Таможенные услуги в международной цепи поставки товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля является важнейшей движущей силой экономического процветания. Это сложная быстроразвивающаяся система, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Участие в ней является мощным фактором экономического развития любого государства, поэтому все страны заинтересованы в увеличении товарооборота, его ускорении. Российская Федерация призвана решать проблемы, стоящие перед страной, ориентирована на устойчивый рост и стабилизацию роста макроэкономических показателей экономики, как на современном этапе, так и в стратегической перспективе. Таможенная политика, проводимая Правительством Российской Федерации, ориентирует Федеральную таможенную службу на качественное повышение результативности регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности России, на формирование условий стабильной, благоприятной среды для внешней торговли. Отношения между таможенными органами и участниками ВЭД в современных условиях строятся на основе сотрудничества, взаимодоверия, обмена информацией с целью устранения барьеров внешней торговли при повышении ее безопасности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы организации международной цепи поставки товара 5
1.1. Основные принципы и понятие международной цепи поставки товара 5
1.2. Звенья цепи поставки товара 8
1.3. Виды услуг в международной цепи поставки товара 10
Глава 2. Анализ предоставления таможенных услуг в международной цепи
поставки товара 17
2.1. Общая характеристика таможенной услуги 17
2.2. Классификация таможенных услуг 22
2.3. Анализ данных таможенных услуг на примере СВХ Домодедово 29
Глава 3. Направление развития таможенных услуг в международной цепи
поставки товара 36
Заключение 40
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

Таможенные услуги в международной цепи поставки товара.docx

— 389.79 Кб (Скачать файл)

Отмеченное выше нашло  отражение в статье VIII (1) ГАТТ-94, где говорится, что все платежи и сборы любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, указанных в статье VIII), устанавливаемые странами-членами ВТО на импорт или экспорт товаров или в связи с импортом или экспортом, должны ограничиваться приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенную защиту отечественных товаров или установление налогов на импорт или экспорт в фискальных целях9. Другими словами, таможенные сборы как стоимость услуг, связанные с внешнеторговыми операциями и оказываемые административными органами, не должны представлять налогообложение в фискальных целях. Безусловно, это связано с проблемами снижения таможенных доходов в любой из стран-членов ВТО. Однако страны-участники ВТО должны строго придерживаться вышеуказанной договоренности, несмотря на статус или влияние той или иной страны.

В настоящее время  наблюдается тенденция узаконенной  передачи ряда функций по таможенному  оформлению, сопровождению и хранению товаров институту таможенных посредников  и международной предотгрузочной  инспекции (выполняющей роль и функции  национального таможенного органа). В связи с этим таможенные услуги в настоящее время трансформируются из государственных в коммерческие услуги с вытекающими из этого соответствующими последствиями.

Аналогичный вывод можно  применить и к финансовым услугам (в том числе относящаяся к  ним часть таможенных услуг), которые  оговорены в приложении ГАТС, поскольку  поставщик финансовых услуг означает любое физическое или юридическое лицо члена ГАТС. Однако понятие «поставщик финансовых услуг» не включает государственное учреждение.

Важность развития мировых  таможенных услуг, и прежде всего  разработка четких стандартов предоставления этих услуг, связана с наступлением глобальной конкуренции, поскольку  низкий уровень предоставления услуг  и сервиса отрицательно влияет на конкурентоспособность власти, бизнеса  и человека, а также на потери как на собственном рынке, так и на внешнем.

 

2.2. Классификация таможенных услуг

 

Для построения любых  моделей таможенных услуг важное место занимают вопросы классификации  предмета исследования. Приведенные  выше результаты анализа показали, что во внешнеторговой деятельности в целом и в таможенном деле РФ в частности нет юридически определенного понятия услуги, практически  отсутствуют научные исследования по данной проблеме, что значительно  усложняет не только формирование понятийного  аппарата, но и осуществление классификации  таможенных услуг. Однако изучение нормативно-правовых материалов и практики в сфере  таможенной деятельности дает возможность  выделить такие, которые по своей  сути являются услугами10. Группировка таможенных услуг в основном осуществляется при определении складывающихся отношений таможни с внутренней и внешней средой, а также с различными инфраструктурами.

К первой группе услуг следует отнести деятельность, которая определяет отношение таможни к различным рынкам услуг:

- таможенные услуги  на внутреннем рынке государственных  услуг. В данном случае таможня  выполняет делегированные ей  функции государства в области таможенного регулирования, в том числе в области предоставления государственных услуг;

- таможенные услуги  на рынке внутренних коммерческих  услуг. В этом случае оказывается  содействие участникам внешнеторговой  деятельности в осуществлении  экспортно-импортных операций, в  том числе за счет таможенной  инфраструктуры и таможенных  посредников;

- таможенные услуги  на внешнем рынке услуг, в  том числе через специальных  уполномоченных и таможенных  представителей за рубежом.

Вторую группу услуг составляют действия и меры таможенных органов, имеющие отношение к основным и предварительным (вспомогательным) таможенным процедурам.

А. Основные таможенные процедуры:

- таможенное оформление;

- хранение товаров  на таможенном складе таможенного  органа;

- таможенное сопровождение.

