ГАЗ-2410 - История создания автомобиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 04:38, дипломная работа

Описание работы

Дебют ГАЗ-24 «Волга» состоялся в 1968 году, однако массовое производство началось два года спустя. В 1972-м с конвейера начали сходить универсалы ГАЗ-2402. Базовый ГАЗ-24 комплектовался 2,4-литровым двигателем мощностью 98 л.с., а на такси ГАЗ-2401 и ГАЗ-2404 (универсал) устанавливался дефорсированный до 85 л.с. вариант этого же мотора, В 1975 году салон машины был модернизирован, в нем изменилась конструкция передних сидений, и вместо трех посадочных мест там осталось два, что было связано с установкой ремней безопасности.

Файлы: 1 файл

ГАЗ.docx

— 4.09 Мб (Скачать файл)

При плавном отпускании педали сцепления происходит падение давления в системе и возвращение вытесненной  жидкости в главный цилиндр. При  резком отпускании педали сцепления  жидкость, возвращающаяся из системы  в главный цилиндр, не успевает заполнить  освобожденное поршнем пространство, и в главном цилиндре создается  разрежение. Под действием этого  разрежения жидкость из питательного бачка проходит через перепускное  отверстие Б в полость за головкой поршня и через отверстия в головке проходит в полость перед головкой, отодвигая при этом пружинную пластинку и сжимая края уплотнительной манжеты. В дальнейшем эта избыточная жидкость вытесняется через компенсационное отверстие в питательный бачок. Расстояние от площадки педали выключения сцепления до наклонной части пола (при снятом коврике) должно быть 185-200 мм. Положение педали регулируется путем изменения длины толкателя главного цилиндра.

Полный ход педали - 145-160 мм. Свободный ход педали - 12-28 мм (обеспечивается конструктивно и  не регулируется). Уход за приводом выключения сцепления. В процессе эксплуатации необходимо контролировать уровень  жидкости в питательном бачке  главного цилиндра (15-20 мм ниже верхней  кромки бачка) и, при необходимости, доливать жидкость. В жаркое время надобность доливки возникает приблизительно раз в месяц. Заполнение и прокачка системы производятся аналогично заполнению и прокачке тормозной системы в следующем порядке: - заполнить бачок главного цилиндра тормозной жидкостью до нормального уровня (15-20 мм ниже верхней кромки бачка); - снять защитный колпачок с головки перепускного клапана рабочего цилиндра и надеть на головку резиновый шланг; - погрузить свободный конец шланга в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л (заполненный жидкостью на половину высоты); - создать в системе давление, резко нажав 4-5 раз с интервалом 1-2 с на педаль сцепления; - удерживая педаль нажатой, отвернуть на 1/2-3/4 оборота перепускной клапан рабочего цилиндра.

Следить за тем, чтобы свободный  конец шланга оставался погруженным  в жидкость. Жидкость с пузырьками воздуха будет выходить в сосуд; - после того, как истечение жидкости в сосуд прекратится, завернуть  клапан до отказа, а затем отпустить  педаль; - проверить наличие жидкости в питательном бачке главного цилиндра. Не допускать во время прокачки снижения уровня жидкости в бачке более чем на 2/3 от нормального (добавлять жидкость по мере надобности); - повторять указанные выше операции прокачки до тех пор, пока из шланга станет выходить жидкость без пузырьков воздуха; - удерживая педаль нажатой, завернуть перепускной клапан рабочего цилиндра до отказа и снять с его головки шланг; - надеть на головку клапана резиновый колпачок; - долить жидкость в питательный бачок главного цилиндра до нормального уровня. Нельзя доливать в питательный бачок жидкость, выпущенную при прокачке системы, так как в ней содержится воздух.

Эту жидкость можно использовать только после отстаивания в течение  суток и фильтрации. После прокачки необходимо проверить величину полного  хода наружного конца вилки (должна быть не менее 14 мм при нажатии на педаль до отказа). Меньшая величина полного хода не обеспечивает полного  выключения сцепления и указывает  на недостаточный полный ход педали, наличие воздуха в гидросистеме или на перекрытие компенсационного отверстия главного цилиндра кромкой  манжеты или закупорку компенсационного отверстия в результате засорения. Рабочей жидкостью в приводе  выключения сцепления служит тормозная  жидкость БСК или смесь, состоящая  по весу из 50% бутилового или изоамилового спирта.

Применение жидкостей, состоящих  из других компонентов, -этиленгликоля, добавка масел минерального происхождения, смешивание тормозных жидкостей с разными вязкими основами (например, касторовое масло и глицерин) совершенно недопустимо.  
 
