Таможенный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изложению сущности таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе, то есть его элементов, целей, выполняемых функций, мер применения. Для достижения целей работы необ-ходимо решить следующие задачи, ими являются:
1. Исследования таможенно-тарифного механизма в качестве инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности
2. Определение мер тарифного регулирования
3. Рассмотрение порядка действия Единого таможенного тарифа
4. Рассмотрение особенностей таможенно-тарифного регулирования, а именно: возможные проблемы, значение для современной международной торговли, порядок рассмотрения спорных вопросов.

Файлы: 1 файл

курсовая основа.docx

— 104.69 Кб (Скачать файл)

Помимо этого, право освобождения от таможенного досмотра предоставлено Председателю Государственного таможенного комитета Республики Беларусь или лицу, его замещающему, в тех случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Республики Беларусь.

Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами осуществляются после вступления в силу этих договоров.

Примером действия этой законодательной  нормы может служить оформление дипломатической почты. При осуществлении таможенного контроля должностные лица таможенных органов производят только внешний осмотр дипломатической почты и проверяют соблюдение требований о маркировке и описании почты в курьерском листе, ибо эти требования установлены рядом международных конвенций.

Таким образом, следует отметить, что  окончательное решение о выпуске  товаров принимается таможенным органом по результатам проведенного таможенного контроля. Избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов

 

 

1.3 Система управления рисками

 

В настоящее время большинство  таможенных служб мира при осуществлении таможенного контроля используют систему управления рисками. В современном мире необходимо определить стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков. Таможенным органам необходимо исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми операциями таможенного контроля, которые выбраны исходя из анализа риска.

Под управлением риска понимается  непрерывное обновление, анализ и  пересмотр имеющейся у таможенных органов информации, в целях  предотвращения и минимизации рисков и реализации контроля над совершением таможенных операций. Риск – степень вероятности несоблюдения законодательства государств-членов Таможенного союза и таможенного законодательства Таможенного союза

Главной целью системы управления рисками является создание современной системы таможенного администрирования для обеспечения осуществления эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, оптимального распределения ресурсов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства.

Таможенные органы используют систему  управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю.

Управление риском – систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации. Тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств-членов  Таможенного союза.

Система управления рисками таможенных органов Таможенного союза представляет собой единую централизованную структуру, затрагивающую как вопросы тарифного регулирования, так и вопросы соблюдения установленных законодательством запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, а также правоохранительную составляющую.

В Таможенном кодексе Таможенного союза указано, что целями применения системы управления рисками являются:

  1. обеспечение  мер по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды в пределах компетенции;
  2. сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
  3. выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и  законодательства государств-членов Таможенного союза;
  4. ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенные органы осуществляют  обмен информацией о применяемых  мерах по минимизации рисков, а  также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств-членов Таможенного союза.

К непосредственным объектам анализа  риска относятся:

1) товары, находящиеся под таможенным  контролем, либо помещенные под  таможенную процедуру выпуска  для внутреннего потребления;

2) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических  договорах (так называемых контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях, иных документах на право владения, пользования и потребления товаров;

3) транспортные средства международной  перевозки;

4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах

5) деятельность  лиц, обладающих  полномочиями в отношении товаров,  находящихся под таможенным контролем;

6) результаты применения форм  таможенного контроля.

Деятельность таможенных органов  по  управлению рисками  заключается  в анализе и оценке рисков, оценке возможного ущерба в случае возникновения рисков, разработке и реализации практических мер по управлению рисками. Таможенные органы собирают, обрабатывают и анализируют информацию об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам или транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля. Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств-членов  Таможенного союза.

 Роль системы управления  рисками достаточно велика. Поэтапное  внедрение системы анализа и управления рисками в технологии таможенного контроля с 2005 года позволило сократить более чем в 5 раз количество досмотров товаров и транспортных средств и, в тоже время, повысить более чем в 8 раз эффективность таможенных операций, направленных на выявление правонарушений.

Таким образом, система управления рисками позволяет сократить  время таможенного оформления и  повысить эффективность таможенного  контроля. С его применением в  таможенном деле связывается возможность  решения таких задач, как предотвращение нарушений таможенного законодательства, характеризующихся уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, наличием угрозы конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, наличием угрозы для других важных интересов государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

 

 

 

 

 

 

1.4 Порядок проведения таможенных проверок

 

 

Как правило, любая проверка финансово-хозяйственной  деятельности проводится лишь при наличии  оснований для ее проведения. В  качестве основания служит приказ руководителя таможенного органа.

В таможне  может составляться календарный  план проверок, основой которого являются результаты аналитической работы структурных подразделений по систематизации признаков и причин нарушений таможенного законодательства.

