Электрооборудование ВАЗ-2105 «Жигули»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 15:37, реферат

Описание работы

LADA 2105 (ранее обозначался ВАЗ-2105 «Жигули»), «пятёрка» — заднеприводный 4-х дверный легковой автомобиль с кузовом типа седан, выпускавшийся в СССР и России в 1979-2010 годах. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Мелкосерийное производство начато в октябре 1979, полномасштабное производство развёрнуто в январе 1980 года и длилось до 30 декабря 2010 года. В конце 2000-х годов являлся самым дешёвым автомобилем на российском рынке (цена в 2009 г. — 178 000 рублей), в основном из-за наименьшей комплектации (только самые необходимые органы управления и средства комфорта; для сравнения: ВАЗ-2107 в том же году стоил 192000 рублей).

Файлы: 1 файл

ВАЗ 2105.docx

— 581.69 Кб (Скачать файл)

С 1996 г. у генератора 37.3701 изменено устройство регулятора напряжения и щеткодержателя. Теперь регулятор напряжения размещен в металлическом корпусе и приклепан к щеткодержателю, т.е. образует с ним неразборный узел. У нового регулятора напряжения отсутствует вывод “Б” и напряжение подается только к выводу “В”. По своим характеристикам прежний и новый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.

До 1988 г. применялся генератор Г-222. Он отличался от генератора 37.3701 данными обмоток ротора и статора, регулятором напряжения и щеточным узлом, а также конструкцией выпрямительного блока.

В 1985 г. было аннулировано реле контрольной лампы 11, а из жгутов проводов были удалены провода, присоединявшиеся к реле и контрольной лампе. На этих автомобилях напряжение в бортовой сети автомобиля контролировалось только вольтметром 12.

На автомобилях с генератором Г-222 в схеме с контрольной лампой заряда должна применяться комбинация приборов, у которой один конец контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи соединен с массой. Такие комбинации приборов устанавливались на автомобили до 1988 г.

Рис. 3. Генератор 37.3701, где:

а – регулятор напряжения и щеточный узел у генераторов выпуска с 1996 г.;1 – крышка генератора со стороны контактных колец; 2 – болт крепления выпрямительного блока; 3 – контактные кольца;4 – шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец;5 – конденсатор 2,2 мкФ±20% для подавления радиопомех; 6 – вал ротора; 7 – провод общего вывода дополнительных диодов;8 – зажим “30” генератора для подключения потребителей;9 – штекер “61” генератора (общий вывод дополнительных диодов);10 – провод вывода “Б” регулятора напряжения;11 – щетка, соединенная с выводом “В” регулятора напряжения; 12 – регулятор напряжения;13 – щетка, соединенная с выводом “Ш” регулятора напряжения; 14 – шпилька для крепления генератора к натяжному устройству; 15 – крышка генератора со стороны привода;16 – крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора; 17– полюсный наконечник ротора;18 – шайбы крепления подшипника;19 – дистанционное кольцо;20 – шариковый подшипник вала ротора со стороны привода; 21 – стальная втулка; 22 – обмотка ротора (обмотка возбуждения); 23 – сердечник статора;24 – обмотка статора; 25 – выпрямительный блок; 26 – стяжной болт генератора; 27 – буферная втулка; 28 – втулка; 29 – поджимная втулка; 30 – отрицательный диод; 31 – изолирующая пластина; 32 – фазный вывод обмотки статора; 33 – положительный диод; 34 – дополнительный диод;35 – держатель положительных диодов;36 – изолирующие втулки;37 – держатель отрицательных диодов;38 – вывод “В” регулятора напряжения; 39 – щеткодержатель

 

Рис. 4. Схема соединений системы генератора 37.3701, где

1 – аккумуляторная батарея; 2 – отрицательный диод; 3 – дополнительный  диод; 4 – генератор; 5 – положительный диод; 6 – обмотка статора; 7 – регулятор напряжения; 8 – обмотка ротора; 9 – конденсатор для подавления радиопомех; 10 – монтажный блок; 11 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 – вольтметр; 13 – реле зажигания;14 – выключатель зажигания

   

   

 

 

    1. Аккумуляторная батарея ВАЗ 2105

 

На автомобилях устанавливается свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-55П или ее аналоги.

Аккумуляторная батарея автомобиля ВАЗ-2105 состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, размещенных в отдельных отсеках общего корпуса (положительные и отрицательные свинцовые пластины разделены сепараторами). Отсеки заполнены электролитом – раствором серной кислоты в дистиллированной воде, плотностью 1,27 – 1,28 г/куб.см.

