Договор об организации перевозок грузов (понятие, назначение, юридические свойства, условия договора)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:57, реферат

Описание работы

Сегодня в необходимости осуществления грузоперевозок, различными видами транспортом никто не сомневается, поскольку огромный грузооборот, осуществляемый транспортными предприятия, обеспечивает поддержку значительной части экономики современной Российской Федерации. Интенсивное развитие новых для России рыночных отношений повлекло глубокую структурную перестройку транспортной отрасли, и соответственно потребовало модернизацию гражданского и транспортного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере перевозки грузов. Под влиянием этих необратимых процессов, нормы о договоре перевозки грузов, включенные в разд. IV Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), подверглись изменения и дополнениям. Теперь ГК РФ, в отличие от ранее действовавшей кодификации расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки грузов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и признаки договора перевозки груза………………………….…...5
2. Правовое регулирование перевозки грузов......................................................8
3. Виды договоров перевозки грузов...................................................................12
Заключение.............................................................................................................20
Список использованных источников...................................................................21

Файлы: 1 файл

плах.docx

— 41.57 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Уральский государственный университет путей сообщения

 

 

 

 

                                                                                  Кафедра: СУГР

 

 

                              РЕФЕРАТ

по дисциплине: Транспортное право

на тему: «Договор об организации перевозок грузов (понятие, назначение, юридические свойства, условия договора)»

 

Проверил:

преподаватель

Плахотич С.А

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы МТ-618

№ зач. книжки 08-МТ-

Андриянова Т.В




 

                                                   Екатеринбург

                                                          2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Понятие  и признаки договора перевозки  груза………………………….…...5

2. Правовое  регулирование перевозки грузов......................................................8

3. Виды  договоров перевозки грузов...................................................................12

Заключение.............................................................................................................20

Список использованных источников...................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

Сегодня в необходимости осуществления грузоперевозок, различными видами транспортом никто не сомневается, поскольку огромный грузооборот, осуществляемый транспортными предприятия, обеспечивает поддержку значительной части экономики современной Российской Федерации. Интенсивное развитие новых для России рыночных отношений повлекло глубокую структурную перестройку транспортной отрасли, и соответственно потребовало модернизацию гражданского и транспортного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере перевозки грузов. Под влиянием этих необратимых процессов, нормы о договоре перевозки грузов, включенные в разд. IV Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), подверглись изменения и дополнениям. Теперь ГК РФ, в отличие от ранее действовавшей кодификации расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки грузов.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Вместе с тем,  правовое регулирование в ГК РФ отношений, связанных с перевозкой грузов в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозка, законодатель посвятил лишь 17 статей (для сравнения, гл. 30 ГК о купле-продаже насчитывает более 100 статей). Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Как известно специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта закреплены в специальном транспортном законодательстве. В последние годы  транспортное законодательство подверглось значительной модернизации. Так с 20 мая 2003 г. вступил в силу новый Устав железнодорожного транспорта РФ (далее – УЖТ РФ)[2], а 8 ноября 2007 г. вступил в силу новый  Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ от № 259-ФЗ[3] (далее - УАТ РФ), сменивший действовавшего на протяжении почти 40 лет УАТ РСФСР[4], который не только морально устарел, но, по существу, не мог надлежащим образом регламентировать изменившиеся общественные отношения на автомобильном транспорте в связи с переходом к рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  признаки договора перевозки  груза

В самом начале отметим, что в Российской Федерации, договор перевозки является единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве. Все виды перевозок грузов, пассажиров и багажа, согласно п. 1 статьи 784 ГК РФ, осуществляются на основании  этого договора, который  «занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, являясь как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю».

В системе  транспортных договоров, этот договор часто именуется как договор перевозки конкретного груза (партии грузов) или разовым договором.

Прежде чем начать правовую характеристику договора перевозки груза, необходимо сделать небольшое отступление, и отметить, что, безусловно, важным условием при перевозке грузов, является разграничение понятий «перевозка грузов» и  встречающегося в ряде законов и постановлений Правительства РФ понятия  «транспортировка грузов».

Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов  и их перевозка подразумевают перемещение грузов из одной точки в другую. Однако это не так, эти понятия не идентичны

Общее определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст.785 ГК РФ. Согласно пункта первого этой нормы, под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Характеристика гражданско-правовых договоров осуществляется с использованием различных критериев, которые позволяют уяснить правовую природу соответствующего договора, его значение и сферу применения.

В частности, договоры могут быть возмездными и безвозмездными в соответствии с критерием наличия встречного удовлетворения интересов во взаимоотношениях контрагентов по договору.

Из легального определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, поскольку за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз, и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату, и имеет право на перевозку сданного груза.

