Таможенный тариф как основной инструмент внешнеторговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Таможенный тариф является классическим средством общегосударственного управления импортом. Обычно таможенные тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют и единые тарифы нескольких стран, в рамках таможенных союзов. Размер ставок таможенных тарифов повышается вместе со степенью переработки товара.

Содержание работы

1. Введение…………………………………..………………………………………………………………3
2. Глава 1. История тарифного регулирования в России, понятие и правовое регулирование тарифа. …………………………………………………………………………..……5
3. §1 История тарифного регулирования в России………………………………...……5
4. § 2. Понятие «тариф» и его виды…………………………………………………………….16
5. §3 Правовое регулирование тарифа……………………………………………………….21
6. Глава 2. Роль таможенных тарифов в совершенствовании внешнеторговой деятельности РФ…………………………………………………………………………………………..26
7.§1 Тарифы в Таможенном Союзе как средство внешнеполитической деятельности………………………………………………………………………………………………..26
8. §2 Перспектива тарифов как меры воздействия на внешнеэкономическую деятельность при вступлении в ВТО………………………………………………….………..33
9. Заключение………………………………………………………………………………..…………….43
10. Список использованной литературы……………………………………………………..46

Файлы: 1 файл

курсовая без титульника.docx

— 80.48 Кб (Скачать файл)

Этим указом официально была предоставлена  практически для всех предприятий  возможность беспрепятственного осуществления  внешнеторговых операций и установлены  общие рамки государственного вмешательства  во внешнюю торговлю и участия  граждан в валютном обмене. В результате, по существу, были изменены сами принципы работы этой сферы деятельности государства.

С одной стороны, проведение мероприятий  по ликвидации монополии внешней  торговли (системы сосредоточения всех внешнеторговых операций в руках  государства) в России способствовали обеспечению выхода отдельных субъектов  предпринимательской деятельности на международный рынок, усилению заинтересованности предприятий в выпуске продукции  высокого качества, то есть созданию условий  для повышения конкурентоспособности  национальных производителей и эффективной  интеграции экономики России в международное  разделение труда. С другой стороны, проявились и такие негативные элементы ускоренной открытости внешнему миру, как массированный рост импорта, поставки товаров по заниженным ценам и т.д. Это происходило на фоне того, что многие отрасли российской экономики изначально являлись и являются неконкурентоспособными и в силу конкретной хозяйственной ситуации - продолжающегося спада производства. В результате чрезмерной либерализации значительная часть российских предприятий оказалась невостребованной на национальном рынке и зависимость России от внешних рынков увеличилась. Одновременно, на рост объемов российского экспорта, в отношении отечественных производителей и экспортеров стали чаше применяться жесткие (прежде всего антидемпинговые) меры по их вытеснению с рынков других государств.

Все это не могло не сказаться  и на экономике страны в целом.

С конца 1993 - начала 1994 гг., когда со всей очевидностью стали проявляться  ошибки, допущенные в результате чрезмерной либерализации внешнеэкономической  деятельности, акцент стал смещаться  в сторону разработки и внедрения  в практику системы контроля за ее осуществлением. Государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком. Последовала целая череда различных по уровню нормативных правовых актов, в частности, Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» был принят 13 октября 1995 года. Его принятием в 1995 году были закреплены важнейшие результаты реформ во внешнеэкономической сфере, в результате которых была ликвидирована монополия государства на осуществление внешнеэкономической деятельности. Государство взяло курс на последовательную либерализацию внешнеэкономических связей. В дальнейшем были приняты Таможенный кодекс РФ, внесены изменения в Закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.

Направленность этих актов характеризовалась  попытками усиления контроля за экспортом, установления справедливых торгово-экономических отношений с зарубежными государствами и их союзами, обеспечения таких объемов импорта, которые приводили бы к созданию конкурентной среды, а не к «подавлению» отечественных производителей. Однако недостаточный уровень и неустойчивость нормативно-правовой базы снижали эффективность действовавших нормативных правовых актов в решении поставленных задач. Тем самым, отчетливо проявилась необходимость принятия акта на уровне закона, который, с одной стороны, определил бы в ясной, стройной и лаконичной форме основы сложившейся системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, решив тем самым задачу кодификации уже имеющихся нормативных положений в этой сфере, с другой стороны - необходимо было посредством включения в него положений о защитных мерах при импорте отразить элементы новизны. Таким законом стал Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г.

