Таможенные режимы как средство таможенного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить таможенные режимы, и особенности их применения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть административные режимы, понятие, признаки, виды;
• изучить историю развития законодательства таможенных режимов;
• охарактеризовать таможенные режимы;
• Провести сравнительный анализ Таможенного кодекса РФ 2003г. и Таможенного кодекса Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Административный режим: понятие, признаки, виды 5
Глава 2. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам 8
2.1 Законодательное регулирование и порядок применения таможенных режимов 8
2.2 Характеристика и виды таможенных режимов 10
Глава 3. Сравнительный анализ ТК РФ 2003г. и ТК ТС 24
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Таможенные режимы..doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.2 Характеристика и виды  таможенных режимов

 

 

В ТК РФ 2003г. в отличие от ТК РФ 1993г. юридически закреплена классификация таможенных режимов. В зависимости от их роли и предназначения выделено несколько групп таможенных режимов:

  • основные;
  • экономические;
  • завершающие;
  • специальные.

Выделение таможенных режимов в отдельные группы либо разделение их по типам имеет юридическое значение прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации.

В первой группе объединены режимы, применяемые при совершении основного объема внешнеторгового оборота, связанного с продажей российскими организациями товаров в зарубежные страны, а также с приобретением товаров в целях реализации на внутреннем рынке для российских потребителей. К таким таможенным режимам отнесены выпуск для внутреннего потребления и экспорт (составляют 80% торгового оборота). Правовые рамки регламентации указанных таможенных режимов устанавливают максимальные требования: уплату причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, а также соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Это позволяет свободно распоряжаться товарами как на внутреннем рынке страны (выпуск для внутреннего потребления), так и на внешнем (экспорт). Все остальные таможенные режимы предусматривают льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, обусловленные ограничениями пользования или распоряжения товарами.

Выпуск  для внутреннего потребления. Сущность данного режима состоит в том, что ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на ней без обязательства об их вывозе. Статус находящихся в свободном обращении они приобретают после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.  Если же данные условия не будут выполнены, товары подлежат условному выпуску.

Экспорт. Данный режим является традиционным в мировой практике. Он означает, что товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с нее без обязательств об обратном ввозе. Экспорт предусматривает уплаты вывозных таможенных пошлин, а также соблюдение мер нетарифных ограничений (например, экспортный контроль), либо иных требований и условий , которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ. К их числу можно отнести  обязательное зачисление экспортером на счет в  уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров.  

Завершает группу основных таможенных режимов международный таможенный транзит, при котором товары не предназначены для приобретения на внутреннем рынке, а пересекают таможенную границу РФ в целях доставки из одного иностранного государства в другое. При транзите не требуется уплата таможенных пошлин и налогов. К товарам также не применяются запреты и ограничения экономического характера. Международный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров. Разрешение должно быть выдано не позднее трех дней с момента принятия транзитной декларации. При этом таможенный орган устанавливает срок международного транзита (не более 2000 км за три дня для перевозок воздушным транспортом и за один месяц для перевозок остальными видами транспорта) и определяет место доставки (зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения). Указанный срок может быть продлен вследствие аварии, а также по мотивированному запросу заинтересованного лица. ТК  устанавливается упрощенный порядок применения международного транзита, который возможен в случаях, когда место прибытия и убытия транзитных товаров совпадают. В выборе данного режима таможенным органом может быть отказано, если перевозчик или экспедитор допустили неоднократное невыполнение обязательств по перевозке.

В отдельную  группу выделены таможенные режимы с  экономическим значением.

В ТК РФ 2003 года к группе таможенных режимов с  экономическим значением отнесены: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад).

Переработка на таможенной территории (ст.173-186 ТК РФ). Таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течении срока переработки товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок (срок переработки товаров не может превышать 2 года). Это режим может осуществляться только при наличии разрешения таможенного органа, которое действует в течении установленного срока переработки. Заявление на выдачу разрешения рассматривается таможенными органами в течении 30 дней со дня его принятия.  Переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в соответствии со статьей 175 ТК РФ. Правительство РФ вправе определять случаи, когда действие этого режима не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров. Не позднее срока переработки действие этого режима завершается вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.

Переработка вне таможенной территории (ст.197-208 ТК РФ).

Это таможенный режим, при котором товары вывозятся  с таможенной территории РФ для целей  проведения операций по переработки  товаров в течении срока переработки товаров (не может превышать 1 года) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического  характера. Переработка вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа, которое выдается декларанту, который несет ответственность за уплату таможенных платежей. Данный таможенный режим завершается ввозом продуктов переработки на таможенную территорию РФ.

Из перечисленных  таможенных режимов новым для  российского таможенного законодательства является таможенный режим переработки для внутреннего потребления, который позволит использовать общепринятый в международной практике механизм стимулирования импортозамещения. В соответствии с этим режимом российские организации будут осуществлять деятельность по переработке иностранных товаров на тех же экономических условиях, что и иностранные переработчики. Экономический смысл этого таможенного режима заключается в исправлении эскалации таможенного тарифа. Общий принцип эскалации таможенного тарифа заключается в том, что, чем выше степень переработки и обработки товаров, тем выше уровень ставки таможенной пошлины. Вместе с тем встречаются исключения из этого принципа, когда при высокой степени обработки уровень ставки таможенной пошлины, применяемой к готовой продукции, ниже уровня ставок, применяемых к материалам (сырью). Такие исключения могут быть обусловлены стимулированием ввоза отдельных видов товаров путем уменьшения ставок таможенных пошлин. Применение данного таможенного режима позволит российским производителям использовать импортные комплектующие для производства инвестиционных товаров непосредственно на территории страны.

