Автомобилизация населения регионов РФ за период 1995-2009 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление динамики числа легковых автомобилей на 1000 жителей в субъектах Российской Федерации с 1995 по 2009 год.
В ходе работы были решены следующие задачи:
определено значение легкового автомобильного транспорта;
проанализирована история использования легковых автомобилей в России;
собраны необходимые статистические данные и далее обработаны;

Файлы: 1 файл

Автомобилизация населения_ЛиповскаяНИ_2011.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

 

Факультет

Экономический

Кафедра

Региональной экономики и географии


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА


 

На тему:

Автомобилизация населения регионов РФ за период 1995-2009 г.

 

Студент:

Липовская Наталья Игоревна

Электронный адрес:

natalialipovskaja@rambler.ru

Группа

ЭЭ-103

Страна:

Россия


 

Научный руководитель:

Старший преподаватель Елагин С.А.

 

Зав. кафедрой:

к.г.н., доц. Холина В.Н.


 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011


 Оглавление

 

 

Введение

Выбранная тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день, поскольку  легковые автомобили прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Люди используют этот вид транспорта для перевозок пассажиров, грузов. В России существует большое количество заводов, фабрик, занимающихся сборкой автомобилей, обслуживанием, значительная часть людей занята в этой сфере. Однако иметь в личном пользовании и в частной собственности автомобиль может не каждый, об этом говорит статистика, показывающая количество автомобилей на 1000 человек по всем регионам Российской Федерации.

Целью работы является выявление динамики числа легковых автомобилей на 1000 жителей в субъектах Российской Федерации с 1995 по 2009 год.

В ходе работы были решены следующие задачи:

  • определено значение легкового автомобильного транспорта;
  • проанализирована история использования легковых автомобилей в России;
  • собраны необходимые статистические данные и далее обработаны;
  • по данным статистики построить карты;
  • по получившимся данным проведён территориальный анализ для выявления причин территориальных различий;
  • выявить тенденции, и подведены итоги и сделаны выводы.

Данное исследование  основано на статистических подсчётах, произведённых в период с 1995-2009 год, и в нём использовались такие методы научного исследования как экономический, картографический анализ данных, статистический  метод, синтез, сравнение, изучение необходимой литературы, документов.

В работе были использованы программы: Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Excel 2007, Microsoft Office PowerPoint 2007, Paint.

Источники информации: официальный сайт Государственного комитета статистики, литература по тематике.

 

 

Глава 1. Автомобилизация в России.

1.1. Автомобильная промышленность в России.

«В период до первой мировой войны Россия не имела своей автомобильной промышленности как специализированной отрасли производства. Россия была крупнейшим в мире импортером автомобилей. Если в 1901-1903 гг. их было ввезено 148 штук, то накануне первой мировой войны в стране насчитывалось 13 тыс. автомобилей 270 иностранных фирм. Отдельные мелкие предприятия не могли наладить массового производства автомобилей. Так, например, Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908г., за время своей работы (до эвакуации в 1915 г.) выпустил 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей.

В середине 1915 г. на высшем государственном уровне было принято решение о создании отечественной автомобильной индустрии, основу которой в первое время должны были составить 6 наиболее перспективных предприятий: завод Автомобильного Московского общества (АМО), АО "В.А. Лебедев", АО "Русский Рено", АО "Аксай" в Ростове-на-Дону, Русско-Балтийский завод (к этому времени уже переведенный из Риги в Москву) и завод "Бекас" в Мытищах под Москвой. Для этой цели был выделен государственный кредит для организации автомобильного производства по обеспечению потребностей армии. В 1916 г. на всех заводах предполагалось выпускать 7 тыс. легковых и 4 тыс. грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени ещё не был полностью построен.

В 1924-1930 гг. выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного производства в небольших количествах. Производство легковых автомобилей НАМИ-1 было организовано в 1927-1928 гг. в Москве на заводе «Спартак».

