Гидравлический привод тормозной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:09, дипломная работа

Описание работы

Тормозные системы служат для снижения скорости движения и полной остановки автомобиля, а также для удержания на месте неподвижно стоящего автомобиля. Тормозная система должна быть максимально эффективной при торможении автомобиля с различной нагрузкой и на разных пере-дачах.

Содержание работы

Назначение тормозной системы.
2. Общее Устройство тормозной системы.
3. Принцип действия Т. С.
4. Главный тормозной цилиндр.
5. ТО тормозной системы.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

Дип. тормазная система.docx

— 575.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАРАЧАЕВО –  ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

 

ПРОФЕСИАНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №6

 

 

 

 

 

                 Дипломный проект

 

 

 

 

Тема:  Гидравлический привод тормозной системы. 

 

Выполнил уч-ся:

Николенка А.С .

Профессия:          .  

Группа №  ТУ-2

Руководитель:

Нарвышев А.В.

 

 

          

 

 

 

 

              Ст. Зеленчукская 2004год

 

 

 

                                                                           

План:

 

1. Назначение  тормозной системы.

2. Общее Устройство  тормозной системы.

3. Принцип действия  Т. С. 

4. Главный тормозной цилиндр.

5. ТО тормозной системы.

6. Литература.

 

                              

                     

         

 

         

Из

Лист

№  Документа 

Подп

Дата.

Разработ.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной системы.

Лит

Лист

Листов

Проверил

.Нарышев А.В.

         

1

 
       

 

ПЛ – №6.

       

Утвердил

     

 

 

 

 

1. Назначение.

Тормозные системы служат для снижения скорости движения и полной остановки автомобиля, а также для удержания на месте неподвижно стоящего автомобиля. Тормозная система должна быть максимально эффективной при торможении автомобиля с различной нагрузкой и на разных передачах.

 На автомобилях должны быть установлены: рабочая тормозная система, используемая при движении автомобиля для снижения скорости и полной остановки;

стояночная  тормозная система, служащая для удержания остановленного автомобиля на месте;

запасная  тормозная система, предназначенная для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Кроме этих систем на автомобилях устанавливают:

вспомогательную тормозную систему в виде тормоза-замедлителя (на грузовых автомобилях большой грузоподъемности семейств МАЗ, КамАЗ, КрАЗ), используемую при длительном торможении автомобиля, например, на пологом длинном горном спуске.

Тормозная система  состоит из привода и тормозных  механизмов, непосредственно осуществляющих торможение вращающихся колес автомобиля или одного из валов трансмиссии.

Об эффективности  действия тормозных систем судят  по тормозному пути автомобиля от начала нажатия на педаль тормоза до его  полной остановки при движении по горизонтальному участку сухой дороги с асфальтовым покрытием. Наилучший результат достигается при одновременном торможении передних и задних колес.

В зависимости  от конструкции вращающихся рабочих  деталей тормозных механизмов различают барабанные и дисковые тормоза.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

.Нарышев А.В.

     
       

 

 

 В первых  силы трения создаются на внутренней поверхности вращающегося цилиндра, во вторых — на боковых поверхностях вращающегося диска. Многие отечественных автомобилей имеют рабочие тормозные системы с колодочными тормозами.

Колесный тормозной  механизм представляет собой пару тормозных  колодок 4 (рис. 1), смонтированных внутри тормозного барабана З, вращающегося вместе со ступицей колеса. Колодки установлены на неподвижном тормозном диске, опираются на пальцы 5 и стянуты пружиной 7. К поверхности колодок, обращенной к тормозному барабану, прикреплены фрикционные на кладки б. При нажатии на педаль 1 ко- лодки раздвигаются кулаками 2 или поршнями гидроцилиндра до соприкосновения с тормозным барабаном З. Трение колодок о барабан вызывает торможение колеса. После прекращения давления на педаль колодки пружиной 7 возвращаются в исходное положение.

Рис. 1.

Схема колесного тормозного механизма:

1— педаль тормоза; 2– разжимной кулак;

З тормозной барабан; 4 - тормозная  колодка;

5— колодок; б—накладка  колодки;

7 — стяжная пружина

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

.Нарышев А.В.

     
       

 

 

Общее устройство тормозной системы.

 

 

Тормозная система с гидроприводом состоит:

1. Впускной трубопровод  двигателя. 2. Запорный клапан.

3. Педаль. 4. Главный  тормозной цилиндр. 5. Гидровакуумный усилитель. 6. Фильтр. 7. тормозная колодка. 8. Колёсный тормозной цилиндр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   рис 2

Барабанный тормоз. Колодочные тормоза барабанного типа используют в качестве как колесных, так и стояночных тормозных механизмов. Простота и легкость регулирования тормозов, величина создаваемого ими тормозного момента и характер изнашивания тормозных накладок в значительной мере зависят от способа крепления колодок к опорному тормозному диску (рис. 3). Первую по направлению вращения от разжимного устройства колодку называют первичной, а следующую — вторичной. В колодочном тормозе с шарнирным креплением двух симметричных колодок на одной обшей неподвижной опое А (рис 3а)

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы.

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

 действуют  следующие силы: сила Р, прижимающая  колодки к барабану; реакции У и У колодок; силы трения Х и Х Между колодками и барабаном.