Договоры могут подразделяться на односторонние и двусторонние. Договор перевозки груза является двусторонне обязывающим, поскольку каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его стороны: перевозчик и отправитель грузов. Перевозчик - коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требованию всякого, кто к ней обратится. Отправитель - любой субъект гражданского права.

В договоре перевозки может быть третье лицо (получатель груза), которое не участвует в заключение договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату).

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК РФ). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК РФ\).

В теории договорного права, в зависимости от того, что именно - соглашение сторон или реальная передача вещи служит правообразующим фактом, договоры делятся на консенсуальные и реальные.

В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор считается заключенным либо в момент получения акцепта оферентом (консенсуальный договор), либо после передачи имущества на основании ранее достигнутого соглашения (реальный договор).

Из определения договора перевозки груза, следует, что он считается заключенным с момента передачи одной стороной (грузоотправителем) соответствующего имущества другой стороне (перевозчику), т.е. законодатель связывает возникновение обязательств по перевозке с фактом сдачи груза перевозчику, следовательно,  можно предположить, что он сконструирован по модели реального договора. На данное обстоятельство обращали внимание многие ученые. Так, В.Т.Смирнов писал: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить «вверенный» ему груз».

Как верно отмечает В.В. Груздев, без передачи имущества реальный договор не может считаться состоявшимся и порождающим какие-либо правовые последствия. Следовательно, реальный договор связывает стороны лишь после передачи соответствующего имущества.

В то же время в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Так, например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным.

Так же отметим, что при автомобильных грузоперевозках, применяются как реальные, так и консенсуальные договора, поскольку  используется несколько видов договоров: договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов, и разовые договоры (заказы), или договоры перевозки конкретного груза. Годовой договор направлен на организацию предстоящих перевозок грузов, момент его заключения не связывается с передачей материальных ценностей, подлежащих транспортировке. Поэтому годовой договор - консенсуальный. Что касается договора перевозки конкретного груза, то он заключается в момент принятия автотранспортным предприятием от отправителя груза вместе с товарно-транспортной накладной, т.е. соглашение сторон носит характер реального договор.

Таким образом, договор перевозки грузов  является срочным, взаимным, как реальным, так и консенсуальным, возмездным, публичным, при осуществлении перевозок грузов общественным транспортом. 

 

2. Правовое регулирование  перевозки грузов

Все виды перевозок грузов осуществляются на основании договора перевозки, унифицированные общие нормы о котором содержатся в Гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а более детально особенности и условия перевозки грузов железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным, внутренним водным транспортом, определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил.

Эти особенности обусловлены очевидной спецификой перевозочной деятельности отдельных видов транспорта, существенным различием транспортных средств, объемом перевозок и неоднозначностью правового регулирования. Последняя несколько снивелирована в ГК РФ. Однако о полной унификации нельзя говорить, поскольку  гл. 40 ГК  РФ содержит лишь 17 статей, в большинстве из которых содержатся отсылочные положения к транспортным уставам и кодексам. Вместе с тем значение ГК РФ в регулировании перевозок грузов нельзя недооценивать, поскольку в нем законодатель значительно расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки.

В настоящее время в Российской Федерации действуют ВК РФ, КТМ РФ, КВВТ, УАТ РФ, УЖТ РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Отношения в сфере перевозок могут регулироваться также другими законами.

Отношения по перевозке грузов, багажа и пассажиров регулируются также правилами, издаваемыми в соответствии с транспортными уставами и кодексами. В ГК РФ не названы органы, утверждающие эти правила. В ст. 2 ВК РФ в числе актов, регулирующих отношения в области авиации, указано на федеральные авиационные правила, принимаемые в порядке, определенном Правительством РФ. Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте, правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа утверждаются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и регистрируются в Минюсте России. В настоящее время МПС России издан ряд новых правил перевозок грузов, а также пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте.

Что касается автомобильных грузоперевозок, то отметим, что на основании ст. 3 УАТ РФ Правительством РФ в ближайшее время должны быть утверждены новые правила перевозок грузов автомобильным транспортом, но в настоящий момент действуют «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом», которые  являются на территории РФ обязательными для предприятий и организаций автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки грузов. Эти правила регулируют порядок: заключения договоров на перевозку; правила маркировки, пломбирования; правила приема, погрузки и разгрузки, выдачи грузов;  правила переадресовки грузов;  расчеты за перевозку; правила перевозки различных видов грузов (скоропортящихся грузов, в контейнерах);  и другие правила.

Информация о работе Договор об организации перевозок грузов (понятие, назначение, юридические свойства, условия договора)