1. Трубопровод.  
2. Главный цилиндр.  
3. Оттяжная пружина педали.  
4. Педаль.  
5. Шаровая опора вилки.  
6. Вилка выключения.  
7. Толкатель.  
8. Защитный чехол.  
9. Стопорное кольцо.  
10. Корпус рабочего цилиндра.  
11. Поршень рабочего цилиндра.  
12. Уплотнительная манжета.  
13. Пружина.  
14. Клапан.  
15. Проушина.  
16. Контргайка.  
17. Толкатель.  
18. Чехол.  
19. Стопорное кольцо.  
20. Упорная шайба.  
21. Корпус главного цилиндра.  
22. Уплотнительная манжета.  
23. Поршень главного цилиндра.  
24. Пластинка.  
25. Уплотнительная манжета.  
26. Пружина.  
27. Штуцер.  
28. Бачок.  
29. Фильтр.  
30. Крышка.  
А компенсационное отверстие.  
Б - перепускное отверстие.

 

Диагностика неисправностей сцепления

[Д] – только для сцепления с диафрагменной пружиной 
[П] – только для сцепления с периферийными пружинами 
Отсутствие пометок – для обоих типов сцепления

Причина неисправности

Метод устранения

 

Сцепление пробуксовывает (не полностью включается) При резком нажатии на педаль акселератора двигатель набирает обороты, но автомобиль почти не разгоняется (это особенно заметно при движении на подъем); может ощущаться запах перегретых фрикционных накладок; возрастает расход топлива

Замасливание маховика, нажимного  диска, фрикционных накладок ведомого диска

Устраните причину замасливания (течь масла через манжеты двигателя  или коробки передач). Тщательно  промойте уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протрите их. Сильно замасленный ведомый диск замените

Износ или пригорание фрикционных  накладок ведомого диска

Замените ведомый диск в сборе

Снижение усилия диафрагменной  пружины [Д]/ нажимных пружин [П]

Замените нажимной диск в  сборе [Д]/ пружины [П]

Поршень главного цилиндра медленно возвращается в исходное положение  из-за разбухания манжеты или засорения  компенсационного отверстия

Замените манжеты или  цилиндр в сборе. Прочистите компенсационное  отверстие. При подозрении на попадание  бензина или других растворителей  в тормозную жидкость замените ее

Сцепление ведет (не полностью выключается) Затруднено переключение передач переднего  хода, передача заднего хода включается с шумом. Коробка передач исправна.

Неправильная регулировка  привода сцепления (мал полный ход  педали)

Отрегулируйте привод. Деформированную  вилку сцепления замените

В систему гидропривода попал  воздух

Прокачайте систему, подтяните  соединения

Ослабление заклепок или  поломка фрикционных накладок, коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм)

Замените диск

Неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика или  нажимного диска

Проточите или замените маховик (с последующей балансировкой). При  повреждении поверхности нажимного  диска замените кожух с нажимным диском в сборе [Д]

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки  передач

Очистите шлицы от грязи  и коррозии, мелкие повреждения устраните  надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки  передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку ШРУС-4

Заклинил выжимной подшипник

Замените подшипник

[Д] Перекос или коробление нажимного диска

Замените кожух с нажимным диском в сборе (“корзину” сцепления)

[Д] Лепестки диафрагменной пружины не лежат в одной плоскости

Допускается выступание отдельных  лепестков на величину не более 0,25 мм. Подогните лепестки или замените кожух с нажимным диском в сборе (“корзину” сцепления)

[Д] Износ лепестков диафрагменной пружины в месте контакта с выжимным подшипником

Замените кожух с нажимным диском в сборе (“корзину” сцепления)

[П] Разрегулированы отжимные рычаги: их лапки не лежат в одной плоскости

Отрегулируйте положение  рычагов или замените их в сборе  с пальцами и подшипниками

[П] Неравномерный износ в местах контакта отжимных рычагов с подшипниками

Замените рычаги в сборе  с пальцами и подшипниками

Сцепление не выключается (педаль “проваливается”)

Деформирована или сломана  вилка выключения сцепления

Замените вилку

Воздух в системе гидропривода

Прокачайте систему, подтяните  соединения

Сцепление не выключается (педаль “проваливается”). Кратковременно включить сцепление  удается только резким нажатием на педаль

Износ, дефекты зеркала  главного цилиндра; грязь в цилиндре

Прочистите или замените цилиндр. При разборке цилиндра желательно заменить и его манжеты

Износ или дефект манжет

Замените манжеты или  цилиндр в сборе

Рывки при трогании

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки  передач

Очистите шлицы от грязи  и коррозии, мелкие повреждения устраните  надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки  передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку ШРУС-4

Деформация ведомого диска

Замените ведомый диск

Ослабление крепления  фрикционных накладок ведомого диска, износ или трещины на накладках

Замените ведомый диск

Потеря упругости пружинных  пластин ведомого диска

Замените ведомый диск

Значительная осадка или  поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины

Замените ведомый диск

[Д] Лепестки диафрагменной пружины не лежат в одной плоскости

Допускается выступание отдельных  лепестков на величину не более 0,25 мм. Подогните лепестки или замените кожух с нажимным диском в сборе (“корзину” сцепления)

