Автомобилизация населения регионов РФ за период 1995-2009 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление динамики числа легковых автомобилей на 1000 жителей в субъектах Российской Федерации с 1995 по 2009 год.
В ходе работы были решены следующие задачи:
определено значение легкового автомобильного транспорта;
проанализирована история использования легковых автомобилей в России;
собраны необходимые статистические данные и далее обработаны;

Файлы: 1 файл

Автомобилизация населения_ЛиповскаяНИ_2011.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Анализ числа собственных  легковых автомобилей на 1000 человек населения по регионам РФ за период 1995-2009 г.

Значимым фактором в определении динамики числа легковых автомобилей в расчёте на 1000 жителей является увеличение суммарного числа легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании в стране за период с 1995 года по 2009 с 92,3 до 220,8 штук на 1000 жителей (см. таблицу 1). Это увеличение составило почти 2,5 раза, что является серьезным показателем. Объяснить данный факт можно улучшением уровня жизни населения, импортом автомобилей из-за границы, улучшением производства отечественных легковых автомобилей, техническим прогресс, при котором человеку стало проще и удобней пользоваться личным транспортом, и к тому же появились марки автомобилей, доступные населению со средними доходами.

За период 1995-2009 г. Десятка лидеров изменилась, но показатели возросли без исключения во всех регионах. В 2009 году в десятку лидеров вошли: Камчатский край (с 136 до 343,8 автомобилей на 1000 жителей, 253%), г. Санкт- Петербург (247%), Московская область (290%), Калининградская область (209%), г. Москва (200%), Приморский край (199%), Сахалинская область (148%), Ханты-Мансийский автономный округ (186%), Рязанская область (367%), Магаданская область (235%).

Также из регионов, не вошедших в десятку лидеров, очень высокий рост показали Курская область (393%), Рязанская область (367%), Вологодская область (360%), значительный рост у Брянской области (318%), Костромской области (300%), Тверской области (307%). Сверхвысокий рост у Чукотского автономного округа - более 500%, но, не смотря на это, он остаётся на последнем месте, его показатели увеличились с 9,9 до 54,8 автомобилей на 1000 жителей.

Следует сказать, что некоторые регионы совершили переход из одной группы в другую, в несколько раз увеличив свои показатели с 1995 по 2009 год. Это было связано с ростом уровня жизни населения, доступности иностранных автомобилей на российском рынке. Таких регионов, как ни удивительно, оказалось значительное количество. Это такие регионы, как Белгородская область, Владимирская область, Воронежская область, Калужская область, Орловская область, Тамбовская область, Тверская область в Центральном федеральном округе; Республика Коми, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область в Северо-Западном федеральном округе, в котором находится один из регионов лидеров – город Федерального назначения Санкт-Петербург, рост показателей в котором позволил переместиться из пятой группы сразу в первую; Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область в Южном федеральном округе; Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Оренбургская область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область в Приволжском федеральном округе (из пятой группы в третью).

В Уральском федеральном округе из пятой группы в третью перешли: Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Челябинская область. В Сибирском федеральном округе такой переход сделали: Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область и Томская область – почти все регионы, принадлежащие этому федеральному округу.

В Дальневосточном федеральном округе находится регион-лидер по количеству легковых автомобилей на 1000 жителей - Камчатский край, а так же и регион – аутсайдер – Чукотский автономный округ, который не совершил перехода из шестой группы с самыми низкими показателями, так как число легковых автомобилей на 1000 жителей возросло незначительно, по сравнению с регионами России. Что касается третьего региона лидера - Московской области, то его показатель в 2009 году не намного выше показателя в г.Москве, но столица России пока относится только ко второй группе, уходя в тень Московской области.

Стоит также отметить регионы, перешедшие из пятой группы с  низкими показателями во вторую, почти лидирующую, группу. Таких регионов немного. Это Липецкая область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область, Республика Карелия, Ленинградская область, Республика Адыгея, Краснодарский край, Самарская область, Свердловская область, Тюменская,  и Магаданская области.

Если брать во внимание отдельно федеральные округа Российской Федерации, то заметим, что их лидерство обуславливается наличием большого количество регионов, совершивших вышеописанные переходы из пятой группы в третью и вторую, а также наличием регионов-лидеров именно в этих округах. Бесспорным лидером по числу таких регионов, а так же по показателям числа легковых автомобилей на 1000 жителей на 2009 год является Северо-Западный федеральный округ (с 97,7 до 245,7); на втором месте Центральный федеральный округ (с 95,3 до 243,1); и на третьем - Уральский федеральный округ (с 96,9 до 235,9), объединяющий в себе всего 6 регионов России.

 

Заключение

За период с 1995 по 2009 год число легковых автомобилей на 1000 жителей значительно возросло, и рост произошёл во всех регионах Российской Федерации без исключения. В 1995 году лидерами были Сахалинская область, Ханты-мансийский автономный округ, г.Москва. В 2002 к ним присоединись Камчатский край, Калининградская область, Московская область. Тот факт, что люди стали приобретать всё больше и больше автомобилей для личного пользования, объясняется тем, что за рассматриваемые года произошло увеличение уровня жизни населения; расширились торговые связи с другими странами, что способствовало поставке всё большего числа иномарок на российский рынок; возросла потребность человека в личном транспорте, а так же улучшилось и расширилось производство отечественных автомобилей. В число регионов-лидеров в 2009 году вошли Камчатский край, г.Санкт-Петербург и Московская область. Это объясняется наличием всех основных причин увеличения числа легковых автомобилей в личном пользовании жителей.

Как было замечено в исследовании, причины отстающей позиции Чукотского автономного кроются в хранении и соблюдении жителями традиций предков и зачастую отсутствием необходимости пользоваться современными изобретениями.

Среди федеральных округов лидером по числу легковых автомобилей на 1000 жителей на 2009 год является Северо-Западный федеральный округ (245,7), в котором расположены регион-лидер г.Санкт-Петербург, а также регионы, относящиеся ко второй группы и немного не дотягивающие до лидирующих: республика Карелия, Ленинградская область и Калининградская область. В последней среди автомобилей, находящихся в личном пользовании, преобладают марки европейских производителей, что объясняется географическим положением региона. Так же было замечено, что в ближайшие годы ожидается не менее стремительный рост числа легковых автомобилей, и, возможно, г.Москва и некоторые другие регионы, находящиеся сейчас на втором месте «вырвутся» в лидеры.

 

Список литературы

  1. Антонов И. С. Краткая история автомобилестроения. М. 2001.
  2. Мировое производство автомобилей // БИКИ. 2007. № 55–56 (8401–8402).
  3. На мировом рынке легковых автомобилей // БИКИ. 2009. № 39 (8385).
  4. Проблемы экологической чистоты автомобильного транспорта // БИКИ. 2002. № 64–65 (8410–8411).
  5. РБК // 2010. № 7-59
  6. Аналитическое агентство Автостат: http://www.autostat.ru/
  7. Официальный сайт Комитета государственной статистики: http://www.gks.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Автомобилизация населения регионов РФ за период 1995-2009 г