Таможенный тариф как основной инструмент внешнеторговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Таможенный тариф является классическим средством общегосударственного управления импортом. Обычно таможенные тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют и единые тарифы нескольких стран, в рамках таможенных союзов. Размер ставок таможенных тарифов повышается вместе со степенью переработки товара.

Содержание работы

1. Введение…………………………………..………………………………………………………………3
2. Глава 1. История тарифного регулирования в России, понятие и правовое регулирование тарифа. …………………………………………………………………………..……5
3. §1 История тарифного регулирования в России………………………………...……5
4. § 2. Понятие «тариф» и его виды…………………………………………………………….16
5. §3 Правовое регулирование тарифа……………………………………………………….21
6. Глава 2. Роль таможенных тарифов в совершенствовании внешнеторговой деятельности РФ…………………………………………………………………………………………..26
7.§1 Тарифы в Таможенном Союзе как средство внешнеполитической деятельности………………………………………………………………………………………………..26
8. §2 Перспектива тарифов как меры воздействия на внешнеэкономическую деятельность при вступлении в ВТО………………………………………………….………..33
9. Заключение………………………………………………………………………………..…………….43
10. Список использованной литературы……………………………………………………..46

Файлы: 1 файл

курсовая без титульника.docx

— 80.48 Кб (Скачать файл)

Государство посредством изменения  таможенных пошлин имеет возможность  изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях. Достоинства  таможенно - тарифного регулирования проявляются в следующем:

· во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки

· во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта  и экспорта различных видов товаров

· в-третьих, таможенно- тарифное регулирование - это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева  по итогам совещания по экономическим  вопросам, состоявшегося 2 мая 2010 г., в  Таможенный кодекс Таможенного союза  внесены положения, целью которых  является обеспечение благоприятных  условий для инновационной активности российских предприятий и стимулирования экспорта из Российской Федерации высокотехнологичных  товаров, к которым не применяются  вывозные таможенные пошлины (товары).

Полный текст ЕТТ был официально опубликован в спецприложении к «Российской Газете», так что этот документ вполне легитимен. Кроме того, полный текст ЕТТ размещен на сайте ФТС России, что делает документ доступным практически на всей территории Таможенного союза. Единый тариф в отличие от союзного Таможенного кодекса не подлежит ратификации. В результате долгих дебатов удалось достичь согласия с партнерами по Таможенному союзу в том, что на территории стран- участниц Таможенного союза без прохождения процедуры ратификации.

В оставшееся время до вступления в силу закона было уделено модернизации программных продуктов, поскольку  эффективное таможенное администрирование  в рамках Таможенного союза невозможно вести без соответствующих технологий.

Специальная рабочая группа по ТК Таможенного союза, начавшая работу с января 2010г., решала большое количество вопросов, в том числе и по судьбе национальных Таможенных кодексов. Белорусская  сторона предлагала вообще отменить национальные кодексы и руководствоваться  только ТК ТС. Казахстанская сторона  считала, что наряду с использованием ТК ТС, необходимо руководствоваться  так же отсылочными нормами национальных законодательств и международными нормами. В 2010 году, как заметил заместитель  главы ФТС России, «предстоит провести большой объем законодательной  работы», как, и понятно и то, что  не удастся избежать проблем переходного  периода. «И таможенные органы, и бизнес в первое время начала функционирования Таможенного союза и введение в действие Таможенного кодекса  ТС, возможно, будут испытывать проблемы переходного периода, связанные со сменой устоявшихся технологий, введением новых понятий, новых принципов таможенного регулирования и контроля»

Российские товаропроизводители, по словам директора Сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической  деятельности Минэкономразвития, уже  сейчас должны воспользоваться благоприятной  возможностью, которую им дает вступивший в силу с начала года Единый таможенный тариф. По мнению президента РАТЭК, важность таможенного тарифа трудно переоценить: «он должен отвечать стратегии страны, а его основная задача - защита своего товаропроизводителя, а не сбор с  него налоговых пошлин».

Преференции состоят в том, что  большая часть российских таможенных тарифов - 82 процента - осталась неизменной и именно они стали основой  для Единого тарифа. Учитывая то, что товарная конъюнктура у членов Таможенного союза практически  идентична, российские товаропроизводители  оказываются в более выигрышной ситуации, чем их белорусские (не изменилось более 67 процентов тарифов) и казахстанские (не изменилось около 50 процентов тарифов) коллеги.

Для стимулирования развития внешней  торговли с отдельными странами к  ним применяется различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.). Например, льготы устанавливаются  в отношении товаров из развивающихся  стран, пользующихся системой тарифных льгот РФ. Для того чтобы воспользоваться  правом на получение тарифных льгот, необходимо представить таможенным органам сертификат происхождения  товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведён в  соответствующей стране.

Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных  Законом «О таможенном тарифе». Ввиду  того, что ЕТТ разрабатывался в  ускоренном порядке, полноценный анализ изменений ставок по конкретным позициям еще впереди. Пока аналитики отмечают наиболее очевидные новации. На один и тот же товар действует несколько  различных тарифов: с высокой, средней  и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой  стоимости) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наибольшего  благоприятствования, установленный  законодательными органами. При этом режиме хозяйствующие субъекты договаривающихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают указанного режима, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.

Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного  ограничения внешней торговли. К  нетарифным барьерам относятся различные  налоги и сборы, регламентирование  внешней торговли путём её количественного  ограничения (квотирование) или полного  запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты  безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении  качества, технических и потребительских  свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические проволочки и т.п.

16 декабря 2010 г. начальники структурных  подразделений ФТС России приняли  участие в расширенном совещании  руководителей структурных подразделений  и директоров предприятий ФГУП  «РОСТЭК», на котором были подведены  итоги работы 2010 года и поставлены  задачи на 2011 год.

Руководитель ФТС России отметил  положительную динамику развития ФГУП «РОСТЭК», подчеркнув, в частности, успехи по направлению предварительного информирования. Выполняя текущую работу и осуществляя модернизацию технологического процесса, ФГУП «РОСТЭК» остается надежным помощником ФТС России также в  решении социальных вопросов.

Генеральный директор ФГУП «РОСТЭК» отметил, что задачи на 2010 год, поставленные перед предприятием ее учредителем - ФТС России - выполнены. Эти задачи напрямую связаны с проектами, реализуемыми ФТС России, такими как Концепция  переноса таможенного оформления и  таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе РФ, а также широким внедрением новейших таможенных информационных технологий, формированием Таможенного союза  и другими.

Негативное воздействие экономического кризиса на работу ФГУП «РОСТЭК» удалось  минимизировать. Так, выполнение планового  задания на текущий момент составило 127%. По сравнению с 2009 годом прогнозируется рост на 12%. Таким образом, предварительные  данные за 2010 год свидетельствуют  о том, что большая часть хозяйственных  обществ, связанных с ФГУП «РОСТЭК», выполнили основные финансово-экономические показатели и укрепили позиции на рынке внешнеэкономической деятельности.

С начала 2011 года ФГУП «РОСТЭК» переходит  на трехуровневую систему управления и приступает к активной фазе реализации строительства многофункциональных  таможенно - логистических терминалов в регионах России. На сегодняшний день уже около 30% запланированных «РОСТЭК» ТЛТ введены в действие. Прежде всего, это объекты, располагающиеся на базе действующих СВХ предприятий «РОСТЭК», которые удовлетворяют требованиям к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения.

ФГУП «РОСТЭК» является одним из немногих предприятий отрасли, которое  в условиях кризиса продолжило реализацию крупных инфраструктурных проектов, что должно положительно сказаться  на внешнеэкономической деятельности, занятости населения и доходах  государства.

На заседании «круглого стола» были обсуждены практические вопросы, затрагивающие финансово-хозяйственную  деятельность предприятий системы  ФГУП «РОСТЭК». Отдельно был вынесен  доклад о деятельности представительства  ЗАО «РОСТЭК-ИТЭ» в Италии.

Первое представительство одного из предприятий ФГУП «РОСТЭК» в Европе начало свою деятельность 1 октября 2010 года. Также успешно продолжают функционировать  ранее открытые представительства  ФГУП «РОСТЭК», которые располагаются  в Китае, Киргизии и Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По результатам проведенной  работы можно сделать следующие  выводы:

Ускорение интеграционных процессов  и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями  функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней  политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной  торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени  таможенно-тарифная политика России в  основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают  от таможенных сборов); защиту ослабленных  секторов экономики (отсюда повышение  импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям  ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются  наиболее высокие ставки таможенного  тарифа).

Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение  интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов  мирового сообщества в целом;

сочетание интересов государства  и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической  и др.;

содействие улучшению структуры  внешнеторгового оборота, улучшению  структуры экспорта и импорта;

соблюдения интересов отечественных  производителей товаров.

Основными ориентирами работы с  импортным тарифом будут являться:

- приведение номинального уровня  тарифной защиты в соответствии  с ее сегодняшним эффективным  уровнем;

повышение степени эффективности  таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры  российской экономики;

повышение инвестиционной привлекательности  отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (5-7 лет);

сохранение необходимых уровней  тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;

поэтапная либерализация доступа  товаров тех отраслей, которые  находятся в стадии модернизации;

либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации  не производятся или производятся в  недостаточном количестве и которые  необходимы для модернизации экономики  и снижения общеэкономических издержек.

Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

- определение страны происхождения  товара; определение таможенной  стоимости товара; определение таможенных  платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному  регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Другим важным инструментом оптимизации  таможенного тарифа должна стать  замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более  эффективную защиту отечественных  производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

Для защиты российских производителей товаров, имеющих значительные ценовые  диапазоны, и, в то же время, обеспечения  приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемых товаров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированных по абсолютному значению в зависимости  от величины таможенной стоимости товара в сочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.

Следует также отметить, что меры защиты российских производителей товаров, особенно сельхозпродукции, основанные на простом механическом повышении уровня ввозных таможенных пошлин в настоящее время во многом себя исчерпали. Дальнейшее повышение не может быть осуществлено из-за невысокой покупательской способности населения нашей страны, поскольку эти товары, как правило, являются социально значимыми.

В связи с этим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифных квот, позволяющих  обеспечить защиту российских производителей без дальнейшего повышения уровня цен внутреннего рынка.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности соответствует международным  обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования  экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием  соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования  структурного регулирования.

Таким образом, многоплановость и  специфика влияния таможенного  тарифа на развитие внешнеторговых отношений  и экономики в целом требуют  от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Информация о работе Таможенный тариф как основной инструмент внешнеторговой политики государства