[П] Разрегулированы отжимные рычаги: их лапки не лежат в одной плоскости

Отрегулируйте положение  рычагов или замените их в сборе  с пальцами и подшипниками

Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска

Проточите или замените маховик (с последующей балансировкой) или  кожух сцепления с нажимным диском в сборе [Д]

Замасливание рабочих  поверхностей фрикционных накладок ведомого диска

Устраните причину замасливания (течь масла через манжеты двигателя  или коробки передач). Тщательно  промойте уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протрите их. Сильно замасленный ведомый диск замените

Дребезжание, стук или шум при включении  сцепления

Значительная осадка или  поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины

Замените ведомый диск

Деформация ведомого диска

Замените ведомый диск

Ослабление крепления  фрикционных накладок ведомого диска, износ или трещины на накладках

Замените ведомый диск

Равномерный шум при включенном сцеплении  или при его выключении

Износ, повреждение выжимного  подшипника сцепления или отсутствие в нем смазки

Замените подшипник

Скрип педали сцепления

Не смазаны пластмассовые  втулки педали

Смажьте втулки Литолом-24 или  ШРУС-4

Изношены пластмассовые  втулки педали

Замените втулки, перед  установкой смажьте их Литолом-24 или  ШРУС-4

После отпускания педали сцепления она  не возвращается в исходное положение

Потеряла упругость или  сломана возвратная пружина педали

Замените пружину

ехнические характеристики автомобиля ГАЗ-2410 и его модификаций

Параметр

ГАЗ 2410

ГАЗ 2411

ГАЗ 2412

ГАЗ 2414

ГАЗ 2413

ГАЗ 2417

Кузов

Цельнометаллический несущий

Тип кузова

седан

универсал

седан

универсал

Двигатель

ЗМЗ 402.10

ЗМЗ 4021.10

ЗМЗ 402.10

ЗМЗ 4021.10

ЗМЗ 402.10

ЗМЗ 4027.10

Максимальная скорость, км/ч

147

140

145

135

145

142

Контрольный расход топлива(летом исправного автомобиля после пробега 5000 км, с нагрузкой в 2 чел.) л/100км (кг/100км) при скорости  
90 км/ч

9,3

10,2

10,4

10,8

10,4

14,8 (7,6)

при 120 км/ч

12,9

13,9

14,5

15,5

14,5

20,0 (10,3)

Число мест (полезная нагрузка)

5

5

7( 2+400 кг)

4+1 (на носилках)

5

Масса снаряженного автомобиля в, кг

1400

1400

1540

1540

1540

1520

Полная масса  автомобиля, кг

1790

1790

2016

2016

1880

1910

Допустимый груз в багажнике ( при нагрузке 5 чел.), кг

50

50

-

-

-

50

Допустимая масса  установленного на крыше багажника  с грузом, кг

50

-

-

-

-

-

Допустимая полная масса буксируемого прицепа, не оборудованного тормозами, кг

500

-

-

-

-

-

Распределение по осям полной массы, кгс: 
передняя ось

855

855

900

900

845

852

задняя ось

935

935

1116

1116

1035

1058

Колея колес, мм: 
передних

1496

1496

1496

1496

1496

1496

задних

1428

1428

1428

1428

1428

1428

Дорожный просвет  под нагрузкой, мм: 
под попереченой передней подвески

172

172

172

172

172

172

под картером заднего  моста

156

156

156

156

156

156

Наименьший радиус поворота по колее переднего наружнего колеса, м

5,6

5,6

5,6

5,6

5,6

5,6

 

Двигатель

Параметр

ЗМЗ 402.10

ЗМЗ 4021.10

ЗМЗ 4027.10

Тип

Карбюраторный, 4-х  цилиндровый

Диаметр цилиндра и  ход поршня, мм

92*92

92*92

92*92

Рабочий объем цилиндров, л

2,445

2,445

2,445

Степень сжатия

8,2

6,7

8,2

Порядок работы цилиндров

1-2-4-3

1-2-4-3

1-2-4-3

Максимальная мощность, л.с.

100

90

85

Максимальный крутящий момент, кгс*м, при частоте вращения коленчатого вала 2400...2600 об/мин

18,6

17,6

17

Сорт топлива

Бензин АИ-93

Бензин А-76

Сжиженный газ

Система зажигания

Транзисторная, безконтактная

Свечи зажигания

А14В1

А14В1

А14В1

Датчик распределитель зажигания

19.3706

19.3706

19.3706

Коммутатор

12.3734-01

12.3734-01

12.3734-01

Резистор

14.3729

14.3729

14.3729

Катушка зажигания

Б116

Б116

Б116

Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны  вентилятора)

правое

 

Трансмиссия

Параметр

ГАЗ 2410

ГАЗ 2411

ГАЗ 2412

ГАЗ 2414

ГАЗ 2413

ГАЗ 2417

Сцепление

однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом выключения

Коробка передач

механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах  переднего хода

Передаточные числа  коробки передач:

I передача

3,5

II передача

2,26

III передача

1,45

IV передача

1

Задний ход

3,54

Карданная передача

открытая, одним валом

Главная передача

коническая, гипоидная, пердаточное число 3,9

 

Ходовая часть

Передняя повеска

независимая, на рычагах с цилиндрическими пружинами

Задняя подвеска

на продольных полуэллептических рессорах

Амортизаторы

гидравлические, телескопические, двухстороннего действия

Колеса

штампованные дисковые

Шины

радиальные, бескамерные или камерные, размер 205/70R14

 

Рулевое управление

Рулевой механизм

глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Передаточное число 19,1

Рулевая колонка

с энергопоглощающим элементом и противоугонным устройством

 

Тормозные системы

Рабочая тормозная  система:

передние и заднии тормозные механизмы

барабанные

привод

гидравлический, двухконтурный, с устройством, сигнализирующим  отказ в работе одного из контуров и регулятором давления в системе  задних тормозов*

усилитель

вакуумный, действует  на главный тормозной цилиндр  типа "тандем"

Стояночная тормозная  система

привод механический, Действует на колодки задних тормозов рабочей системы. Рычаг расположен на тоннеле пола между передними  сидениями

 

Электрооборудование

Напряжение сети

12 В. Отрицательные  выводы источников питания соединены  с корпусом автомобиля.

Аккумуляторная  батарея

6СТ-60-ЭМ

Генератор

16.3701перменного  тока со встроенными выпрямителями

Регулятор напряжения

13.3702-01, бесконтактный,  транзисторный

Стартер

СТ230-Б4-Э

Звуковые сигналы

С302Г и С303Г

* Регулятор давления  в системе задних тормозов  на автомобилях ГАЗ 2412 и ГАЗ  2414 не устанавливался.


 

Copyright© Mihalich 2002-2003  E-mail: mihalichboy@mtu-net.ru

 
 
Сцепление автомобиля отвечает за плавное подключение  массы транспортного средства к  двигателю при трогании с места; амортизацию шумов колебания; надежное размыкание и смыкание силового потока при переключении передач. Полный комплект сцепления состоит из маховика, корзины  сцепления, диска сцеплешия, выжимного подшипника.

Сцепление автомобиля отвечает за плавное подключение  массы транспортного средства к  двигателю при трогании с места; амортизацию шумов колебания; надежное размыкание и смыкание силового потока при переключении передач. Полный комплект сцепления состоит из маховика, корзины  сцепления, диска сцеплешия, выжимного подшипника. 
 
Диагностика неисправностей 
 
При диагностике повреждений сцепления необходим системный подход. Только в этом случае можно гарантировать определение и устранение истинной причины отказа. В первую очередь необходимо осмотреть узел, выявляя возможные причины неисправности. Не следует сразу разбирать систему на компоненты. После демонтажа поврежденных деталей анализируют картину повреждений, а также сопрягаемые детали с тем, чтобы исключить все возможные причины возникновения неисправности. 
 
Проверки работы, обслуживание, монтаж и сервис сцепления 
 
Проверка работы 
 
Для проверки функции разъединения сцепление отключается во время работы двигателя на холостом ходу. Примерно через три секунды задний ход должен включаться бесшумно. Если задний ход будет включен сразу, то это неизбежно приведет к появлению шумов. Чтобы проверить, не пробуксовывает ли сцепление, его температура должна достичь рабочей величины. Перед тестированием необходимо проехать небольшое расстояние при разных режимах работы сцепления. Тестирование включает следующие этапы: 
— снять с «ручника»; 
— установить самую высокую передачу; 
— из положения с выключенным сцеплением дать газ, пока не будет достигнут крутящий момент двигателя 2000 об/мин.; 
— удерживать это значение; 
— быстро включить сцепление. 
Если двигатель заглохнет, передающий момент сцепления в порядке. Во избежание перегрузок подобную проверку рекомендуется проводить лишь один раз. 
 
Техническое обслуживание 
 
Система выключения сцепления. 
 
В системе выключения сцепления, где конструктивно отсутствует зазор между подшипником и рычагами выключения сцепления, нужно учитывать необходимую предварительную нагрузку нажимного подшипника. Необходимо соблюдать ход выключения сцепления согласно инструкциям по эксплуатации. Зазор между подшипником и рычагами выключения сцепления в стандартных системах выключения сцепления должен составлять от 2 до 3 мм. 
 
Выжимной подшипник. 
 
При подвижных выжимных подшипниках необходимо проверить точки контакта с вилкой привода выжимного подшипника. Выжимные подшипники с центральным приводом должны легко двигаться по оси по направляющей трубе, которая должна быть направлена точно к центру маховика. Нельзя смазывать выжимные подшипники со шлицевой пластиковой вставкой. 
 