 

В п.1 ст. 1 сформулированы основные цели данного закона:

- защита отраслей российской  экономики и отдельных хозяйствующих  субъектов Российской Федерации  от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной  интеграции Российской Федерации  в мировую экономику;

- поддержание равновесия платежного  баланса Российской Федерации  посредством регулирования импорта  товаров;

-обеспечение потребностей внутреннего  рынка Российской Федерации в  случае критического недостатка  сельскохозяйственных или иных  товаров на нем посредством  регулирования экспорта таких  товаров;

- продвижение товаров, происходящих  из Российской Федерации, на  мировой рынок.

Таким образом, определены приоритеты государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Зав Правительством РФ закреплено право принимать решения в случае возникновения угрозы для российской экономики: 1. Если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, установлено, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Федерацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить специальные защитные меры в отношении такого товара посредством введения импортных квот или специальных пошлин (статья 4).

По содержанию основное внимание в  указанном законе сконцентрировано на специальных защитных, компенсационных  и антидемпинговых мерах.

При этом очевиден уклон в сторону  последних. Это проявляется, в частности, в количестве соответствующих понятий и в объеме специальных положений, а также в том, что все общие правила так или иначе связаны с этими мерами защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами (например: объем импортной квоты, ставка специальной пошлины). Общий срок действия специальных защитных мер не должен превышать восемь лет (статья 3)

Подобное соотношение позволял называть настоящий закон антидемпинговым, что справедливо, так как именно предположения об использовании  иностранными компаниями на российском рынке недобросовестных методов  конкуренции, в виде поставок товаров  на таможенную территорию Российской Федерации по демпинговым ценам, и применение антидемпинговых мер  в отношении товаров российских производителей и экспортеров со стороны уполномоченных органов  иностранных государств.

Как мы видим, история таможенного  законодательства подтверждает отход  от традиционных для средневековой  экономики, для экономики тоталитарного  государства протекционистских  методов регулирования экономики  к либеральным, рыночным, с элементом государственного регулирования в современной России. В 1990-е гг. правительство России и законодательные учреждения проделали значительную работу по развитию и укреплению государственного регулирования внешнеторговой деятельности и защите внутреннего рынка России.

Новацией 2000-х гг. стала экономическая  и таможенная интеграция стран, образовавшихся после распада СССР. После распада  СССР страны - члены СНГ вступили в затяжную полосу системного кризиса, обусловленного революционной сменой общественно-экономической формации и позиционирования себя в качестве самостоятельных субъектов международного права.

В этот период создание и становление  таможенных служб стран - членов СНГ проходили в условиях сложной и напряженной оперативной обстановки. Противоречивый процесс формирования национальной государственности, негативные последствия политического и социально-экономического кризисов, развала советской правоохранительной и судебной системы преступный мир максимально использовал в своих противоправных интересах.

В условиях стремительного роста преступности четко обозначилась одна из главных  внутренних угроз экономической  безопасности стран - членов СНГ - сращивание криминальных структур с банками, организациями  и учреждениями различных форм собственности, а также с представителями  высших и местных органов государственной  власти и управления, в том числе  правоохранительными. Организованные преступные группы (ОПГ) активно способствовали развалу и последующему переделу промышленного и сельскохозяйственного  производства, рынков сбыта, пытались взять под контроль экспорт сырьевых ресурсов и вооружений, импорт продовольствия, подакцизных товаров. Значительный ущерб был нанесен в финансово-экономической  сфере: в зарубежные банки и офшорные зоны были незаконно выведены, по оценкам  экспертов, сотни миллиардов долларов США. Ажиотажное, практически мало управляемое  развитие внешнеэкономических связей в условиях неразвитости таможенного  и налогового законодательства стран - членов СНГ привело в 1990-х годах  к формированию полукриминальной коммерческой околотаможенной инфраструктуры и рынка таможенных, логистических и транспортных услуг, созданию разветвленных международных и внутренних контрабандных каналов.