Момент силы Х  относительно опоры колодок действует  в ту же сторону, что и момент силы Р, и увеличивает прижатие первичной  колодки. Момент силы Х направлен  в обратную сторону по отношению к моменту силы Р и, следовательно, ослабляет прижатие к барабану вторичной колодки. Автомобиль тормозят почти всегда при его движении вперед. Следовательно, первичная колодка будет постоянно находиться под действием большей силы трения и быстрее износится, чем вторичная. Поэтому для равномерного изнашивания фрикционную накладку на первичной колодке делают больших размеров, чем на вторичной. В таких тормозах не возможно индивидуальное регулирование положения нижних концов колодок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.

Крепление колодок  барабанного тормоза

а - шарнирное  на общей неподвижной опоре;

б— на отдельных  опорах; в — плавающие колодки; г— размещение опор колодок на противоположных сторонах тормозного диска; 1 и 2 шарнирные звенья; А – опора.

 

В тормозах с  креплением колодок на отдельных опорах (рис. 3, б) возможна более точная регулировка. У тормозов с плавающими колодками (рис.3, в) последние при помощи шарнирных звеньев 1 и 2 связаны нижними концами с общей опорой и автоматически устанавливаются в необходимое положение. В этих тормозах регулируют только верхние концы колодок.

 

 

 

 

 

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

.Нарышев А.В.

     
       


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Такой способ  крепления колодок обеспечивает  более равномерное их изнашивание по сравнению с колодками тормозов, описанных выше.

При размещении опор колодок на противоположных  сторонах тормозного диска (рис. 3, г) на обе колодки действуют одинаковые силы Р. Тогда моменты сил трения Х и Х будут направлены в ту же сторону, что и моменты сил Р, и, следовательно, обе колодки работают как первичные. Этот тормоз не создает дополнительных нагрузок на подшипники колес, так как силы, действующие на тормозной барабан, равны по величине и уравновешены в одинаковой степени. При прочих равных условиях тормоз этого типа дает больший тормозной момент по сравнению с моментом тормозов, выполненных по первым трем схемам. В процессе торможения при движении автомобиля задним ходом обе колодки работают как вторичные и тормозной момент заметно уменьшается.

У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» по такой схеме выполнены  лишь задние тормозные механизмы.

Тормозной диск заднего тормозного механизма прикреплен к фланцу кожуха полуоси ведущего моста, а тормозной диск переднего  тормозного механизма — к фланцу поворотного кулака переднего моста. Пружина 4 (рис. 4) стягивает стальные тормозные колодки 1 и 5, свободно посаженные на опорных пальцах 15, которые закреплены в тормозном диске гайками. На наружных концах пальцев поставлены метки для регулирования и сделаны головки под ключ. В верхней части колодки опираются на эксцентрики 11, под которые поставлены фиксирующие пружины 10. Зазор между колодками и барабаном регулируют при помощи эксцентриков 11.  К трущимся поверхностям колодок прикреплены имеющие различный угол охвата накладки из прессованного асбестового материала. Верхние концы колодок упираются поршни гидравлического разжимного устройства. Экран защищает это устройство от нагревания теплотой тормозного барабана. От бокового смещения колодки удерживаются скобами 7 с пластинчатыми пружинами.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       


 


 

 

 

 Тормозной  барабан прикреплен к ступице колеса так, что его можно снимать для до ступа к тормозу, не снимая ступицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Рис. 4.

Тормозные механизмы  автомобилей а — ГАЗ-53А;  1 и 5 — тормозные колодки; 2— колесный цилиндр; З — экран колесного цилиндра; 4 — стяжная пружина; 6—фрикционная накладка колодки; 7— направляющая скоба колодки; 8 — болт регулировочного эксцентрика; 9— шайба; 10— пружина эксцентрика; 11-регулировочный эксцентрик; 12— пластина опорных пальцев; 13 — эксцентрик опорных пальцев; 14 — пружинная шайба: 15— опорный палец тормозной колодки.

 

 Тормозной  механизм переднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга» выполнен по схеме, показанной на рис. 203,г. Обе тормозные колодки З (рис. 5) прижимаются к барабану при помощи отдельных колесных тормозных цилиндров 4 и. имеют неподвижные опоры в виде пальцев 9. При движении автомобиля вперед обе колодки во время торможения работают как первичные. Осями качания колодок служат эксцентриковые шайбы 8. Пружины отводят колодки от тормозных барабанов при прекращении торможения. В тормозных механизмах автомобилей ГАЗ-24 <Волга» и ЗАЗ-966 «Запорожец» применены устройства для автоматического регулирования зазора между колодками и тормозными барабанами.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

.Нарышев А.В.

     
       

 

 

 Внутрь колесных  цилиндров с натягом вставлено  разрезное упорное кольцо 5. Поршень 6 имеет замок в виде буртика, позволяющий поршню перемещаться относительно кольца 5 на 1,9—2,06 мм. Этого перемещения достаточно для нормальной работы тормозов. При увеличении в случае изнашивания зазора между тормозными накладками и барабаном поршень вовремя торможения увлекает за собой упорное кольцо 5 и перемещает его на величину этого зазора. При растормаживании поршень под действием стяжной пружины 7 возвращается в исходное положение, а для перемещения упорного кольца 5 силы этой пружины, равной 250 Н, недостаточно, так как для этого необходима сила в 500—600 Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Рис. 5.

Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга»:

1 — соединительная  трубка; 2—тормозной Щит; З —  колодка; 4— колесный тормозной  цилиндр; 5 — упорное кольцо; б  — поршень; 7— стяжная пружина; 8 — эксцентриковая шайба опорного  пальца; 9—опорный палец; 1О—перепускной  клапан.

 

Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис. 6) выполнен по схеме, показанной на рис.3, б, и имеет такое же автоматическое регулирование зазора между колодками и барабанами, как и тормозной механизм переднего колеса.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

.Нарышев А.В.

     
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Рис. 6

Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга»: 1 — эксцентрики опорных пальцев; 2 — опорный палец;3 перепускнойклапан;4 — регулировочный эксцентрик привода рабочего тормозного механизма; 5 — маятниковый рычаг; б — передняя колодка; 7 — защитный колпак; 8 — поршень; 9—упорное кольцо; 10 — стяжал пружина; 11 — колесный тормозной цилиндр; 12— разжимной стержень; 13 — задняя колодка; 14 — рычаг тормозного механизма заднего колеса

 

Дисковый тормоз. На передних колесах автомобилей ГАЗ-З102 «Волга», ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-2140» установлены дисковые тормоза. По сравнению с барабанными дисковые тормоза обладают более высокой эффективностью. Поскольку на передние колеса автомобиля при торможении приходится более значительная часть тормозных сил, оснащение передних колес дисковыми тормозами улучшает эксплуатационные качества автомобиля.

На ступице 15 (рис. 7) переднего колеса укреплен чугунный тормозной диск 14. С двух сторон этого диска помещены тормозные накладки 20, управляемые поршнями 23, перемещающимися в алюминиевых колесных тормозных цилиндрах 10 и 24, которые установлены в суппорте 19.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

 

 

Рис. 7.

Дисковый тормоз переднего колеса автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули: а — общий вид; б — суппорт с рабочими цилиндрами; 1 — главный тормозной цилиндр; 2 — трубопровод к задним тормозным механизмам; З — шланг подвода жидкости из бачков; 4— уравнительный шланг; 5 — бачки для тормозной жидкости; б — трубопроводы к передним тормозным механизмам; 7—гибкий шланг; 8 — соединительная трубка: 9 — штуцер для подкачки тормозных механизмов; 1Ои 24— колесные тормозные цилиндры; 11 — колесо: 12— колесный болт 13 — защитный кожух: 14 — тормозной диск; 15 — ступица колеса; 16— кронштейн суппорта; 17— стойка передней подвески; 18 — болт; 19— суппорт; 20— тормозные накладки; 21 — манжета; 22 — уплотнительное кольцо;  23 — поршень.

Суппорт двумя  болтами 18 прикреплен к кронштейну 16, смонтированному на стойке 17 передней подвески.

При торможении поршни под действием давления жидкости движутся навстречу друг другу и  накладками 20 тормозят диск 14, а следовательно, и переднее колесо 11. При растормаживании вследствие упругости уплотнительных колец 22 поршни возвращаются в исходное положение, а накладки отжимаются диском; между диском и накладками поддерживается необходимый минимальный зазор независимо от износа последних.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

Главный тормозной цилиндр (рис8): служит для передачи давления жидкости на гидровакуумный усилитель и колесные тормозные цилиндры.

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.

Главный цилиндр  гидропривода тормозных механизмов автомобиля ГАЗ-53А: 1—стопорное кольцо; 2—упорная шайба; и 5 — манжеты; 4 — пластинчатый клапан; б — пружина перепускного клапана; 7 — обратный клапан; 8—перепускной клапан; 9—резьбовая пробка; 10— крышка корпуса; 11 — корпус; 12— штуцер; 13— пружина; 14— поршень; 15— чехол; 16— толкатель; 17— контргайка; 18— тяга; 19— педаль; 20 –оттяжная пружина; А и Б—перепускные отверстия; В — компенсационные отверстия.

 

Для облегчения работы водителя при торможении и сокращения тормозного пути в тормозные приводы вводят гидровакуумные или вакуумные усилители.

Гидровакуумный усилитель. Корпус 2 (рис.9, а) вакуумной камеры гидровакуумного усилителя автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 представляет со бой две штампованные чашки, связанные хомутами. Между чашками зажаты края мембраны 1, нагруженной пружиной 5 и соединенной через тарелку З с толкателем 4 поршня 17.

 

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 Левая полость  А вакуумной камеры перед мембраной  соединена шлангом с полостью корпуса клапана управления (рис. 9,б), а правая полость Б за мембраной с впускным трубопроводом двигателя. В цилиндре 15 (рис. 9, а) гидровакуумного усилителя, соединенного с главным цилиндром, перемещается поршень 17 с шариковым клапаном 16. Поршень связан с толкателем 4 штифтом 20, который входит в отверстие поршня 17 плотно, а в отверстие толкателя 4 с некоторым зазором К (рис. 9, в). В поршне сделаны прорези для толкателя 19 клапана (рис. 9, а), представляющего собой плоскую скобу с шипом на конце, которая может немного перемещаться относительно поршня. В цилиндре установлены перепускной клапан 14 для выпуска воздуха и два штуцера для подсоединения трубопроводов. Перемещение поршня ограничено слева упорной шайбой 21.  Между фланцем цилиндра и корпусом клапана управления зажата резиновая мембрана 12, в отверстие которой вставлена тарелка поршня 13. Верхняя часть тарелки служит гнездом для вакуумного клапана б. Мембрана вместе с тарелкой и поршнем 13 клапана управления отжимается вниз пружиной 11. Вакуумный клапан б соединен стержнем с воздушным клапаном 7, удерживаемым в нижнем положении пружиной 9. Полость Д выше воздушного клапана через воздушный фильтр соединена с атмосферой.