Внеплановая проверка может  проводиться в  исключительных случаях  по поручению руководителя таможенного  органа (таможни), руководства Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

По решению руководителя таможенного органа (таможни), руководства  Государственного таможенного комитета Республики Беларусь вне плана могут проводиться дополнительные проверки, перепроверки качества проверок, проведенных ранее должностными лицами таможенного органа.

При нахождении признаков, указывающих на правонарушения, установление которых требует проведения финансово-хозяйственной деятельности, должностные лица таможенных органов , информируют в форме докладной записки о выявленных правонарушениях руководителя таможенного органа. По делу об административном таможенном правонарушении, которое находится в производстве или на рассмотрении таможенного органа, когда исчерпаны другие меры для установления фактов и обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, могут назначаться проверки. В этом случае проведение проверки осуществляется на основании постановления, которое выносится руководителем таможенного органа или его заместителями. На основании постановления издается приказ о проведении проверки.

В тех случаях, когда  в таможне отсутствует подразделение  таможенной инспекции, информация с  целью инициирования проверки направляется в таможенный орган, наделенный полномочиями по проведению проверки.

Обоснованность назначения проверки, за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, может быть обжалована в вышестоящий контролирующий орган, в том числе и в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. В этом случае подача жалобы не приостанавливает проведение проверки. Проверка, назначенная с нарушением порядка, считается необоснованной. Должностные лица инспекции не вправе организовывать и проводить данные проверки.

Проверка  всегда начинается с проведения подготовительной работы. В ходе ее проверяющие производят сбор и анализ имеющихся материалов и информации о проверяемом субъекте, организуют сбор сведений о нем, изучают нормативные правовые акты, регламентирующие порядок таможенного оформления и таможенного контроля, финансово-хозяйственную деятельность, ведение бухгалтерского учета, исчисление таможенных платежей, другие вопросы, касающиеся как проверяемого субъекта, так и предмета проверки. На основе собранных сведений и информации, данных и документов, имеющихся у таможенного органа проводится анализ и с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта определяется круг вопросов, подлежащих проверке, перечень документов, подлежащих изучению.

Если  необходимо разрабатывается специальная  программа проведения проверки, принятая руководителем таможенного органа, назначившим проверку. В случаях, когда проверка проводится по поручению государственных органов и должностных лиц, конкретный перечень подлежащих проверке вопросов определяется органом, назначившим проверку, по согласованию с таможенным органом.

Таможенным  законодательством разрешается  проведение отдельных контрольных действий, таких как проверка документов и сведений, таможенного досмотра (повторный досмотр) товаров и транспортных средств, учета товаров и транспортных средств, устного опроса физических и должностных лиц, системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Кроме данных действий таможенные органы в ходе подготовительной работы могут также  использовать свое право на получение  сведений от банков и иных кредитных  учреждений, других таможенных и правоохранительных и контролирующих органов.

По завершению подготовительной работы составляется заключение, в  котором описываются проведенные подготовительные мероприятия и делается вывод о целесообразности проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

На каждую из проверок руководителем таможенного  органа подписывается приказ и проверяющим выдается предписание на проведение проверки.  Такое предписание проверяющие обязаны предъявить  представителю проверяемого субъекта в начале проведения проверки. Независимо от численности проверяющих предписание выдается в одном экземпляре, который подписывается руководителем таможенного органа, заверяется печатью таможенного органа и регистрируется. По завершении проверки предписание приобщается к делу по материалам проверки.

 Срок  проведения проверки не должен  превышать 30 календарных дней. При  наличии объективных причин, не  позволивших завершить проверку  в течение 30 календарных дней, срок проверки может продлеваться.

В том случае, если проводится внеплановая проверка по поручению  Президента Республики Беларусь и других уполномоченных на это государственных контролирующих и правоохранительных органов, вопрос о продлении сроков проверки заблаговременно согласовывается с этим органом.

Таможенным  комитетом принят непосредственный порядок проведения проверки, который  включает в себя несколько этапов.

Первый этап по прибытии на проверяемое предприятие представители таможенного органа ознакамливают представителей проверяемого субъекта с предписанием, согласуют порядок, место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения проверки.

Основным  этапом проверки является второй этап. Для него характерно непосредственное проведение контрольных действий. Перечень конкретных контрольных действий определен  законодательным актом по порядку  проведения ревизий и проверок и ведомственной Инструкцией Государственного таможенного комитета.

В ходе проверки документов и сведений изучается  система учета и отчетности, документация (включая банковскую) и информация, касающаяся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющая отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Республики Беларусь.

 Таможенным органом для оказания содействия в решении вопросов, возникающих в ходе проверки, когда необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве, ремесле и иной сфере деятельности, получения суждений и выводов, опирающихся на строго достоверные, подлинно научные данные, на  конкретные научные методики, могут привлекаться специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, а также эксперты.

Информация о работе Таможенный контроль