Б. Вспомогательные таможенные процедуры:

- информирование и  консультирование по вопросам  таможенного дела;

- предварительное информирование  при перемещении товаров через  таможенную границу;

- принятие предварительных  решений по запросу заинтересованных  лиц;

- услуги по отсрочке  и рассрочке уплаты таможенных  платежей;

- услуги по идентификации,  сертификации и аттестации;

- услуги по уничтожению  товара;

- торговые услуги (таможенный  аукцион, предоставление средних  контрактных цен и пр.);

- реестрирование таможенных посредников, банков, субъектов ВЭД;

- услуги таможенного  аудита;

- экспертные услуги.

К третьей группе относятся  таможенные услуги, которые характеризуются  своим отношением к форме их предоставления и применения в информационно-коммуникационных технологиях:

- оцифрованные услуги, то есть виртуальные услуги, которые  переведены в цифровой формат  и поставлены путем пересылки  файла по глобальной или корпоративной  компьютерной сети (программное  обеспечение, специальная видеопродукция, электронные консалтинговые и  информационные услуги т.д.);

- традиционные услуги, то есть те, которые не могут  быть переведены в цифровой  формат и должны доставляться  потребителю в обычном виде.

Четвертая группа связана с различными группами поставщиков таможенных услуг:

- таможенная система;

- таможенная инфраструктура;

- таможенные представители;

- таможенные перевозчики;

- владельцы таможенных  терминалов;

- владельцы складов  СВХ;

- владельцы магазинов  беспошлинной торговли;

- предотгрузочная инспекция;

- таможенно-логистические центры;

- информационно-коммуникационные  центры;

- образовательные учреждения;

- прочие.

К пятой группе услуг следует отнести взаимодействия и меры, имеющие отношения к различным компонентам таможенного дела:

- услуги в экономической  деятельности;

- услуги в правовой  деятельности;

- услуги в организационно-технологической  деятельности;

- услуги в социальной  деятельности.

К шестой группе относятся услуги, связанные с обслуживанием различных видов транспортных средств:

- услуги для железнодорожного  транспорта;

- услуги для автомобильного  транспорта;

- услуги для морского  и речного транспорта;

- услуги для воздушного  и космического транспорта;

- услуги для трубопроводного  и энергетического транспорта.

К седьмой группе относятся услуги, связанные с различной базой их расчета:

- услуги, рассчитываемые  по стоимости товара;

- услуги, рассчитываемые  по весу товара;

- услуги, рассчитываемые  по расстоянию таможенного сопровождения;

- услуги, рассчитываемые  по твердо установленным ставкам;

-услуги, рассчитываемые  по количеству времени;

-бесплатные таможенные  услуги.

К восьмой группе относятся услуги, подразделяемые по признаку осязаемости:

- осязаемые таможенные  услуги (экспертные услуги, реестровые  услуги, информирование и консультирование  в письменном виде, компьютерные  программы, таможенные карты и  т.д.);

- неосязаемые (информирование и консультирование в устной форме или по телефону, таможенное оформление, хранение на складе, сопровождение товара и т.д.).

Для большинства предоставляемых  таможенных услуг характерным свойством  является неосязаемость. Данные услуги невозможно продемонстрировать, ощутить  или показать участнику ВЭД как  материальный результат. Это, несомненно, отражается на решении участника  ВЭД – воспользоваться этой услугой  или отказаться. Зачастую, если участнику  ВЭД необходимо получить какую-либо устную информацию или консультацию по вопросам таможенного дела, он обращается в таможню, таможенную инфраструктуру или к таможенным посредникам. При этом он заранее не знает, какого качества консультации или информацию он получит, каков объем этой консультации или срок, когда он получит ту или иную услугу, необходимую для решения его проблемы.

Деятельность, касающаяся таких основных таможенных услуг, как  хранение или сопровождение товаров, также является неосязаемой и  носит нематериальный характер. Оценить  данные виды услуг участник ВЭД может  только после их выполнения. Для  участника ВЭД размещение товаров  на таможенных складах или СВХ  в случаях, необходимых при таможенном оформлении, является неосязаемой услугой. Это связано с тем, что он не может практически проконтролировать  процесс хранения товаров и оценить  стандарт этих услуг. Таможенное сопровождение  неосязаемо в силу того, что участник ВЭД не принимает в этом процессе непосредственного участия, ему  не могут продемонстрировать данный вид услуг.

Основное таможенное оформление, являясь главной таможенной услугой и важнейшим системообразующим видом таможенной деятельности, также имеет нематериальный характер и выполняется в электронной форме на базе электронного декларирования. Участник ВЭД, уплачивая сборы за таможенное оформление до или во время подачи электронной декларации, не может заранее знать, как быстро (в основном в пределах времени, установленного ТК ТС) будет произведено таможенное оформление, какие трудности могут возникнуть в этом процессе. От него требуется лишь представление декларации и полного достоверного электронного пакета документов. Конечным результатом данной услуги, по существу, является электронный штамп (или электронная подпись) «Выпуск разрешен» на ГТД. Для участника ВЭД это означает, что услуги по таможенному оформлению товара были оказаны, и он может распоряжаться этим товаром (либо вывозить из страны, либо реализовывать на территории страны). Предоставление отсрочки и рассрочки платежа как услугу нельзя попробовать, нельзя упаковать, хранить и т.д. Здесь нет присутствия товара, чтобы сделать услугу более осязаемой. Получая отсрочку или рассрочку платежа, участник ВЭД просто пользуется предоставленной возможностью по уплате таможенных платежей.