В исходном положении  под воздействием пружины 9 клапан 7, находящийся на одном стержне с вакуумным клапаном 6, закрыт. При этом полость Д. соединенная через воздушный фильтр с атмосферой, разобщена с полостью Г. Полость Г через открытый вакуумный клапан б сообщается с полостью В и полостью Б. Таким образом полость А вакуумной камеры, соединенная шлангом с полостью Г (рис. 9, 6), будет сообщаться с полостью Б, постоянно подсоединенной к впускному трубопроводу. Давление с обеих сторон мембраны вакуумной камеры будет одинаковым. Вследствие этого под воздействием пружины 5 (рис.9, а) мембрана вместе с толкателем 4 поршня займет крайнее левое исходное положение, при котором поршень 17 упрется в упорную шайбу 21. Толкатель 19 клапана, также упираясь в упорную шайбу, надавит своим шипом на шарик клапана 16 и откроет его.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

Гидровакуумный  усилитель работает следующим образом. Под действием усилия, приложенного к педали при торможении, жидкость из главного тормозного цилиндра 22 (рис. 9,б) вытесняется в трубопроводы, проходит через открытый шариковый клапан гидровакуумного усилителя и поступает к колесным тормозным цилиндрам. При увеличении усилия на педали давление жидкости возрастет, и поршень 13 вместе с мембраной 12 и седлом вакуумного клапана поднимется вверх, преодолевая сопротивление пружины 11. При этом седло прижмется к вакуумному клапану 6, вследствие чего полости В и Г разобщатся.

При дальнейшем перемещении поршня и движении вакуумного клапана, связанного стержнем с воздушным клапаном 7, последний открывается, преодолевая сопротивление своей пружины, в результате чего полость Г сообщается с полостью Д. а следовательно, и с атмосферой. Через полости Д и Г атмосферный воздух по шлангу поступает в полость А вакуумной камеры, в то время как полость Б остается соединен ной с впускным трубопроводом двигателя. Вследствие разности давлений в полостях А и Б мембрана вместе со штоком и поршнем передвинется вправо. При этом под действием пружины шарикового клапана толкатель клапана отожмется влево на величину зазора И между штифтом 20 и толкателем клапана (рис. 9,в), и шариковый клапан закроется (рис. 247, г). При движении поршня создается дополнительное давление на жидкость, передаваемое в колесные тормозные цилиндры. Шариковый клапан в это время закрыт, и возросшее давление жидкости не передается на поршни главного цилиндра и клапаны управления.

Следящее действие крана управления обеспечивает пропорциональность между усилием, прикладываемым к педали тормоза, и дополнительным усилием, развиваемым гидровакуумным усилителем. При торможении между давлением тормозной жидкости, действующим на поршень 13 (рис. 9, а) снизу, и усилием пружин и давлением воздуха на клапаны сверху в какой-то момент наступает равновесие. Мембрана 12 опускается вниз, воздушный клапан 7 закрывается, и поступление воздуха в полость А прекращается. Если водитель сильнее нажмет на педаль,

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Рис 9. Гидровакуумный  усилитель автомобилей Газ.

а- Конструкция; .б- Схема работы усилителя: в и г – положение шарикового клапана при неработающем  и работающем усилителе:  1- мембрана; ; 2—корпус усилителя; З — тарелка мембраны; 

4— толкатель  поршня; 5—пружина мембраны; 6- вакуумный клапан;

7- воздушный клапан; 8 — крышка корпуса клапана  управления; 9 — пружина воздушного клапана; 10 — корпус клапана управления; 11 — пружина вакуумного клапана; 12— мембрана клапана управления; 13— поршень клапана управления;14— перепускной клапан; 15— цилиндр; 16 — шариковый клапан; ‚7— поршень; 18 — манжета поршня; 19 — толкатель клапана; 20 — штифт; 21 — упорная шайба поршня; 22— главный цилиндр; 23— запорное устройство; А — Ж— полости; II и К— зазоры  

 

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

 под действием  дополнительной порции тормозной  жидкости поршень 13 поднимется, равновесие нарушится, воздушный клапан 7 вновь приоткроется, впустив дополнительную порцию воздуха в полость А. Давление на мембрану 1 увеличится, соответственно возрастет усилие, создаваемое поршнем 17, затем вновь наступит равновесие.

В процессе растормаживания  давление жидкости, действующей на поршень клапана, снижается. Мембрана 12 опускается, воздушный клапан закрывается, вакуумный клапан открывается, полость А сообщается с полостью Б, и разрежение с обеих сторон мембраны 1 усилителя становится одинаковым. Возвратная пружина 5 возвращает толкатель 4 вместе с поршнем 17 в исходное положение. Толкатель 19 клапана, дойдя до упорной шайбы 21, останавливается и открывает своим шипом шариковый клапан 16, так как поршень вместе с шариковым клапаном будет еще продолжать движение на величину зазора И (рис. 9, в) до упора поршня в шайбу 21 (рис. 247, а).