Диски сцепления. 
 
Перед монтажом дисков сцепления необходимо проверить боковое биение. Отклонение не должно существенно превышать 0,5 мм. Шлицы ступицы дисков сцепления необходимо смазать тонким слоем, чтобы обеспечить их свободное передвижение на вале коробки передач. После смазки шлицов ступицы следует насадить диск сцепления на вал коробки передач, легко подвигать в оба направления и удалить излишки смазки. Перед окончательным крепежом нажимного диска (корзины), диск сцепления необходимо отцентрировать в маховике с помощью центрирующей оправки. Для двухдисковых сцеплений центрирование необходимо осуществлять с помощью профильного вала. 
 
Нажимные диски. 
 
Нажимные диски сцеплений имеют заводские установки, их изменение не допускается! Исключение составляют двухдисковые нажимные диски с винтовыми пружинами. 
 
Маховик. 
 
При образовании в процессе эксплуатации большого количества канавок, поверхность трения обычного маховика может быть доработана. При этом необходимо соблюдать предписания производителя автомобиля. При доработке необходимо сместить поверхность для прикрепления нажимного диска на такую же величину. Центрирование нажимного диска сцепления должно быть безупречным. Опорные подшипники коленчатого вала должны двигаться свободно и быть смазаны достаточным количеством смазки. Во избежание повреждений (перекосов или разломов) нажимного диска и, как следствие, неисправностей в работе, крепеж к маховику должен осуществляться профессионально 
1. Затянуть все болты «крест на крест» вручную! 
2. Затянуть болты в три этапа, обеспечив, таким образом, правильное центрирование: 1,7, 4, 10-3, 9, 6, 12-2,8,5, 11. 
3. Затянуть болты в соответствии с предписанным моментом затяжки. 
 
 
 
Монтаж 
 
Демонтаж и монтаж сцеплений. 
 
Болты, с помощью которых корпус сцепления крепится на маховике, должны откручиваться также попеременно «крест на крест». Монтажный хомут/упор удаляется лишь после окончания монтажа. Нельзя допускать попадания пыли, грязи или масла на фрикционные накладки сцеплений. Во избежание несоосности необходимо обращать внимание на правильное положение центрирующей оправки между картером коробки передач и корпусом двигателя. 
 
Несоосность. 
 
Под несоосностыо понимается отклонение общей оси вращения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки персдач.  
Различают параллельное и угловое смещение. Причины недопустимых отклонений: 
 
— поврежден или сильно загрязнен центрирующий элемент; 
— лишние детали между двигателем и коробкой передач; 
— неправильно закручены или не закреплены болты фланца; 
— отсутствуют или повреждены установочные втулки/штифты; 
— искривлен корпус сцепления; 
— выработался направляющий подшипник первичного вала коробки передач; 
— отсутствует опорный подшипник коленчатого вала. 
 
Причины сокращения срока службы сцепления: 
 
— трогание с места на высокой передаче или с повышенной частотой вращения приводит к многократному снижению срока службы накладок; 
— остановка автомобиля на подъеме с буксующим сцеплением; 
— регулирование скорости езды посредством пробуксовывания сцепления; 
— торможение с помощью сцепления посредством переключения передачи с высшей на низшую; 
— перегруженность автомобиля или буксирование прицепа с тяжелым грузом; 
— многократное трогание с места на крутых подъемах с коротким промежутком времени; 
— частое маневрирование. Причины пробуксовки сцепления Если сцепление пробуксовывает, это не всегда означает, что причина связана непосредственно со сцеплением. Часто проблема бывает в системе выключения сцепления, неправильной доработке маховика или несоответствии сцепления типу автомобиля. Поэтому при пробуксовке сцепления рекомендуется проверить систему выключения сцепления (износ, плавность хода, установку), соответствие деталей данному типу автомобиля и правильность доработки маховика. 
 
Износ фрикциннных накладок до головок заклепок 
 
 
 
Причины: 
— нормальный износ в соответствии c условиями эксплуатации; 
— частое трогание с места/ошибки в управлении автомобилем; 
— тугой ход системы привода сцепления; 
— привод сцепления установлен или отрегулирован неправильно. 
 
Результат: недостаточное усилие сжатия сцепления. 
 
Замасливание или засаливание фрикционных накладок 
 
 
 
Причины: 
— повреждение уплотнения коробки передач или двигателя; 
— избыток смазки на первичном валу коробки передач или на подшипнике коленвала; 
— нарушение герметичности гидравлического привода. 
Результат: снижение коэффициента трения фрикционных накладок. 
 
Сгоревшая или отслоившаяся фрикционная накладка сцепления 
 
 
 
Причины: 
— постоянное пробуксовывание сцепления; 
— трогание с места на слишком высокой передаче; 
— слишком малое усилие сжатия сцепления (слабый прижим); 
— неисправность или дефект в системе включения сцепления либо отсутствие зазора между подшипником и рычагами выключения сцепления, тугой ход; 
— замасливание или засаливание; 
— слишком большая глубина маховика — ошибка доработки. 
Результат: перегрев ведет к сильному повреждению материала фрикционных накладок. 
 