Процесс включения субъекта ВЭД в государственный реестр или банка в реестр кредитных учреждений также можно условно назвать государственной услугой. В данном случае появляется условно осязаемый документ – приказ Федеральной таможенной службы (ФТС России), что является подтверждением оказания услуги. Имеют определенную осязаемость услуги по предварительному решению, которые связаны с запросами заинтересованных лиц, при которых появляется товар или элемент товара и оформляется документ, имеющий юридическую силу.

Вторая особенность  характеристики таможенной услуги –  неразрывность технологии производства и потребления, то есть услуга оказывается  тогда, когда поступает заказ  или появляется клиент. В сфере  таможенного дела, если нет факта  перемещения груза через таможенную границу ТС, то нет, как правило, предварительных операций, предварительных решений, таможенного оформления, отсрочки и рассрочки платежа.

Изменчивость – третья характеристика, также присущая тем  видам деятельности таможенных органов, которые определены как услуги. Во-первых, это связано с большой изменчивостью  нормативно-правовой базы; во-вторых, данные услуги оказываются разными людьми, отличающимися друг от друга опытом, квалификацией, личными качествами. Это определяет качество профессиональных услуг. В таможенном деле качество услуг  также зависит от полноты и  актуальности информации, которой владеет  сотрудник при выполнении своей  работы, и во многом - от наличия современных программных средств и технической оснащенности рабочего места. Третьим источником изменчивости услуг является сам потребитель этих услуг. Для каждого участника ВЭД необходим индивидуальный подход, конечно, в разумных пределах, что объясняется не только разнообразием контрактов и особенностями поставки, оплаты товаров и другими причинами, но и включает законопослушность клиента, личностный фактор и т.д. Для уменьшения изменчивости услуг должны существовать стандарты обслуживания, которые реализуются благодаря разработке единых принципов и требований, предъявляемых как к таможенной системе, таможенной инфраструктуре, так и к участникам ВЭД.

Таможенные услуги также  обладают такой характеристикой, как  невозможность их хранения. Нереально  заранее подготовить консультации для участников ВЭД, экспертные услуги, оформить декларацию и т.д., а затем  использовать их в тот момент, когда  спрос на эти услуги возрастет. Колебание  спроса присуще почти всем видам  услуг, оно характерно и для услуг, оказываемых таможенной службой. Факторами, влияющими на спрос, могут быть: сезонность, экономическая ситуация в стране или регионе, изменчивость нормативно-правовых актов ФТС России и т.д. Наконец, особенность предоставления прямых услуг таможенными органами заключается  в том, что участник ВЭД не может  воспользоваться услугами других организаций, так как эти услуги предоставляются  таможенными органами в зоне деятельности которых участники ВЭД осуществляют свою деятельность (монопольные услуги). Поэтому потребитель этих услуг, несомненно, заинтересован в том, чтобы эти услуги были ускоренными и качественными. Надо отметить, что услуга может достаточно легко стать материальным товаром и наоборот. Граница между товарами и услугами зависит от отношения к этому поставщиков товара и потребителей. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов и ряд действий обслуживающего персонала исполнителя, может рассматриваться потребителем как материальный товар, так и услуга.

Осуществление группировки  и классификации таможенных услуг  имеет актуальное значение в формировании сервисной таможни для содействия международных цепей поставок11.

 

 

2.3. Анализ данных таможенных услуг на примере СВХ Домодедово

 

Со времени создания таможни  постоянно разрабатываются и  совершенствуются технологии и технологические  схемы по всем направлениям деятельности таможни. Неоднократно меняется структура  таможни, создаются самостоятельные  отделы, занятые узкофункциональной деятельностью, оснащённые современной  компьютерной техникой и системами  связи. Создаются эффективно действующие  системы таможенного контроля и  совершенствуются процедуры таможенного  оформления пассажиров, товаров и  транспортных средств. Создаётся оперативно и эффективно действующая правоохранительная структура.

Со 2 февраля 2004 года в связи с  дальнейшим совершенствованием процедуры  таможенного оформления пассажиров таможенный пост Аэропорт Домодедово разделён на 2 таможенных поста: Аэропорт Домодедово (пассажирский) и Аэропорт Домодедово (грузовой).

Аэропорт Домодедово (грузовой) один из крупнейших и наиболее высокотехнологичных авиагрузовых комплексов России. Площади Терминала находятся на территории Международного аэропорта Домодедово, что позволяет предложить клиентам полеты в 198 городов мира. Ежегодно на Терминале обрабатывается более, чем 140 000 тонн груза. Компания является одной из лидирующих по объемам грузообработки, ее доля составляет 52%.

Информация о работе Таможенные услуги в международной цепи поставки товара