При остановке  двигателя запорный клапан автоматически  разъединяет гидровакуумный усилитель  и впускной трубопровод, вследствие чего в усилителе поддерживается разрежение, позволяющее выполнить одно два усиленных торможения при неработающем двигателе.

При пуске двигателя  разрежение будет передаваться в  полость Б, и между полостями А и Б на короткое время возникнет перепад давлений. Мембрана переместит толкатель 4 вправо на величину зазора К (рис. 9, в), не вызывая срабатывания тормозного механизма. 

Двухпоршневой колесный тормозной цилиндр гидропривода тормозных механизмов автомобиля ГАЗ-53А служит для преобразования давления тормозной жидкости в силу, прижимающую колодки к тормозному барабану. Корпус 5 (рис. 10.а) цилиндра находится на опорном тормозном диске. Внутри цилиндра помещены два поршня 6 с резиновыми манжетами 7, между которыми установлена пружина 8. В поршне запрессованы стальные толкатели 3, имеющие прорези, в которые входят торцы тормозных колодок.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10.

Колесные тормозные цилиндры гидропривода тормозных механизмов: а — двухпоршневой; б — однопоршневой; 1 — перепускной клапан; 2 пробка; З — толкатель; 4 - резиновый чехол; 5 — корпус цилиндра; 6 — поршень; 7 — резиновая манжета; 8 - пружина

В однопоршневом тормозном  цилиндре переднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга» поршень 6 (рис. 10,б) уплотнен резиновой манжетой 7. Колодки прижимаются к тормозным барабанам в результате перемещения поршней под действием жидкости в колесных цилиндрах. Перепускной клапан 1 (рис. 10, а) служит для выпуска воздуха из системы.

 

Если тормозная  система имеет гидравлический привод, то рабочим элементом является жидкость. Жидкость является смесь этилового или бутилового спиртов с касторовым маслом в равных пропорциях (50х50). К Этим смесям также относится смесь на ректификате винного спирта с глицерином и соответственно  маркируется  ЭСК, БСК и ГТЖ.  Тормозную жидкость нужно применять согласно техническим требованием.

Тормозные системы  с гидравлическим приводом  устанавливаются на легковых автомобилях и грузовых автомобилях особо малой грузоподъёмности. Тормозная система с гидравлическим приводом имеет преимущество относительно пневматическим приводом  так как время её срабатывания в три раза меньше. Например у тормозной системы с пневматическим приводом  время срабатывания 0,6с а с гидроприводом 0,2с

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

3, Принцип действия Т.С.

 

Тормозной привод совокупность устройств для передачи усилия от источника к тормозным  механизмам и управления ими в процессе торможения. Привод может быть механическим, гидравлическим и пневматическим.

Гидравлический  привод, в котором приводное усилие передается тормозной жидкостью, состоит из следующих деталей: главного тормозного цилиндра 4 (рис. 2), создающего давление жидкости в системе привода и имеющего резервуар, заполненный тормозной жидкостью; колесных тормозных цилиндров 8, передающих давление тормозной жидкости на тормозные колодки 7; соединительных трубопроводов и шлангов; педали З и гидровакуумного усилителя 5 с фильтром 6, соединенного через запорный клапан 2 с впускным трубопроводом 1 двигателя. Вся система постоянно заполнена тормозной жидкостью. Водитель, нажимая на педаль 3, перемещает через шток в главном цилиндре 4 поршень, который давит на тормозную жидкость. Жидкость вытесняется поршнем из главного цилиндра, и давление передается через усилитель 5 патрубкам, заполненным жидкостью, в колесные цилиндры 8. Поршни цилиндров разводят тормозные колодки 7, прижимая их к барабанам. После прекращения давления на педаль тормоза возвратные пружины колодок отводят их от барабанов, а поршни колесных тормозных цилиндров 8 сближаются. Тормозная жидкость при этом выдавливается по трубкам в главный цилиндр 4, поршень которого также возвращается в исходное положение.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

                 4. Главный тормозной цилиндр.

 

Главный тормозной  цилиндр бывает: Одноконтурный и двухконтурный.

Одноконтурный гидравлический тормозной привод показан на (рис.8). ГАЗ-53А .

 Сверху над  цилиндром в общем с ним  чугунном литом корпусе 11 имеется  резервуар для тормозной жидкости, закрытый крышкой 10. Тормозную жидкость наливают через отверстие, закрытоё пробкой 9 с прокладкой. В цилиндре помещен алюминиевый поршень 14, в головке которого расположен перепускной клапан, состоящий из наружной резиновой манжеты 5, пружины 13 и пластинчатого клапана 4, закрывающего перепускное отверстие А. Толкатель 16, стержень которого входит в поршень, тягой 18 соединен с педалью 19 тормоза. Толкатель навинчен на тягу и зафиксирован контргайкой 17. Снаружи он защищен от пыли и грязи гофрированным чехлом 15. Соотношение плеч педали подобрано таким образом, что приложенное к педали усилие увеличивается в несколько раз при передаче его толкателю. Поршень 14 уплотнен резиновой манжетой 3. Пружина 13 прижимает поршень 14 к упорной шайбе 2, закрепленной в цилиндре стопорным кольцом. В выпускном отверстии цилиндра установлен штуцер 12, через который тормозная жидкость поступает из цилиндра в линию. В пробке 9 сделаны отверстия для сообщения резервуара с атмосферой.

