Эксплуатационные свойства автомобиля ВАЗ 2112

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Дисциплина « Эксплуатационные свойства автомобилей» посвящена теоретическому изучению зависимостей, описывающих движение автомобиля в различных дорожных условиях и позволяющих оценивать влияние его основных конструктивных параметров, а также параметров его физического состояния и реальных дорожных условий на показатели и характеристики его основных эксплуатационных свойств.

Содержание работы

1. Тягово – скоростные свойства автомобиля 3
1.1 Описание силового агрегата и трансмиссии 4
1.1.1 Описание двигателя автомобиля ВАЗ – 2112 4
1.1.2 Описание трансмиссии автомобиля ВАЗ – 2112 7
1.2 Скоростные характеристики двигателя 12
1.3 Тяговая характеристика автомобиля 16
1.4 Баланс мощности автомобиля 23
1.5 Динамическая характеристика автомобиля 26
1.6 Ускорение автомобиля ВАЗ – 2112 при разгоне 31
1.7 Время разгона автомобиля 36
1.8 Путь разгона автомобиля 39
2 Топливная экономичность автомобиля 42
3 Тормозные свойства автомобиля 46
3.1 Описание тормозной системы автомобиля ВАЗ – 2112 46
3.2 Расчёт полного тормозного пути и коэффициента перераспределения
нагрузки по осям при экстренном торможении 49
3.3 Расчёт коэффициентов нагрузки на переднюю и заднюю оси автомобиля 52
Заключение

Файлы: 1 файл

Эксплуатационные свойства автомобиля_ВАЗ_2112_Курсовая_ВГИПУ.docx

— 526.90 Кб (Скачать файл)

Коробка передач – механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода и одной – заднего, с синхронизаторами на всех передачах  переднего хода. Она конструктивно  объединена с дифференциалом и главной  передачей.

Корпус коробки передач  состоит из трех частей (отлитых  из алюминиевого сплава): картера сцепления 25, картера коробки передач 7 и  задней крышки картера коробки передач 1 (Рисунок 1.5). При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик-прокладку (например, КЛТ-75ТМ или ТБ-1215). В гнезде картера находится специальный  магнит, задерживающий металлические  продукты износа.

 

Рисунок 1.5.  Коробка  передач

1 – задняя крышка картера  коробки передач  
2 – ведущая шестерня V передачи  
3 – шариковый подшипник первичного вала  
4 – ведущая шестерня IV передачи первичного вала  
5 – первичный вал  
6 – ведущая шестерня III передачи первичного вала  
7 – картер коробки передач  
8 – ведущая шестерня II передачи первичного вала  
9 – шестерня заднего хода  
10 – промежуточная шестерня заднего хода  
11 – ведущая шестерня I передачи первичного вала  
12 – роликовый подшипник первичного вала  
13 – сальник первичного вала  
14 – сапун  
15 – подшипник выключения сцепления  
16 – направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления  
17 – ведущая шестерня главной передачи  
18 – роликовый подшипник вторичного вала  
19 – маслосборник  
20 – ось сателлитов  
21 – ведущая шестерня привода спидометра

22 – шестерня полуоси  
23 – коробка дифференциала  
24 – сателлит  
25 – картер сцепления  
26 – пробка для слива масла  
27 – ведомая шестерня главной передачи  
28 – регулировочное кольцо  
29 – роликовый конический подшипник дифференциала  
30 – сальник полуоси  
31 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала  
32 – синхронизатор I и II передач  
33 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала  
34 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала  
35 – синхронизатор III и IV передач  
36 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала  
37 – шариковый подшипник вторичного вала  
38 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала  
39 – синхронизатор V передачи  
40 – вторичный вал


Первичный вал 5 выполнен как  блок ведущих шестерен, которые находятся  в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего  хода. Вторичный вал 40 – полый (для подачи масла под ведомые шестерни), со съемной ведущей шестерней главной передачи 17. На нем расположены ведомые шестерни 31, 33, 34, 36, 38 и синхронизаторы 32, 35, 39 передач переднего хода. Передние подшипники валов 18 и 12 – роликовые, задние 3 и 37 – шариковые. Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,07 мм, в шариковых – 0,04 мм. Под передним подшипником вторичного вала 18 расположен маслосборник 19, направляющий поток масла внутрь вала.

Дифференциал – двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках 29 (0,25 мм) регулируется подбором толщины  кольца 28, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под  наружным кольцом подшипника дифференциала. К фланцу коробки дифференциала  крепится ведомая шестерня главной  передачи 27.