Фрикционная накладка воспринимает нагрузку не всей поверхностью 
 
 
 
Причины: 
— маховик не был доработан; 
— поверхность трения имеет большое количество царапин. 
Результат: снижение коэффициента трения фрикционных накладок. 
 
Примечание: на новом нажимном диске фрикционная накладка вначале воспринимает нагрузку только снаружи (большой радиус трения), обеспечивая тем самым еще до полной приработки полную нагрузку новых деталей. Это не является дефектом детали. 
 
Перегрев нажимного диска сцепления 
 
 
 
Причины: 
— постоянное пробуксовывание сцепления; 
— замасливание или засаливание; 
— неисправность или дефект в системе выключения сцепления либо недостаточный зазор между подшипником и рычагами выключения сцепления, тугой ход; 
— слишком большая глубина маховика — ошибка доработки. 
Результат: снижение коэффициента трения фрикционных накладок. Вследствие слишком малого усилия сжатия сцепления постоянная пробуксовка сцепления ведет к превышению значений теплопоглощающей способности. Результатом является перегрев.  
 
 
Мы продолжаем рассматривать виды повреждений и причины неисправностей сцепления легкового автомобиля. В прошлом номере мы остановились на причинах пробуксовки сцепления. Сегодня закончим эту тему и начнем новую - «Сцепление не разъединяется (ведет)». «Мастер-класс» проводит компания ZF Trading 
 
Причины пробуксовки сцепления (окончание) 
 
Концы мембранной пружины сильно изношены 
 
 
 
Причины: 
- система привода изношена; 
- направляющая трубка выработалась; 
- слишком высокая предварительная нагрузка на выжимной подшипник. 
Результат: действие усилия сжатия сцепления блокируется вследствие «зависания» выжимного подшипника или же частично снижается вследствие высокой предварительной нагрузки. 
 
Разлом мембранной пружины 
 
 
 
Причина: превышение усилий сжимания или допустимого хода выключения сцепления. 
Результат: усилие сжатия мембранной пружины теряет свою расчетную величину. 
Примечание: малое отжатие нажимного диска приводит к проблемам разъединения сцепления. 
 
Ступенчатая форма направляющих кулачков после приработки 
 
 
 
Причина: выжимной подшипник задевает разъединительное кольцо или рычаги выжимного подшипника. 
Результат: усилие сжатия сцепления не действует, так как рычаги выжимного подшипника при включении сцепления застревают на ведущих кулачках. 
 
Сцепление не разъединяется (ведет) 
 
Если сцепление не разъединяется, причина не всегда связана непосредственно со сцеплением. В большинстве случаев она связана с системой выключения сцепления или же с отсутствием вращения опорного подшипники коленчатого вала - на него опирается первичный вал КПП. Также причиной неисправности может стать несоблюдение предписаний по монтажу сцепления. Поэтому, прежде всего, необходимо проверить, были ли соблюдены при монтаже обязательные предписания. Необходимо также проверить правильность установки и степень изношенности деталей системы выключения сцепления (трос, гидравлику, места шарнирных соединений). 
 
Слишком большое боковое биение диска сцепления 
 
 
 
Причина: искривление произошло при транспортировке или во время монтажа. Превышение порога бокового биения около 0,5 мм. 
Результат: предписанный уровень отжатия (разъединения) нажимного диска не является достаточным, чтобы обеспечить полное разъединение сцепления. 
Примечание: диски сцепления необходимо проверять перед монтажом на наличие бокового биения. 
 
Ржавчина в шлицах ступицы 
 
 
 
Причина: при сборке не нанесена смазка. 
Результат: диск сцепления «закусывает» и не скользит по первичному валу КПП, в то время, как фрикционная накладка еще соприкасается с поверхностью трения маховика. На начальной стадии сцепление начинает «дергаться». 
Примечание: всегда использовать высококачественную смазку. 
 
Повреждение профиля ступицы 
 
 
 
Причина: слишком большое приложение силы при соединении вала коробки передач и ступицы сцепления при монтаже. 
Результат: диск сцепления не скользит по валу коробки передач. 
Примечание: центрирование диска сцепления при монтаже необходимо осуществлять с помощью соответствующего инструмента! Осторожно установить вал коробки передач. 
 
Выпуклая форма диска сцепления 
 
 
 
Причины: 
- сильный удар при сборке валом коробки передач в ступицу диска сцепления; 
- сильный перегрев (металлические детали имеют следы перегрева синего цвета). 
Результат: предусмотренное отжатие нажимного диска более не является достаточным для безупречного разъединения сцепления. 
 