После Великой отечественной войны, наряду с реконструкцией и расширением действующих заводов, были построены и начали производство автомобилей Ульяновский завод легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954 г.). На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1947 г. начат выпуск легковых автомобилей "Москвич-400". С 1953 г. был начат выпуск автобусов на Павловском (Горьковская область) автобусном заводе. В 1945 г. на Московском автозаводе было организовано производство легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947-1948 гг. автозаводы начали освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся: грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210; легковые - "Победа", ГАЗ-69. Расширился типаж автомобилей – кроме бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и других специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели меньший удельный расход топлива.

С конца 1960-х годов до 1990-х гг. началось массовое производство легковых автомобилей после строительства Волжского автозавода в городе Тольятти, рассчитанного на выпуск 660 тыс. легковых малолитражных автомобилей в год». (1)

Парк легковых автомобилей, принадлежащих гражданам СССР в 1976 г., составлял 3,6 миллиона машин, из которых 33% приходилось на "жигули", 24 % — на "запорожцы", 23 % — на "москвичи" и 10 % — на "ижи". С учетом перспектив дальнейшего роста, надо было создавать сеть сервисного обслуживания для машин ВАЗ. Ее организация началась в первой половине 1970-х гг. Сервисная отрасль сулила немалую прибыль в казну, и ее развитие щедро субсидировалось. Страна довольно быстро получила большое количество (97 станций и 100 передвижных пунктов в 1973 г.) "вазовских" СТО, причем немалое их количество представляло собой обширные сервисные центры, где работа была поставлена с индустриальным размахом.(2)

 

1.2. Легковые автомобили в мире.

«По уровню автомобилизации населения Россия занимает скромное место в мире. Сегодня на 1000 жителей страны приходится 169 легковых автомобилей. В США этот показатель составляет 767, в Германии – 546, в Японии – 435, во Франции – 495, в Италии – 588. Производство легковых автомобилей в России в настоящее время отстает от ведущих автомобильных государств в 4–8 раз. В то же время емкость рынка легковых и грузовых автомобилей находится на уровне 4–5 процентов ВВП, более половины из которых сейчас покрывается за счет импорта. Выпускаемые отечественными производителями автомобили не конкурентоспособны. По этой причине страна ежегодно теряет от 15 до 20 млрд. долл. национального дохода, который уходит в другие страны. Уже почти два последних десятилетия Российский автопром находится в инерционном состоянии, не имея возможности противостоять натиску стратегий западных корпораций, к которым сейчас постепенно присоединяются Китай, Индия и другие государства.

Германия на сегодняшний день признана самой обеспеченной автомобилями страной Европы. По мнению аналитиков, это объясняется тем, что в Германии доступные цены на автомобили национального производства, а также действенная система государственных льгот и программ кредитования, которые позволяют даже малообеспеченным слоям населения покупать автомобиль».(2)

Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни.

1.3. Современная ситуация в России. Негативные стороны автомобилизации.

В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин. Только «старые» заводы в Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Москве, Брянске, в Нижнем Новгороде, Миассе, грузовых машин небольшого тоннажа - в Ульяновске. Автобусы разной вместительности производят в Ликине, в Павлове, Кургане. Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего - Нижний Новгород, малолитражные машины - Тольятти, Москва, Ижевск, а микролитражные - Луцк.

В 2002 – 2009 гг. российское автомобилестроение развивается относительно стабильно. Общее производство автотранспортных средств с 2003 года возросло на 23%, превысив полуторамиллионный рубеж, при этом выпуск грузовых автомобилей увеличился почти до 250 тыс. единиц, или на 43%. С конвейеров предприятий в 2007 году сошло более 1 170 тысяч легковых автомобилей, или на 19,7% больше, чем в 2003 году. Был достигнут уровень 1990 года и даже несколько превзойден.

Однако процесс автомобилизации в России сопряжен и с негативными явлениями, связанными с недостаточно развитой сетью автодорог, пространственными дефектами этой сети, низкой пропускной способностью ее участков, отсутствием достаточного количества гаражей и парковок. Иначе говоря, автомобильные потоки растут быстрее, чем дорожная сеть и ее качество. Из-за отставания в развитии этой сети в крупнейших городах и городских агломерациях возникают автомобильные пробки. Увеличение числа автомобилей усугубляет сложность ситуации. Те шаги по улучшению улично-дорожной сети, которые предпринимаются городскими властями Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Калининграда и других крупных городов, не решают кардинально проблему пробок. По современным представлениям, проблема загруженности дорог может решаться только путем создания решетки-каркаса скоростных автострад, дублирующей все главные дорожные подходы из пригородной зоны, а также альтернативной сети внеуличного скоростного рельсового общественного транспорта.