При нажатии на педаль тормоза толкатель через  тягу 18 перемещает поршень 14 вправо, сжимая пружину 13 и открывая перепускной клапан 8. давление жидкости передается в колесные тормозные цилиндры, и тормозные механизмы, колес приводятся в действие. При отпущенной педали пружина 13 перемещает поршень влево, а стяжные пружины колодок, воздействуя на поршни колесных цилиндров, вызывают движение жидкости в обратном направлении — в главный цилиндр. Под давлением жидкости открывается обратный клапан 7, пружина 13 сжимается, и жидкость поступает в правую полость цилиндра. Пружина 20 возвращает педаль в исходное положение.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

В случае утечки жидкости из системы гидропривода тормозных  механизмов в правой полости цилиндра создается разрежение, и жидкость из его левой полости, отжимая манжету 5, через перепускные отверстия А поступает в правую полость. Левая полость цилиндра при этом заполняется жидкостью, поступающей из резервуара через перепускное отверстие Б. Избыток жидкости, образующийся при ее возврате в цилиндр, в процессе растормаживания проходит из правой полости цилиндра в резервуар через компенсационное отверстие В.

Ранее рассмотренный  одноконтурный гидравлический тормозной привод обладал существенным недостатком: в случае нарушения какого-либо соединения давление падало во всем приводе. Для повышения надежности тормозных систем применяют двухконтурные независимые приводы тормозных механизмов передних и задних колес, устройства, автоматически отключающие поврежденные участки (разделители привода), а также многоконтурные независимые приводы, обеспечивающие работу рабочих тормозных механизмов отдельно передних и задних колес, стояночного и запасного тормозных механизмов, торможение двигателем и т. п.

Двухконтурный  гидравлический тормозной привод. В автомобилях ВАЗ-2101 <Жигули» и «Москвич-2140» применен двухконтурный гидравлический тормозной привод. У автомобиля ВАЗ-2101 <Жигули» передние и задние колеса имеют независимые гидравлические тормозные приводы от сдвоенного главного цилиндра. У автомобиля «Москвич-2140» один контур воздействует при помощи малых цилиндров на все колеса, а второй — на дисковые тормоза передних колес, которые для этой цели оснащены дополнительными большими колесными тормозными цилиндрами. При выходе из строя одного из контуров другой обеспечивает работу тормозных механизмов.

На этих автомобилях установлены также регуляторы изменения давления жидкости в задних колесных тормозных цилиндрах в зависимости от нагрузки, приходящейся на эти колеса. Необходимость применения таких регуляторов объясняется следующим.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11

Сдвоенный главный тормозной  цилиндр автомобиля ВАЗ-210 «Жигули»:а конструкция; б Детали; 1 — пробка; 2 — корпус цилиндра З — поршень привода задних тормозных механизмов; 4 - шайба; 5 — поршень привода передних тормозных механизмов; 6, 9 и 14— уплотнительные манжеты; 7 и10— установочные болты; 8 и 11 — пружины; 12— тарелка пружины; 13— пружина уплотнительной манжеты; 15 — распорное кольцо; А — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода к тормозным механизмам задних колес; Б и Г—отверстия для подвода жидкости из бачка; В — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода к тормозным механизмам передних колес; Д — рабочая полость привода тормозных механизмов передних колес; Е — рабочая полость привода тормозных механизмов задних колес; Ж— впускное отверстие.

 

При торможении автомобиля, как известно, происходит перераспределение нагрузки: задняя часть кузова приподнимается, и нагрузка на задние колеса уменьшается. Это может вызвать при постоянном соотношении тормозных сил на передних и задних колесах блокировку колес заднего моста (движение юзом) и занос задней части автомобиля.

У автомобиля «Москвич-2140»  тормозная система оснащена вакуумным усилителем, объединенным в блоке со сдвоенным главным цилиндром. Сдвоенный (тандемный) цилиндр и регулятор давления автомобилей семейства ВАЗ «Жигули» работают следующим образом. Перемещающиеся внутри чугунного корпуса 2 цилиндра (рис. 11) поршни З и 5 подают жидкость соответственно к задним и перед ним колесным тормозным цилиндрам.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

В поршнях сделаны  пазы для жидкости и для установочных болтов 7 и 10, ограничивающих перемещение  поршней. Поршни 3 и 5 имеют возвратные пружины 8 и 11, а также уплотнительные  манжеты 6, 9 и 14. На задний торец главного цилиндра надет резиновый чехол, защищающий его от пыли и грязи.

При отпущенной педали тормоза поршни З и 5 пружинами 11 и 8 отводятся в заднее положение; при этом манжета 14 не соприкасается с поршнем 5, так как упирается в распорное кольцо 15, закрепленное установочным болтом 7. Между поршнем, манжетой и распорным кольцом образуется лабиринт, по которому жидкость из отверстия Г через отверстие Ж заполняет полость между поршнем и уплотнительной манжетой 9. Аналогично заполняется и левая секция цилиндра. В процессе торможения под действием толкателя поршень 5 перемещается влево и соприкасается с манжетой 14, которую прижимает к поршню пружина 13, упирающаяся другим концом в тарелку 12. Вследствие этого кольцевая щель закрывается, сообщение с питательным бачком через отверстие Г прекращается, свободный ход поршня заканчивается и давление жидкости перед поршнем возрастает. Имея высокое давление, жидкость через отверстие . приводит в действие тормозные механизмы передних колес. При движении уплотнительной манжеты 9 и поршня 3, избыток жидкости выталкивается через отверстие А к задним тормозным механизмам. После прекращения торможения поршни под действием пружин 8 и 11 возвращаются назад до упора краями своих расточек в установочные болты 7 и 10.