Разлом пружин фрикционной накладки или ведомого диска 
 
 
 
Причина: параллельное или угловое смещение. 
Результат: слишком большое боковое биение диска сцепления. 
 
Профиль ступицы со следами ударов/образование заусенцев 
 
 
 
Причины: 
- корпус сцепления и фланец корпуса коленчатого вала не отцентрированы, раскачивающиеся движения вследствие углового или параллельного смещения; 
- отсутствует опорный подшипник; 
-установка коробки с перекосом либо без центрирования диска; 
-число шлицов на ступице диска не соответствует по профилю и (или) количеству шлицов на первичном валу КПП, при попытке вставить вал в ступицу возникли задиры. 
Результат: заклинивание или перекос ступицы на валу коробки передач. 
Примечание: может привести к появлению шумов. 
 
Разлом торсионных пружин вследствие перегрузки 
 
 
 
Причины: 
-управление автомобилем в низком диапазоне частот вращения двигателя. Езда на малой скорости и с полной нагрузкой на высокой передаче; 
-слишком большая неравномерность работы двигателя; 
-выбитые шарниры трансмиссии. 
Результат: обломки выбрасываются наружу и заклиниваются во фрикционных накладках. 
 
Растрескивание фрикционных накладок/превышение предельной частоты вращения 
 
 
 
Причины: 
- езда с нажатой педалью сцепления при высокой скорости и на низкой передаче, что ведет к превышению предельной частоты вращения диска сцепления (например, движение накатом под гору с заранее включенной понижений передачей); 
- неправильное переключение передач с повышенной на низкую. 
Результат: обломки фрикционной накладки заклиниваются в маховике или корпусе нажимного диска. 
Примечание: причина не в двигателе! Частота вращения фрикционных накладок превышает максимальную частоту вращения двигателя в 1,7-2 раза. Перегретые накладки трескаются на более ранней стадии. 
 
Согнутые или деформированные тангенциальные пластинчатые пружины 
 
 
 
Причины: 
-большая нагрузка от толкающего усилия вследствие неправильных: переключения, буксировки, обслуживания на роликовом испытательном стенде; 
-зазор в трансмиссии; 
-искривление в ходе монтажа. 
Результат: нажимной диск отжимается недостаточно. 
 
Мембранная пружина задевает торсионные пружины при выключении сцепления 
 
 
 
Причины: 
-превышение допустимого хода выключения сцепления; 
-монтаж неверно подобранного диска. 
-монтаж диска обратной стороной (на каждом диске указано: «сторона маховика» или «сторона корзины»). 
 
Результат: мембранная пружина захватывает диск сцепления. 
Примечание: также приводит к появлению шумов. 
 
Сточенные концы мембранной пружины/рычаг выжимного подшипника 
 
 
 
Причины: 
- искривление направляющей трубы выжимного подшипника; 
- неправильное центрирование двигателя и коробки передач. 
Результат: постоянное зацепление выжимным подшипником концов мембранной пружины сверх допуска самоцентрирования ведет к возникновению относительных движений и, тем самым, к износу. Схожая ситуация может наблюдаться и на рычагах выжимного подшипника. 
 
Разлом/сильный перегрев нажимного диска 
 
 
 
Причины: 
-постоянное пробуксовывание сцепления; 
-слишком малое усилие нажима сцепления; 
-дефекты в системе выключения сцепления (тугой ход или отсутствие зазора между подшипником и рычагами выключения сцепления). 
-замасливание/засаливание; 
-слишком большое углубление в маховике из-за доработки. 
Результат: недостаточный отжим нажимного диска. 
 
Полностью разрушенный демпфер холостого хода 
 
 
 
Причина: сильный удар вала коробки передач о ступицу диска сцепления при монтаже. 
Результат: значительные разрушения ведут к выходу сцепления из строя. 
Примечание: устройство торсионных пружин с многочисленными ступенями имеет сложную, филигранную конструкцию. 
В этой связи при монтаже необходимо соблюдать особую осторожность.

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

 

1. Установить автомобиль на смотровую канаву или подъемник.

2. Снять коробку передач (см. подраздел 3.3.3).

3. Отвернуть десять болтов крепления и снять картер сцепления.

4. Зафиксировать маховик с помощью отвертки 1, отвернуть равномерно по диагонали шесть болтов 2 крепления нажимного диска к маховику и снять нажимной 3 и ведомый диски, придерживая при этом ведомый диск.

5. Отвернуть четыре болта крепления усилителя картера сцепления к блоку двигателя, приподнять заднюю часть двигателя и снять усилитель 1 картера сцепления.



Осмотр и дефектовка деталей сцепления

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

 

1. Очистить от пыли и грязи нажимной и ведомый диски, а также рабочую поверхность маховика.