К негативным последствиям автомобилизации относятся также загрязнение воздуха и земли вдоль автомагистралей и автострад, шумовое загрязнение городской и пригородной среды, увеличивающееся число аварий и жертв ДТП.

1.4. Автомобили, преобладающие в пользовании российских жителей.

«Количество автомобилей, стоящих на учете в России по состоянию на 1 января 2010 года, превысило 33 млн. единиц, что на 3,3 % больше аналогичного показателя на 1 января прошлого года. Как отмечают аналитики агентства «Автостат», темпы роста российского парка легковых машин значительно снизились в 2009 году по сравнению с предыдущими пятью годами.

Своим приростом в прошлом году российский автопарк обязан покупателям иномарок, доля которых выросла на более чем 2 % до 36,4 %. Число иномарок в стране увеличилось на 1 млн. единиц до 12 млн. автомобилей, причем сильнее всего, на 27 %, выросло количество иномарок отечественного производства. Машин российских марок в стране осталось, как и годом ранее, около 21 млн. единиц. Доля машин марки Lada снизилась в 2009 году с 42,5 % до 40,8 %.По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за первые 6 месяцев 2009 года в России было продано немногим более 728 тыс. новых легковых автомобилей, что ниже результата за аналогичный период прошлого года на 691 тысячу машин. Доля иномарок при этом сократилась до 73,34% (534 тыс. шт.). Отечественные модели улучшили свои позиции: их доля увеличилась, достигнув отметки в 26,66% (194 тыс. шт.) с 25,49% в первом полугодии прошлого года».(3)

Лидером российского рынка по-прежнему остается тольяттинская LADA, продажи которой за рассматриваемый период составили более 183 тысяч штук, а рыночная доля увеличилась до 25,14%. На другие отечественные марки, такие как автомобили заводов ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК, ИЖ, с каждым годом приходится все меньшая часть российского рынка легковых автомобилей: по итогам первого полугодия эта цифра составила меньше 2% и существенного влияния на рынок этот сегмент уже не оказывает.

«Самой продаваемой иномаркой в России в первом полугодии текущего года стали автомобили Chevrolet с объемом продаж 60 тыс. шт. – их рыночная доля составила 9%. Благодаря модели Focus, которых было продано чуть более 29 тыс. шт., компания Ford переместилась на вторую позицию среди иномарок (49057 штук и 6,7% рынка). Японский Nissan с 39 тысячами проданных автомобилей поднялся с пятой строчки рейтинга на третье место. Toyota (38 тысяч шт.) переместилась на четвертую позицию. Замыкает пятерку лидеров Hyundai с результатом в 37 тысяч проданных новых автомобилей, изменение по сравнению с 2008 годом составляет -63,9%».(3)

С точки зрения ценовой сегментации российского рынка, в первой половине 2009 года произошли достаточно серьезные изменения. В отчетный период наряду с увеличением розничной стоимости автомобилей, номинированной в рублях, практически все автопроизводители достаточно активно использовали скидки, бонусы и специальные акции. В итоге стоимость автомобилей в долларовом эквиваленте снизилась в среднем на 19%, что сказалось на ценовой сегментации рынка.

За первые шесть месяцев 2009 года в Россию юридическими лицами официально импортировано более 280 тысяч легковых автомобилей, что на 71% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Более 273 тысяч машин, или 97%, приходится на новые автомобили. Импорт подержанных автомобилей с введением новых таможенных пошлин сократился в 25 раз до 7771 шт. На долю «секонд-хэнда» теперь приходится менее 3% импорта, тогда как годом ранее подержанные иномарки занимали примерно 20% от общего объема импорта юридическими лицами.

Информация о работе Автомобилизация населения регионов РФ за период 1995-2009 г