Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 05:35, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость заключается в рассмотрении положений эффективного механизма совершенствования управления в таможенных органах, позволяющего таможенной службе выполнять возложенные на нее задачи на более высоком качественном уровне, а так же повышении уровня заинтересованности руководителей органов таможенных служб в данной проблеме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления в системе таможенных органов……..…5
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах……………….…5
1.2 Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах……..…12
2. Основы взаимодействия руководителя и подчиненных………………….…..19
2.1 Организационные структуры управления в системе таможенных органо…19
2.2 Личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности
его управлени……………………………………………………………………...26
Заключение……..……………………………………………..….……………...31
литературА………………………………………………….…………………....33

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК Взаимоотношения руководителя и подчиненого.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

К преимуществам  функциональной организационной структуры  управления можно отнести то, что  она освобождает линейных руководителей  от решения некоторых специальных  вопросов; создает основу для использования  в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

К общим недостаткам  такой структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение  координации; проявление тенденции  к чрезмерной централизации и  двойному подчинению сотрудников.

Программно-целевая  организационная структура управления позволяет руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить  всех исполнителей, независимо от того, в каком подразделении они  выполняют основную работу. По окончании  работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений.

Создание программно-целевой  структуры в таможенных органах  считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки необходимо создать оперативные группы для  освоения новых технологий служебной деятельности, внедрения различных усовершенствований быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий.

Преимущества  программно-целевой структуры управления: лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное  текущее управление; более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей; развитие у работников навыков принятия решения, профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной автономности оперативных групп); улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности; возможность применения эффективных методов планирования и управления.

Недостатками  программно-целевой системы управления являются: необходимость постоянного  контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений; затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнение функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением); возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях, из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп; необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретения ими навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп; возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп. Смешанные организационные структуры управления не лишены положительных сторон и недостатков всех названных выше структур.

Иными словами, задача руководителя сводится не только к тому, чтобы "усадить в одну лодку" сотрудников, но и создать  необходимые условия для того, чтобы они могли чувствовать себя членами данного коллектива. Естественно, что решение этой задачи во многом зависит от взглядов руководителя на управленческий процесс, от развития у него так называемого управленческого мышления, умения строить отношения с подчиненными, а также решения других управленческих вопросов.

 

2.2 Личность  руководителя таможенного органа  и принципы эффективности его  управления

 

 Развитие  таможенных органов в современных  условиях предъявляет высокие  требования к качественным параметрам и характеристикам деятельности их руководителей, требующих широкого круга познаний в различных отраслях знаний: экономике, педагогике, правоведении и целом ряде других наук.

Необходимость в такой значительной подготовке руководителей предопределяется уникальностью управления в таможенных органах, которая сводится, прежде всего, к тому, что цели деятельности таможенных органов существенно отличаются от целей деятельности любой другой организации. Таможенные органы не производят материальную продукцию, но вместе с тем, вносят значительный вклад в бюджетный доход страны.

Руководящему  составу таможенных органов предоставляется  значительная профессиональная автономность, что требует высочайшей специализации  исполнителей организации таможенной деятельности на основе доверия по вертикали и по горизонтали, и, в тоже время, взаимосвязи различных профессиональных групп.

Требуемые при  этом от руководителей научные знания и соответствующие им умения проецируется на методы и стили их управленческой деятельности, и, следовательно, на взаимоотношения с подчиненными.

Руководитель  таможенного учреждения (органа, службы, группы) повседневно осуществляет деятельность по управлению подчиненными подразделениями  и сотрудниками. Иными словами, он выполняет функцию управления.

Успех в любой сфере деятельности зависит именно от управленческих способностях и особенностях руководящего состава, который может наилучшим образом реализовывать потенциал и способности подчиненных.

Специфика совместной деятельности предполагает деление  на сотрудников на ведущих и ведомых. Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать психологические особенности, определяющие процессы межличностных отношений, групповое поведение.

При этом можно выделить следующие функции управленческой деятельности руководителя таможенного органа:

1.  Познавательную  – изучение человека, группы, коллектива  таможенного учреждения, актуальной  ситуации управления.

2.  Прогностическую  – определение основных направлений и динамики развития управляемых (сотрудников, подразделений).

3.  Проектировочную  – определение целей и задач,  программирование и планирование  деятельности.

4.  Коммуникативно  – информационную – обеспечение  формирования структурирования  и сохранения коммуникативных сетей, то есть сбор, преобразование и направление адресатам необходимой информации.

5.  Мотивационную  – обеспечение рационального  воздействия на совокупность  внешних и внутренних условий  деятельности подчиненных, вызывающих  их активность и определяющих направленность этой деятельности.

6.  Руководства  – руководитель берет ответственность  за свои решения (принятые на  основе официальных правовых  актов или внутригруппового соглашения) и их результаты.