К 2001 - 2005 гг. России, Белоруссии и Казахстану в основном удалось справиться со сложившейся ситуацией: были приняты  основы таможенного законодательства, созданы механизмы правового  и организационного обеспечения  таможенного дела. Существенно возросли таможенные платежи, направляемые в  доходную часть бюджета этих стран. Достигнут определенный прогресс в борьбе правоохранительных органов с таможенными преступлениями.

Наиболее значимыми макропоказателями  развития Российского государства  в этот период стали: выход из перманентного  кризиса и стабилизация политико-экономической  ситуации, рост ВВП и приток иностранных  инвестиций, создание крупных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда, снижение уровня инфляции, досрочное  погашение основных внешних долгов, укрепление национальной денежной единицы.

Последовательное присоединение  России к общепризнанным базисным международным  конвенциям, коренная реорганизация  таможенной системы страны, в том  числе модернизация и кодификация  внешнеторгового законодательства, внедрение в практику современных  таможенных технологий обусловили прогресс длительных переговоров по вступлении России в ВТО.

Были достигнуты принципиальные договоренности, предусматривающие особый компромиссный  вариант поэтапного вступления России в эту крупнейшую международную  экономическую организацию в 2009 - 2010 гг.

На этом фоне в условиях дальнейшего  развития процессов глобализации и  складывающегося миропорядка таможенная служба России все в большей степени  ориентирована на реализацию в таможенной политике закрепленных в международных  конвенциях принципов и норм администрирования. В этой связи основными приоритетными  направлениями совершенствования  деятельности таможенных органов стали: внедрение в практику общепринятых принципов «содействия торговле», «гармонизации», «транспарентности» таможенных процедур, «рамочных стандартов безопасности» ВТО, системы управления рисками и повышение эффективности таможенного менеджмента.

Вместе с тем, опыт регулирования  внешнеторговой деятельности, накопленный  в стране за последние два-три  года, задачи хозяйственного развития России, ее участие в международной  разделении труда и в мировой  торговле, процесс присоединения  к ВТО ставят задачи по дальнейшему  совершенствованию всей системы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в первую очередь, в  направлении повышения ее эффективности, большего поворота отрешения чисто  финансовых задач (увеличение доходной части госбюджета) к решению торгово-политических задач, к четко очерченной защите ключевых отраслей российской экономики.

В рамках проведения работы по вступлению России в ВТО можно сделать  вывод о том, что в современных  условиях у представителей коммерческих структур и таможенных органов появится больше возможностей для реализации своего права отстаивать заявленную таможенную стоимость. При этом для  таможенных органов при осуществлении  контроля таможенной стоимости таможенным законодательством установлены более четкие требования - необходимость корректировки таможенной стоимости необходимо обосновать. Таким образом, прослеживается тенденция усовершенствования таможенного законодательства, основанного на принципах предсказуемости и прозрачности, повышения качества проведения таможенных процедур. Практика работы в рамках Таможенного союза только формируется, но перспективы эффективного сотрудничества таможни и бизнеса уже заложены в нормах законодательства.

 

§ 2. Понятие «тариф» и его  виды

Изменение условий внешнеэкономической  деятельности, связано с вступлением  в силу Таможенного Кодекса Таможенного  Союза Белоруссии Казахстана и России, так называемого Таможенного  Союза. Мировая история доказывает, что интеграционные экономические  объединения всегда выгодны. В зависимости  от складывающейся политической обстановки такие союзы формируются на разных принципах. Еще в 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, позже  Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый Договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС. Что касается тарифного регулирования, то оно осуществляется на основании Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании в Таможенном союзе.

В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности в целях обеспечения  безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных  органов по регулированию ВЭД  осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы  и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном  мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования  внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относится к экономическим  регуляторам внешней торговли

«Таможенный тариф» - свод ставок ввозных  таможенных пошлин, применяемых в  государствах сторон до установления единого Таможенного тарифа.

«Единый таможенный тариф» - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к  товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный  в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности.

Информация о работе Таможенный тариф как основной инструмент внешнеторговой политики государства