Технические характеристики аккумуляторной батареи ВАЗ 2105

Тип батареи

6СТ-55П

Номинальное напряжение, В

12

Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита (27 + (-2))° С в начале разряда, А·ч

55

Разрядная сила тока при 20-часовом режиме разряда, А

2,75

Разрядная сила тока при стартерном режиме и температуре электролита минус 18° С, А

255


 

 

Батарея – свинцово-кислотная. Она состоит из шести последовательно соединенных элементов по 2 В, размещенных в отдельных отсеках корпуса. На автомобилях «Жигули» могут устанавливаться аккумуляторные батареи, изготовляемые разными заводами. Они могут отличаться по конструкции  и внешнему виду, но основные элементы устройства и характеристики у них всегда будут одинаковые.

В каждом элементе батареи располагается набор положительных и отрицательных пластин, разделенных микропористыми сепараторами из поливинилхлорида. Пластины одинаковой полярности собраны в полублоки и приварены к бареткам, которые служат для крепления пластин. Для того, чтобы лучше использовать активную массу положительных пластин, их располагают в блоке между отрицательными. По этой причине положительных пластин в боке всегда на одну меньше. Элементы батареи соединены между собой свинцовыми мостиками.

Электролитом в аккумуляторной батарее служит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. При разряде батареи серная кислота взаимодействует с активной массой пластин и превращает ее в сульфат свинца. При этом количество кислоты в электролите уменьшается, а его плотность понижается.

При заряде батареи происходит обратный процесс. Сульфат свинца в активной массе положительных пластин превращается в перекись свинца, а у отрицательных пластин – в губчатый свинец. При этом в электролит выделяется серная кислота и его плотность увеличивается. Поэтому по плотности электролита можно судить о степени разряженности батареи в целом.

При обслуживании аккумуляторной батареи следует контролировать уровень и плотность электролита во всех отсеках. Если уровень электролита понизился, доливаем дистиллированную воду или электролит в случае его утечки. При этом ориентируемся по отметкам допустимого уровня электролита на корпусе аккумуляторной батареи или нижней кромке заливного отверстия.

Степень заряженности аккумуляторной батареи косвенно можно определить по напряжению на ее клеммах.

Напряжение аккумуляторной батареи, В

Степень заряженности, %

12,6

100

12,0

75

11,6

50

11,3

25

10,5

0


 

 

Наружные поверхности батареи протираем ветошью, смоченной раствором питьевой соды или нашатырного спирта.

При работе с аккумуляторной батареей необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Систематически проверяйте надежность крепления клемм на выводах батареи. Для защиты от окисления смазывает их любой смазкой.

Рис 5. Аккумуляторная батарея, где:

1 – корпус; 2 – крышка; 3 – положительный вывод; 4 – межэлементное  соединение; 5 – отрицательный вывод; 6 пробка; 7 – заливная горловина; 8 – сепаратор; 9 – положительная  пластина; 10 – отрицательная пластина

 

 

  1. Система электростартерного пуска ВАЗ 2105

 

Стартер обеспечивает вращение коленчатого вала с частотой, необходимой для пуска двигателя. Пусковая частота вращения коленчатого вала бензиновых двигателей составляет 40... 50 мин-1. Стартер представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с электромагнитным включением шестерни привода и дистанционным управлением.

В стальном корпусе стартера закреплены четыре полюса с обмотками возбуждения, три из которых соединены с обмоткой якоря последовательно и одна параллельно.

Вал якоря стартера вращается в двух втулках из спеченных материалов, пропитанных маслом. Втулка заднего конца вала запрессована в крышку, а втулка переднего конца вала — в картере сцепления. На переднем конце вала якоря находится привод стартера, включающий в себя муфту свободного хода и шестерню привода, которые при включении стартера перемещаются по шлицам вала. Крышки стартера отлиты из алюминиевого сплава. На передней крышке закреплено тяговое реле, связанное через пластмассовый рычаг и кольцо с приводом стартера. Реле обеспечивает ввод шестерни в зацепление с венцом маховика и подключение электрической цепи обмоток стартера к аккумуляторной батарее при пуске двигателя. На задней крышке  установлены щеткодержатели с четырьмя медно-графитовыми щетками. Щетки прижимаются пружинами к торцовому коллектору якоря. Торцовый коллектор выполнен в виде пластмассового диска, в котором залиты медные контактные пластины. Такой коллектор уменьшает длину стартера, снижает его массу и способствует более стабильной и длительной работе щеточных контактов. Крышки и корпус стартера стянуты между собой двумя болтами. Муфта свободного хода состоит из наружной и внутренней обойм. Внутренняя обойма объединена с шестерней привода стартера. Наружная обойма объединена со ступицей, которая через спиральные шлицы соединена с валом якоря. Спиральные шлицы обеспечивают поворот муфты при ее перемещении вдоль вала, что облегчает ввод в зацепление зубьев шестерни стартера и венца маховика. В наружной обойме имеются три паза переменной ширины, в которых размещены ролики и поджимные плунжеры с пружинами. Ролики постоянно отжимаются в суженную часть вырезов, заклинивая наружную и внутреннюю обоймы. При пуске двигателя заклинивание обойм усиливается, а после пуска обоймы расклиниваются, так как ролики, преодолевая сопротивление пружин поджимных плунжеров, выкатываются в расширенную часть пазов наружной обоймы муфты. Стартер установлен с левой стороны двигателя и крепится тремя шпильками с гайками к картеру сцепления через фланец передней крышки.