Рисунок 1.6.  Привод управления коробкой передач

1 – защитный чехол  тяги  
2 – тяга привода управления коробки передач  
3 – рычаг переключения передач  
4 – палец сферического рычага переключения передач  
5 – обойма шаровой опоры  
6 – шаровая опора рычага переключения передач  
7 – буфер  
8 – пружина  
9 – реактивная тяга  
10 – рычаг штока выбора передач

11 – рычаг выбора передач  
12 – картер коробки передач  
13 – картер сцепления  
14 – шток выбора передач  
15 – втулка штока  
16 – сальник штока  
17 – защитный чехол  
18 – корпус шарнира  
19 – втулка шарнира  
20 – наконечник шарнира  
21 – хомут


 

Привод управления коробкой передач (Рисунок 1.6) состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги, штока выбора передач и механизмов выбора и переключения передач. На винты  крепления тяги и рычага к штоку  выбора передач перед сборкой  наносят клей для резьб ТБ-1324. Винты крепления рычага и шарнира различаются длиной, покрытием и моментами затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длиной 19,5 мм, затягивается моментом 3,4 кгс∙м. Винт крепления шарнира кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, затягивается моментом 1,95 кгс∙м. В шаровую опору перед сборкой закладывают смазку ЛСЦ-15.

Чтобы передачи самопроизвольно  не выключались из-за осевого перемещения  силового агрегата при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач  введена реактивная тяга, один конец  которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена  обойма шаровой опоры рычага переключения передач.

На внутреннем конце штока  закреплен рычаг, который действует  на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным  узлом и крепится к плоскости  картера сцепления.

В корпусе механизма выбора передач имеются две оси. На одной  установлены трехплечий рычаг выбора передач и две блокировочные  скобы. Другая ось проходит через  отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Одно плечо рычага выбора передач служит для включения  передач переднего хода, другое –  для включения заднего хода, а  на третье плечо действует рычаг  штока выбора передач. На оси установлена  вилка включения заднего хода.

В коробку передач на заводе заливают масло ТМ-5-9п, рассчитанное на 75000 км пробега. Уровень масла  должен находиться между контрольными отметками на указателе уровня масла.

Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун 14 (Рисунок 1.5), расположенный в ее верхней  части.

 

 

 

1.2. Скоростные характеристики  двигателя

 

Скоростной характеристикой  двигателя называется зависимость его эффективной мощности и эффективного крутящего момента от угловой частоты вращения коленчатого вала.

Найдем коэффициент приспособляемости  двигателя по оборотам,

,

где – угловая скорость коленчатого вала при максимальной мощности двигателя;

2π/60

=5600*2*3,14/60=586,13

- угловая скорость  вращения коленчатого вала при  максимальном крутящем моменте

2π/60

=3900*2*3,14/60=408,2

586,13/408,2=1,44

Найдем коэффициент приспособляемости  по моменту,

,

где - максимальный крутящий момент; 128,3 Н*м

- крутящий момент  при максимальной мощности двигателя

1000*/

1000*68,8кВт/586,13=117,4 Н*м

128,3 Н*м/117,4 Н*м=1,1

Найдем коэффициенты, зависящие  от типа конструкции двигателя:

 

а=**(2) – 1/(2) –1=1,1*1,44*(2–1,44) –1/1,44*(2–1,44) –1=0,6;

в= – 2*(1)/*(2) –1= –2*1,44*(1,1–1)/1,44*(2–1,44) –1=1,5;

с=*(1)/*(2)-1= – 1,44²*(1,1–1)/1,44*(2–1,44) –1=1,1.

Проверка: а + в – с=1 ;   0,6 + 1,5 – 1,1=1 ;   1=1, верно;

а + 2в – 3с = 0;    0,6 + 2*1,5 – 3*1,1= 0,3

Рассчитаем мощность при разных угловых скоростях коленчатого вала

=*/+в*/²-с*,

где - максимальная эффективная мощность двигателя; 68,8 кВт

=68,8кВт*[0,6*80/586,13+1,5*(80/586,13)²-1,1*(80/586,13)³]=7,4 кВт;

=68,8кВт*[0,6*130/586,13+1,5*(130/586,13)²-1,1*(130/586,13)³]=12,9 кВт;

=68,8кВт*[0,6*180/586,13+1,5*(180/586,13)²-1,1*(180/586,13)³]=19,8 кВт;

=68,8кВт*[0,6*230/586,13+1,5*(230/586,13)²-1,1*(230/586,13)³]=27,9 кВт;

=68,8кВт*[0,6*280/586,13+1,5*(280/586,13)²-1,1*(280/586,13)³]=35,8 кВт;

=68,8кВт*[0,6*380/586,13+1,5*(380/586,13)²-1,1*(380/586,13)³]=49,5 кВт;

=68,8кВт*[0,6*480/586,13+1,5*(480/586,13)²-1,1*(480/586,13)³]=61,9 кВт;

=68,8кВт*[0,6*580/586,13+1,5*(580/586,13)²-1,1*(580/586,13)³]=68,8 кВт.

Рассчитаем истинную мощность с учетом коэффициентов стендовых потерь и коэффициентов подкапотных потерь

=**, где =0,95….0,97; =0,9….0,98.