При неисправности  привода тормозных механизмов задних колес и утечке жидкости из рабочей полости Е цилиндра поршень 3 «проваливается», сжимая пружину 11. дойди до установочного болта 10, поршень З останавливается, а поршень 5 подает жидкость только к тормозным механизмам перед них колес. Эффективность действия передних тормозных механизмов не из меняется, В случае повреждения привода тормозных механизмов передних колес поршень 5 сжимает пружину 8 и, действуя как удлинитель толкателя, перемещает поршень З. При этом жидкость подается только к тормозным механизмам задних колёс.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       


 


 

 

 

На кронштейне 1 (рис. 12,а) кузова установлен корпус 4 регулятора давления, связанный с балкой заднего моста тягой 6 и торсионным рычагом 7. Положение регулятора можно изменять. перемещая болт 2 в пазу кронштейна. Из главного цилиндра жидкость вначале поступает в регулятор давления, а из него уже к колесным цилиндрам задних колес. Таким образом, регулятор давления работает как ограничительный клапан, дозирующий подачу тормозной жидкости к тормозным механизмам задних колес.

Рис. 12.

Регулятор давления жидкости в тормозных механизмах задних колес автомобилей семейства ВАЗ «Жигули»:

а — расположение регулятора на автомобиле; б — схема работы: 1— поршень-клапан открыт; I — поршень-клапан закрыт; 1 —

кронштейн; 2 —  болт крепления регулятора к кронштейну кузова; З — поршень клапан: 4—корпус; регулятора; 5—палец; б—тяга: 7 и 15 — торсионные рычаги: 8— скоба: 9 — вилка: 10 — штуцер трубопровода, подводящего жидкость из главного цилиндра; 11 — штуцер трубопровода, отводящего жидкость из регулятора к колесным цилиндрам: 12—корпус: 13 — распорное кольцо; 14 — уплотнительное кольцо; 16—гнездо уплотнительного кольца 17— пружина поршня; 18 — упорное кольцо; 19— уплотнительное кольцо клапана: 20— пробка; 21 — прокладка; А и В — полости; Б — отверстие для штуцера трубопровода от главного тормозного цилиндра: Г — отверстие для штуцера трубопровода к тормозным механизмам задних колес; Р — сила, действующая. на поршень от торсионного рычага при уменьшении расстояния от кузова до заднего моста

В зависимости  от расстояния между кузовом и  балкой заднего моста торсионный рычаг оказывает различное воздействие на поршень-клапан (рис. 12, б) регулятора,

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

увеличивая давление при сближении заднего моста с кузовом и уменьшая давление при их расхождении.

В верхней части  ступенчатой расточки в корпусе 12 регулятора давления размещены детали клапана. Поршень-клапан З имеет грибовидную форму. Площадь его верхней головки диаметром D1 больше площади хвостовика диаметром D2 поэтому по мере возрастания давления возникающая гидростатическая сила стремится опустить поршень вниз, а подпирающий его конец торсионного рычага 15 и пружина 17 этому препятствуют. Чем меньше расстояние между задней частью кузова и балкой заднего моста, тем выше торсионный рычаг стремится поднять поршень. В этот момент жидкость из главного цилиндра подается в задние колесные тормозные цилиндры под более высоким давлением, что соответствует увеличенной нагрузке па задний мост. Жидкость через отверстие Б поступает из главного цилиндра в полость А регулятора давления. Заполнив кольцевые зазоры вокруг хвостовика и головки поршня, а также полость В, жидкость через отверстие Г поступает к тормозным цилиндрам задних колес.

 При торможении, когда кузов поднимается над задним мостом и нагрузка на задние колеса снижается, поршень под давлением к жидкости опускается вниз до соприкосновения с резиновым кольцом 19, и подача жидкости к цилиндрам прекращается. Таким образом, давление жидкости в колесных тормозных цилиндрах регулируют в зависимости от нагрузки на колеса, причем параметры регулятора подбирают так, чтобы давление жидкости не создавало такой силы, при которой происходит блокировка колес.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             5.  ТО тормозной системы.

Ежедневное техническое обслуживание. Проверяют герметичность всех соединений привода тормозов, осматривая их. При необходимости устраняют утечку жидкости или воздуха из системы. Проверяют действие тормозов на ходу автомобиля и при обнаружении устраняют неисправности.

Об утечке тормозной  жидкости из тормозной системы с  гидравлическим приводом судят по необходимости часто доливать жидкость в резервуар главного цилиндра.

Места подтекания жидкости определяют, осматривая тормозную систему (рабочие цилиндры осматривают при снятых тормозных барабанах). Неплотные соединения подтягивают, неисправные манжеты заменяют новыми.

Проверяя действие тормозов на ходу автомобиля, об исправности их судят по следующим признакам.

Рабочие тормоза исправны если полное и одновременное затормаживание автомобиля происходит при нажатии педали не более чем на 1/2 ее хода и обеспечивается эффективность торможения, регламентируемая «Правилами дорожного Движения».