2. Осмотреть ведомый диск. Трещины на деталях ведомого диска не допускаются. Проверить износ фрикционных накладок 1. Если головки заклепок 2 утоплены менее чем 0,2 мм, поверхность фрикционных накладок замаслена или ослаблены заклепочные соединения, то ведомый диск (или фрикционные накладки) необходимо заменить. Проверить надежность фиксации демпферных пружин 3 в гнездах ступицы ведомого диска. Если пружи-ны сломаны, диск необходимо заменить. На фрикционной шайбе 4, расположенной под нажимной пружиной 5 гасителя крутильных колебаний, не допускаются следы износа, перегрев или механические повреждения. Проверить биение ведомого диска, если при визуальном осмотре обнаружено его коробление. Если величина биения превышает 0,7 мм, диск заменить.

3. Осмотреть рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и перегрева. Ослабление заклепочных соединений деталей нажимного диска не допускается. При наличии указанных дефектов узлы рекомендуется заменить.

4. Внешним осмотром оценить состояние опорных колец 1 и диафрагменной пружины 2 нажимного диска. Опорные кольца не должны иметь трещин и следов износа. Трещины на диафрагменной пружине не допускаются. Места контакта (показано стрелкой) лепестков пружины с подшипником выключения сцепления должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа.

5. Проверку расположения концов лепестков пружины и их регулировку проводят на специальном приспособлении или на снятом маховике. Для проверки необходимо смонтировать нажимной диск 2 на снятый маховик 3, предварительно подложив под рабочую поверхность нажимного диска три шайбы 1 толщиной 8 мм, расположив их по отношению друг к другу приблизительно под углом 120°. Замерить расстояние от торца маховика до конца лепестка 4. Этот размер должен составлять (42,5±2) мм. Аналогично проверить данный размер и на других лепестках. Допускается выступание (утопание) лепестков пружины относительно друг друга на величину не более 0,25 мм. В противном случае концы лепестков, не лежащих в плоскости, необходимо подогнуть. После проверки положения лепестков проверяют величину перемещения рабочей части нажимного диска. Для проверки необходимо приложить усилие ко всем лепесткам 4 так, чтобы они переместились от первоначального положения на глубину 8,5 мм, при этом зазор между нажимным диском 2 и шайбами 1 должен составить не менее 1,3 мм. Убрать шайбы, для этого увеличить усилие на концы лепестков так, чтобы они переместились приблизительно на 10 мм.



Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

 

 

1. Смазать передний подшипник первичного вала, находящийся в маховике, смазкой Литол–24.

2. Проверить легкость перемещения в осевом направлении ведомого диска сцепления по шлицам первичного вала. При затрудненном перемещении удалить заусенцы со шлицов.

3. Вставить оправку, изготовленную в соответствии с указанными размерами, в передний подшипник первичного вала, находящийся в маховике.

 

4. Установить на оправку ведомый диск сцепления. При этом сориентировать ведомый диск так, чтобы выступающая часть ступицы ведомого диска была обращена в сторону нажимного диска.

5. Установить нажимной диск и завернуть шесть болтов его крепления, не затягивая.

6. При отсутствии центрирующей оправки можно использовать резервный первичный вал. В этом случае надеть на первичный вал нажимной и ведомый диски в соответствии с их ориентацией. Вставить первичный вал в передний подшипник, находящийся в маховике, и завернуть шесть болтов крепления нажимного диска, не затягивая.

7. Провести окончательную затяжку шести болтов крепления нажимного диска равномерно по диагонали моментом 20–25 Н·м (2–2,5 кгс·м).

 

8. Проверить затяжку гайки крепления шарового пальца на картере сцепления. Смазать шаровую поверхность пальца тонким слоем смазки Литол–24.

9. Установить усилитель картера сцепления, если он снимался, и затянуть четыре болта крепления усилителя к блоку цилиндров моментом 29–36 Н·м (2,9–3,6 кгс·м).

10. Установить картер на блок цилиндров и затянуть болты его крепления моментами: пять болтов M10–6gx85 (поз.1) и болт M10–6gx110 (поз. 2) – 42–51 Н·м (4,2–5,1 кгс·м); два болта крепления к усилителю М10–6gx95 (поз. 3) – 29–36 Н·м (2,9–3,6 кгс·м); два болта крепления стартера и рыма M10–6gx110 (поз. 4) – 67–75 Н·м (6,7– 7,5 кгс·м).



Главный цилиндр привода включения  сцепления

3.1.5.1. Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

 

1. Снять крышку бачка главного цилиндра сцепления и вынуть сетку.

2. Снять колпачок 1,  
открыть клапан 2 на рабочем цилиндре сцепления и слить жидкость из системы в емкость. 

3. Отвернуть гайку крепления и отсоединить трубку от главного цилиндра.

4. Отсоединить в салоне толкатель от педали сцепления, отверув гайку 1 и вынув ось 2 толкателя с двумя пластмассовыми втулками. Отвернуть две гайки 3 крепления цилиндра к щиту передка и снять главный цилиндр.


Информация о работе ГАЗ-2410 - История создания автомобиля