Рис. 6. Стартер 35.3708, где:

1 – вал якоря; 2 – втулка  крышки стартера; 3 – ограничительное кольцо хода шестерни; 4 – шестерня привода с внутренним кольцом обгонной муфты; 5 – упорное полукольцо; 6 – ролик обгонной муфты; 7 – кожух обгонной муфты; 8 – ось рычага привода; 9 – заглушка; 10 – тяга якоря реле; 11 – рычаг привода; 12 – крышка со стороны привода; 13 – возвратная пружина якоря реле; 14 – якорь реле стартера; 15 – передний фланец реле; 16 – удерживающая обмотка реле; 17 – втягивающая обмотка реле; 18 – шток якоря; 19 – сердечник реле; 20 – фланец сердечника; 21 – контактная пластина; 22 – крышка реле; 23 – контактные болты реле; 24 – крышка со стороны коллектора; 25 – щеткодержатель положительной щетки; 26 – втулка крышки стартера; 27 – регулировочная шайба осевого свободного хода якоря; 28 – стопорная шайба; 29 – стяжной болт; 30 – кожух; 31 – вывод сериесных катушек обмотки статора; 32 – торцевой коллектор; 33 – сериесная катушка обмотки статора; 34 – полюс статора; 35 – корпус стартера; 36 – сердечник якоря; 37 – ограничительный диск; 38 – поводковое кольцо; 39 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты; 40 – вкладыш ступицы

 

 

Технические характеристики стартера 35.3708 для ВАЗ 2105

Номинальная мощность, кВт

1,3

Потребляемая сила тока при номинальной мощности, не более, А

290 (260*)

Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, не более, А

550 (500*)

Потребляемая сила тока на холостом ходу, без реле, не более, А

60 (35 *)


 

* Для стартера СТ-221.

С 1986 г. на автомобилях в основном применяется стартер 35.3708 (рис. 6) с торцевым коллектором.

До 1986 г. применялся стартер СТ-221, который отличается от стартера 35.3708 цилиндрическим коллектором и поэтому у него другое устройство задней части. Кроме того, у него другая обмотка статора, состоящая из двух сериесных и двух шунтовых катушек.

До 1985 г. в схеме включения стартера не применялось дополнительное реле 8, штекер “50” стартера соединялся красным проводом через монтажный блок с выводом “50” выключателя зажигания.

Рис. 7. Схема соединений стартера, где:

1 – генератор; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – шунтовая катушка обмотки статора; 4 – стартер; 5 – сериесная катушка обмотки статора; 6 – удерживающая обмотка тягового реле; 7 – втягивающая обмотка тягового реле; 8 – реле включения стартера; 9 – монтажный блок; 10 – выключатель зажигания

 

 

 

  1. Система зажигания ВАЗ 2105

 

Система зажигания служит для воспламенения рабочей смеси (горючей смеси, перемешанной с остатками отработавших газов) в цилиндрах в соответствии с порядком и режимом работы двигателя.

Большинство автомобилей ВАЗ-2105 комплектуются контактной (классической) системой зажигания. В контактную систему зажигания входят: катушка зажигания; распределитель зажигания, состоящий из прерывателя тока низкого напряжения и распределителя тока высокого напряжения; свечи зажигания; провода высокого напряжения и выключатель зажигания.

Рис. 8. Схема классической системы зажигания лада классика, где:

1 — свечи зажигания; 2 — распределитель зажигания; 3 —  конденсатор; 4 — кулачок прерывателя; 5 — катушка зажигания; 6 — монтажный  блок; 7 — реле зажигания; 8 — выключатель  зажигания; А — к клемме "30" генератора

 

Схема системы зажигания ВАЗ 2105 представлена на рис. 8 и состоит из двух электрических цепей: цепи низкого напряжения (первичной) и цепи высокого напряжения (вторичной). В первичную цепь входят выключатель зажигания, дополнительное сопротивление, первичная обмотка катушки зажигания, прерыватель цепи низкого напряжения и конденсатор.

Информация о работе Электрооборудование ВАЗ-2105 «Жигули»