Временный ввоз (ст.209-214 ТК РФ). Содержание данного режима состоит в том, что иностранные товары используются в течении определенного срока на таможенной территории РФ с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера. Применение данного режима возможно при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом  при их обратном вывозе. Исключение здесь составляют случаи, установленные правилами международных договоров, когда допускается замена временно ввезенных товаров предметами того же типа. Временно ввезенными товарами, как правило, может пользоваться лицо, получившее на это разрешение. Оно несет ответственность за уплату таможенных платежей. Товары, помещаемые под данный режим, должны оставаться в первоначальном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа и естественной убыли при нормальных условиях перевозки и эксплуатации. При частичном освобождении от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на территории РФ уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом России, исходя из цели и обстоятельств такого ввоза, и составляет 2 года. Для отдельных видов товаров решением Правительства РФ могут устанавливаться более короткие и более продолжительные сроки. Не позднее дня истечения установленного срока товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ, либо заявлены к иному таможенному режиму, либо вывезены для свободного обращения.

Свободная таможенная зона (свободный склад). В ТК РФ отсутствует описание таможенных режимов свободной таможенной зоны (свободного склада), однако это не означает отказ законодателя использовать в экономическом регулировании такой мощный инструмент развития национальной экономики как свободные таможенные зоны и другие разновидности свободных экономических зон. Все вопросы, связанные со свободными экономическими зонами, не нашли своего отражения в новом законе в связи с разработкой федерального закона об особых экономических зонах. В этой связи до принятия соответствующего федерального закона будут действовать положения таможенных режимов свободной таможенной зоны (свободного склада), установленные гл. 12 ТК РФ 1993 года.

Таможенный  склад (ст.215-233 ТК РФ).  В числе всех применяемых специальных режимов таможенный склад выступает как наиболее благоприятный. Его содержание состоит в следующим: ввезенные на склад товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера в период хранения. Товары же, предназначенные для экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных действующим законодательством. Итак, таможенный склад, включая территорию, прилегающую к нему, представляет собой зону таможенного контроля. Под данный таможенный режим могут помещаться любые товары, за исключением тех, которые запрещены к перемещению через таможенную границу РФ, любых видов энергии, а также предметов, используемых для нормального функционирования самого таможенного склада (погрузочно-разгрузочная техника, холодильное оборудование и т.п.). Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, необходимо содержать в специально оборудованных помещениях. Если габариты товара не позволяют поместить его на таможенный склад, допускается применение данного режима без фактического его нахождения там, но в разумной близости и при наличии письменного разрешения таможенного органа. Срок хранения товаров на таможенном складе определяется лицом, помещающим их туда, и, согласно ст.218 ТК, составляет 3 года с возможным его продлением. Товары, имеющие ограниченные сроки годности и/или реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму и вывезены с таможенного склада не позднее, чем за 180 дней до истечения указанного ограниченного срока, за исключением подвергающихся быстрой порче товаров, в отношении которых ФТС указанный срок может быть сокращен. Таможенные склады бывают двух типов:

1) открытого типа (доступны для хранения любых товаров и использования любыми  лицами) – они создаются таможенными органами или российскими юридическими лицами;

2) закрытого типа (предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада) – они образуются российскими юридическими лицами, включенными в реестр владельцев таможенных складов.

Учреждение таможенного  склада таможенным органом осуществляется по решению ФТС РФ. Владелец таможенного  склада обязан соблюдать требования, установленные ТК в отношении  товаров на таможенном складе; вести  учет хранимых грузов; обеспечивать их сохранность; не допускать посторонних лиц к хранимым товарам. Владелец таможенного склада несет ответственность за уплату таможенных платежей в отношении хранящихся товаров в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Хранение товаров на таможенном складе таможенного органа является безвозмездным. Необходимые расходы возмещаются субъектом ВЭД в соответствии с нормами гражданского законодательства.  Не позднее дня истечения срока хранения товаров на таможенном складе они должны быть заявлены к иному таможенному режиму.  

Третью группу классификации таможенных режимов  составляют завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.

Характерной особенностью этих таможенных режимов  является то, что товары приобретают для таможенных целей постоянный, а не временный статус. Таможенный контроль при помещении товаров под указанные таможенные режимы завершается.

Реимпорт (ст.234-238 ТК РФ). Этот режим предполагает, что товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся обратно в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения запретов и ограничений экономического характера. При вывозе товары должны иметь статус находящихся в свободном обращении либо быть продуктами переработки иностранных товаров. Срок возврата товаров в режиме реимпорта е должен превышать 3-х лет со дня, следующего за днем пересечения границы. Если же товары ввозятся в страну в течении шести месяцев, производится возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин.

Реэкспорт (ст.239-242 ТК РФ). Таможенный режим реэкспорта применяется для иностранных товаров, в том числе ввезенных на территорию РФ с нарушением установленных законодательством запретов  на ввоз. Такие товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов или их возврат производятся, если это предусмотрено при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ. При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины и налоги не уплачиваются.

Информация о работе Таможенные режимы как средство таможенного регулирования внешнеторговой деятельности