=7,4*0,96²=6,8 кВт;

=12,9*0,96²=11,9 кВт;

=19,8*0,96²=18,2 кВт;

=27,9*0,96²=25,7 кВт;

=35,8*0,96²=33 кВт;

=49,5*0,96²=45,6 кВт;

=61,9*0,96²=57,1 кВт;

=68,8*0,96²=63,4 кВт.

Рассчитаем момент двигателя  ; Н*м

=1000*/,

где - угловая частота вращения коленчатого вала,

=1000*7,4кВт*/80=92,5 Н*м

=1000*12,9кВт*/130=99,2 Н*м

=1000*19,8кВт*/180=110 Н*м

=1000*27,9кВт*/230=121,3 Н*м

=1000*35,8кВт*/280=127,9 Н*м

=1000*49,5кВт*/380=130,3 Н*м

=1000*61,9кВт*/480=129 Н*м

=1000*68,8кВт*/580=117,4 Н*м

 

Рассчитаем истинный момент двигателя  с учетом коэффициентов стендовых потерь и коэффициентов подкапотных потерь

=**, где =0,95….0,97; =0,9….0,98.

=92,5*0,96²=85,3 Н*м;

=99,2*0,96²=91,4 Н*м;

=110*0,96²=101,4 Н*м;

=121,3*0,96²=111,8 Н*м;

=127,9*0,96²=117,9 Н*м;

=130,3*0,96²=120,1 Н*м;

=129*0,96²=118,9 Н*м;

=117,4*0,96²=108,2 Н*м.

Все значения результатов  заносятся в таблицу 2.

Таблица 2. Значение мощности и крутящего момента в зависимости  от частоты вращения коленчатого  вала двигателя ВАЗ-2112

;

80

130

180

230

280

380

480

580

; кВт

7,4

12,9

19,8

27,9

35,8

49,5

61,9

68,8

; Н*м

92,5

99,2

110

121,3

127,9

130,3

129

117,4

; кВт

6,8

11,9

18,2

25,7

33

45,6

57,1

63,4

; Н*м

85,3

91,4

101,4

111,8

117,9

120,1

118,9

108,2


 

Конечным результатом  этого расчета является построение графика (Рисунок 1.7) внешней скоростной характеристики двигателя. Для построения этой характеристики берутся несколько  значений мощности и крутящего момента  при принятых значениях угловой  скорости вращения коленчатого вала, охватывающих весь диапазон работы двигателя.

 

                


                                 

             

       
                                                           
     

                         

               

                                                           
     

                     

     

               

 
                                                           
                                                         

                                                   

     
                 

                                       
     

                                                 

                                                           
     

         

                                       
                                                           
                                                           
                                                         

                                                           
                                                           
                                                           
                       

                               

                                                           
                                                           
                                                           
                                                         

                                                           
                                                           
                                                           
                                                         

   

                   

                 

     

                                                           
     

   

 

   

 

         

     

       




                   , кВт                                                                                                 , Н*м

  

  

      70       140   


 

 

 

 

      60       120


 

 

 

 

      50   100


 

 

 

 

      40      80


 

 

 

 

 

      30     60


 

 

 

 

      20       40


 

 

 

 

 

     10                                                                                      20


 

 

 

 

 

 

                  0                     80          130         180         230         280                        380   ,     480                        580   600

 

Рисунок 1.7. Внешняя скоростная характеристика двигателя

 

 

1.3. Тяговая характеристика  автомобиля

Тяговой характеристикой  автомобиля называется графическое изображение уравнения тягового баланса в координатах тяговая сила - скорость автомобиля .

Тяговой силой называется отношение крутящего момента на полуосях к радиусу ведущих колес автомобиля.

=,

где     – момент двигателя, Н*м;

           - передаточное число коробки передач;

           - передаточное число главной передачи, ;

            - коэффициент полезного действия трансмиссии (с поперечным расположением двигателя ). Примем ;

            -  радиус.

Шины – 175/70 R13, где 175 – ширина шины (В), 70 – высота шины (Н).

;    ;    .

Рассчитаем статический  радиус

,

где - коэффициент деформации шины. Примем ;

      d – диаметр диска.

.

 

Рассчитаем тяговую  силу для первой передачи

;

;

;

;

;

;

;

;

 

 

 

Рассчитаем тяговую  силу для второй передачи

;

;

;

;

;

;

;

;

 

Рассчитаем тяговую  силу для третьей передачи

;

;

;

;

;

;

;

;

 

Рассчитаем тяговую  силу для четвертой передачи

;

;

;

;

;

;

;

;

 

Рассчитаем тяговую  силу для пятой передачи

;

;

;

;

;

;

;

;

 

Расчет скорости движения автомобиля

Определим скорость движения автомобиля

 

 – радиус колеса

; для большинства шин  при работе в диапазоне  (крутящий момент) до (Песков В.И. «Теория автомобиля»).

Вычисляем скорость движения автомобиля для первой передачи

Информация о работе Эксплуатационные свойства автомобиля ВАЗ 2112