Договор об организации перевозок грузов (понятие, назначение, юридические свойства, условия договора)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:57, реферат

Описание работы

Сегодня в необходимости осуществления грузоперевозок, различными видами транспортом никто не сомневается, поскольку огромный грузооборот, осуществляемый транспортными предприятия, обеспечивает поддержку значительной части экономики современной Российской Федерации. Интенсивное развитие новых для России рыночных отношений повлекло глубокую структурную перестройку транспортной отрасли, и соответственно потребовало модернизацию гражданского и транспортного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере перевозки грузов. Под влиянием этих необратимых процессов, нормы о договоре перевозки грузов, включенные в разд. IV Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), подверглись изменения и дополнениям. Теперь ГК РФ, в отличие от ранее действовавшей кодификации расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки грузов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и признаки договора перевозки груза………………………….…...5
2. Правовое регулирование перевозки грузов......................................................8
3. Виды договоров перевозки грузов...................................................................12
Заключение.............................................................................................................20
Список использованных источников...................................................................21

Файлы: 1 файл

плах.docx

— 41.57 Кб (Скачать файл)

В отношении перевозки опасных грузов, действуют «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73), которые разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.94г. № 372. Эти правила  определяют основные условия перевозки опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

Перевозки грузов и пассажиров осуществляются как во внутреннем, так и в международном сообщении. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ст. 15). Поэтому условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ, например: Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ), Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.), Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г., Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, Женева, 1975 г.)  и др.

Но если обратиться к базовым конвенциям, действующим в области международных перевозок, в частности, к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) или к Конвенции о Договоре международной перевозки грузов (КДПГ), в которых Россия принимает участие, то можно заметить, что, например, Конвенция КДПГ применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Таким образом, например, при перевозках из Калининградской области в другой пункт, расположенный на территории России,  данная Конвенция не может применяться, поскольку место погрузки груза и место доставки груза находятся на территории одного и того же государства - Российской Федерации, но при этом перевозка сопровождается пересечением Государственной границы РФ, а значит, подпадает под категорию международной.

Что касается двусторонних соглашений России с другими государствами, то действует соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном сообщении (Вильнюс, 18 ноября 1993 г.),  которое устанавливает основы автомобильных перевозок пассажиров и грузов между Россией и Литовской Республикой. Несмотря на наличие этого соглашения, в нем предусмотрены не все условия перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В связи с этим,  представляется целесообразным, поддержать выдвигаемое И.А Стрельниковой, предложение о   внесении дополнений  в ч. 3 ст. 1 УАТ РФ, указывающих  на то, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации, а в части, не урегулированной международными договорами Российской Федерации, к указанным перевозкам применяются нормы УАТ РФ и Правила перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В заключение, необходимо отметить, что согласно правилу абз. 2 п. 2  ст. 284 ГК РФ условия перевозок конкретных грузов, пассажиров и багажа, а также имущественная ответственность сторон устанавливаются соглашением между участниками перевозки, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

 

3. Виды договоров  перевозки грузов

 

Перевозки, а значит и договоры перевозки можно классифицировать по различным основаниям, например, по виду транспорта; в зависимости от того осуществляются перевозки во внутреннем и международном сообщении; по числу транспортных организаций, выступающих на стороне перевозчика;  по формам эксплуатации транспорта; по объектам перевозки; в зависимости от количества перевозимо груза и т.д.

Однако для настоящего исследования, практическое применение имеет классификация договоров перевозки по виду привлекаемого транспорта: железнодорожные,  воздушные, морские, автомобильные перевозки.

Отметим, что специфика организации производственной деятельности каждого вида транспорта порождает не только особенности договора перевозки, связанные с его условиями, заключением и исполнением, но и его разновидности, которые ниже и будут кратко охарактеризованы.

Договор железнодорожной перевозки грузов занимает в системе договоров перевозки особое положение, т.к. именно железнодорожный транспорт обеспечивает наибольший объем грузоперевозок.

Содержание этого договора обусловлено комплексом прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя). Эти права и обязанности в значительной мере предопределены транспортным законодательством: УЖД РФ, Правилами перевозок грузов, а также соглашением сторон в договоре перевозки.

По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении - с участием двух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего пользования.

Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям самого железнодорожного транспорта, а также в вагонах, принадлежащих на праве собственности или аренды юридическим или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц.

Перевозчик обязан подать транспортные средства (ТС) в количестве, согласованном с грузоотправителем. Количество подаваемых вагонов, контейнеров должно соответствовать согласованному сторонами объему перевозимых грузов и виду отправки грузов. Так, Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом предусмотрено, что перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками. Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона. Соответственно контейнерной отправкой считается груз, для транспортировки которого требуется предоставление отдельного контейнера. Мелкой - груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера. Групповой - груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки. Маршрутной - груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине.

Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке. Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом установлено, что о предстоящей подаче грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку работник станции должен уведомить грузоотправителя не позднее, чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку. При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, время нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути исчисляется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то железная дорога обязана вновь уведомить грузоотправителя о предстоящей подаче.

Место подачи транспортных средств зависит от особенностей их эксплуатации, а также технических возможностей перевозчика и отправителя груза. Перевозчик обязан подать грузоотправителю вагоны, контейнеры не только в определенном количестве, но и в надлежащем состоянии. Предоставленные транспортные средства должны быть в исправном техническом состоянии, а также быть пригодными для перевозки соответствующего груза. В ст. 20 УЖТ РФ установлено, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров должен определять перевозчик.