7.  Организации  – обеспечение реализации целей и задач управления.

8.  Воспитания  – обеспечения формирования личности  и коллектива в соответствии  с целями управления.

9.  Контроля  – отражение соответствия поведения  и деятельности сотрудников задачам  управления.

10.  Оценки  – обеспечение отражения степени рассогласования между потребными и достигнутыми параметрами ситуации и поведения участников.

11.  Коррекции  – внесения отдельных изменений  в программу и цели управления.

Многофункциональность управленческой деятельности в определенной степени отражает сложность и специфику человека как объекта управления, заключающуюся в особенностях его активности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление в системе таможенного  органа обладает определенной спецификой, а эта особенность связана  с управлением людьми. Так же можно сделать вывод о том, что особенности управления в таможенном деле накладывают определенный отпечаток на личность руководителя таможенного органа в целом, так и его структурных подразделений, как высшего управления, так средних и низших звеньев.

К руководителям  любого уровня в системе таможенных органов предъявляются повышенные требования, которые связаны не только с уровнем образованности и компетенции  в вопросах управления, но и умения работать с людьми.

Управление  таможенным учреждением, органом, группой – это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения наибольшего успеха нужно научиться сделать так, чтобы все, с кем приходится работать прониклись к руководителю уважением, были убеждены в правоте взглядов руководителя, прилагали максимальные усилия для достижения общих поставленных целей и задач.

Руководство это  процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководить – это значит быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.

Руководство как  единый процесс может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя. Они направлены на достижение промежуточных, оперативных целей.

Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют руководителя либо выполнить их для достижения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, либо они не должны мешать достижению целей организации. Для этого руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

Для быстрого и  эффективного достижения цели руководитель должен координировать работу и мотивировать персонал для выполнения ее. Ключ к мотивации персонала следует искать так, чтобы выборочно использовать тот вид воздействия, который соответствует конкретным обстоятельствам, применим к конкретному сотруднику.

Индивидуальная  мотивация требует знаний характеров, темпераментов, способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации группы существуют определенные правила и менеджеру необходимо их знать.

Удачно созданная  руководителем группа работает ровно, без срывов, и большинство проблем  решает без конфликтов, заинтересована в конечных результатах. Воодушевленная главной идеей группа добивается поставленной перед ней цели и с готовностью принимается за новую задачу, поставленную перед ней.

Говоря о  стиле руководства, следует заметить, что стиль руководства – это типичная для руководителей система приемов деятельности, используемая в общении с подчиненными. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить и слушать, в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений.

Принято выделять три основных стиля руководства – авторитарный, демократический и либеральный. Этот подход к классификации является наиболее распространенным.

Авторитарный (директивный) стиль руководства характеризуется  централизацией власти в руках одного человека. Он единолично принимает решения, жестко регламентирует всю деятельности своих подчиненных, не давая им возможности проявлять инициативу. Подчиненные должны лишь исполнять то, что им приказано, при этом получая минимум необходимой информации. Контроль за их деятельностью целиком основан на власти руководителя, которые обычно ориентирован на решение чисто служебных задач, не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

Руководитель, придерживающийся демократического стиля, децентрализует свою управленческую власть. Он консультируется с подчиненными, которые так же принимают участие в выработке решений и получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Практикуется делегирование полномочий подчиненным. Инициатива с их стороны всячески стимулируется.

Либеральный стиль  руководства характеризуется минимальным  вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает  в роли посредника при осуществлении  контрактов, обеспечивая своих подчиненных  информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы. Консервативен, никогда не критикует начальство, склонен воздействовать уговариванием и налаживанием личных контактов.

Считается, что  наиболее эффективным является демократический  стиль управления.

Таким образом, во многом управление в системе таможенных органов зависит от руководителя, его личных качеств, стиля управления и методов воздействия. Чисто человеческие качества так же имеют огромное значение, так как она помогают наладить контакт с подчиненными и укрепить свой авторитет, что бесспорно помогает повысить эффективность управления.

 

Заключение

На современном  этапе развития под таможенным делом  понимается сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов.

Под процессом  управления в системе таможенных органов понимается деятельность органов  и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления. Прежде чем рассмотреть сущность управления (и, следовательно, взаимоотношений руководителя и подчиненного, как одного из компонентов управления), необходимо проанализировать процесс управления самой системы, то есть на более глобальном уровне.

В процесс управления системой таможенным органов, наделенной специфическим содержанием, можно  выделить методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

Наиболее часто  в таможенных органах действуют  такие стили управления, как «ситуационное  управление», «программное управление»  и «целевое управление». Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Управление  основано на законах, которые отражают общие, существенные и необходимые  связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими  в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.

Информация о работе Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах