Автотранспорт, как основной источник загрязнения окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

Проблема охраны окружающей среды является сегодня одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависит жизнь на Земле и здоровье человека. Эта проблема обострилась уже в прошлом XX веке, когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода.

Файлы: 1 файл

Автомобиль и охрана окружающей среды.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Тарайкович  Н.А.,

студент группы ТАМ – 1т,

ОГАУ  СПО «Губкинский

  политехнический техникум»

 

Автотранспорт, как основной источник

загрязнения окружающей среды

 

 

Проблема охраны окружающей среды является сегодня одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависит жизнь на Земле и здоровье человека. Эта проблема обострилась уже в прошлом XX веке, когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода.

Первым виновником порчи атмосферного воздуха является детище научно-технического прогресса – автомобиль. Поглощая столь необходимый для жизни кислород, он интенсивно «обогащает» воздушную среду токсичными компонентами, наносящими вред всему живому и неживому. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов.

В соответствии с различиями в количествах и  видах выбрасываемых загрязняющих веществ, предлагаю рассмотреть в отдельности двигатели внутреннего сгорания (особенно двух- и четырехтактные) и дизели и, аналогичным образом, паровые и дизельные локомотивы различных мобильных источников, к которым относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле (по шоссейным и железным дорогам), по воде и по воздуху. В таблице показаны виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников:

 

Тип двигателя

Топливо

Основные  виды загрязнений

Транспорт

Четырехтактный  двигатель внутреннего сгорания

Бензин

Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота

Автомобили, автобусы, самолеты, мотоциклы

Двухтактный двигатель  внутреннего сгорания

Бензин (с добавлением  масла)

Углеводороды, оксид углерода, оксид азота, твердые  вещества

Мотоциклы вспомогательные  моторы

Дизель

Лигроин

Оксиды азота, твердые вещества

Автобусы, трактора, машины, поезда

Газовая турбина

Бензин

Оксиды азота, твердые вещества

Самолеты, корабли, поезда

Паровой котел

Уголь, нефть

Оксиды азота, диоксид серы, твердые вещества

Корабли, паровозы


 

Каковы же последствия таких выбросов для природы и здоровья человека? «Вклад» автомобильного транспорта в атмосферу составляет 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автомобиль добавляет в почву и воздух тяжелые металлы, другие вредные вещества. В результате сжигания жидкого топлива в воздух ежегодно выбрасывается, по разным оценкам, от 180 тыс. до 260 тыс. т свинцовых частиц, что в 130 раз превосходит естественное поступление свинца в атмосферу при вулканических извержениях (2-3 тыс. т в год). В некоторых крупных городах, переполненных автомобилями, содержание свинца в атмосфере уже достигло опасной для здоровья человека концентрации или приближается к ней.

В связи с  тем, что отработавшие газы автомобилей  поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно  отличается от процесса рассеяния высоких  стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей. При вдыхании городского воздуха крупные свинцовые аэрозоли задерживаются в бронхах и носоглотке, а те, что имеют диаметр менее 1 мк (их примерно 70-80%), попадают в легкие, а затем проникают в капилляры и, соединяясь с эритроцитами, отравляют кровь. Причем известно, что «свинцовый воздух» вреднее «свинцовой воды». Признаки свинцового отравления – анемия, постоянные головные боли, мышечная боль, проявляются при содержании в крови свинца 80 мкг/100 мл. Это опасный рубеж, начало болезни.

Угарный газ  и окислы азота, выделяемые из глушителя автомобиля, выступают причинами головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ воздействует на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам. Все эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям. В больших городах широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования.

Токсичные вещества нарушают и рост растений, способствуя  снижению урожаев, потерям в животноводстве, постепенной гибели деревьев. В растениях может аккумулироваться значительное количество свинца.

Человечеству  необходимы широкомасштабные и комплексные меры по предотвращению, нейтрализации или хотя бы существенному сокращению тех негативных последствий, которые порождаются автомобилизацией общества.