При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Выданная на основе накладной грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки груза.

Обязанностью грузоотправителя является точное и полное указание в накладной всех необходимых сведений о сдаваемом грузе, его особых свойствах. Железная дорога, в свою очередь, имеет право на выборочную проверку сведений, внесенных отправителем в накладную.

Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением договора перевозки грузов, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения.

Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Обязанностью грузополучателя является окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.

Грузоотправителю предоставляется право отказаться от исполнения уже заключенного договора перевозки груза до его отправления, а также право на внесение изменений в грузовую накладную грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу. Кроме того, за грузоотправителем сохраняется право распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателемили невозможности выдачи его грузополучателю, например в случае ошибочной выдачи груза ненадлежащему лицу или розыска пропавшего груза.

Грузополучатель вправе отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением (ст. 111 ВК РФ).

Перевозчик без участия отправителя вносит в накладную сведения: о платежах, внесенных отправителем при отправлении груза, и о платежах, подлежащих взысканию с получателя;  о предусмотренных пунктах перевалки, переадресовки, о состоянии тары и упаковки, если она вызывает замечания.

Последний в соответствии с рассматриваемой классификацией транспортных договоров – является договор автомобильной перевозки грузов, который обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК РФ, УАТ РФ, имеет ряд особенностей. Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автопредприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю, т.е транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя. Во-вторых, спецификой договора перевозки груза автомобильным транспортом является то, что при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу письменной формой договора является путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.

Содержание договора перевозки конкретного груза представляет собой совокупность всех его условий, предусматривающих права и обязанности сторон. Указанные условия предопределены предметом данного договора, а именно: необходимостью урегулировать действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдачи его получателю, а также действия грузоотправителя по уплате за перевозку груза установленной платы.

К числу существенных условий договора относятся: предмет договора перевозки, вид груза, который подлежит доставке, срок доставки груза и провозная плата. При отсутствии соглашения по указанным условиям договор считается незаключенным.

Договор об организации перевозки грузов представляет собой такой договор, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Как известно, договор перевозки конкретного груза оформляет непосредственно сам процесс перемещения груза, а отношения, возникающие на стадии подготовки перевозочного процесса, остаются за рамками этого договора, как правило, они опосредуются договорами на организацию перевозок (ст. 798 ГК РФ). Специфика перевозки грузов автомобильным транспортом создает объективную необходимость в обоих видах договоров.

Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применялся  на речном, морском, воздушном, а теперь и на автомобильном транспорте.

Необходимо отметить, что ГК РФ не устанавливает требований к содержанию договора фрахтования. В отличие от ГК РФ, в  части 2 ст. 18 УАТ РФ определено, что договор фрахтования должен включать: сведения о сторонах договора, наименовании груза, типе и количестве предоставляемых ТС, маршруте и месте их подачи, сроках выполнения перевозки, размере платы за пользование ТС. Это договор  может включать в себя иные не указанные в части 2 этой статьи условия. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление ТС для перевозки груза.

Обязанности фрахтовщика в части предоставления ТС подачи схожи с обязанностями перевозчика по подаче ТС. Например, если фрахтовщик предоставил ТС, не соответствующее условиям договора, или сделал это с опозданием, транспорт считается не предоставленным со всеми вытекающими отсюда последствиями - отказом фрахтователя от исполнения договора и взыскания в его пользу штрафа. Согласно п. 2 ст. 34 Устава - это 20% платы, установленной за пользование соответствующим ТС (иное может быть установлено договором). Кроме того, фрахтователь вправе требовать возмещения причиненных ему убытков. 

С другой стороны, если фрахтователь предъявил для перевозки иной груз (в нарушение договора фрахтования), это считается отказом использовать предоставленные фрахтовщиком ТС, и фрахтовщик вправе взыскать 20%-ный штраф и убытки (п. 2 ст. 35 Устава).

Акцентируем внимание, что согласно п. 3 ст. 8 Устава транспортная накладная при заключении договора фрахтования не оформляется.

В целом, оценивая положительно, появление в УАТ РФ норм, регламентирующих договор фрахтования на автомобильном транспорте,  нельзя не отметить, их противоречивость, не совсем четкое изложение закрепленных в них правил. Так, по нашему мнению УАТ РФ не совсем четко регламентирует вопрос о форме договора фрахтования. В частности, в пункте  6 ст. 2 УАТ РФ закреплено, что формой договора фрахтования является заказ-наряд, но при этом  не конкретизировано, в отношении какого именно договора фрахтования установлена эта форма (для перевозки грузов или пассажиров и багажа). При этом ч. 4 ст. 18 УАТ РФ допускает по соглашению сторон возможность применения иной формы для договора фрахтования. А ст. 27 УАТ РФ устанавливает, что договор фрахтования ТС для перевозки пассажиров и багажа заключается на основании заказа (при этом в УАТ РФ не содержится определения и содержания  этого заказа), и только в случае отсутствия необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа,  договор заключается на основании заказа-наряда.

Информация о работе Договор об организации перевозок грузов (понятие, назначение, юридические свойства, условия договора)