых решений в строго установленные сроки;
    • гибкость, т.е. способность в случаях изменения рыночной ситуации расширить или сузить область аналитического анализа;
    • маневренность, т.е. умение адекватно реагировать на неопределенность внешней среды и действие случайных факторов.

Экономический эффект оценивается через систему показателей, характеризующих снижение эксплуатационных расходов на организацию пассажирских перевозок, повышение доходов за счет максимального удовлетворения требований пассажиров на услуги транспорта и расширения спектра дополнительных услуг на вокзалах и в поездах.

 

Технологические принципы и требования к созданию и функционированию аналитической базы данных

В структурном плане основой функционирования АСУ-Л является аналитическая база данных (АБД). В процессе информационного взаимодействия при формировании первичной информации АБД участвуют: Головной региональный ИВЦ Московской железной дороги, региональные вычислительные центры «Экспресс», Департамент бухгалтерского и налогового учета, Департамент корпоративной информатизации, Департамент дальних пассажирских перевозок ОАО «РЖД», пассажирские структуры управления дорожного уровня (службы и дирекции по обслуживанию пассажиров). Процесс создания базы данных включает операции сбора, обработки, агрегирования данных.

АБД реализует выполнение следующих функций:

- создания единого центра и хранилища информации, поступающей от Российских железных дорог о показателях пассажирских перевозок и использовании подвижного состава;

- формирования системы показателей, характеризующих объем и качество эксплуатационной работы пассажирских поездов дальнего следования;

- оперативной оценки эксплуатационной работы с заданной пользователем степенью дезагрегирования (вагон, группа вагонов, состав поезда, станция, железнодорожное направление, железная дорога, сеть);

- обеспечения автоматизированного сбора, обработки, накопления, хранения информации по пассажирским поездам с учетом их нахождения на территории дороги формирования и дорог-участниц перевозки пассажиров;

- оперативного отслеживания экономической эффективности назначения пассажирских поездов прямого и местного сообщений;

- обеспечения доступа пользователей к оперативной, статистической и ретроспективной информации об объемных и качественных показателях работы подвижного состава;

- информационной поддержки в процессе выработки и принятия решений по освоению объемов пассажирских перевозок и улучшению использования перевозочных средств.

К информационному обеспечению АБД системы «Экспресс» предъявляются следующие требования, вытекающие из основополагающих принципов теории и практики управления:

  • актуальности, т.е. предоставление реальных данных по запросу пользователя;
  • динамической непрерывности в поступлении и хранении информации;
  • системности, т.е. взаимосвязи показателей, совокупность которых должна позволить

      выявить закономерности в процессе организации перевозок;

  • релевантности, т.е. получение показателей в соответствии с разработанным перечнем;
  • полноты отображения, т.е. возможности получения характеристик использования вагонов на каждом этапе технологического цикла работы поезда от момента отправления со станции формирования до момента отправления с той же станции в следующий рейс;
  • гибкости, т.е. обеспечение наращивания банка данных по любому показателю или перечню показателей без изменения его структуры и нарушения режимов функционирования;
  • предотвращения потери и защиты информации. Объектами первичной учетной информации или единицами наблюдения являются;
  • пассажиро-поездка одного пассажира в одном направлении от станции отправления до станции назначения;
  • физический вагон, включенный в состав рассматриваемого поезда.

Информация о работе Контроль и защита информации на ж/д транспорте