Для предупреждения загрязнения воздушного бассейна в нашей стране в законодательном порядке установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере. Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлены разовые и среднесуточные ПДК. Но одного контроля за нормами ПДК недостаточно, необходим целый комплекс разнообразных мероприятий.

Содержание  работ по анализу состояния атмосферы  и выработке мер по её защите включает несколько этапов. На первом – на основе мониторинга выявляются основные загрязнители, представляющие угрозу для здоровья населения, жизни фауны и состояния флоры. Следующий этап связан с установлением источников твердых и газообразных выбросов, вносящих существенный вред в загрязнение атмосферного воздуха. И, наконец, на последнем этапе осуществляются меры, связанные с разработкой способов и методов, а также устройств для борьбы с загрязняющими атмосферу выбросами.

Анализируя  изучаемую специальную литературу по автомобилестроению, я сделал для себя выводы, что с помощью специально проводимых мероприятий можно добиться существенного снижения загрязнения атмосферы.

Например, вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем. Значения выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси воздуха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зависят также от типа двигателя. Доказано, что на выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч. Отсюда следует, что качественное дорожное полотно  и ограничение скорости помогут снизить загрязнение воздуха.

Этому могут  способствовать и объездные дороги крупнонаселенных городов, которые необходимы не только как способ уменьшения  пробок на дорогах, но и для уменьшения загазованности воздуха мегаполиса.

 На мой взгляд, необходимо усилить работу по контролю за выбросами выхлопных газов от автотранспорта на дорогах, проводя рейды, акции «Чистый воздух», «Нет – выхлопным газам!», привлекая не только  инспекторов Госавтоинспекции, но и сотрудников комитета по охране природы.

Мониторинг  показывает, что наиболее загрязняющими из автотранспорта остаются ДВС, работающие на бензине, а наиболее чистые – на газу. Человечество, поставив себя на грань экологической катастрофы, всерьез задумывается о возможности передвижения без помощи двигателя внутреннего сгорания, безжалостно отравляющего воздух. Один из вариантов – использование солнечной энергии. Конечно, современные машины на солнечных батареях еще не могут соперничать с «Вольво» или «Тойотой», но в США, Японии, Австралии, России подобные разработки ведутся при непосредственном участии известнейших промышленных фирм. Уже появились первые экологически чистые электромобили не только в мировой практике, но даже в нашем регионе. Пусть их цена пока еще очень велика. Но машиностроительной отрасли необходимо продолжать разработки новых, экологически чистых видов автотранспорта, которые смогут быть доступными для каждого человека.

Охрана окружающей среды еще долго будет одним из первостепенных вопросов, которые требуют немедленного разрешения. В России к 2015г. ожидается увеличение выбросов вредных веществ автомобильным транспортом на 20%. Предполагается, что этот рост будет происходить за счет значительного увеличения парка легковых автомобилей и изменения структуры парка грузового транспорта.

Я считаю, что необходимо продолжать изучение данной проблемы, углублять знания и выявлять результаты по исследованию выбросов выхлопных газов от автотранспорта.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Беккер А.А., Агаев Т.Б. Охрана и контроль загрязнения природной среды/ Ленинград «Гидрометеоиздат», 1989 г.
  2. Бретшнайдер Б., Курфюрст И. Охрана воздушного бассейна от загрязнений/ Ленинград «Химия» Ленинградское отделение, 1989г.

 

  1. Елманов В.И., Терновая Г.Г. Охрана атмосферного воздуха/                             Москва "Юридическая литература", 1984 г.
  2. Охрана окружающей среды/ под ред. Белова С.В./ Москва «Высшая школа», 1983г.
  3. Пальгунов П.П. Сумароков М.В. Утилизация промышленных отходов/

    Москва «Стройиздат», 1990г.


Информация о работе Автотранспорт, как основной источник загрязнения окружающей среды