Стояночный  тормоз исправен, если он удерживает автомобиль (независимо от его загрузки) на подъеме или спуске с уклоном 16%.

Если тормозной путь велик при полном нажатии педали рабочего тормоза и колеса не затормаживаются до «юза» то проверяют состояние и регулируют тормозные механизмы колёс и свободный ход педали.

Увод автомобиля при торможении в сторону указывает на неисправность тормозов (одного или обоих колес) с одной стороны автомобиля. Увод вправо указывает на неисправность тормозов левой стороны, а увод влево — правой стороны. Устраняют неисправность регулировкой тормозных механизмов, зачисткой и заменой тормозных накладок.

Неполное  растормаживание тормозов проявляется в ухудшении разгона и наката автомобиля, сильном нагревании ступиц и тормозных барабанов колес.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

В этом случае проверяют  и при необходимости регулируют свободный ход педали и зазоры между колодками и тормозными барабанами; снимают тормозной барабан и проверяют состояние стяжных пружин колодок. Сломанные стяжные пружины заменяют.

Кроме того, у  автомобилей е гидравлическим приводом тормозов прочищают компенсационное отверстие главного тормозного цилиндра и проверяют легкость перемещения поршней в цилиндрах, состояние манжет (тормозные цилиндры с заклиненными поршнями и разбухшие манжеты заменяют).

Если тормозная  педаль проваливается торможение происходит после двух-трех нажатий на педаль, осматривают тормозной привод и выявляют не плотности в соединениях. Выявленные подтекания тормозной жидкости устраняют подтяжкой соединений или заменой уплотнительных манжет. После этого прокачивают тормозной привод (для удаления из него воздуха) в следующем порядке:

проверяют уровень  тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра, который должен быть на 1 —2О мм ниже верх него края заливного отверстия, и при необходимости доливают жидкость;

снимают резиновый защитный колпачок перепускного клапана тормозного цилиндра правого заднего колеса и вместо него надевают резиновый шланг длиной 350—400 мм, другой конец которого опускают в стеклянную банку с тормозной жидкостью; отвертывают перепускной клапан на 1/2 оборота (рис. 13) и резко нажимают несколько раз тормозную педаль (отпускание педали производят медленно). Эту операцию повторяют до тех пор, пока из шланга не начнет выходить тормозная жидкость без пузырьков воздуха;

задерживают педаль в нажатом состоянии, завертывают  перепускной клапан, снимают шланг и надевают резиновый колпачок; в таком же порядке удаляют воз дух из переднего правого, переднего левого и заднего левого колёс. После покачивания каждого колеса необходимо доливать до нормального уровня тормозную жидкость главный тормозной цилиндр.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

                  

Рис.13.Прокачивание               Рис 14. Регулировка свободного хода педали                

гидравлического привода                      тормоза.

тормозов.

 

Первое техническое обслуживание. Кроме проведения работ ЕО, проверяют свободный ход тормозной педали и, если нужно, регулируют его.

Проверяют шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, действие стояночного тормоза. Свободный ход тормозной педали автомобилей с гидравлическим приводом тормозов проверяют и регулируют с помощью линейки с делениями. Линейку устанавливают торцом на пол кабины и нажимают педаль до ощутимого сопротивления ее движению и определяют значение свободного хода педали, которое для автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-24 должно быть в пределах 8—14 мм.

Затем отвертывают  контргайку штока поршня главного тормозного цилиндра и вращают головку штока до получения необходимого значения свободного хода педали тормоза, после чего контргайку завертывают (рис. 14).

Второе техническое обслуживание. Кроме проведения работ ТО-1, проверяют состояние деталей тормозных механизмов, уровень тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра; закрепляют тормозные камеры и опорные тормозные диски. Проверяют и регулируют зазор между колодка ми и тормозным барабаном.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

Эксплуатационную регулировку рабочих тормозов автомобилей ГАЗ – 53А выполняют при помощи эксцентриков (см. рис. 4) в такой последовательности:

поднимают переднюю или заднюю часть автомобиля так, чтобы колеса свободно вращались,

вращая колесо вперед, поворачивают регулировочный эксцентрик передней колодки до затормаживания колеса;

продолжая вращать  колесо, поворачивают регулировочный эксцентрик в обратную сторону до свободного вращения колеса: регулируют заднюю колодку в том же порядке, но колесо вращая назад:

тормозные колодки  остальных колес регулируют в  той же последовательности и проверяют  действие тормозов при движении автомобиля, при этом полное торможение должно происходить при нажатии педали не более чем 1/2 на ее хода.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

                      6. Литература.

 

Устройство автомобиля: Учебник для учащихся автотранспортных техникумов / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. ― 6-е изд., Машиностроение, 1987г.

 

Учебное пособие  для учащихся 9 и10 классов средней школы: Под редакцией кандидата технических наук И.П. Плеханова. Москва «Просвещение» 1984г.

 

Конспект.

Раз.

Николенка АЕ

   

Гидравлический привод тормозной  системы .

Лист 

Рук.

Нарышев А.В.

     
       

 

 

Содержание

 

1. Тема: Оклеивание  стен обоями

2. Материалы

3. Инструменты

4. Техника безопасности

Раз.

Василенко В.

   

Оклеивание стен обоями

Лист 

Рук.

Фисенко В.Г.

     
       

Информация о работе Гидравлический привод тормозной системы